Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Антиляп » Зачем СССР деньги или "Больше стрелковки - хорошей и разной!"


Зачем СССР деньги или "Больше стрелковки - хорошей и разной!"

Сообщений 11 страница 13 из 13

11

В. М. Колдаев

Из истории организации борьбы с контрабандой в СССР (1917-1930 гг.)

С момента возникновения Советского государства его противники предпринимали усилия к тому, чтобы подорвать государственную мо­нополию торговли в нашей стране. Одним из способов достижения указанной цели была контрабанда. В первые годы Советской власти (1918—1919 гг.) нелегальное перемещение товаров через государ­ственную границу не носило систематического характера ввиду воен­ной и экономической блокады Советской России. Однако контрабанда спичками, сахарином, мануфактурой со стороны жителей пограничных районов, перебежчиков и лиц, служивших в войсках, имела место.

В этот же период свергнутые классы и их пособники активно вы­возили за границу валютные ценности, антикварные и художественные изделия. Такая контрабанда, хотя и причиняла определенный экономи­ческий ущерб государству, но большой опасности не представляла. Однако, начиная с первого года нэпа, торговля контрабандными това­рами распространяется в более крупные потребительские районы.

Удельный вес частной торговли в 1922—1923 гг. составил 44% от общего оборота государственной (в 1926 г. упал до 21%).' Частная торговля (соответственно своей природе и коммерческим интересам предпринимателей) устремлялась именно на те рынки и в те районы, где создавались благоприятные условия для искривления ценообразо­вания, т. е. для спекуляции, в том числе и главным образом контрабандными товарами. Значение контрабанды для частного капитала состояло главным образом в том, чтобы пополнять ассортимент част­ной торговли товарами (в основном контрабандными),2 имевшими спрос у зажиточного круга покупателей.

Капиталистические государства были явно заинтересованы в большом завозе к нам контрабанды. В некоторых пограничных странах для поощрения этой деятельности в непосредственной близости у наших границ организовывались различные иностранные «благотворительные» торговые организации, сомнительные представительства и так называе­мые «транзитные лавки» и меняльные конторы, где совершались валютные сделки и контрабандисты снабжались товарами. За границей, особенно в Польше, существовали даже особые «конторы» по страхованию контрабанды от «провала».3

В отдельные годы привозная номенклатура контрабандных товаров имела более 100 названий (предметы роскоши, галантереи, одежда, обувь, иные носильные вещи, вина, спирт, наркотики, табак и др.)4 Вывозная контрабанда состояла из драгоценных металлов, пушнины, скота, предметов старины и др. Одной из причин вывоза была разница внутренних и заграничных цен на главные контрабандные товары.5

Соизмеряя контрабанду при ввозе её из заграницы и при вывозе из страны, необходимо отметить, что подавляющий процент по числу задержания контрабандного товара (80—90%) падает на привоз.6 В середине 20-х годов в европейской части страны наибольшее разви­тие нелегального провоза товаров наблюдалось на Закавказско-Черноморском, Украинско-Польском, Русско-Балтийском, Белорусско-Поль­ском и Украинско-Черноморском погранично-таможенных участках. В азиатской части значительное развитие контрабанды отмечалось по границам Дальневосточного края, ЗСФСР и Туркменской ССР.7

За хозяйственный год с 1 октября 1922 г. по 1 октября 1923 г. сум­марный итог всех случаев задержания контрабанды в пределах РСФСР превысил 40 тыс. При этом 90% всех задержаний, исключая Дальний Восток, распределялось всего между тремя округами: Петроградским (более 14,5 тыс.), Западным (8,8 тыс.) и Украинским (6,5 тыс.). Две трети стоимости всего задержанного контрабандного товара приходи­лось именно на данные округа.8 Это обстоятельство свидетельствовало о более интенсивной борьбе с контрабандой в названных районах и о том, что здесь пролегали самые оживленные пути контрабанды. Только с апреля по сентябрь 1922 г. из Черноморских портов было вывезено контрабандным путем золота, серебра и драгоценных металлов на сумму более 400 тыс. золотых рублей, изъято предметов контрабанды на 250 тыс. руб. золотом.9

