Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Антиляп » Образование в Российской Империи и Московском царстве.


Образование в Российской Империи и Московском царстве.

Сообщений 1 страница 10 из 11

1

Тема для помощи автором, пишущим АИ России.

0

2

Никита Баринов. ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРОВ ЦАРСКОЙ АРМИИ (мифы и реальность)
Если объективно рассмотреть положение армии к моменту гибели Российской Империи, то легко вырисовывается печальная картина. Существует миф о офицерах царской армии. Это несколько удивит, но создан он, на мой взгляд, в первую очередь советской пропагандой. В пылу классовой борьбы «господ офицеров» изображали богатыми, холёными и, как правило, опасными врагами, антиподами Рабоче-Крестьянской Красной Армии вообще и её командному составу в частности. Особенно ярко это проявилось в х/ф «Чапаев», где вместо имевшихся у Колчака достаточно плохо одетых и обученных войск Чапаеву противостоять «каппелевцы» в чистой чёрно-белой форме, наступающие в «психической» атаке красивым строем. Соответственно высокому достатку предполагалась и обученность, как следствие – высокий уровень подготовки и умений. Всё это подхватили и развили любители «России которую мы потеряли» и Белого дела. Несмотря на то, что среди них есть, безусловно, талантливые историки и просто любители военной истории зачастую восхваление офицерства доходило до абсурда.

Читать дальше

0

3

Речь только про образование на русском языке?
А то ведь была, например, конфессиональная система образования на татарском языке. Правда по переписям числились "неграмотными", т.к. не знали ни кириллического алфавита, ни русского языка.

0

4

Ядыгар написал(а):

А то ведь была, например, конфессиональная система образования на татарском языке.

Если я правильно помню - письменность использовалась арабская (до конца 20-х годов) адаптированная под звукоряд татарского языка (искэ имля). Точно такой же пользовались и башкиры. До 1940 года

0

5

Ядыгар
Не только на русском. Можно и на других языках.

0

6

MilesV написал(а):

искэ имля

В советские годы было несколько реформ.
Сперва в начале 20-х была реформа арабицы с иске имлә на яңа имлә.
В конце 20-х (с 1927) на латиницу - jaŋalif
C 1939 - на кириллицу

Поищу материалы, которые не нац. разновидность Ъ-истории

0

7

Ну, могу только судить, что представления о "классическом гимназическом образовании" явно завышены.
Особенно в отношении иностранных языков - судя по тому, КАК переводили с немецкого философские и не только труды "гиганты мысли".
Транслитерация имени Sigmund Freud как "Фрейд" показывает полное незнание дифтонгов.
А перевод Гегелевской диалектики - отдельная песня. Чего стоит хотя бы навание третьего принципа, "отрицание отрицания"...
Поясню - в немецкой грамматике такой конструкции, как двойное отрицание, просто нет по определению. Попытка применить две отрицающие частицы к одному и тому же явлению или действию - грубейшая ошибка и ступор у слушателей-немцев. Милое слово "небезопасно" переводится только описательно. Потому Гегель вводил такое название, будучи уверенным, что такой смелый эксперимент сразу будет воспринят как философская концепция.
А переводчики сделали кальку не задумываясь, и потом (до сих пор!) читают целые лекции на тему "что же имелось в виду". То есть налицо - грубый подстрочник (и это нередко всплывает при изучении данной дисциплины). Что мешало назвать хоть бы "инверсией отрицания"? Тоже не лучшее название, но хоть ложных ассоциаций не вызывает...

0

8

В ту же степь - принятые "с тех ещё времён" написания немецких имён и фамилий.
Немцы, образованные, но не общавшиеся с нашими, не знают, кто такой Генрих Гейне.
Просто потому, что он для них - Хайнришь Хайне, и т.д., и т.п.
А ведь введено это всё людьми с "классическим гуманитарным образованием", которое пытаются преподнести чуть ли не как эталон...

0

9

Закон Божий в школах РИ в начале ХХ века.
Учебные заведения в России в начале XX века
«Начальная школа.
Министерские училища (школы): приходские (под контролем и руководством Синода), городские, земские, различные национальные.
Приходские: Закон Божий (изучение молитв, священной истории, объяснение богослужения, краткий катехизис), церковное пение, чтение книг церковной и гражданской печати и письмо, начальные арифметические сведения. Преподают местные священники и другие члены причта.
Городские: 3 и 5 лет обучения. Обязательные предметы: Закон Божий, церковнославянская грамота, русский язык с чистописанием, арифметика + история география, естествоведение, церковное пение, ремёсла и мастерство для мальчиков и рукоделие для девочек.
Войсковые (казачьи): Закон Божий, чтение, письмо, 4 действия арифметики, гимнастика, церковное пение, фронтовое обучение для мальчиков.
Частные школы: обязательные предметы – Закон Божий и русский язык, остальное по выбору учредителей.

