Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Антиляп » автомобили в РККА


автомобили в РККА

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Автопарк Красной Армии насчитывал к началу войны 272,6 тыс. автомобилей, из них 257,8 тыс.
грузовых и специальных и 14,8 тысяч легковых машин.
По данным Госавтоинспекции НКВД, на 1 января 1941 года автопарк народного хозяйства насчи-тывал 807 тысяч автомобилей, из них:
грузовых и специальных — 704 тыс. шт.,
легковых — 103 тыс. шт.
Количество исправных автомобилей составляло всего лишь 55% или 444 тыс. шт.
Автомобили находились в 223 тыс. автохозяйств, причем 85,2 % из них составляли мелкие хозяйства с количеством машин от 1 до 4 шт.
По данным мобуправления Главного управления формирования и укомплектования войск Красной Армии, постановлением комитета обороны при СНК СССР №370сс был установлен основ¬ной лимит изъятия автомашин из народного хозяйства в 176 тыс. автомашин.
По дополнительному лимиту было мобилизовано еще 30 тысяч машин и по состоянию на 23 августа 1941 года из народного хозяйства было изъято 206 169 машин.
Поступление автомашин в армию, снизившееся в 1942 году, начиная с 1943 года непрерывно возрастало главным образом за счет импорта, и достигло в 1944 году уровня 162 тыс. машин или 13,5 тыс. машин в среднем в месяц. Снижение поступления машин в 1942 году объясняется эвакуацией части завода ЗИС и времен¬ным выводом из строя завода ГАЗ.
Всего за годы войны на укомплектования частей армии поступило 444,7 тыс. машин: (тыс. шт.):
1941 г. (с 22.06 по 31.12) 37,0
1942 г. 29,0
1943 г. 53,9
1944 г. 33,2
1945 г. (с 1.01 по 9.05) 9,5
Всего: 162,6
Автомобильный парк Красной Армии в течение ведения войны непрерывно возрастал и составил на 1.05.1945 г. 664 455 автомобилей, т.е. увеличился в 2,4 раза по сравнению с 1941 г.:
За годы войны в армию поступило 444,7 тыс. новых автомобилей, из них 282,1 тыс. шт. или
63,4% импортных и 162,6 тыс. шт. или 36,6% отечественных.
Взято из: ОТЧЕТ УПРАВЛЕНИЯ СНАБЖЕНИЯ ГАВТУ КА О РАБОТЕ ЗА ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
28 сентября 1945 г.

+5

2

Черный пушистый котяра написал(а):

Вот бы такую справку по тракторам мотоциклам и бронетранспортёрам! Причем у супостатов тоже!

Попробую.

0

3

Интересная справка.

Логинов написал(а):

За годы войны в армию поступило 444,7 тыс. новых автомобилей, из них 282,1 тыс. шт. или63,4% импортных и 162,6 тыс. шт. или 36,6% отечественных.

Жаль, нет расклада по грузоподъемности... Без этого - это как сравнивать количество орудий, не разбивая на тяжелые и легкие...

0

4

Интересно, входят ли в число импортных трофейные автомобили?

0

5

Чистяков
Наверное, входят, как бы обожатели ленд-лиза это не опровергали

0

6

Просто где-то попадалось, что зачастую ленд-лизовскими по документам числились как раз трофейные машины. Трофеи следовало сдавать, но на использование их для нужд действующей армии смотрели сквозь пальцы, проводя по документам как полученные от союзников. Есть довольно известное фото немецких дизельных грузовиков в Маньчжурии.

0

7

Хм. Могу выложить весь текст- там с таблицами, только вот они боюсь размажуться.

0

8

ОТЧЕТ УПРАВЛЕНИЯ СНАБЖЕНИЯ ГАВТУ КА О РАБОТЕ ЗА ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
28 сентября 1945 г.

