Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Владимира Коваленко » Индейцы. Энциклопедия


Индейцы. Энциклопедия

Сообщений 11 страница 20 из 25

11

Секво́йя (англ. Sequoyah, чероки ᏍᏏᏆᏱ Ssiquaya), он же Джордж Гесс, Гест или Гист (George Guess, Guest или Gist), (ок. 1760 или 1770 — между 1843 и 1845) годами — вождь индейского племени чероки, изобретатель слоговой азбуки чероки (1826 год), основатель газеты «Чероки Феникс» на языке чероки (1828 год).
[править] Краткая биография

Секвойя родился около 1760 или в 1770 году от женщины из племени чероки и неизвестного отца, вероятно, белого или метиса. Место его рождения неизвестно; это может быть деревня Таскеги в Теннесси. В 1809 году он переехал в Виллстаун, штат Алабама, где стал серебряных дел мастером.

Тогда же он, не знавший английского языка, но имевший возможность видеть, как американцы пользуются письменностью, приступил к разработке системы письма для языка чероки. Сначала он пытался разработать иероглифическое письмо, но затем решил создать слоговую азбуку.

В разработанной им к 1821 году азбуке было 86 символов, частично заимствованных из латинского и, возможно, из кириллического алфавитов. Первой письму и чтению на родном языке была обучена его дочь Аёка. Изобретение было сперва встречено его соотечественниками с недоверием (знахари приняли его за одержимого), но на собрании воинов он сумел продемонстрировать его полезность. К 1823 году письменность чероки стала общеупотребительной, и в 1825 году Нация Чероки дала ей официальный статус.

В 1825 году Секвойя переехал на новую территорию чероки в Арканзас, где завёл кузницу. В 1828 году он участвовал в переговорах в Вашингтоне.

Остаток жизни он посвятил попыткам политического объединения чероки и выработки общей письменности для североамериканских индейцев, для чего посетил будущие Аризону, Нью-Мексико, а также Мексику, где и умер между 1843 и 1845 годами.

Австрийский ботаник Штефан Эндлихер назвал в его честь род Секвойя (Sequoia): хвойные деревья с Тихоокеанского побережья Северной Америки, достигающие высоты более 110 м — самые высокие растения на Земле.

0

12

Командор Кабанов, если нароете аналогично по индейцам великих равнин и племенам населявшим Калифорнию - будем очень признательны.

0

13

Dingo Попробую. Пока вот.

