Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Хиты Конкурса соискателей » Броненосцы Петра Великого - 2


Броненосцы Петра Великого - 2

Сообщений 1 страница 10 из 702

1

Новая бумага.

Старая тема.
Броненосцы Петра Великого

0

2

Двинского полка возглавить пьянку это безобразие... Надо только задержатся на пару дней, раздать поручения о выпуске более-менее нормальных гранат и запуска в производство касок для защиты от штрапнели.
А самому при "догоне" учить бойцов ползать.

Вот знал, что зря выкинул дебаты о том, как учить капралов :).
У меня проблема - подошел уже к 700 кб а сказать планировал еще довольно много. Очень уж сильно выпадаю за мегабайт (планировал каждую часть укладывать в мегабайт ... хреново получается). Вот и начал выкидывать массу дебатов. Про калибры, их обоснование, эксперименты, стрельбы и потом уменьшение. Про капралов, план их обучения, основные задачи, тренировки. Про медиков, задачи и обучение, приемные, больницы, ПРИЮТ ДЕТЕЙ - а это одна из опор дальнейшего сюжета, буду докидывать вырванными фразами, и опять будут вопросы ... Одним словом - уже начинаю побаиваться, что выкинутые фрагменты мне дальше сильно аукнуться непонятками. Но и не выкинув - раздуваю и так объемный текст.
Теперь, возвращаясь к вопросу - капралы обучены ползать. У них три строя обороны - 1-стоя за щитами, 2-лежа за щитами (щиты лежат вдоль) длинной цепью, 3-окопавшись. И три строя наступления - 1-плотным строем за щитами, 2-рассыпным строем с последовательными перебежками, 3-ползком. Соответственно, тактически можно использовать смеси - например, отбивание атаки противника в защитном строе 2 (лежа за щитами - и имея максимальную плотность залпа), после того, как атака захлебнулась - сбор в защитный строй 1 с дальнейшей атакой строем 1 (плотным), с переходом на строй 2 при выходе на прямую наводку пушек противника и так далее ...
Одним словом, за прошедшие 9 месяцев капралов обучали основам. У меня даже учения были заложены - капральства плотным строем за щитами шли на дульнозарядные медные пушечки (которые привезли вместе с учениками) и по ним палили каменной дробью (ослабленным зарядом). Соответственно, были и травмы, и ругань.
В связи с этими планами - каски для тяжелой пехоты предусмотрены как и стальные ростовые щиты 3мм толщиной (22 кг веса). Гранаты, само собой - они для тяжелой пехоты самое оптимальное оружие, и еще Дар. Но Даров на всех не успели сделать.
Ну а задерживаться ГГ не может, ему догонять надо. Хотя, день он все одно потеряет.

0

3

Кун написал(а):

Вот знал, что зря выкинул дебаты о том, как учить капралов

А почему выкинул? Взял и положил в отдельную папочку. Назвать например "Апокрифы Броненосцев" и класть туда именно такие вкусности. И все желающие могут сунуть нос и прочитать - например откуда взялся Дар? Я вот, например, прочитал про порох... И понял, что мал еще советы давать...

0

4

Кун написал(а):

У меня проблема - подошел уже к 700 кб а сказать планировал еще довольно много. Очень уж сильно выпадаю за мегабайт (планировал каждую часть

А кто мешает закончить прямо "сейчас"? На самом интересном месте - ведь для Петра, ГГ и России решатся Северная война будет именно в сухопутных боях. Просто когда из "ниоткуда" возникает "звезда смерти" правильный строй, гранаты, умения использовать новые наработки - очень сильно напрягает...
М.б. лучше этот том закончить сейчас, но добавить именно эти сцены, иначе теряется вся логика повествования?

По обучению основам электромагнетизма - вспомнить опыт с железными опилками и их расположению при проходжении тока через проводник - готовый рисунок расположения линий магнитного поля...

Отредактировано Arxar (17-11-2010 13:12:22)

0

5

хохол написал(а):

Люди проду ждут. Подпрыгивают, а тот "закончить". Нехорошо

И что помешает автору тут же продолжить? Разве что мы, выхватывающие обжигающие пирожки текста прямо из-под рук! Сопровождая при этом воплем "МАЛОВАТО БУДЕТ!"  http://read.amahrov.ru/smile/smile.gif

0

6

хохол написал(а):

Э э, коллега, что за провокации. Люди проду ждут.