I. Автомобильный парк Красной Армии
1. Автопарк Красной Армии к началу войны

Автопарк Красной Армии насчитывал к началу войны 272,6 тыс. автомобилей, из них 257,8 тыс.
грузовых и специальных и 14,8 тысяч легковых машин.
По основным маркам машины распределялись (в тыс. шт.):

Всего Грузовых и специальных В том числе Легковые В том числе

ГАЗ ЗИС ЯГ Прочие
М-1 ЗИС 101 Прочие
272,6 257,8 151,1 104,2 1,6 0,9 14,8 10,5 0,6 3,7
Как видно из таблицы, большую часть — 66,9% от всего парка грузовых и специальных машин составляли 1,5 тонные машины ГАЗ и совсем отсутствовали автомашины повышенной проходимости и автотягачи.
Основную массу легкового парка — 87% составляли машины М-1. Легковых автомобилей разведывательного типа (повышенной проходимости) в армии не было.
Техническое состояние автопарка к началу войны было удовлетворительное — исправные машины составляли 88,7% от всего списочного состава.
По данным на 1 января 1941 года части Красной Армии были полностью укомплектованы автотранспортом по штатам мирного времени.
Автопарк в 272,6 тысяч машин распределялся по 17 военным округам (в тыс. шт.):

Приграничные округа
(Западный, Киевский,
Ленинградский, Прибалтийский,
Одесский) Внутренние округа
(Московский, Орловский, Харьковский,
Северо-Кавказский, Закавказский, Приволжский,
Архангельский, Средне-Азиатский, Уральский,
Сибирский) Забакальский округ ДВФронт
Количество  машин в тыс. шт. 149,3 59,7 63,6
% от всего парка 54,6 21,9 23,5
2. Автопарк народного хозяйства к началу войны

По данным Госавтоинспекции НКВД, на 1 января 1941 года автопарк народного хозяйства насчи-тывал 807 тысяч автомобилей, из них:
грузовых и специальных — 704 тыс. шт.,
легковых — 103 тыс. шт.
Количество исправных автомобилей составляло всего лишь 55% или 444 тыс. шт.
Автомобили находились в 223 тыс. автохозяйств, причем 85,2 % из них составляли мелкие хозяйства с количеством машин от 1 до 4 шт.

Количество автомобилей в хозяйстве Количество автохозяйств % к общему количеству хозяйств
от 1 до 4 189,5 тыс. 85,2
от 5 до 9 20 тыс. 9,0
от 10 до 20 8 тыс. 3,6
от 20 до 50 3,7 тыс. 1,6
от 50 до 100 1,1 тыс. 0,5
свыше 100 0,323 тыс. 0,1
Всего 222,623 тыс. 100%
Таким образом, до 450 тысяч машин, или 55% от всего автопарка народного хозяйства находилось в хозяйствах с количеством автомобилей до 10, и только около 100 тысяч или 12% в крупных автохо-зяйствах, имеющих свыше 50 машин.
Соответственно распределению автопарка были раздроблены и ремонтные средства, что обусловливало низкое качество ремонта.
Раздробленность автопарка и ремонтных средств, а, следовательно, невозможность организации должного порядка в эксплуатации и ремонте явились причиной плохого технического состояния машин, сдаваемых в армию по мобилизации.
К началу войны (на 1.06.1941 г.) автопарк народного хозяйства насчитывал 820 тысяч автомобилей.

3. Мобилизация автотранспорта из народного хозяйства

По данным мобуправления Главного управления формирования и укомплектования войск Красной Армии, постановлением комитета обороны при СНК СССР №370сс был установлен основ¬ной лимит изъятия автомашин из народного хозяйства в 176 тыс. автомашин.
По дополнительному лимиту было мобилизовано еще 30 тысяч машин и по состоянию на 23 августа 1941 года из народного хозяйства было изъято 206 169 машин.
Ввиду испытываемого с первых же месяцев войны острого недостатка в автомашинах для укомп-лектования вновь формируемых частей и совершенно недостаточного получения машин от промышленности, по представлениям Главупраформа и Главного автобронетанкового управления Красной Армии правительством был вынесен ряд решений по дополнительному изъятию машин из народного хозяйства.
По этим постановлениям было получено (тыс. шт.):

№ постановлений Г0К0 и даты Положено сдать НКО по постановлениям Фактически сдано Недодано

всего в том числе освобождено от поставки постановлениями правительства
№618 от 2.09.1941 г. 30,0 50,0 9,8 -
№1914 от 18.06.1942 г. 7,0

№1230 от 1.02.1942 г. 13,6

№2265 от 7.09.1942 г. 9,2

№2300 от 18.09.1942 г.


