Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Неликвиды » Попасть в Историю! Социально-психологические аспекты "попаданчества"


Попасть в Историю! Социально-психологические аспекты "попаданчества"

Сообщений 1 страница 10 из 175

1

«Попаданец» - художественный прием в фантастике. Человек из нашего мира попадает в мир другой.
Надо сказать, что все мы попаданцы. Как в глобальном, так и в бытовом смысле этого слова.
Каждое утро мы попадаем в новый мир и перед нами этот мир ставит задачу адаптации к изменившимся условиям.  Приезжая в гости или в командировку в другой город или другую страну – мы снова становимся попаданцами. Причем процесс попадания происходит, порой, за несколько часов.
Тем самым, любой из нас морально готов читать книги «про попаданцев». Ведь это же про нас, любимых.
Что такое «попаданчество» с точки зрения психолога?
Обычная форма эскапизма – бегства из реальности. Недаром, так популярно было попадать в фентезийные миры. Эта традиция пошла еще от Андрэ Нортон с ее колдовскими мирами. Но меняется время, меняется и мейнстрим попаданчества.
Вместо инфантильных героев меча и магии…почему инфантильных? Так чаще всего эти самые герои, попав в мир эльфов и гоблинов - ВНЕЗАПНО! - становились Избранными Героями, которым и учиться-то магии, ногомашеству и мечемаханию не надо. Все бонусы есть по факту попадания.  Так вот. Вместо инфантильных хомячков, тонущих в серых буднях и спермотоксикозе, вдруг появляется когорта попаданцев в Историю.
Этот прием весьма эффективен для описания исторических процессов.
Ведь любой писатель-историк живет между Сциллой реализма и Харибдой читабельности.
Если писать только достоверно о временах оных, то и пользоваться придется тем языком, которым пользовались предки, и который не понятен читателю современному.
Да и сам писатель, в силу своей ограниченности, этим языком часто не владеет. Ведь, чтобы написать роман, исторический роман, о Древней Руси, надо быть настоящим историком. Иначе появляются перлы вроде: «Он схватил меч обеими шуйцами», «Полки истекали сукровицей на поле брани» и прочие летающие гниды.
Лепо ли ны бяшите, братие?
Можно, можно, конечно, выяснить все и написать в итоге великолепную вещь на древнерусском, но кто ж ее читать-то будет?
С другой стороны, воевода Добрыня Никитич ну ни как не может сказать: «Хей, чувак, вот мы оттянулись славно! – и оглядел поле битвы, усеянное дохлыми татарами».
«Попаданец» как раз позволяет проскользнуть между этими «двумями» чудовищами. Абсолютным реализмом и абсолютной читабельностью.
Попаданец как раз может видеть мир глазами нашего современника. Он может подумать про себя: «На лавках сидели какие-то угрюмые мужики. Бояре, что ли?». Житель 16 века так подумать не сможет.
Второй плюс и особенность попаданца – мысленный исторический эксперимент на извечную тему «А если бы?». То самое, минимально необходимое воздействие. В рамках возможностей того или иного исторического периода. 
Эти два условия – реализм и МНВ жизненно необходимы попаданцу в Историю. Без второго условия мы получаем лишь телевизор в прошлое. А без первого получаем комикс для резиновых мозгов. Причем, комикс на грани кощунства. Когда писатель изображает попаданца, который может все и которому смотрят в рот все – мы как раз и получаем того самого Марти Сью.
Кстати, интересный феномен. Женщины предпочитают попадать в Фентези, а мужчины в Историю.
Почему? В силу своей натуры, мужчина заточен под изменение мира. Женщина же на бесконечное продолжение мира, себя и сериала.
И вот тут мы вернемся к началу статьи.
Почему же последнее время так популярно стало изменение истории? Любой, не важно какого периода.
Полки забиты попаданцами в разные эпохи именно российской истории. Почему? На мой взгляд, возможно ошибочный, это отголосок коллективного бессознательного. Все больше фильмов на историческую тему, все больше книг об изменении истории. А историческая публицистика? Таким мощным интересом к своей истории отличались восьмидесятые года. В каждой газете, в каждом журнале – «Исторические расследования сталинского режима!» Сейчас тоже, но со знаком наоборот. Реабилитация от книг до «сталинобусов».  Опять ощущение порога перемен…
О чем это говорит?
О том, что люди недовольны существующим положением вещей в обществе. Не хочу ударяться в политику и не буду, но факт остается фактом.
Читатели и писатели возвращаются в прошлое, чтобы спасти СССР или Российскую Империю и не допустить, хотя бы в мыслях, того состояния, в котором мы живем.
Общество временного победившего либерализма оказалось невероятной гнусностью. Свобода как возможность нарушить нравственные табу, экономика как средство обмана, самовыражение как садизм, мораль как мазохизм.
Что-то внутреннее, настоящее  - заставляет возвращаться в мир, «где так вольно дышит человек». Возвращаться виртуально, потому как пока нет возможностей изменить мир реально.
Что бы там не говорили адепты либеральной психологии: «Начни с себя! А ты чего достиг?», у нормального человека отсутствуют инструменты глобального воздействия на мир. Свой, частный, мир изменить можно. Можно выбросить телевизор, отказаться от кредитов и не ходить на гей-парады, но что от этого изменится глобально?
Увы, ничего.
И человек недовольный меняет то, что ему подвластно. Информацию.
Он меняет мир в фантазиях и мечтах, но вот что интересно…
Мечты-то сбываются!
В девяностые мы бежали в вымышленные миры.
В нулевые бежали в Историю.
Дай Бог, в десятых побежим в Космос. И не только в книгах.