Имеется ввиду "закончить" данный том книги. Причем доработать его включением удаленных Автором кусочков. Тогда и в мегабайт, как желает уважаемый автор уложится можно будет и исчезнут логические несостыковки, как получается сейчас. Да и затравка на будующее получится очень хорошая...
Просто в повествование "просится" как минимум еще один том, слишком много у ГГ задумок, в этом не успеть. В новом томе закончить Северную войну, и продолжить осваивать Урал. Надо еще армию перевооружить, Петра императором в Святой Софии короновать, медуречье Дона и Волги освоить, Беломорско-Балтийский Кильский канал выкопать... Еще работать и работать...

Отредактировано Arxar (17-11-2010 21:09:37)

0

7

Православный глянь-ка
с берега народ
посмотри ка Ванька
по морю плывет!
А. Городницкий

Вспомнилось... По-моему неплохая строевая песня для морпехов... Плохо только , что по морю моряки ходят...  http://read.amahrov.ru/smile/smile.gif

Отредактировано SergV (17-11-2010 22:27:11)

0

8

[/url]

Arxar написал(а):

Просто в повествование "просится" как минимум еще один том, слишком много у ГГ задумок, в этом не успеть. В новом томе закончить Северную войну, и продолжить осваивать Урал. Надо еще армию перевооружить, Петра императором в Святой Софии короновать, медуречье Дона и Волги освоить, Беломорско-Балтийский Кильский канал выкопать... Еще работать и работать...

Чем хорош интернет - тем, что можно получить ответ на любой вопрос - конечно, если его задаешь правильно! Меня заинтересовало незначительное событие из РИ, а именно 17 августа 1702. Прежде чем дать ссылку- несколько цитат.

К началу царствования Петра 1 Россия оставалась отрезанной от морских побережий, своеобразных "ворот" для общения с государствами Европы.Возросшие интересы обороны страны также требовали выхода к морю.Борьба за морские побережья превратилась в лейтмотив всей внешнеполитической деятельности русского царя. В силу исторических обстоятельств задача была сужена до завоевания Балтики.

В этом ракурсе рассмотрим события июня-августа 1702 года, связанные со строительством сухопутной трассы на водоразделе Белого моря и Онежского озера и преодолением её войсковой группой Петра 1.
Один из основных источников того времени - Журнал Петра Великого, составленный кабинет-секретарем А.В.Макаровым, комментируя это событие, лишь обозначает сам факт: "... учинили морем транспорт... к деревне Нюхче, а оттоль сухим путем до деревни Повенца через пустые места и зело каменистые" /1,с.50/. В Походном Журнале Петра 1 /Юрнале за 1702г./ об этом пути вообще не говорится ни слова: "...Августа ... в 16 день... к вечеру пришли к пристани Нюхчей. В 28 день отсель пошли Онегою озером..." /2,с.514/.Участники похода по "новопостроенной" трассе будущий вице-канцлер России П.П.Шафиров и глава Посольского приказа Ф.А.Головин также скупо и поразительно немногословно свидетельствуют: "Его Царское Величество... сам особою своей пришед с корпусом войска, и крепкую фортецию Орешек и Нотебург...(одолел)"/3,с.37/; и "...Пошли... к пристани Нюхчи... и сухим путем близко 200 верст к Онежскому озеру..."/4,л.1/. Сам царь, "сбираясь найти славу государству", предчувствуя "фарт" и "не имея конфузий", за две недели до выхода на "Осудареву дорогу", 5 августа 1702 года сообщал Ф.М.Апраксину:"... мы с обеими полками только ветру ожидаем, который получа, пойдем на море до Нюхты, и оттоль, переправяся сухим путем на Онегу озеро ( только 120 верст), и из того же озера Свирью в Ладогу..." /5,с.75-77/. В письме князю Г.Ф.Долгорукому от 18 сентябоя 1702 года Ф.А.Головин уже после преодоления "Осударевой дороги" скромно добавляет:"...мы от города непроходимыми местами прошли и топеря обретаем в Ынд-рии..."/5,с.409/.