№2739 от 13.01.1943 г. 22,0 12,5 9,5 7,3
Итого 81,8 62,5 19,3 7,3
Поставка машин по перечисленным постановлениям шла с большими затруднениями.
Машины сдавались на сборные пункты медленно, неисправные и неукомплектованные.
Для приведения в порядок сданных машин был организован ремонт силами и средствами автобронетанковых управлений военных округов и местных партийных и советских организаций по директивам Главного автобронетанкового управления Красной Армии и ЦК ВКП(б).
Ввиду того, что все исправные машины были мобилизованы в 1941 году, а запасных частей для ремонта не хватало ни в народном хозяйстве, ни в Красной Армии, необходимых результатов дополнительная мобилизация не дала ни по количеству, ни по качеству полученных машин.
В последний же период мобилизации ввиду острой нужды в автомобилях ряд наркоматов и предприятий ходатайствовали об освобождении их от поставки машин и правительством были вынесены решения, освобождающие их от поставки.
Постановлением ГОКО №4625 от 21.11.1943 г. мобилизация машин из народного хозяйства была прекращена.
Всего из народного хозяйства по мобилизации получено 268 649 машин.
4. Пополнения автопарка Красной Армии новыми машинами

Поступление автомашин в армию, снизившееся в 1942 году, начиная с 1943 года непрерывно возрастало главным образом за счет импорта, и достигло в 1944 году уровня 162 тыс. машин или 13,5 тыс. машин в среднем в месяц.
Всего за годы войны на укомплектования частей армии поступило 444,7 тыс. машин: (тыс. шт.):
Годы Отечественные Импортные Всего

поступило в армию средне-месячное поступление поступило в армию средне-месячное поступление поступило в армию средне-месячное поступление
1941 г. (с 22.06 по 31.12) 37,0 5,8 0,3 0,3 37,3 6,1
1942 г. 29,0 2,4 30,9 2,3 59,9 4,7
1943 г. 53,9 4,5 83,7 6,1 137,6 10,6
1944 г. 33,2 2,8 128,8 10,7 162,0 13,5
1945 г. (с 1.01 по 9.05) 9,5 2,3 38,4 9,1 47,9 11,4
Всего: 162,6 3,5 282,1 6,0 444,7 9,5
% от общего поступления 36,6    63,4    100,0
Снижение поступления машин в 1942 году объясняется эвакуацией части завода ЗИС и времен¬ным выводом из строя завода ГАЗ.
В 1945 году поступление машин в армию уменьшилось за счет увеличения отпуска машин народ¬ному хозяйству.
Помимо значительного количественного пополнения автопарка, следует отметить поступление в армию новых типов машин — тягачей (Студебекер, Шевроле, Додж 3/4) и легковых машин повышен¬ной проходимости (Виллис) за счет импорта и ЗИС-42 и ГАЗ-67 — отечественного производства.
По типам и основным маркам машин в армию за годы войны поступило:
А. Отечественных автомобилей (тыс. шт.):

Легковые    Грузовые Тягачи ЗИС-42 Всего
всего в том числе ГАЗ-67, 61 и 64 всего в том числе



ГАЗ ЗИС

6,4 2,5 151,1 83,0 68,1 5,1 162,6
Б. Импортных автомобилей (в тыс. шт.):

Легковые Грузовые Тягачи Всего
всего в том числе Виллис всего в том числе Форд-6 всего в том числе




Студебекер Шевроле Додж 3/4

35,9 34,5 66,3 52,3 79,9 109,4 43,7 18,6 282,1
В. Всего поступило в армию автомобилей (по типам) (тыс. шт.):

Легковые Грузовые Тягачи Всего

всего в том числе повышенной проходимости

Отечественные 6,4 2,5 151,1 5,1 162,6
Импортные 35,9 35,9 66,3 179,9 282,1
Всего 42,3 38,4 217,4 185,0 144,7
% от общего количества машин 9,5 8,6 48,9 41,6 100,0
Как видно из приведенных данных, тягачи составили 41,6 % от всего количества поступивших в армию машин, а легковые повышенной проходимости — 8,6 % от общего количества и 90,9% от поступления легковых машин.
Автомобили повышенной проходимости большого тоннажа (Студебекер, Джиемси и др.), Додж 3/4 т. и Виллис — сыграли большую роль в Отечественной войне в качестве артиллерийских тягачей, заме¬нив в значительной мере тракторы и конную тягу.
Виллис, кроме того, служил надежным средством связи, управления войсками и частями.

5. Изменение автопарка за годы войны

А. Увеличение автопарка.

