Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Антиляп » Холодное оружие-2


Холодное оружие-2

Сообщений 401 страница 404 из 404

401

Еще одна старая статья для конференции:

Старинные клинки в мечах регулярной армии Японии XX в.

После разгрома Квантунской армии в августе 1945 года многие из офицеров, участвовавших в боевых действиях, получили необычные памятные награды в виде японских мечей, которые были изъяты у японских офицеров. Некоторые из этих мечей впоследствии передавались в музеи всего Советского союза, другие хранились ветеранами и после их смерти пополнили антикварный рынок.
В подавляющем большинстве и музейные и частные образцы японских уставных офицерских мечей типа 94\98 (модели 1934/1938 гг.) и мечи военного использования (мечи вольнонаемных офицеров) датируются временем их использования – середина ХХ века. Однако, как говориться, есть нюанс. И этот нюанс мы попытаемся рассмотреть в нашей статье.
Для начала расскажем, что же представляли собой мечи японской регулярной армии во время Второй Мировой войны.
Уставные мечи японской регулярной армии разделяются на два вида: «гунто» – в переводе обозначающие «военный меч» (гун – военный, то – меч) и «син-гунто» – новый военный меч (син – новый, гун – военный, то – меч).
Мечи гунто, принятые на вооружение японской армии в периоды Мэйдзи (1868-1912 гг.) и Тайсё (1912 – 1926 гг.) напоминали западные, так прототипами для их создания были немецкие сабли модели 1852 г. (М1852) и американские кавалерийские сабли.
В 1926 году наступает период Сёва и молодой император Хирохито, провозглашает девизом своего правления «Сияющий мир» (Сёва – сияющий мир). В 1930-е годы в Японии под влиянием идеологии традиционализма и национализма, которая все больше набирала силу, пришли к мысли, что мечи сухопутной армии и флота должны в полной мере олицетворять традиции японских самураев.
Перевооружение японской регулярной армии на новое холодное оружие связано с деятельностью военного министра генерала Угаки, который сделал вооруженные силы Японии соответствующими понятию «национальные». Благодаря ему, 14 февраля 1934 года (9 год Сёва, 2594 НСЭ) был выдан императорский указ № 26, который изменил правила военной формы одежды и вооружения, утвердив новый армейский меч по образцу традиционных японских мечей тати. Неофициально этот син-гунто получил название – тип 94, по последним цифрам года принятия его на вооружение по НСЭ. В предыдущем журнале мы уже писали о системе НСЭ. Но для тех, кто не имел возможности приобрести прошлый номер журнала, сделаем маленькое отступления, чтобы было понятно, почему в Японии был введен еще один (помимо японского традиционного и григорианского) календарь, названный Национальная система Эр: копируя грегорианский календарь, где за базовую точку отчета взято одно событие – рождение Христа, император Хирохито в 1927 году принял новую японскую систему летоисчисления – Национальную систему эр (НСЭ). Первый год в Национальной системе эр начинается с 660 г. до н.э. – это, по легенде, год основания Японии. Таким образом, в Японии стали использовать две системы летоисчисления – старая, где за точку отчета берется дата вступления на престол нового императора и провозглашения девиза правления (действует до сих пор) и новая – Национальная система эр (НСЭ). НСЭ вводится в первую очередь для наименований предметов военного назначения. 
Син-гунто (новые армейские мечи) отличались от гунто (армейских мечей), стоявших на вооружении японской армии с 1876 года тем, что эти мечи по форме и размеру клинка, оформлению рукояти и технологии крепления хвостовика в рукояти практически копировали катаны. А по форме подвеса – тати, так как крепились двумя кольцами на подвес со стороны обуха.
А 31 мая 1938 года (2598 год НСЭ) указом № 392 были внесены некоторые изменения – на ножнах было убрано вторую обоймицу с кольцом для подвеса. Эту измененную модель назвали Тип 98.
Но оба типа – 94 и 98 носились офицерами японской армии вплоть до капитуляции 2 сентября 1945 года. 
Для названий деталей японских армейских мечей периодов Мэйдзи и Тайсё (гунто), прототипами которых послужили европейские сабли, использовалась европейская терминология, в терминологии новых армейских мечей (син-гунто) японцы вернулись к старым традиционным названиям: цуба, менуки, мекуги-ана и т.д.
Офицерские мечи этих типов изготавливались частным образом или покупались в офицерских клубах, которые продавали мечи, сделанные частными кузнецами и военными арсеналами.         
Военнослужащие, которые имели право носить син-гунто – это офицеры и должностные лица уровня офицеров, унтер-офицеры, тюремные начальники, курсанты и вольнонаемные силовых подразделений.
Изготовлением клинков для син-гунто занимались как частные мастера-оружейники, так и промышленные компании, и небольшие фабрики. Причем технология изготовления существенно отличалась, как и стали, из которых ковали клинки. В Японии продолжали работать несколько мастеров высшего класса, которые использовали для ковки клинков традиционную японскую сталь – тамахаганэ, которая выплавлялась из железосодержащих песков, с последующей закалкой в воде. Другие мастера использовали в своей работе заводскую сталь, которую выплавляли из импортируемого с Запада металлического лома. Остальную традиционную японскую технологию изготовления клинков мастера соблюдали – в результате получались клинки на которых можно видеть все традиционные японские узоры стали (дзи-хада) и закаленного лезвия (хамона). Все эти кузнецы изготавливали клинки для традиционных японских мечей, однако клинки нередко вставляли и в армейские образцы типа 94 и 98.