Путь Петра 1 по лесам и болотам Карелии от села Нюхча до Повенца, названный "Осударевой дорогой", сыграл исключительную роль в военно-политической истории России и в судьбе стран Северной Европы. В результате стратегического перемещения войск русские в октябре 1702 года одержали первую впечатляющую победу над шведами, " на аккорд" [b]взяв Нотебург на Ладоге, обеспечив тем самым России возврат берегов Невы и выход к Балтийскому побережью.[/b] Вскоре, после падения Ниеншанца в мае 1703 года на Заячьем острове царь Петр заложил дерево-земляную Петропавловскую крепость с бастионами, имеющими имена участников похода по "Осударевой дороге" (Нарышкина, Трубецкого, Зотова, Головкина, Менщикова и своего имени). Фортеция возводимая по проекту французского генерала Ламбера де Гэрена, также участника петровского рейда в тайге Карелии, превратилась в первое инженерное сооружение будущей имперской столицы.

Однако обстоятельства строительства трассы за 14 суток длиною более чем 170 верст и преодоление её пятью батальонами лейб-гвардии Преображенского и Семеновского полков с генералитетом и царскими фаворитами, в течение восьми ходовых дней, до сих пор поражает сознание и представляет исторический парадокс. К тому же в письменных историко-архивных и картографических источниках, а также в народных преданиях точное натурное месторасположение трассы оказалось стертым и незафиксированным.

Строительству дороги предшествовало появление Петра1 в Архангельском городе в конце мая 1702 года, "якобы" для отражения населенных пунктов Поморья от повторного шведского нападения. Сам Петр оправдывал свое пребывание на Севере "некоторым ухищрением". Не делая тайны из своего присутствия на Белом море, он "с блеском открытого маневра" сообщает об этом европейцам, отправляя дипломатические ноты в Польшу и во Францию /5, с.72-73/.

Русский царь с армией, дворцовыми людьми, дипломатической канцелярией, синклитом духовных особ "надуманно" удалился от Северо-Западного театра военных действий. Еще находясь в Москве, до похода в Архангельск, Петр детально просчитывал вариант "учинить небывалое" на Ладоге и Балтике. Уязвленное самолюбие за проигрыш Нарвы не позволяло действовать наскоком, а требовало более тонкого, завуалированного решения.   (Поражение под Нарвой было меньше чем за год до описываемых событий. РИ -хчитатель)

В конфиденциальном письме к Б.П.Шереметьеву царь еще в январе 1702 года сообщает:"...намерение есть при помощи Божией по льду Орешек достать...",- а в марте уточняет - "...зело желали исполнить то, о чем господин лейтенант Меньшиков вам доносил, но волею Божией и случаем времени оное пресеклось до своего времени" /5,с.73-74/. Это позволяет допустить, что план "вскорости" атаковать Нотебург реально был просчитан до "Архангельского сидения". Пребывание на Белом море было вызвано не реальной опасностью, грозившей городу-порту, а желанием скрыть свое истинное намерение и попыткой заставить Густава Вильгельма фон Шлиппенбаха и Гедеона Нуммерса поверить в то, что боевые действия в Ингрии русские вынуждены перенести на более поздний срок.

Вероятно, к середине лета 1702 года не только противник, но и ближнее окружение царя, исключая Ф.А.Головина, А.Д.Меншикова, а также урядников Преображенского полка М.И.Щепотева и И.К.Муханова - непосредственных исполнителей "царева замысла", не догадывались об истинных намерениях, связнных с организацией военно-транспортной операции по переброске войск и транспортировке посуху двух фрегатов от Белого моря к Онежскому озеру.

Совместно с Ф.А.Головиным Петр 1 готовит и подписывает 8 июня 1702 года "Наказ", обязывающий писаря Преображенского полка Ипата Муханова и сержанта Михайло Щепотева, а вскоре А. Головкина и М. Волкова провести зондирование северо-западного континентального района для "описи и проведывания ближайшего и способного водяного и сухого пути от Города к Олонцу и к Нову Городу"/6,л.1/.