Калифорнийские индейцы http://stud.ibi.spb.ru/148/fedoana/html … kalif.html
Здесь рядом действительно живут более пяти десятков различных племен, относящихся ко множеству языковых семейств. За исключением нескольких самых южных племен, ни одна из групп калифорнийцев не знала земледелия. В большинстве своем они были собирателями. Во время длинного и жаркого калифорнийского лета они собирали каштаны, орешки пинии, коренья, разные лесные плоды, дикий овес. Охота имела для этих индейцев гораздо меньшее значение. Охотились они главным образом на оленей с помощью лука, а на острове Св. Варвары — особым копьем. В других местах они охотились на кроликов, загоняя их в ограды из сетей. На побережье океана калифорнийцы собирали моллюсков, разумеется, ловили и рыбу. Однако основным продуктом питания для большинства калифорнийских племен служил обыкновенный желудь. Правда, если мы надкусим желудь, из-за высокого содержания танина он покажется нам неприятно горьким. Совершенно несъедобным. Но калифорнийские индейцы научились избавляться от этих нежелательных семи процентов танина, вываривая желуди в кипятке. Остальные же 93% желудевой массы содержат ценные питательные вещества, заменяющие калифорнийским индейцам сахар, растительное масло, жиры и яйца! Из высушенных желудей они приготовляли муку, из которой в течение всего года пекли свою основную еду — желудевые лепешки. Желудю принадлежала та же роль, какую в культуре индейцев Великих озер играл водяной рис. Если жителей области Великих озер мы называли «рисовыми индейцами», то с тем же правом коренных обитателей Калифорнии мы можем назвать «желудевыми индейцами». О желудях и увеличении их урожаев они нисколько не заботились (так же как индейцы Великих озер не заботились о водяном рисе), а только в период созревания желудей собирали их: индейцы-мужчины сбивали желуди большими палками, затем женщины складывали их в большие, красиво сплетенные корзины, уносили в свои деревни, сушили и перерабатывали в муку. Классическая область собирателей желудей — центральная Калифорния, бассейны рек Сан-Хоакин и Сакраменто. К ним принадлежало, например, многочисленное племя помо. Если индейцы центральной и южной Калифорнии жили за счет сбора желудей, то жители северной Калифорнии и Орегона, относящиеся к племенам кламат и лодок, собирали семена желтых лилий, из которых тоже приготовляли муку. Сбор лилий, которым в этих племенах занимались женщины, проводился прямо с лодок. В доколумбову эпоху калифорнийские индейцы жили по преимуществу в землянках. Также проста была и их одежда. До соприкосновения с первыми белыми мужчины многих здешних племен ходили совершенно нагие, другие носили короткую набедренную повязку из оленьей кожи. Такой же повязкой удовлетворялись и женщины.
Еду эти индейцы тоже варили чрезвычайно просто. Кашу и супы они согревали в водонепроницаемых корзинах, опуская в них раскаленные камни. И раз уж речь зашла о корзинах, необходимо напомнить, что эти, в остальном довольно примитивные, индейцы — лучшие во всей Америке корзинщики, а изделия индейцев из племени помо считаются особо ценными сувенирами. Значительного расцвета — видимо, под влиянием восточных и южных соседей — достигло здесь гончарное дело. Калифорнийские индейцы обрабатывали также камень, растительные волокна, птичьи перья и особенно морские раковины, которые были в Калифорнии общепринятым платежным средством. Калифорнийцы относятся к числу тех индейцев Северной Америки, которые наиболее пострадали от проникновения белого человека. Поскольку жили они на побережье или неподалеку от него, то с европейцами познакомились значительно раньше других племен американского Запада. Формально Калифорния в колониальную эпоху принадлежала Испании, однако главную роль здесь играли миссионеры, сначала иезуиты, а затем францисканцы. Последние основали в Калифорнии ряд постоянных миссий, в подчинении которых находились десятки тысяч индейцев, живших как полуневольники и трудившихся на плантациях апельсинов и финиковых пальм. Вслед за испанцами и мексиканцами в стране «желудевых индейцев» появились американцы, которые приобрели Калифорнию по знаменитому договору, заключенному в Гваделупе-Идальго. Почти в то же самое время, когда Калифорния стала частью Соединенных Штатов, швейцарец Иоганнес Зуттер, один из первых белых калифорнийских поселенцев, находит на своем земельном участке золото. Мгновенно вспыхнувшая «золотая лихорадка» прежде всего принесла несчастье этому «человеку, которому улыбнулось счастье». (Дом его золотоискатели подожгли, сына застрелили, другой сын предпочел застрелиться сам, дочь сошла с ума, а позже потерял разум и сам первооткрыватель калифорнийского золота Иоганнес Зуттер.) И точно так же волна золотоискателей смывает с поверхности Калифорнии одно индейское племя за другим. Сейчас пережившие все это калифорнийские индейцы разбросаны по 116 резервациям. Причем самая маленькая занимает 2 акра, то есть примерно один гектар

+1

14

А теперь - индейцы Великих Равнин.

Пока так:

http://noironline.ru/2009/04/14/uchebno … avnin.html

Лошади в культуре и жизни индейцев великих равнин

Автор: А.Ю. БЕРКОВ

Автор, более четверти века изучающий историю и культуру индейцев Великих Равнин, заостряет внимание читателя на малоизвестных страницах истории завоевания Америки.

Богатый археологический, исторический и этнографический материал дополнен данными из личных бесед с духовными лидерами различных индейских племен и членами своей индейской семьи. А значение некоторых секретов индейских шаманов, современной психологии и большой практический опыт позволяют автору совершенно по-другому взглянуть на отношения человека и лошади.

http://world.lib.ru/s/stukalin_j/02.shtml

ХОРОШИЙ ДЕНЬ ДЛЯ СМЕРТИ: военное дело индейцев Великих Равнин и прерий. Стукалин Юрий

Отредактировано Командор Кабанов (13-09-2010 17:21:25)

0

15

А теперь полный список индейских племен Великих равнин!