В 1905 году всего 92500 начальных школ. Из церковного ведомства 46,5%, учащихся 35%.
Земские школы.1897 г. «Примерные программы предметов, преподаваемых в начальных народных училищах». Главная задача – религиозное воспитание детей, рекомендуется избегать предметных бесед с детьми и не давать сведений, превышающих программу.
Учебный план одноклассного (3 года обучения) училища: Закон Божий – 6 часов в неделю, Церковнославянская грамота - 3 часа в неделю, русский язык – 8 часов в неделю, чистописание – 2 часа в неделю, арифметика – 5 часов в неделю.
Учебный план трёхклассного училища (5 лет обучения): Закон Божий 6, 3, 2 часа в неделю. Чтение и письмо 8,-,-. Русский язык и церковнославянское чтение -, 6, 4. Арифметика 4, 6, 5. Практическая геометрия -,4,6. Черчение и рисование -, 2, 3. Отечественная история и география -, 2, 3. Естествоведение -, 3, 4.
Учебный план 4-летнего училища: Закон Божий 2, 2, 2, 2. Церковнославянский язык 1, 1, 1, 1....
Гимназии – 3 типа: классические с двумя древними языками, классическая с одним латинским языком, реальная без древних языков с расширенным курсом естествознания, математики, физики. Доступ в университет давала только классическая гимназия. Государственные гимназии только мужские, частные и мужские, и женские. Закон Божий преподавался в одинаковом объёме во всех типах гимназий.
Частные учебные заведения. Выбор предметов на усмотрение учредителей. Обязательны Закон Божий и основы иноверных исповеданий для иноверцев. Все предметы, кроме иноверческих религий, преподаются на русском языке.
Военные учебные заведения: кадетские корпуса, юнкерские училища, военные гимназии. В обязательные предметы входили: Закон Божий, история христианской церкви, церковное пение.
Женское образование.
Институты (женские, благородных девиц, мещанские и т.д.) Обязательные предметы: Закон Божий.
Женские гимназии: программы аналогичны государственным гимназиям. Предметы: Закон Божий, русский язык и словесность, французский язык, немецкий язык, история, география, естествоведение, арифметика и геометрия, начала педагогики, чистописание, рисование, пение, женские хозяйственные рукоделия, танцы.
Женские Высшие курсы: обязательные предмет на всех отделениях – богословие, на историко-филологическом отделении ещё и староцерковнославянский язык.
Педагогические институты, семинарии и курсы: обязательные предмет – Закон Божий, богословие, церковнославянский язык.»

см. Д.И.Латышина «История педагогики. Воспитание и образование в России (X – начало XX века)» Москва «ФОРУМ-ИНФРА-М» 1998г стр.242 – 372

+2

10

Порылся в книгах. Такое ощущение, что все цитируют один источник. Я тоже надёргал цитат немного:

История исламских учебных заведений на Южном Урале зафиксирована в источниках с XVI века
Учебные заведения делились на мектебы (начальные школы), и медресе (традиционные религиозное школы).
В учебном курсе преобладали богословские дисциплины. Шакирды (учащиеся) получали также сведения по математике, астрономии, классической арабской литературе, истории. Языком обучения в младших группах был тюрки - региональный литературно-письменный язык. В средних и старших классах преподавание велось на арабском и частично персидском языках.
Медресе открывались при мечетях и находились в ведении мусульманского духовенства. Муллы составляли костяк учительского персонала. Кроме местных кадров к преподаванию привлекались научно-педагогические силы из Поволжья, Дагестана, Крыма, Хорезма, Бухары, Турции.
Мусульманская школа была сельской. В большинстве городов Приуралья, возникших как административные центры Рус¬ского государства, не было ни мектебов, ни медресе. К отмене крепостного права только в Стерлитамаке, Оренбурге и Троицке имелись более или менее влиятельные школы.
Мектебы и медресе материально содержались исключительно за счет местного населения и в этом смысле являлись под¬линно народными учебными заведениями башкир и татар. Они приобрели значительное влияние в крае. Заметна была их роль и в политической жизни. Большие медресе часто становились местом распространения антиколониальных идей, а их руководители нередко превращались в духовных вождей башкирских восстаний ХVIII века.
С конца XVIII в. сеть мектебов и медресе в Башкирии стала бы¬стро расширяться. Этому способствовали умиротворение края после передачи башкир в военное управление, постепенный переход местного населения к оседлому землевладению, усиление притока в регион татар, то есть общий рост мусульманского населения края. Увеличению численности школ благоприятствовала также организация Духовного собрания. Государственное признание ислама, широкое строительство мечетей, рост спроса на кадры культовых служителей, подъем религиозного самосознания мусульман вели к открытию  все новых учебных заведений, упорядочению всего учебного дела. Укреплению местной системы образования послужило и начало книгопечатания на восточных языках. Львиную долю книжной продукции казанских типографий составляли учебные книги для традиционного образования башкир и татар. Это создавало основу для более широкого, чем раньше распространения книжных знаний в массах.
В первой половине XIX в. Башкирия превратилась в один из центров мусульманского образования на российском Востоке. Здесь работали крупные медресе - подлинные очаги книжности и религиозной учености. Слава некоторых из них вышла за пределы страны. Особенно знаменитыми были медресе в деревне Стерлибаш (Стерлитамакский уезд), Сеитовом посаде (Оренбургский уезд), Троицке (Троицкий уезд).
В XIX веке были введены новшества и в учебный процесс в медресе, больше внимания стало уделяться методической организации учебы, повышению интереса к знаниям. Было введено преподава¬ние русского языка, выписывались газеты
Принимались в медресе от 15 до 45 лет. Медресе «Галия», например, (г.Уфа) была школой с 6-летним обучением: первые три года счита¬лись подготовительными классами, а последние три года - основными курсами. Все преподаватели имели высшее образование, многие получали его в Турции и Египте.
В программу обучения входили такие предметы как психология, педагогика, география, математическая география с астрономией, история, физика, химия, русский язык, французский язык, музыка, физкультура. Наряду с этими предметами изучалась история ислама, история тюркских народов. логика, татарская литература, история религии, основательно обучали канонам исламской религии и языкам: арабскому и фарси. Национальный состав шакирдов (учащихся медресе) был разнообразен - башкиры, татары, киргизы, казахи, туркмены, узбеки, черкесы, крымские и сибирские татары.
Шакирды платили за своё обучение, питание и общежитие по 60 рублей в год. Под общежитие был выделен 2-й этаж медресе, столовая находилась в подвале, а занятия проводились на 3-м этаже. Нередко устраивались музыкальные вечера.

В результате грамотными на родном языке были около 95%, на русском 18,3% башкир и 19.1% татар (1897 г., Уфимская губерния)

Русскоязычные учебные заведения в Башкирии появились в XVIII веке. Они организовывались по линии правительства, пре¬следующего в первую очередь утилитарные цели подготовку нужных для местных властей специалистов, государственная школа, как правило, носила светский характер.
Особенно заметную роль в проявлении общественно-политической активности башкир и других нерусских народов края и в их просвещении в первой половине XIX в. сыграло Неплюевское во¬енное училище, открытое в Оренбурге 2 января 1825 г. (с 1844 г. -Неплюевский кадетский корпус) с целью «способствовать сближению азиатцев с русскими, доставлять этому отдаленному краю Просвещенных чиновников». Корпус состоял из европейского и азиатских отделений. В них наряду с христианским и мусульманским богословием и военными дисциплинами, преподавались история, география, ботаника, минералогия, математика, давались определённые знания но архитектуре, каллиграфии и изящному искусству. В европейском отделении, кроме русского изучались и западноевропейские языки, в азиатском - арабский, персидский и Родные языки слушателей, а также предметы, связанные с земледелием и лесным хозяйством. На учебу в корпус, кроме детей русских чиновников и офицеров, принимали детей башкир, казаков и мишарей.
Дореформенный Неплюевский кадетский корпус оставил яркий след в культурной жизни края. Несомненная его заслуга в подготовке светской национальной интеллигенции. В 1852-1860 годах здесь обучался М. И. Уметбаев - крупный башкирский поэт-просветитель, ученый-энциклопедист.
В 1832 г. при Неплюевском училище открылось женское отделение для воспитания и обучения «наукам и рукоделию» дочерей военных и гражданских чиновников.

Фархшатов М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период 60-90-е годы XIX в., М. 1994

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Антиляп » Образование в Российской Империи и Московском царстве.