Разведчикам " со товарищи" наказывалось "наскоро" прознать о возможной трассе к Ладоге и тот "...сухой путь описать с подлинною ж очисткою". Наказ требовал от доверенных лейб-гвардейцев выяснить - "...жилыми местами или лесами" - пойдет дорога,-"...и на скольких верстах житье от житья в расстоянии, и проезжая ль дорога или глухая".

Петра 1 интересует рельеф местности, по которой он предполагает передислоцировать войска, её топография, возможность устройства волока армейских грузов "... и те переволоки от урочища до урочища в дальнем же расстоянии, и на скольких верстах ... и не будет ли через те переволоки каких непроходимых болот и топей и великих грязей". Но особое значение государь придавал тому, "...возможно ли тою дорогою без росчистки проехать конным с телегами, и не будет ли где на переправах чпез реки и болота какие остановки за мостами". Скорость скрытого перемещения войск играла одно из ведущих значений в плане Петра 1.

Предложенный вскоре И.Мухановым вариант водно-сухопутного пути от Усть-Онежского погоста на Белом море до Каргополя, а затем лесами на Вытегру, не соответствовал требованиям петровской идеи. Путь на Вытегру был внешне привлекательным и удобным, хотя одновременно являлся более долгим и опасным. Трасса подразумевала значительный водный участок вверх по течению реки Онеги, мелководной и порожистой и не позволяла с успехом "амбаркадироваться" на судах.

Кроме того, предложенная приближенным урядником дорога проходила через крупные населенные пункты. Петра же заботила скрытность "начинания" и боязнь доносительства вражеских резидентов. Поэтому царь требует от своих доверенных лиц "... под смертною казнию, чтоб они в том дорожном управлении... от неприятельских людей жили б везде в осторожности".

Отказавшись от проекта будущего своего шафера, государь соглашается с версией пути, сформулированной М.Щепотевым. Именно ему, пока одному из малоизвестных ближайших исполнителей воли Петра1, принадлежит ведущая роль изыскателя и устроителя "Осударевой дороги", а также организатора передислокации армии и волока походного войского обоза. Петр 1 не раз имел возможность оценить деловую, профессиональную хватку и преданность сержанта лейб-гвардии, которого "уразумел" с 1688года - времени первых "потешных солдат". Не удивительно, что выбор сначала на разведку местности, а потом и обустройство трассы выпал на Михаила Щепотева.

Выступив в роли военного проектировщика-геодезиста и дорожного инженера, Михаил Щепотев предлагает царю дерзкий план сухопутного транзита от Белого моря до Онежского озера. Коридор трассы Нюхча Волостная - Повенец проходил по местности, практически незаселенной, что соответствовало "государеву замыслу". Азимутное направление маршрута также пришлось по душе Петру 1, любителю "строгих першпектив". Скорее всего, М. Щепотев использовал рукописный трактат 1700 года, владыки Афанасия Холмогорского и Важского "Описание трех путей из державы царского Величества, из поморских стран во Швецкую землю и до столицы их", полученный в Архангельске из рук государя. Считается, географический труд архиепископа, отредактированный через два года, послужил основой для инженерных работ в глухой местности.

Маршрут "Осударевой дороги", разработанный М. Щепотевым, более чем на половину совместился с одним из вариантов пути Афанасия, а участок от Коросозера до Повенцкого рядка, креативный сержант продублировал стопроцентно.

Именем и волей государя, обыкновенный сержант повелевает "вскорости" воеводам и начальным "уездным" людям выслать в район работ до двух тысяч крестьянских подвод с "будущей прибавкой" /7,с.44/.

Уже в первых числах июля 1702 года около пяти тысяч мужиков из Нюхчи, Сумского Посада, Кемского гродка, Усть-Онежского погоста, Каргополя, Белоозера, Повенца царским именем сгоняются к местам работ/8,с.16/. Вскоре к ним присоединились крестьяне Соловецкого монастыря, а также Выговские общинники и "работный люд" волостей Выгозерского погоста /9,с.167/. Народ прибывал на лошадях с подводами и волокушами, с рабочим инструментом - топорами, пилами и лопатами.