Уже в первые годы Советской власти борьбе с контрабандой, а также той роли, которую должны играть призванные для этого органы, включая таможенные, уделялось должное внимание. Поэтому нельзя согласиться с утверждениями, будто до 1922 г. «таможенный аппа­рат. .. находился почти в полном бездействии» и «никто не думал о восстановлении этого аппарата», так как «все считали его почти несу­ществующим и никчемным».10 Еще в сентябре 1917 г. на своем I Все­российском съезде таможенные служащие высказали твердое желание служить делу революционной власти трудящихся.11 17 ноября 1917 г. ЦК профсоюза таможенных служащих призвал все отделы Союза на местах продолжать работу в таможенных участках и выполнять все распоряжения Советской власти, в том числе касающиеся борьбы с контрабандой.

Декретом СНК от 29 декабря 1917 г. «О разрешении на ввоз и вывоз товаров»12 по внешней торговле устанавливалась разрешительно запретительная система, которая возлагала на таможенные учрежде­ния осуществление жесткого контроля за ввозом и вывозом товаров. В этом декрете, в частности, говорилось: «Всем таможенным чинам и учреждениям на всех границах под страхом уголовной ответственности предписывается не выпускать за границу и не впускать из-за границы товары» без предъявления разрешения Комиссариата Торговли и Про­мышленности. Без такого разрешения товар должен был признаваться контрабандой. Это же постановление (декрет) признало утратившими силу все ранее изданные акты, регулировавшие привоз в России ино­странных товаров.

Введенный декретом 1917 г. государственный контроль над внеш­ней торговлей служил целям организации социалистического строи­тельства и был необходимой ступенью для перехода к государственной монополии внешней торговли.

Борьба с контрабандой до организации таможенных пунктов со­ставляла обязанность пограничной охраны. Однако ее положение ино­гда не соответствовало требованиям пограничного надзора. В первые годы Советской власти на границе не было кордонов, вследствие чего пограничники «несли службу» находясь на квартирах у местных жите­лей, которые сами нередко занимались контрабандой.13

Первым документом, непосредственно регламентирующим деятельность советских таможенных учреждений, был Декрет Совета Народных Комиссаров от 29 мая 1918 г. «О разграничении прав Центральных и местных Советских властей по собиранию пошлин и регулированию деятельности местных таможенных учреждений».14 Разрешительно-запретительная система предполагала и наличие централизованной системы таможенных  органов.15

Наряду с вопросами организационного порядка упомянутый декрет закрепил основные функции таможенных учреждений: прием и выпуск поступающих из-за границы товаров, взыскание установленной пошлины и других сборов, а также досмотр пассажиров и их багажа. Декрет  предусматривал  определение департаментом таможенных  сборов  со­вместно с ведомством пограничной охраны порядка охраны государ­ственной границы в таможенном отношении. За день до принятия де­крета о таможенных сборах, 28 мая 1918 г., был принят декрет о по­граничной охране, в соответствии с которым Главное Управление По­граничной Охраны 16 начало организовывать пограничную охрану на местах.

В связи с национализацией внешней торговли, необходимостью централизации борьбы с контрабандой и имевшими место нарушения­ми правил внешней торговли целесообразно было сосредоточить все учреждения по охране государственных границ в отношении таможен при Наркомате Торговли и Промышленности. С этой целью 29 июня 1918 г. В. И. Ленин подписал декрет «О переходе Департамента Тамо­женных сборов, Главного Управления Пограничной Охраны и Корчем­ной стражи в ведение Народного Комиссариата Торговли и Промышленности».17 Для координации их действий по таможенным вопросам и организации борьбы с контрабандой создали особую Коллегию под председательством Народного Комиссара.18