    * Анишинаабе (группа племён):
          o Оджибве (чиппева, оджибва) Миннесота, Северная Дакота, Южная Дакота, Монтана, Саскачеван, Манитоба
                + en:Saulteaux (Plains Ojibwe, Nakawē) Британская Колумбия, Альберта, Саскачеван, Манитоба
                + en:Chippewa Cree Монтана
          o Оттава, Оклахома
          o Потаватоми Канзас, Оклахома
    * Равнинные кри Монтана
    * Апачи:
          o Хикарийя, Нью-Мексико
          o Липаны (племя), Нью-Мексико, Техас
          o Mescalero Apache Нью-Мексико
          o Кайова-апачи Оклахома
    * Арапахо Оклахома, Вайоминг
          o en:Besawunena
          o en:Nawathinehena
    * Арикара (Arikaree, Arikari, Ree) Северная Дакота
    * Гровантры (ацина) Монтана
    * Черноногие
          o Kainah (Blood) Альберта
          o en:Northern Peigan Альберта
          o Piegan (Blackfeet) Монтана
          o Siksika Альберта
    * Шайенны Монтана, Оклахома
    * Команчи — Оклахома
    * Кроу (Absaroka, Apsáalooke) Монтана
    * Хасинай, Техас
    * Хидатса Северная Дакота
    * Айова (Ioway) Kansas, Небраска, Оклахома
    * Канза Оклахома
    * Кайова Оклахома
    * Кичай Оклахома
    * Манданы Северная Дакота
    * Миссури Оклахома
    * Омаха Небраска
    * Осейджи Оклахома
    * Ото Оклахома
    * Пауни, Оклахома
    * Понка Небраска, Оклахома
    * Куапо Оклахома
    * Сиу
          o Дакота Миннесота, Монтана, Небраска, Северная Дакота, Южная Дакота, Манитоба, Саскачеван
          o Лакота (Тетоны) Монтана, Северная Дакота, Южная Дакота, Саскачеван
          o Stoney Альберта
          o Ассинибойны Монтана, Саскачеван
    * Тонкава Оклахома
    * Сарси (тсу т’ина) Альберта
    * Уичита Оклахома

0

16

И буду выкладывать информацию про эти племена (выбирайте)

Манданы

Манданы — индейский народ из группы сиу, который на рубеже 18-19 веков вёл полукочевой образ жизни на реке Миссури и её притоках Харт и Найф-Ривер. Археологические находки указывают на то, что манданы пришли в эту местность из долины реки Огайо. В 1838 г. большая часть племени вымерла от эпидемии оспы. Последняя чистокровная представительница племени манданов умерла 6 января 1975 года. Согласно Закону о реорганизации индейцев в 1934 г. манданы официально объединились с племенами арикара и хидаца в союз «Три объединённых племени» (Three Affiliated Tribes). Примерно половина потомков данного объединённого племени проживает в настоящее время в резервации Форт-Бертольд в штате Северная Дакота, а прочие рассеяны по территории США и Канады. Некоторые старики ещё говорят на манданском языке.

Культура

В отличие от прочих индейцев Великих равнин, ведших в основном кочевой или полукочевой образ жизни, манданы в XIX веке уже жили в постоянных поселениях, состоявших из куполообразных индейских землянок, окружённых палисадом. Они выращивали кукурузу, бобы, тыквы, подсолнечник, охотились на бизонов в охотничий сезон, изготавливали керамику и корзины.

У манданов существовали сложные церемонии, такие, как солнечный танец и знаменитая окипа — длившийся 4 дня праздник инициации молодых людей, подвергавшихся всё это время изощрённым истязаниям, чтобы доказать свою готовность стать воинами. Существовали и церемонии меньшего масштаба, которые проводились не всем племенем, а отдельными группами, например, «медвежья церемония» для излечения больных и для повышения силы воинов.