Облаченный неограниченным доверием, царский любимец М.Щепотев приступает к строительству трассы "Осударевой дороги". Начался уникальный инженерно-строительный эксперимент по возведению волока по ранее непроходимым местам, где "...и елень не проходит беспечно"/10,с.198/. По наказу от 8 июня 1702 года сержант Преображенского полка получает право:"...в грязных местах, и на реках, и на речках, и на ручьях, и на всяких переправах, велеть расчистить... и во время проходу Великого Государя служилым людям нигде ни за какие остановки и препоны отнюдь не было"/6,л.1-9/.

Реально оценивая масштаб проекта по обустройству волока, Петр1 "вслед" своему любимцу Щепотеву направляет с "Указом" поручика Преображенского полка Афанасия Головкина и адъютанта Семеновского полка Михайла Волкова. Статьи указа подтверждали М.Щепотеву полномочия помощников:"...присланы они...для того ж дорожного устройства, дабы Вам известным путем та дорога, которая явитца ближе и способнее, установлена"/6,л.1-9/.Решение царя оказать помощь в пробивке просеки оказалось как нельзя кстати. Вместе с поручиком и адъютантом к месту работ были направлены несколько рот гвардейцев.

Учитывая сжатые сроки задания, государственную важность проекта, М.Щепотев с успехом применял своеобразие крестьянских строительных навыков и местные приемы ориентации на не картированной местности при возведении трассы волока. В то же время он охотно использовал ранее существующие участки дорог и троп, в том числе нюхоцких солепромышленников, соловецких богомольцев, выгозерских пустынников и местных крестьян.

Скорее всего строительство дороги велось силами двух самостоятельных территориальных участков, двигавшихся навстречу друг другу, условно называемых Северным и Южным. Северный участок, равный 94 верстам*,включал строительство пристани на мысе Вардегора на Белом море,

К чему такая длинная цытата. Обьясняю.! На протяжении всего повествования ГГ окружают бесчисленные толпы "Мастеров" "Подмастерьев" "Учеников" "Полковников" и "полуполковников". Это слегка напрягает...Так и хочется воскликнуть по примеру известного персонажа - ИМЯ..Сестра...Имя. Я - искренний почитатель произведения- даже не знаю как зовут ГГ (или Князя) по паспорту. А рыться в в почти 4Мв текста...
А ведь Петра окружали ЛЮДИ - птенцы гнезда петрова - инициативные, и деятельные - оставившие свой след в истории Государства Российского не меньший чем сам Царь...

Я конечно понимаю, что у ув. Автора ужасно мало мало времени и сил рыться в сети для наполнения текста фактологическими материалами. А это,как мне кажется, лишает нас - читателей чувства правдоподобия...

  И в заключение :Научно исследовательский проект - "Осударева дорога"

PS: Ведь Князь используя материалы  изысканий Сержанта М, Щепотева мог и обязан был построить КАНАЛ для своих канонерок и Птиц на Ладогу вместо "Осударевой Дороги" .  А со стороны финского залива подпереть это линкорами Памбурга... и на Стокгольм...
Интересно так же узнать - куда ГГ послал людей копать в начале третьей книги. Надеюсь, то на Ладогу. Ведь царский волок показан в фильме " Россия молодая" который ГГ конечно видел и помнит... Как же его зовут - зараза??? ГГ - коротковато получается.

--
--

PS2 На закуску хотел бы добавить еще цитату. Это дл я тех кому лень сходить по ссылке...
Ну  и для уважаемого Автора - которому реально некогда - затея то ведь титаническая.

Доводы о мифологической транспортировке "по суху" кораблей, звучат заманчиво, тем не менее патриотические легенды, современные специалисты, после наших выводов, подвергают сомнению.

К тому же сейчас в научный оборот введены новые оригинальные документы которые обнаружены в фондах "Приказные дела новых лет" и "Кабинет Петра 1" в РГАДА - крупнейшем архивохранилище страны. Речь идет о письмах строителей петровской трассы, раскрывающих обстоятельства возведения дороги 1702 года. "Доношения" отправленные из тайги Карелии государю и главе Посольского приказа Ф.А. Головину, принадлежат бомбардирам М. Щепотеву, И. Муханову и А. Головкину.