В сентябре 1919 г. при Народном Комиссариате Торговли и Про­мышленности для борьбы с экономической контрабандой был образо­ван Отдел Пограничного Надзора. Но уже в феврале 1920 г. для этой цели направили специальные части, находящиеся в двойном подчине­нии: в служебном — Военному Комиссариату, в оперативном — органам НКВД. Такое разграничение функций в указанный период не со­ответствовало требованиям надежной охраны границ как в политиче­ском, так и в экономическом отношении, поэтому по постановлению Совета Труда и Обороны от 24 ноября 1920 г. пограничная охрана была вновь реорганизована. Охрана границы была возложена на Осо­бый отдел ВЧК по охране границ. В последующие годы эти функции перешли к органам ГПУ—ОГПУ. В таможенных же районах борьбой с экономической контрабандой занимались таможенные учреждения.

11 мая 1920 г. было принято специальное постановление Совета Труда и Обороны «О борьбе с контрабандной торговлей»,19 которое категорически запрещало всем организациям и гражданам покупку иностранных товаров в прифронтовой полосе. Лица, незаконно пере­шедшие линию фронта, подлежали ответственности за шпионаж, а имеющиеся при них товары и деньги конфисковывались.

Вопросами организации борьбы с контрабандой занимался лично В. И. Ленин. По его поручению в ноябре 1921 г. ВЧК были разработа­ны два документа — «Основные принципы и взгляды на охрану эко­номических, политических и военных интересов Республики в связи с вопросом о борьбе с контрабандой» и «Краткая докладная записка о борьбе с контрабандой». Ознакомившись с документами, В. И. Ленин предложил без промедления обсудить их на заседании Совета Народ­ных Комиссаров.20 По этому поводу он писал заместителю председа­теля ВЧК И. С. Уншлихту: «Поручаю Вам созвать совещание под Ва­шим председательством в составе народных комиссаров внешней торговли, внутренних дел, по военным делам для срочного рассмотре­ния вопроса о борьбе с контрабандой».21

Вопрос о борьбе с контрабандой в ноябре 1921 г. рассматривался на нескольких заседаниях Малого Совнаркома. 21 ноября СНК утвер­дил проект декрета «О премировании задержателей контрабанды».22 23 ноября Малый СНК обсудил разработанные мероприятия по борьбе с контрабандой, а 28 ноября 1921 г., взяв за основу внесенный ВЧК проект постановления о борьбе с контрабандой, поручил комиссии в пятидневный срок «дополнительно подвергнуть проект переработке, а также выработать постановление об органах борьбы с контрабандой». Представленный проект постановления «О борьбе с контрабандой» был принят в качестве закона 8 декабря 1921 г.23

В соответствии с данным постановлением Совет Народных Комис­саров организовал при ВЧК Центральную Комиссию по борьбе с контра­бандой из представителей ВЧК, Реввоенсовета Республики и Народ­ного Комиссариата Внешней Торговли (таможенных органов. — В. К.) под председательством Реввоенсовета. Эти комиссии были образованы при особых отделах ВЧК, но своего аппарата не имели, а использова­ли аппарат соответствующих органов. На комиссии возлагалось: а) наблюдение за фактическим проведением местными органами, ох­ранявшими границу, борьбы с контрабандой; б) выделение и направ­ление для рассмотрения в Губернских Революционных Трибуналах дел об особых видах контрабанды, как-то: вооруженная контрабанда, за­нятие контрабандой в виде промысла, контрабанда, осуществляемая должностными лицами, провоз за границу предметов, перечисленных в ст. 10 Декрета СНК «О порядке реквизиции и конфискации имущества частных лиц и обществ» от 17 октября 1921 г.24

Революционным Трибуналам предписывалось рассматривать такие дела вне всякой очереди в порядке упрощенного производства,25 т. е. без допущения защиты и свидетелей, если только вызов последних не требовался исключительной сложностью дела или противоречивостью имеющихся в деле свидетельских показаний. Кассационные жалобы и ходатайства о помиловании не допускались, приговор приводился в исполнение в течение 24 часов после его вынесения. Санкцией, которая по общему правилу применялась при разрешении данной категории дел, были лишение свободы со строгой изоляцией (не менее трех лет) или (при отягчающих обстоятельствах) высшая мера наказания. Единственным отступлением от установленного законом порядка рас­смотрения дел было то, что в отношении лиц пролетарского и полупро­летарского происхождения репрессии могли ослабляться.