Селения манданов состояли из 12 — 100 домов. В каждой из племенных групп трое людей занимали руководящее положение: военный предводитель, предводитель мирного времени и правитель деревни. В социальной организации доминировали объединения воинов с иерархией по возрасту; за членство в воинских союзах необходимо было вносить плату. Помимо воинских, существовали другие социальные, шаманские и женские объединения.
Художники из племени манданов украшали одежды из буйволовой кожи, изображая на них эпизоды из героических сражений.

История

Ближайшим к манданскому языку является язык племени виннебаго. Манданы прибыли на реку Харт в период между 10 и 13 веками и основали здесь 9 селений: 2 на восточном и 7 на западном берегу. В то же время в регион прибыло и племя хидаца, ведшее тогда кочевой образ жизни. Встретившись с манданами, хидаца переняли их оседлый земледельческий образ жизни и поселились к северу от них на реке Найф.

Первая встреча с европейцами произошла в 1738 году, когда манданов посетили французские купцы. В это время численность манданов составляла около 15000 человек, проживавших в 9 селениях на реке Харт. В середине XVIII века манданы впервые приобрели лошадей, которых они использовали для перевозок и охоты. Встреча с французами привела к тому, что манданы стали играть роль посредников в торговле шкурами, злаками и буйволовым мясом в обмен на оружие и лошадей.

В 1750 г. существовало 9 селений манданов, однако несколько эпидемий оспы и холеры снизили к 1800 году их число до двух. После эпидемии оспы в 1837 г. выжило всего 100—150 манданов. Некоторые из них в 1845 г. переселились к племени хидаца в Форт-Бертольд, а большинство прочих переселилось туда же позднее. Численность потомков манданов по состоянию на 2000 г. составляла 369 человек.

Европейские легенды о происхождении манданов

Легенды о том, что среди манданов были потомки доколумбовых белых переселенцев, либо из Уэльса, либо потомков викингов из Винланда, привлекли к этому племени внимание большого числа исследователей 18 и 19 веков. Изучением манданов занимались, в частности, Джон Эванс, Джордж Кэтлин, Джордж Роджерс Кларк, Уильям Кларк и Мериуэзер Льюис.
Джордж Кэтлин, посетивший манданов в 1833 году, обратил внимание на сходство некоторых манданских ритуалов с еврейскими религиозными праздниками, из-за чего пришёл к выводу об их еврейском происхождении, хотя вряд ли имел при этом в виду события, описанные в Книге Мормона.

Так что - авторам на заметку: можно придумать историю про Рабиновича, перенесенного к манданам в 1300 год и он ввел пару праздников... :rolleyes:

0

17

Специализированные разделы
История Северной Америки.
Индейцы (все племена Северной Америки)

http://aleksionapolis.ru/historyindiannakomanche.html

Команчи (Comanche)

Команчи были частью южных групп Восточных шошонов, который жили у верховья реки Платта в восточном Вайоминге. Начиная с 1740-ых они начали пересекать Арканзанскую Реку и утвердились на краях Ллано-Эстакадо (так называемые, потому что это было настолько плоским и лишенным ориентиров), который простирался из западного Штата Оклахома поперек Техаса в Нью-Мексико. Область, которой они управляли, стала известной как Comancheria и проходила с юга от Арканзанской Реки поперек центрального Техаса к  Сан-Антонио, включая весь запад Плата Эдуардс в реку Пекоса и затем на север снова после предгорий Рокки Мунтэйнса к Арканзасу.

   Во время их первого отделения от шошонов, команчей вероятно было приблизительно 10 000 человек. К ним примкнули Восточные шошоны. По оценкам, на 1790 г. их было около 20 000, но никогда не было точно известно их количество до 1870-ых гг.  Хотя перепись 1849-ого г. в  Соединенных Штатах индейских племен дала эту цифру, это было, в лучшем случае предположение. Эпидемии в течение следующих двух лет понизили эту  к 12 000 к 1851 году.. В 1870 было меньше чем 8 000 команчей. В 1920 г., при переписи было внесено в список меньше чем 1 500 команчей. В настоящее время, 5 000 команчей живут около их племенного штаба в Лотоне, Штате Оклахома. Всего их приблизительно 8 000 человек. Из трех миллионов акров, обещанных команчам в соответствии с соглашением в 1867, только 235 000 остались в их руках. Из этого, 4 400 акров принадлежат племени непосредственно.