+18

2

Прекрасный текст. Однако же вызывает сомнение следущий пассаж:

Годзилко написал(а):

Мечты-то сбываются!В девяностые мы бежали в вымышленные миры.В нулевые бежали в Историю.Дай Бог, в десятых побежим в Космос. И не только в книгах.

К сожалению, покуда мы не видим общественно-политических предпосылок для перехода человечества в целом (и России как его части) в стадию "космос как работа". Скорее наблюдается обратная тенденция: стремительная архаизация общественных и культурных механизмов, неминуемо влекущая за собой падение интереса к НТР. Исключение, составляют, быть может, только информационные и генные технологии. Не дай Бог,  разумеется, но есть подозрение: как бы не пришлось писать авторам-"альтернативщикам" недалёкого грядущего о бегстве в мир научно-технического прогресса, не "свалившийся" в новое средневековье. К ракетам, космосу, туда где всё еще преподают в школах Чарлза нашего Дарвина, где дымят трубы Уралмаша и орденами награждают воинов, а не экранных педерастов...

Отредактировано breviarissimus (06-10-2011 15:57:39)

0

3

breviarissimus написал(а):

К сожалению, покуда мы не видим общественно-политических предпосылок для перехода человечества в целом (и России как его части) в стадию "космос как работа".

Вообще-то, Россия сейчас, практически, монополист в космосе. :)

0

4

breviarissimus написал(а):

Скорее наблюдается обратная тенденция: стремительная архаизация общественных и культурных механизмов, неминуемо влекущая за собой падение интереса к НТР.

Не хочу впадать в конспирологию, но тенденция искусственная. "Мир сытого обывателя" гораздо более управляем, чем "мир людей фронтира". "Умный дом" тоже ресурсозатратен, но он, в ближней перспективе, гораздо выгоднее для инвестора, чем экспедиция на Марс. И спокойнее для кукловодов.

Отредактировано Zybrilka (06-10-2011 16:01:23)

+6

5

Годзилко написал(а):

Россия сейчас, практически, монополист в космосе.