Автомобильный парк Красной Армии в течение ведения войны непрерывно возрастал и составил на 1.05.1945 г. 664 455 автомобилей, т.е. увеличился в 2,4 раза по сравнению с 1941 г.:

На 22.06.1941 г. На 1.01.1942 г. На 1.01.1943 г. На 1.01.1944 г. На 1.01.1945 г. На 1.05.1945 г. % увеличения за 4 года
272605 316485 404553 495904 621284 664455 243,7
Увеличение автопарка шло за счет отечественных, импортных и трофейных автомобилей (тыс. шт.):

Отечественные Импортные Трофейные Всего

наличие % от всего автопарка наличие % от всего автопарка - наличие % от всего автопарка

На 22.06.1941 г. 272,6 100,0 - - - - 272,6
На 1.01.1942 г. 317,1 99,6 - - 1,4 0,4 318,5
На 1.01.1943 г. 378,8 93,7 22,0 5,4 3,7 0,9 404,5
На 1.01.1944г. 387,0 77,9 94,1 19,0 14,9 3,1 496,0
На 1.01.1945 г. 395,2 63,6 191,3 30,4 34,7 6,0 621,2
На 1.05.1945 г. 385,7 58,1 218,1 32,8 60,6 9,1 664,4
Как видно из таблицы, удельный вес отечественных машин снижается за счет поступления импортных и трофейных машин, а также усиленного списания за последний период машин ГАЗ и ЗИС, поступивших в армию по мобилизации из народного хозяйства и прошедших свои амортиза¬ционные сроки.

Б. Изменения по типам машин.

По типам машин изменение автопарка характеризуется данными (тыс. шт.):

Типы машин На 22.06. 1941 г. На 1.01. 1942 г. На 1.01. 1943 г. На 1.01. 1944 г. На 1.01. 1945 г. На 1.05. 1945 г. % увеличения за годы войны
Легковые 14,8 17,9 29,1 38,5 45,5 58,7 364,2
% к автопарку 5,4 5,6 7,2 7,7 7,3 8,0
В том числе повышенной проходимости - - 2,2 9,5 18,8 19,4
% к легковым - - 7,6 24,8 40,0 36,0
Грузовые 203,9 237,8 294,2 361,6 456,9 481,0 237,8
% к автопарку 74,8 75,0 72,7 72,9 73,5 72,4
В том числе тягачи - - 4,9 43,7 117,7 129,3
% к грузовым - - 1,7 12,1 25,7 27,0
Автобусы и Пикап 7,3 7,9 13,4 10,6 11,0 10,2 140,0
% к автопарку 2,7 2,5 3,4 2,1 1,7 1,5
Специальные 46,6 54,9 67,8 85,3 107,8 119,5 256,4
% к автопарку 17,1 16,9 16,7 17,3 17,5 18,1
Всего автопарк 272,6 318,5 404,5 496,0 621,2 664,4
Легковые автомобили
За период ведения войны количество легковых машин непрерывно возрастало как абсолютно, так и относительно, и составило к концу войны 58,7 тыс. машин или 8% от всего автопарка.
До 40% от легкового парка составляли на 1.05.1945 г. автомобили повышенной проходимости, совершенно отсутствующие до войны.
Снижение удельного веса этих машин в период с 1.01 по 1.05.1945 года при общем увеличение парка легковых машин произошло за счет захвата значительного количества трофейных легковых машин.
Грузовые автомобили
При непрерывном количественном росте грузового парка, удельный вес его в составе всего авто¬парка почти не изменялся (75-72,4), но качественный состав значительно улучшился за счет появле¬ния тягачей, составивших к концу войны 129,3 тыс. шт. или 27% от грузового парка.
Следует отметить также увеличение грузоподъемности автопарка за счет повышения удельного веса трехтонных машин, количество которых увеличилось больше, чем в 2,5 раза (в тыс. шт.):