    Название команчей известно, но происхождение имени под вопросом. Наиболее вероятное объяснение состоит в том, что это была испанское искажение их названия Юта, Kohmahts (те, кто - против нас). Французские торговцы попеременно использовали это слово и для апачей равнин и для команчей. В более поздних годах это название используется только для команчей.

   Язык команчей почти идентичен языку шошонов, который в свою очередь связан с языком Ютов и Пайутов.

  Команчи, как полагают, были первыми людьми на равнинах, которые использовали лошадь экстенсивно, и также поставляли лошадей для других племен равнин. Племя команчей также снабжали американцев мулами для южных хлопковых плантаций, и лошадей продавали в Калифорнии в течение 1849 г. в период золотой лихорадки.

   Команчи крали примерно каждую лошадь и мула в Нью-Мексико и северной Мексике. Они захватывали женщин и детей от конкурирующих племен и продавали их испанцам в Нью-Мексико как рабов. В течение 1800-ых они также крали рогатый скот из Техаса, чтобы продавать его в Нью-Мексико.

   Физически, Команчи были небольшого роста в отличии от других племён равнин. Воины носили длинные волосы, которые были разделенный в середине (вокруг scalplock), и заплетены на сторонах. Одежда была оленьей кожей, но после того, как ткань стала доступной, они предпочитали синий цвет или алый. Несмотря на стереотип, замеченный в кинофильмах, Команчи не носил украшенные военные шляпы как Lakota до конца 1800-ых. Для головного убора, многие предпочли военную шляпу, сделанную от скальпа бизона с рожками. Это также служило, чтобы защитить его владельца от ударов до головы. Также всадники команчей носили не обычные мокасины, а высоко едущие ботинки, простирающиеся на бедро и обычно красили их в светло-голубой цвет.

   Помимо языка, Команчи сохранили другие черты культуры шошонов. Их вигвамы на южных равнинах отличались тем, что использовалитсь четыре (не три) главные полюса, два из которых выделили для входа. Вигвам всегда использовался в течение зимы, но летом, Команчи часто использовали временные убежища (shelters), как у шошонов. Основной пищей был бизон, но их диета также включала корни, дикие овощи и фрукты, собранные женщинами. Бизоны обеспечивали примерно всем, в чём нуждались команчи: одежда, покрытия вигвама, нить, лодки и инструменты. Иногда утверждают, что они никогда не ели рыбу, или водоплавающих птиц, но команчи их ели, в случае недостатка иной пищи. Однако, они определенно не ели собак, в отличии от Kiowa, Шайеннов и Арапахо. Когда Команчи столкнулись с людоедством среди племен в восточном Техасе, их реакция была почти такая же как у европейцев, только Команчи имели более прямой метод выражения неодобрения. Как правило, они не любили "огненную воду ", которую им предлагали "белые" торговцы.

   Они были свободно организованы в 8 - 12 групп. Люди часто переходили между этими группами. Лидерство было полностью мужским и не наследственным. Это было основано на статусе, который приобретался через комбинацию военных почестей, власти медицины, великодушия, и семейных отношений. Самая очевидная особенность была нехваткой твердых правил. Власть вождя команчей могла измениться от минимального контроля его собственной группы к власти над всем племенем. Руководители разделения очевидно были избраны генеральным советом, когда с этой целью требуется большие сборы. Команчи ценил хорошие навыки в ораторском искусстве, и их лидеры часто нанимали определяемого спикера, или оратора (tlatolero), говорить за них. Это было иногда трудно для посторонних на встречах с Команчи определить, кто был фактическим лидером. Было также почти-невозможно сделать соглашение с одной группой Команчей, которое будет соблюдено всеми.