Были также кузнецы, которые работали только для выполнения заказов армии. Они именовались «Рикунгун Тосё» (с яп. – мастер армейских мечей). Это были в большинстве мастера невысокой квалификации, призванные на военную службу, но выполнявшие воинскую повинность с помощью работы в мастерских по изготовлению холодного оружия. Их продукция не отличалась высоким качеством, так как материалом, который они использовали, была сталь, получаемая по различным западным фабричным технологиям из западного металлолома или импортируемой железной руды.
Но основным способом производства клинков для уставного оружия регулярной армии были крупные частные мастерские, которые объединялись на подобие немецкого Золингена. На клинках можно встретить надписи, указывающие из какой стали делались изделия: «мантэцу»  (железо из Маньчжурии), «железо Каймэн» (из Манчжурии тоже), «сталь против ржавчины от Тайка» и «нержавеющая сталь из Ниисин» (стали с добавлением легирующих элементов), «сталь из орудия боевого корабля «Микаса». Кузнецы этих мастерских использовали машинные технологии проката металла с дальнейшей закалкой клинков в масле.
Но постепенно производство оружия концентрируется на заводах – Арсеналах: двух Токийских артиллерийских (Первом и Втором), Армейском арсенале Нагоя, Арсенале Коисикава (Токио) и  в Арсенале Кокура. На Арсеналах использовалось полностью механизированное производство, не предусматривавшее использование традиционных японских технологий. Клинки этих заводов шли на «тиражные» мечи, такие как сержантские син-гунто и кавалерийские сабли. Основной целью этих заводов было обеспечение армии Японии дешевым холодным оружием.
Многие офицеры японской армии покупали для своих мечей клинки у мастеров-оружейников, но были и те, которые воспользовавшись почти полным соответствием по размерам и форме син-гунто с традиционными катанами, покупали или брали наследственные старинные клинки и вставляли их в оправу новых армейских мечей.
Конечно, после капитуляции Японии много мечей японской армии было сдано американцам. Фуллер пишет, что в ряде послевоенных изданий, как на английском, так и на японском языках, содержались утверждения, что во Второй мировой войне не использовались «древние» клинки (т.е. периодов Кото (до 1596 г.) и Синто (1596 – 1876 гг.)). Однако в американских и европейских коллекциях подписные клинки датируемых до ХХ столетия встречаются достаточно часто.
Найти и определить подобные клинки достаточно сложно. Во-первых − большинство японских мечей, хранящихся в военно-исторических, исторических и краеведческих музеях рассматриваются именно как оружие армии противника, не принимая во внимание, что в уставной военной оправе японских мечей образца 1934/38 гг. могут быть старинные клинки, которые представляют культурную и историческую ценность, поэтому ориентироваться на музейные источники проблематично, наоборот, музейные коллекции сами требуют детального исследования и уточнения атрибуции. Во-вторых − многие пытаются «раздеть» мечи и лишить их уставной «одежды», для того, чтобы продать клинок отдельно от оправы. В-третьих – отличить внешне, не разбирая рукоять, без оценки и перевода хвостовика, очень сложно. Ложную (закаленную в масле или наведенную травлением) и настоящую линию закалки (хамон) на взгляд может распознать только практикующий эксперт, но даже ему иногда надо сделать технико-технологическую экспертизу, чтобы по твердости закаленной кромки (якиба) и тела клинка (хада) сделать правильную атрибуцию.
Узнать старинный меч в оправе можно еще по художественной гравировке на клинке, называемой хоримоно. Таким хоримоно может быть прямой обоюдоострый меч, являющийся символом божества Фудо-мёо или надпись 八幡大菩薩 Хатиман Дайбосацу (Великий бодхисатва Хатиман). В японской синтоиской традиции Хатиман – это божество, которое считалось покровителем воинов. Кроме того, Хатиман отвечал за кузнечное дело, и поэтому в некоторых его изображениях фигурирует кузнечный молом. В эпоху Камакура (1185-1332 гг.) Хатиман выступал как покровитель основанного Минамото Ёритомо военного правительства – сёгуната. А с усилением военного сословия культ Хатимана значительно расширяется как «бога лука и стрел», то есть как покровителя воинов или бога войны. Харимоно могут быть достаточно разнообразны, но в связи с трудоемким процессом резьбы по металлу в середине ХХ века он уже не применялся.
Одним из примеров такого древнего клинка в оправе типа 94 был найден в Киеве в музее Великой Отечественной войны. Меч принадлежал командиру отдельного батальона Квантунской армии в горде Чэнчэ (Жэхэ) Тамио Кобаяси. При капитуляции Тамио Кобаяси, отдавая меч командиру батальона 36 стрелковой дивизии 17 армии Забайкальского фронта капитану Бегишеву Абиду Сафиуловичу, обратился к советскому офицеру с неожиданной просьбой – сохранить самурайский меч, который являлся семейно-родовой реликвией и никогда не был использован как оружие, а был лишь талисманом, который три столетия передавался от поколения к поколению. Бегишев, в свою очередь, передал меч на хранение в Музей Великой отечественной войны города Киева, где остался работать после демобилизации в 1959 году.
Меч Тамио Кобаяси интересен тем, что он был изготовлен мастером Цугухиро (Tsuguhiro) из провинции Вакаса (若狭国次廣作), который работал с 1469 по 1487 год. Сам меч был изготовлен как тати – длинный меч для всадника и позднее, вероятно уже в период Токугава (1602-1868 гг.), был переделан в катану, путем обрезки хвостовика. Таким образом, возраст клинка превосходит 525 лет – больше полувека! И такой древний ценный родовой клинок был вставлен в оправу уставного армейского син-гунто типа 94/98 (модель 1934/38 гг.) наследника рода Тамио.
Сам Тамио Кобаяси в 1988 году приехал в Киев, чтобы увидеть сохраненную семейную реликвию.
Поиск и атрибуция подобных древних клинков, датирующихся XV-XVIII веками, продолжается и сегодня. Подчас сами коллекционеры, купившие армейский японский меч периода Второй Мировой войны, не знают, какая древность скрыта под уставной военной оправой середины ХХ века.
http://s7.uploads.ru/t/sIzgS.jpg
http://sh.uploads.ru/t/z3Lfn.jpg