Тоннаж грузового парка На 22.06. 1941 г. На 1.01. 194 г. На 1.01. 1943 г. На 1.01. 1944 г. На 1.01. 1945 г. На 1.05. 1945 г. % увеличения за годы войны
3 тонные машины 90,7 89,1 102,2 154,3 216,9 229,4 253,0
% к грузовому парку 44,5 37,5 38,0 42,5 47,4 47,7 -
1,5 тонные машины 113,2 148,7 192,0 207,1 232,5 241,9 222,5
% к грузовому парку 55,5 62,5 62,0 57,5 51,1 50,0 -
3/4 тонные машины - - - 0,2 7,5 9,7 -
% к грузовому парку - - - - 1,5 2,3 -
Всего грузовой парк 203,9 237,8 294,2 361,6 456,9 481 237,8
Автобусы и полугрузовые - пикап
Количество автобусов и пикапов снижается начиная с 1943 г., так как поступление автобусов от промышленности крайне незначительно, а выпуск пикапов прекращен совсем с 1942 года и машины выходят из строя по естественному износу. Незначительное увеличение на 1.01.45 г. произошло за счет трофейных машин.
Специальные автомобили
Парк специальных машин Красной Армии (прожстанции, радиостанции, переправочные парки, походные ремонтные мастерские, зарядные станции и другие) увеличился за период войны больше чем вдвое и составил на 1.05.1945 г. 119,5 тыс. машин или 18,1% от автопарка.

В. Изменение технического состояния автопарка (в процентах).

Годы Исправные машины Неисправные машины В том числе:

требуются среднего ремонта требуются капитального ремонта
На 22.06.1941 г. 88,7 11,3 8,7 2,6
На 1.01.1942 г. 82,0 18,0 12,1 5,9
На 1.01.1943 г. 81,2 18,8 11,4 7,4
На 1.01.1944г. 77,8 22,2 14,7 7,5
На 1.01.1945 г. 86,8 13,2 7,7 5,5
На 1.05.1945 г. 85,2 14,8 9,7 5,1
Улучшение технического состояния на 1.05.1945 г. произошло за счет усиленного поступления в армию новых машин в 1944 году (максимального за весь период войны), а также организация и развертывание ремонта в войсках и на центральных ремзаводах.

Г. Укомплектованность автопарка по штату.

К началу войны по штатам мирного времени автопарк был полностью укомплектован.
С началом военных действий, и, как следствие этого, усиленным развертыванием и формирова¬нием войсковых частей, укомплектованность автопарка снижается и в течение всего периода веде¬ния войны некомплект автомашин колеблется в пределах от 16 до 35% к штату вследствие недостатка машин для полного укомплектования войск.
В тыс. шт.

На 1.08. 1942 г. На 1.01. 1943 г. На 1.01. 1944 г. На 1.01. 1945 г. На 1.05. 945 г.
Штат 397,3 470,0 683,4 812,7 831,6
Наличие 330,2 404,5 496,0 621,2 664,4
Некомплект 67,1 65,5 187,4 191,5 167,1
% укомплектованности 83,0 86,0 72,5 76,3 80,0
Д. Распределение автопарка.

Основная масса автомобилей в течение войны была сосредоточена во фронтах (тыс. шт.):

На 22.06. 1941 г. На 1.01. 1942 г. На 1.01. 1943 г. На 1.01. 1944 г. На 1.01. 1945 г. На 1.05. 1945 г.
Всего в армии 272,6 318,5 404,6 495,9 621,3 664,5
В том числе:           
во фронтах - 208,8 279,6 355,5 439,2 481,8
% от общего наличия - 65,5 69,0 71,7 70,7 72,5
в округах 272,6 109,7 125,0 140,4 182,1 182,7
% от общего наличия 100,0 34,5 31,0 28,3 29,3 27,5
Увеличение удельного веса автопарка округов на 1.01.1945 г. произошло вследствие организации в 1944 году ряда новых округов на территории, освобожденной от противника.
6. Потеря автомобилей Красной Армии и народным хозяйством за годы войны

А. Потери Красной Армии.

За период военных действий убыль автомобилей составила 251,8 тысяч машин (тыс. шт. без тро-фейных машин):

Наличие на 22.06. 1941 г. Поступило Выдано
народному
хоз-ву из армии Должно быть в армии Наличие на 1.05.1945 г. Всего потери

от промышленности и по импорту из народн. хоз-ва по мобилизации


272,6 444,7 268,6 30,3 955,6 603,81) 251,8
Примечание: 1) Сверх того 60,6 тыс. трофейных машин, а всего на 1.05 — 664,4 тыс. штук.
Из 351,85 тыс. машин 274 тысячи составляют боевые потери (включая машины, оставленные у противника) и 77,8 тыс. машин — убыль из-за технического износа.
Потери по годам составляют (тыс. шт. без трофейных машин):

Годы Наличие к началу года Поступило за год Выдано
народному
хозяйству за год Должно быть к концу года Фактическое
наличие к концу
года Потери за год