   Социальная организация Команчей была базовой, но не простой. Их большие стада лошадей требовали, чтобы Команчи жили в маленьких, рассеянных группах. Даже тогда было необходимо переместиться часто, не только, чтобы следовать за бизонами, но и заготовить достаточно травы, чтобы кормить лошадей. Основная социальная единица была расширенной семьей. Жены стали частью семьи их мужа, но не всегда. Команчи не имели кланов, но мужчины имели несколько военных обществ. Маленькая "медицинское" (puha) общество было другой формой организации и для мужчин и для женщин. Команчи были обществом воиненным, и мужчины доминировали. Женщинам не разрешали ни говорить в совете, и часто не были свободными выбрать, на ком они будут жениться. Большинство наблюдателей заключило, что их жизнь была трудной. Мужчины были многобрачны, но виновная в супружеской неверности жена могла быть убита или ей могли отрубить нос.

   Мертвых обычно хоронили почти немедленно после смерти в мелкой траншеи, обычно на холме около деревни. Могила была покрыта камнями, и часто лошадь погибшего воина также убивали. В течение траурного периода, который затем следовал,  родственники плакали громко, и это было признаком горя. В религии команчей всё сосредоточилось вокруг puha (целителя-жреца) через поиски видения, но не было никакого формального ритуала для этого. Была общая вера в Высшего Создателя, духи, и жизнь после смерти. Хотя была небольшая общественная церемония, религия была важной частью их жизней. Советы всегда начинали с трубы, куря во время церемонии, с первой затяжкой, всегда предлагаемой Большому Духу. Команчи имели их собственную версию "танца солнца", но это было нерегулярно.

0

18

Попросили выкладывать  1) Калифорния; 2) Невада, Аризона; 3) Юта, Айдахо, Орегон.

Буду писать.

Навахи (Аризона и Юта)

Резервация индейского племени навахо располагается на плато Колорадо и простирается с северо-запада штата Нью-Мексико до северо-восточной Аризоны и юго-восточной Юты; своей северной частью она захватывает юг штата Юта. На землях, занимаемых резервацией, живут 210 000 человек.
Этнографы относят навахо к группе индейских племен атапасков. В эти места они перекочевали с севера. У оседлых индейцев пуэбло научились ткацкому ремеслу и достигли в нем таких успехов, что сейчас ткани навахо славятся по всей стране. Испанцы познакомили их с лошадьми, овцами и козами, и теперь навахо великолепные скотоводы и замечательные ковбои.
В начале XIX века индейцы навахо были окружены войсками Штатов. Их держали в Форт-Самнере на востоке штата Нью-Мексико. А когда позволили вернуться на родные земли, то оказалось, что вернулись они уже в резервацию. Но тем не менее навахо — одно из немногих племен, которому вообще удалось вернуться на священную для них землю. Теперь навахо считают, что их страна — территория резервации, ограниченная четырьмя священными горами, — оберегает и охраняет их. Только там они могут жить, продолжая свой род. Остается добавить, что среди «индейских наций» (термин официальный) навахо — самая процветающая. И очень заботящаяся о сохранении своей культуры.

Гошуты (Юта), Goshutes, иногда неверно госиюты, Gosiute — племя индейцев, исторически проживающее в регионе Большого бассейна от Большого Солёного озера до горного массива Стептоу в Неваде, а на юге до Симпсон-Спрингс.

Язык относится к шошонской группе юто-ацтекских языков. Численность которого в настоящее время составляет не более 500 человек. Название происходит от имени вождя Goship или от слова Gutsipupiutsi, означающего «люди пустыни».

До контакта с европейцами гошуты кочевали на зиму в долине Дип-Крик в выкопанных в земле домах с каркасом из ивовых стволов, а весной и летом собирали дикий лук, морковь и картофель, а также охотились в горах на мелкую дичь.

Пайюты (англ. P(a)iute, Шаблон:Pron-en) — термин, охватывающий две группы индейских племён: северных пайютов (Калифорния, Невада и Орегон) и южных пайютов (Аризона, юго-восточная Калифорния, Невада и Юта). Обе группы говорят на языках, принадлежащих к нумской ветви юто-астекской языковой семьи, однако эти языки отстоят друг от друга достаточно далеко по сравнению с другими родственными им языками той же ветви.