Уникальные ведомости однозначно свидетельствуют, "Осударева дорога" возводилась не для бессмысленной транспортировки кораблей, а для перемещения на повозках армии, генералитета и духовного синклита. Сержанты ни словом не оговариваются о возводимой трассе как о пути для перемещения фрегатов. Более того, М. Щепотев сообщает царю: ":если дорога не вскоре надобна можно сделать лучше Новгородской, а если для поспешания телеги в две".

В тексте "Наказа" также отсутствуют какие либо наставления о волоке кораблей. Признаемся, в случае строительства пути для перетаскивания фрегатов, потребовались бы иные энергетические, производственные, и временные траты. К тому же инженерная конструкция "мостовой настилки", имела бы принципиальные отличия от полотна возводимого в обычной традиции.

Тем не менее за три дня до подписания "Наказа" об "описи и проведовании пути" И.Муханову и М.Щепотеву "со товарищи" Петр1 в Соломболе участвует в мистерии с "белым огнем и множеством ракет и швармеров". Тогда же в письме к Ф.М.Апраксину от 5 июня 1702 года он сообщает: " Два малые фрегаты спущены в Троицын день и пойдут скоро на море; имена: один "Святого Духа", на нем Памбурх, другой - "Курьер", на нем - Вальронт"/5,с.4/. Фрегаты были построены на верфи датчанина И.Э.Избранта, комиссара Приказа Адмиралтейских дел в Архангельске, имевшего там "корабельное производство". Размеры судов достигали: 70 футов в длину, 18 футов в ширину и 9 футов глубину интрюма **) /12,с.692/. Любопытно, что характеристики "новопостроенных" фрегатов соответство-вали размерам 24-х пушечной яхты "Transport Royal", подаренной Петру 1 английским королем Вильгельмом111 и "пришвартованный" на верфи "на Соломбоне"/13/.

Более чем 170-верстная трасса не предназначалась для малопонятного с точки зрения здравого смысла волока морских кораблей из одного конца державы в другой.

**)Английская и старая Русская системы мер использовали значения-1фут=12 дюймам=0,3048метра. Следовательно:70футов - 21,3метра, 18 футов- 5,5 метров, 9 футов - 2,7 метра.

Прибыв в Нюхчу Волостную, М.Щепотев, пользуясь исполнительностью местных жителей, сразу же начинает сооружать специальную пристань, способную принять суда "новоманерного строя". Для этой цели им выбрано место Варде на Белом море. Здесь с конца XVI столетия существовало "Соловецкое Нюхоцкое усолье". Обычно в таких пунктах строилось несколько амбаров, соляных колодцев и варниц, 2-3 избы для промышленников. Скорее всего у Вардегор уже существовало некое подобие "пристани" для "езжалых" соловецких карбасов. Однако известно, что поморы издавана отказывались от строительства пристаней, предпочитая использовать "воротовый прием" вытаскивания судов на берег. К тому же на всем побережье от Онеги до Кеми даже в XIX столетии не существовало ни одной "сносной" гавани /15,с.26/.

Можно предположить, что именно 17 августа 1702 года, после десанта войск на Вардегорском мысу и рекогносцировки на месте, государь осознал абсурдность и бесперспективность транспортировки морских фрегатов по сложной пересеченной местности.

Тем не менее, что возведение трассы волока началось с крупномасштабных работ по заготовке леса для сооружения гатей и мостов. "Государевы крестьяне" вырубали просеки, устилали болота - "мхи" бревенчатой гатью, делали карьерные отсыпки, бутовали болота песчаным грунтом, выравнивали капризный рельеф, эскапируя склоны возвышенностей, расчищали трассу от валунов, устраивали через реки мостовые переправы, иногда даже на "клетках".

Задания бомбардирского урядника Михаила Щепотева казались невыполнимыми. Примерно 7,2 миллионов кубических метров земляных работ выполнялось вручную с использованием только подвод, кирок, ломов, лопат и воротов***). Возведение мостовых переправ, возможно, сдерживало ход строительства "Осударевой" трассы. Крестьяне Поморья и Заонежья с огромными жертвами прокладывали царский волок. От холодов, сырости, скученности, антисанитарии и недоедания у строителей "Осударевой дороги" возникали тяжелейшие эпидемии. Участь многих из обессиленых была предрешена. Скорее всего дорожные работы велись круглосуточно, в три-четыре смены. Разрезая июльские и августовские ночи светом смолистых факелов, подневольный люд рубил просеки в ельниках и сосновых борах, выкорчевывал пни, откатывал с помощью воротов валуны к краю полотна трассы.