+5

402

Ника написал(а):

Таким образом, возраст клинка превосходит 525 лет – больше полувека!

Половины тысячелетия.

Ника написал(а):

Кроме того, Хатиман отвечал за кузнечное дело, и поэтому в некоторых его изображениях фигурирует кузнечный молом.

Молот.

0

403

Ника написал(а):

Сейчас шашки используются только как атрибут флагоносцев во время парада и не являются более боевым холодным оружием, оставшись только прекрасной страницей в истории холодного оружия.

Ника их называют ассистентами, а вместе  с  знаменщиком,  знаменным взводом ( группой). Военный устав, Глава 8. Положение Боевого Знамени воинской части в строю, вынос и относ его.

0

404

Ника написал(а):

Сейчас шашки используются только как атрибут флагоносцев во время парада и не являются более боевым холодным оружием, оставшись только прекрасной страницей в истории холодного оружия.

Кстати, не только. Ещё и состоят на вооружении конных подразделений Президентского полка. Правда, всё равно остаются церемониальным, а не боевым оружием.

https://rg.ru/i/gallery/93c14e19/18_c09b986e.jpg

http://michael.net.ru/img/150829kr/_DSC2510.jpg

Отредактировано Dingo (31-10-2018 21:49:07)

+1


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Антиляп » Холодное оружие-2