Иногда термин «пайюты» также распространяется на соседние племена баннок, моно, тимбиша и кавайису, которые также говорят на близкородственных нумских языках.

Происхождение названия «пайют», Paiute, неясно. Некоторые антропологи интерпретируют название как «водные юте» или «подлинные юте». Северные пайюты называют себя «нума» или «нуму» (отсюда — нумские языки); южные пайюты называют себя Nuwuvi. Оба эти термина означают «люди». Также северных пайютов иногда называют Paviotso.

Ранние испанские колонизаторы называли южных пайютов словом «Payuchi» (с северными пайютами испанцы не контактировали), а ранние англоамериканские поселенцы называли обе группы «копателями» (за их привычку искать и выкапывать съедобные коренья), что в настоящее время считается оскорблением.

0

19

Индейцы штата Аризона.

По поводу этимологии названия Аризона единого мнения нет, в числе основных гипотез — испанская и индейская. Название штата происходит от переданного испанцами слова индейцев племени Пима — «место маленького ручья», на языке племени ацтеков — «рождающий серебро».

Апачи (англ. Apache)— собирательное название для нескольких культурно родственных племён североамериканских индейцев, говорящих на апачских языках атабаскской ветви семьи на-дене.

Племена апачей ныне живут в резервациях в Аризоне, Нью-Мексико, Оклахоме. К апачским языкам относятся:

    * западные: навахо (дине), западный апачи, мескалеро-чирикауа апачи
    * восточные: хикарийя апачи, липан апачи
    * равнинный (кайова) апачи

язык навахо — самый распространённый из индейских языков США (178000 носителей на 2000 г.), от него значительно отстаёт западный апаче (около 12 000 носителей).

Собственно апачи делились на шесть народов: западные апачи, чирикауа, мескалеро, хикарийя, липаны и кайова-апачи.

Апачи-хикарилья, Jicarilla Apache, или просто хикарилья, хикарийя — одно из племён апачей, проживающее в штате Нью-Мексико. Язык хикарилья относится к южным атабаскским языкам. Название jicarilla происходит из мексиканского диалекта испанского языка и означает «маленькая корзина».

Резервация Хикарилья расположена на территории двух округов штата Нью-Мексико: Рио-Арриба и Сандоваль. Площадь резервации составляет 3532,864 км², а население — 2755 человек согласно переписи 2000 года. Административный центр резервации — г. Дульсе в штате Нью-Мексико, на крайней северной оконечности резервации, где проживает 95 % её населения. Там же находится радиостанция племени KCIE (90.5 FM).

Племя хикарилья было единственным из племён апачей, которое отказалось сотрудничать с федеральными войсками в поисках Джеронимо.

Кайова-апачи, равнинные апачи, гатаки — небольшое индейское атабаскоязычное племя Великих Равнин. Сами себя кайова-апачи называли наишан-дена — наш народ, а по другому источнику их самоназвание Nadi isha Dena означает «главные люди».

История

Кайова-апачи с давних времён неразрывно были связаны с народом кайова. Они говорили на своём языке, но в остальном практически не отличались от кайова. Льюис и Кларк сообщали в 1805 году, что кайова-апачи живут в районе Блэк-Хиллс вместе с кайова. В дальнейшем кайова-апачи мигрировали на юг, на запад современной Оклахомы. В 1837 они подписали свой первый договор с правительством США. В 1867 году кайова-апачи были формально объединены с кайова и поселены в одну резервацию.

Численность
Численность племени никогда не превышала 600 человек. В 1805 году Льюис и Кларк определили численность кайова-апачей в 300 человек. В 1850 году их насчитывалось 300—400 человек, в 1854 г. — 320 чел., в 1862 и 1865 г. — 500 чел., в 1870 г. — 300 чел., в 1888 г. — 325 чел. В 1892 племя перенесло эпидемии кори и лихорадки, и его численность упала до 241 чел. В 1896 г. их было 208 чел., а в 1905 году кайова-апачей оставалось 155 человек. После этого их численность стала расти: 184 чел. (1930), 400 чел. (1950), приблизительно 1 тыс. чел. (1957), из них чистокровных 100-150 чел., 1536 чел. (1995), 1854 чел. (2001), 1860 чел. (2005).