Менее чем за один месяц "Осударева дорога" была в основном подготовлена для перемещения лейб-гвардии Петра Великого.

"Известную тебе Государь, - сообщает до 5 августа 1702 года М.Щепотев,- ...- по указу твоему, послал я для очистки дорожной и тое дорогу делаю от Нюхоцкой Волости и сделана до Ветренной горы 30 верст, - и далее,- ... Государь, дорога и пристань и подводы и суды на Онеге готовы..."/7,с.44/. Это сообщние послужило сигналом для Петра 1, решившегося на уникальную военно-стратегическую акцию.

Через несколько дней марша в районе Выгозера любимец М.Щепотев вновь удивляет царя, предлагая "нетрадиционный" способ форсирования сначала пролива озера Боброво (60 саженей), а затем реки Южный Выг (120 саженей) с помощью понтонных мостов.

***) Расчет носит условный характер и выполнен на основе данных о постройке дорожного полотна в схожем ландшафте и климатических условиях, заключенными УСЛОНа в середине ХХ столетия /19, с.43-44/.

В русской армии искусство наведения переправ на плавучих спорах возникло еще в 14-16 веках. Кроме того, М.Щепотев, участник начальных "екзерциций военных", очевидно не мог забыть знаменитую Кожуховскую армейскую "потеху" 1694 года, когда государь Федор Плешбургский (Ф.Ю.Ромодановский) со своими войсками перебрался по "живому мосту" через Москву-реку /17,с.76/. М.Щепотев существенно развил эту традицию на Выгозере, использовав в качестве опор сотни "судов мостовых", вероятнее всего малых заонежских карбасов или кижанок, заблаговременно изготовленных и собранных у деревни Вожмосалма.

Таким образом в истории военно-инженерного искусства подобная технология преодоления водных преград в русской армии была известна уже давно.

Встав на "Осудареву дорогу" в ночь на 17 августа 1702 года в районе Вардегорского мыса, армейская группа Петра 1 уже 26 августа находилась в Повенце на Онежском озере и готовилась на 85 судах М.Щепотева к водному походу в Ладогу. Сыграв единожды военно-стратегическую роль в истории России, трасса "Осударева дорога" с успехом выполнила свое геополитическое предназначение.

Отредактировано XЧитатель (18-11-2010 03:45:02)

+1

9

XЧитатель написал(а):

И в заключение :Научно исследовательский проект - "Осударева дорога"