новых машин из народного хозяйства


1941 г. (с 22.06 по 31.12) 272,6 37,3 166,2 - 476,1 317,1 159,0
1942 г. 317,1 59,9 90,0 - 467,0 400,8 66,2
1943 г. 400,8 107,7 12,4 2,8 545,1 481,1 67,6
1944 г. 481,1 162,0 - 24,3 618,8 586,2 32,6
1945 г. (с 1.01 по 9.05) 586,2 47,6 - 3,2 636,8 693,8 27,5
Всего с 22.06.1941 г. по 9.05.1945 г. 272,6 444,7 266,6 30,3 95,6 633,8 351,6
Больше всего автомобилей армия потеряла в 1941 году в первый период военных действий, так как большое количество машин было сосредоточено в приграничных военных округах и оставлено на территории, занятой противником.

Б. Убыль автомобилей народного хозяйства.

В тыс. шт.

СОСТОЯЛО К началу войны Поступило из армии Поступило от промышл. и по импорту Сдано в армию по мобилизации Должно быть в народном хозяйстве Наличие на 1.04.1945 г. Убыль

новых машин из частей армии всего



820,0 32,3 40,2 72,5 75,1 268,6 699,0 279,0 420,0
Из общего количества убыли 35 тыс. машин списано по естественному износу, а остальные 385 тыс. машин оставлены на территории, занятой противником, потеряны вследствие налетов ави¬ации, брошены при эвакуации и т.д.

В. Общие потери автомашин Советским Союзом за годы войны.

За период ведения войны убыль машин из Красной Армии составила 351,8 тыс. машин и из народного хозяйства 420 тысяч, а всего — 771,8 тыс. автомобилей.
Из этого количества 105 тысяч машин или 13,6% списано по естественному износу, а остальные 666,8 тыс. потеряны в результате военных действий.
7. Выводы
1. Автомобильный парк Красной Армии не был достаточно подготовлен к ведению войны по
имевшимся в армии типам машин:
а) отсутствовали автомобили повышенной проходимости как легковые, так и грузовые (тягачи);
б) в грузовом парке преобладали (55,5%) 1,5-тонные автомобили ГАЗ, что обусловило при резко
возросших перевозках усиленный износ и выход из строя этих машин и не могло обеспечить необ¬ходимых темпов доставки грузов и личного состава.
2. Автомобильный парк народного хозяйства, который должен был по мобилизационным планам
почти удвоить автопарк армии, оказался неподготовленным главным образом в отношении техни¬ческого состояния машин.
Кроме того, в народном хозяйстве также как в армии преобладали 1,5-тонные грузовые автомо¬били, вследствие чего проведенная в 1941 году мобилизация сразу повысила удельный вес 1,5 тонных машин в грузовом парке Красной Армии с 55,5% на 22.06.1941 г. до 62,5% на 1.01.1942 г.
Плохое техническое состояние автопарка народного хозяйства объяснялось раздробленностью по мелким хозяйствам как автомобилей, так и ремонтных средств. 55% всех автомобилей народно¬го хозяйства находились в автохозяйствах с количеством машин до 10 (из них 43% от автопарка в хозяйствах, имеющих от 1 до 4 машин).
3. В результате плохого технического состояния машин мобилизация автотранспорта проходила
с затруднениями и потребовала большой дополнительной затраты людских и материальных средств
для ремонта мобилизованных машин.
Всего из народного хозяйства в армию поступило 268,6 тыс. автомобилей.
4. За годы войны в армию поступило 444,7 тыс. новых автомобилей, из них 282,1 тыс. шт. или
63,4% импортных и 162,6 тыс. шт. или 36,6% отечественных.
Следует отметить пополнение армии новыми типами машин — легковыми и грузовыми автомо¬билями повышенной проходимости: из общего количества поступивших в войска машин — 41,6% составили тягачи и 8,6% легковые повышенной проходимости, а всего автомобили повышенной про¬ходимости — 50,2%.
5. Автопарк Красной Армии увеличился за годы войны в 2,4 раза — с 272,6 тыс. машин на 22.06.41 г.
до 664,5 тыс. машин на 1.05.1945 г.
К концу войны 72,5% всех машин было сосредоточено во фронтах и 27,5% — в округах.
6. По типам машин автопарк увеличился:
легковые — в 3,6 раза;
грузовые — в 2,4 раза;
автобусы и пикап — в 1,4 раза; специальные — в 2,6 раза.
К концу войны легковые машины повышенной проходимости составляли 36% от легкового парка, тягачи — 27% от парка грузовых машин, а всего автомобили повышенной проходимости — 22,4% от общего количества автомашин в армии.
7. Увеличилась грузоподъемность автопарка за счет повышения удельного веса 3-тонных машин в грузовом парке с 44,5% до 47,7%.
8. Парк специальных автомобилей Красной Армии увеличился в 2,5 раза, а по удельному весу с 17,1% до 18,1% ко всему автопарку.
9. Техническое состояние автопарка ухудшается в 1942-1943 гг., когда % неисправных машин достигал 18,8%, улучшается с 1944 года благодаря поступлению большого количества новых машин, организации и развертыванию ремонтных средств и к концу войны неисправные машины составили 14,8% от всего автопарка.
10. В течение всего периода ведения войны не представлялось возможным укомплектовать авто¬парк полностью по штату.
Некомплект автомобилей достигал на 1.01.1944 года 27,5%, а к концу войны — 20% от штата. Кроме того, имеющийся автопарк не использовался полностью из-за недостатка горючего и по дру¬гим причинам. Коэффициент использования автопарка составлял, в среднем, 55-60%.
11. Потери Красной Армией автомобилей составили за время войны 351,8 тыс. машин, из них
274 тыс. — боевые потери (включая машины, оставленные на территории, занятой противником) и
77,8 тыс. убыль из-за технического износа.
45% от общей убыли машин составляли потери в 1941 году (главным образом машины, оставлен¬ные на территории, занятой противником в первый период войны).
12. Потери автомобилей народного хозяйства составили 420 тыс. штук, из них 35 тыс. штук убыль
из-за технического износа и 385 тыс. — потери в результате военных действий (главным образом
оставлено на территории, занятой противником).
13. Общие потери автомобилей Советским Союзом за период ведения войны составили
771,8 тыс. машин, из них 105 тыс. убыль по техническому износу и 666,8 тыс. — потери в результате
военных действий.
Таким образом, за период ведения войны страна потеряла, не считая естественной убыли по техническому износу, 61% всего автопарка, имевшегося к началу войны.