Разумеется, поскольку задела, созданного поколением Королева-Янгеля-Раушенбаха, хватило вплоть до наших времён. Впрочем, череда неудачных запусков косм. аппаратов последних месяцев показывает, в том числе, и на то, что этот запас прочности небесконечен. Вот и Китай активно развивает космонавтику, да и США вряд ли откажутся от своих амбициозных планов...
Я несколько о ином веду речь. Помните, у Лема, в "Солярисе", д-р Снаут говорит: "Мы совсем не хотим завоевывать космос, мы просто хотим расширить землю до его пределов ... Мы не ищем никого, кроме человека. Нам не нужны другие миры. Нам нужно наше отражение". Поколение Гагарина, не важно - в Союзе ли, в Штатах, или в Европе именно что жаждало проникнуть во вселенную, дабы "раздвинуть пределы доступного". Колумб, Магеллан, Франклин, Седов - из той же когорты. Познать расширяющийся мир и ощутить себя  в нём. Конквистадор, ступающий в Теночтитлан и Армстронг на Луне чувствовали примерно одно и тоже - восторг от прикосновения к неизвестному (с известными нюансами, разумеется): мир стал больше, а значит стал больше и сам первопроходец.
Конец же века двадцатого, принёс нам смену парадигмы развития (по крайней мере это характерно для I-го мира, христианской цивилизации). Открытия, "расширение горизонта доступного" уже более не являются целью общества. Все меньше дураков, готовых лезть в пучины, лететь к звездам и вообще заниматься самопожертвованием во благо исследований или социума. Человек замкнулся в своём мирке, внутри самого себя - играя с бесконечным образами-симулякрами, в таком изобилии поставляемыми ему средствами массовой информации победившего постиндустриализма... Социальный эскапизм может прогрессировать в "матрицу", но никак в полёт к Сириусу.

+2

6

breviarissimus написал(а):

К ракетам, космосу, туда где всё еще преподают в школах Чарлза нашего Дарвина, где дымят трубы Уралмаша и орденами награждают воинов, а не экранных педерастов...

За содомитов не скажу (не интересуюсь), но в моей реальности всё вами перечисленное отчего-то есть...

0

7

MilesV написал(а):

в моей реальности всё вами перечисленное отчего-то есть...

Покуда есть, MilesV, покуда. Полагаю, Вы прекрасно понимаете, что цели и установки людей, руководящих нами вот уже 20 лет, в весьма малой степени предполагают поступательный научно-технический прогресс в подведомственной им 1/6 части земной суши. Покуда живы поколения, родившися в СССР или, как вариант, получивших образование в школе советского образца, - надежда ещё теплится. Но скоро выводить на орбиту "караваны ракет"(С) будет некому. Биология сменится официальным креационизмом, география будет изучаться почти по К.Индикоплову, и простые дроби будут браться только отдельными вундеркиндами. Мне бы тоже не хотелось в это верить, но, увы, тенденция именно что такова. А вот способы её преломить находятся вне рамок тематики нашего чисто литературного форума :-)

Отредактировано breviarissimus (06-10-2011 16:44:27)

0

8

Годзилко написал(а):

О чем это говорит?
О том, что люди недовольны существующим положением вещей в обществе.

что от этого изменится глобально?
Увы, ничего. И человек недовольный меняет то, что ему подвластно. Информацию.

Согласен.
Интерес к "попаданчеству" это не просто недовольство, это еще и убегание от реалий.
И все же, надышавшись вольным ветром иллюзий, уже не так боишься "невозможности" изменить реальность.
Да и накопленный "попаданцами" опыт изменения истории, помогает лучше разбираться в подоплеке дня сегодняшнего.
А самое главное, "попаданцев" и просто сочувствующих становится все больше.
Чем не платформа для объедения?  :flag:

+2

9

Ну я манифест не писал. Я просто размышлял на тему. И далеко не факт, что эти мысли верные.

0

10

breviarissimus написал(а):

Мне бы тоже не хотелось в это верить

Тогда к чему рассуждения о "бабушке и колёсиках"? К тому же лежащие скорее в сфере офф-топичной для сабжа?
Простите, но плакальщиков по "просранным полимерам" достаточно в любом сегменте Рунета.
Не стоит тащить ЭТО ещё и сюда.

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Неликвиды » Попасть в Историю! Социально-психологические аспекты "попаданчества"