Заливаясь горючими слезами - опять мне скелет обнажают раньше времени :(. Хорошо еще, что названия двух фрегатов, проведенных по этому волоку не озвучили :)
Что касается наполненности текста именами - да, этот недостаток знаю. И проблема тут вовсе не в "... что у ув. Автора ужасно мало мало времени и сил рыться в сети для наполнения текста фактологическими материалами". Можете поверить, у меня уже после начала написания возникла проблема с нехваткой места на винчестере от залитого. И еще несколько папок в избранном, разделенные по темам - так в них столько ссылок сохранено, что уже не помню - что-где, приходиться периодически все просматривать заново, а тут пока пролистаешь одну папку - уже запаришься, не то что все прочитаешь (кстати, крайне неудобна навигация по большому объему избранного в огненной лисе). Что касаемо имен - Согласно "сказкам" Холмогор и описи заводов в Вавчуге (были там такие у братьев в РеИ) могу собрать десяток реальных имен мастеров - но этого мало. Выдумывать имена остальным - можно, но может нехорошо получиться. Особенно с ключевыми фигурами, потому как у специалистов наверняка есть более подробные списки, чем у меня, и меня не преминут потыкать в них носом. Кроме того - не тот склад характера у ГГ, чтоб поименно помнить всех на заводах и в артелях - ближний круг - да, можно его и именами дополнить - а вот от "мастеров" и "подмастерьев" в остальном не избавиться.  В чистовой обработке собирался несколько расширить имена. Но всплывает еще одна проблема - многие реальные имена, известные мне, ограничены одними именами - нет возраста, нет намека на внешность, нет намека на характер. Если реставрировать это из посылок, что это были поморы (у них несколько специфический фенотип и поведение) то опять большинство имен будет на одно лицо с некоторым разбегом темпераментов. Хотя, про картонность персонажей мне уже всю почту завалили, и еще на форумах добавили :) - даже коллекционировать начал :) "...начинаю подозревать, что и в лодку на озере не сел бы с этим человеком. ", "Да уж.... Опять немеряная круть ГГ и стада роялей. Дешевенько.","У меня слишком много слов сказать! Поэтому, я сокращусь: Я негодую!" - это три подряд комментария всего из одной ленты :). Из другой - "Он родился с роялем во рту и аккурат под тем самым кустом где роялями торгуют !!!!!А руки вставлены даже непонятно каким концом , таких концов не существует по моему.... А голова эт ваще дом советов плюс конгресс штатовский.","Ну, это не Марти Сью. Это Мартын Мартыныч Обоссьюев, чиф-сьюрвайер Флота Российского.А в помощь ему дали Таи Сью." (вот, а вы говорите, что не ведаете как ГГ по паспорту величать) "Такой рОман нужно назвать просто и ясно: "Рояли Петра Великого" ", ну а слово "картонные" во всех комментах красной нитью.
Последнее время, сижу и думаю - нафига мне все это? Зачем по несколько часов в день корячусь, читая нарытые выжимки из разных областей, в том числи и исторических. Зачем? Гораздо проще было бы лить потоком придумки (в том числе и по именам) - все равно пришили рояльность - тут уже роялем больше, роялем меньше ... Вон, в "пушкаре" ГГ видит из окон дворца здание Сената еще за десятки лет до его постройки - и ничего, всем покатило. Зачем мне эти раскопки? И так последнее время спать хочу порой больше, чем есть - так как от основной работы меня никто не освобождал. Если честно, основной запал, когда на одном дыхании написал первую часть и больше половины второй - забили. Все чаще на желание просмотреть еще десяток мегабайт первоисточников задаю себе вопрос - "И что? Кому это надо? Все одно скажут - все рояли и в РеИ такого быть не могло". Вот построили гати через болота и проволокли по ним 2 фрегата (хотя и в этом первоисточники расходятся, многие утверждают, что быть того не могло, в некоторые уже начинают говорить, что и осударевой дороги не было). Мне тут доказывали, что столько людей в поморье быть не могло. И строить они ничего не могли, у них техники не было, и кормить их было нечем ... "Устал, с всемирной тупостью бороться, природа потеряла первородство ..." (c)
Одним словом - наболело все это. Мысль о деталировке чистовика согласно РеИ уже сейчас вгоняет меня в дрожь :( а писать просто так, от балды - не хочу, хотя ... порой демон за левым плечом нашептывает - "Да брось ты фигней заниматься, заканчивай как получиться и пошли лучше почитаем кучу новинок, которые прошли мимо нас пока неизвестно чем занимался"
Сори за негатив, у меня похоже кризис в обострившейся болезни графоманства.

P.S. Ну вот, пока писал и название судов озвучили. Кстати, есть и иные сведения об их постройке. Более того, есть сведения о том, что Петр лично участвовал в спуске этих судов ... на верфи Вавчуга (это были чуть ли не первые суда построенные братьями) хотя, кто у них был корабельным мастером - документ умалчивает. А название второго корабля все же "Быстрый Гонец", это позже его переиначили в "Курьер".

Отредактировано Кун (18-11-2010 04:11:44)

+5

10

Ув.Автор! После прочтения на СИ Вашей заметки про изготовление ПОРОХА - купил учебник по пиротехнике на бумаге!!!! Обязуюсь !!! Ничего не взрывать...ШАБАК не поймет...Они там все без юмора. Комментарии на СИ советую читать  по диагонали или не читать вовсе...Лучше пишите проду...Лично я по ней уже соскучился.

Так как все таки имя Князя? Паспорт у него был?

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Хиты Конкурса соискателей » Броненосцы Петра Великого - 2