Предложения
1. Необходимо улучшить техническое состояние и организацию автомобильного парка народно¬
го хозяйства с тем, чтобы держать его в постоянной мобилизационной готовности.
Для этого:
а) создать укрупненные автомобильные хозяйства, способные осуществлять правильную экс-плуатацию автомобилей.
Для крупных народно-хозяйственных перевозок в составе этих хозяйств организовать постоян¬но действующие автомобильные колонны, из которых при необходимости могли бы быть созданы автомобильные части.
б) Укрупнить и увеличить сеть ремонтных предприятий народного хозяйства, способных поддерживать автопарк на уровне 85-90% исправных машин.
Обеспечить выпуск необходимого количества запасных частей для ремонта.
в) Создать сеть станций обслуживания на автомобильных дорогах и в крупных центрах.
г) Для организации автопарка страны в указанном направлении и контроля за правильной эксплуатацией и ремонтом автомобилей создать всесоюзный орган (Наркомат автомобильного транс¬
порта СССР), на который возложить распределение автомобилей, организацию ремонтных пред¬
приятий и станций обслуживания, разработку эксплуатационных и ремонтных нормативов и при
котором создать мощные междуведомственные автохозяйства.
         2. Насытить автопарк страны количественно и качественно автомобилями, необходимыми для
Красной Армии с тем, чтобы в случае мобилизации была полностью удовлетворена потребность
армии на первый период войны, и в то же время обеспечены нужды народного хозяйства.
При этом необходимо иметь в народном хозяйстве (в составе автоколонн) достаточное количес¬тво машин повышенной проходимости.
3. Обеспечить восстановление и поддержание в исправном состоянии имеющихся автомобиль¬ных дорог и строительство новых автомагистралей.
4. Обеспечить жесткий контроль за содержанием в народном хозяйстве автотранспорта, подле¬жащего поставке в армию по мобилизационным планам.
5. При разработке новых конструкций автомобилей учесть возможность быстрого их переоборудо-вания для военных целей (грузовых под перевозку людей, автобусов под санитарные и т.п.)

+2


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Антиляп » автомобили в РККА