0

20

Индейцы Орегона и Айдахо

Банноки или банате — индейское племя, традиционно обитавшее на севере Большого бассейна (ныне юго-восток штата Орегон и юг штата Айдахо). Банноки говорили на севернопаютском языке и тесно связаны с северными пайютами. Некоторые антропологи рассматривают банноков лишь как самое северное из племён северных пайютов. Насколько сами банноки отделяли себя от прочих севернопайютских племён во время первого контакта, неизвестно. Банноки освоили езду на лошадях и поддерживали тесные связи с северными шошонами.
Банноки вошли в историю США благодаря Баннокской войне (en:Bannock War) 1878 года. После войны банноки были вынуждены переселиться в резервацию Форт-Холл на юго-востоке штата Айдахо вместе с северными шошонами, и постепенно два племени слились в одно — шошоны-банноки.

Модоки — индейское племя, обитающее в США на границе штатов Орегон и Калифорния. Вместе с кламатами входят в кламат-модокскую языковую семью. Название племени на модокском языке означает «южные».
Традиционно занимались охотой, собирательством (в основном плодов кувшинки) и плетением корзин. Жили в простых землянках индейского типа, у которых над землёй выступала лишь деревянная крыша, позднее стали использовать также типи. Охотились и занимались рыболовством на реке Лост и озере Туле.
В 1909 году 51 человек, оставшихся от некогда крупного племени, переселили в резервацию в Орегоне, где их потомки обитают до настоящего времени

Кламаты — индейская народность в США, проживающая в Южном Орегоне. Язык кламат-модок — изолированный и не относится ни к одной из известных индейских языковых семей. На этом языке, наряду с кламатами, говорит племя модоки).

До контакта с европейцами

До прибытия европейских поселенцев кламаты проживали в местности вокруг озера Большой Кламат и реки Кламат, реки Уильямсон и реки Спраг. В основном они занимались рыболовством, собирали коренья и злаки.
Кламаты были известны набегами на соседние племена, например, ачомави на реке Пит, а захваченных пленников обращали в рабов. Известный авантюрист-поселенец Кит Карсон восхищался кламатскими стрелами. Кламаты торговали с чинуками в районе современного города Далз (штат Орегон).
Контакт - В 1826 Питер Огден, землепроходец Компании Гудзонова залива, первым встретился с племенем кламатов и торговал с ними до 1829 г.

Договор с США

США, а также племена кламат, модок и яхушкин подписали договор в 1864 г., согласно которому была образована Кламатская резервация к северо-востоку от Верхнего Кламатского озера. По договору племена уступили земли в бассейне реки Кламат. В обмен США обещали выплатить единоразово сумму в $35000, и ещё в течение 15 лет — $80000, а также обеспечить резервации инфраструктуру и персонал. Договор предусматривал, что если индейцы будут пить или хранить в резервации одурманивающие напитки, то платежи прекращаются, и США могут разместить в будущем в резервации другие племена. Племена попросили Линдсея Эпплгейта быть представителем США перед ними. В момент подписания договора общее население трёх племён составляло 2000 человек.
После договора Кламаты, вместе с племенами модок и яхушкин, образовали Конфедерацию кламатских племён. Их центр находился в Чилокине, штат Орегон.
В настоящее время некоторые кламаты живут в резервации Кварц-Валли в округе Сискию, штат Калифорния.
В настоящее время язык племён кламат и модок вымер.
Ранее кламаты говорили на диалекте кламат-модокского языка (на другом диалекте, соответственно, говорило племя модок), жившее южнее кламатов. Ранее данный язык считался изолированным, сейчас включается в состав плато-пенутийской семьи.
Как кламаты, так и модоки называют себя maqlaqs, то есть «люди». Когда речь идёт о различении племён, то кламаты называют себя ?ewksiknii («люди Кламатского озера»), а модоки — moowatdal’knii («люди юга»)

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Владимира Коваленко » Индейцы. Энциклопедия