Декретом ВЦИК от 6 февраля 1922 г. «Об упразднении Всерос­сийской Чрезвычайной комиссии и о правилах производства обысков, выемок и арестов»26 функции ВЧК, в том числе по борьбе с контрабан­дой, возлагались на Народный Комиссариат Внутренних Дел. Для ре­шения этих и других задач при НКВД РСФСР было образовано Госу­дарственное Политическое Управление, а на местах — политические отделы.

Экономическая охрана границ в этот период была вверена двум го­сударственным органам: Народному Комиссариату Внешней Торговли (НКВТ) и Государственному Политическому Управлению, причем НКВТ осуществлял эту охрану через свои таможенные пограничные учреждения. В связи с этим в ряде таможенных округов пограничные таможенные учреждения подразделялись на оперативно-таможенные и по борьбе с контрабандой и действовали по директивам ГПУ.27

Порядок задержания контрабандных товаров, определение ответ­ственности за контрабанду, производство дел о контрабанде были за­креплены декретом СНК РСФСР «О таможенной охране» от 1 сентяб­ря 1922 г.28

Ответственными за контрабанду признавались лица, фактически' владеющие контрабандными предметами при их обнаружении, а так­же те, по поручению которых эти предметы хранились или транспор­тировались. Если контрабанду находили в промышленных и торговых заведениях, ответственным лицом являлся владелец заведения. В тех же случаях, когда контрабанда обнаруживалась в государственном или общественном предприятии, ответственность несло только лицо, непосредственно участвовавшее в контрабанде. Однако лицо могло быть освобождено от ответственности, если устанавливалось, что конт­рабандное происхождение товара ему неизвестно и найден настоящий владелец этих товаров.

Уголовное наказание за контрабанду в соответствии со ст.ст. 14 и 15 названного Положения предусматривала ст. 97 УК РСФСР 1922 г., в которой говорилось: «Нарушение законов и обязательных постано­влений о вывозе за границу и ввозе из-за границы товаров и валют­ных ценностей карается принудительными работами на срок до 3-х лет, соединенный с конфискацией этих товаров или части их, или штрафом до 1000 рублей золотом. Те же действия, совершенные в виде промысла или должностными лицами, или, если участники, совершая их в первый раз, были вооружены, или, если контрабандой явились предметы, указанные в ст. 10 декрета СНК от 17 октября 1921 г., ка­рались лишением свободы на срок не ниже 3-х лет со строгой изоля­цией, с конфискацией всего или части имущества или, при отягчающих обстоятельствах, высшей мерой наказания». Ст. 97 УК не распростра­нялась на нарушение таможенных правил, за которые законом уста­новлены административные взыскания.29

В целях усиления борьбы с нелегальным перевозом через границу товаров и улучшения ее организации в 1924 г. был принят Таможенный Устав СССР.30

Законодатель предусмотрел образование при Главном Таможенном Управлении (ГТУ) специального отдела по борьбе с контрабандой. В его задачи входило: разработка проектов нормативных актов, в том числе правил по конфискационным делам; разрешение жалоб в по­рядке надзора по делам о контрабанде; разрешение вопросов, касаю­щихся клеймения иностранных товаров и реализации конфискованных товаров; подготовка и реализация административных и экономических мероприятий по борьбе с контрабандой.31

Для совершенствования организации борьбы с контрабандой были приняты нормативные акты по линии развития общесоюзного законо­дательства, из которых наиболее важное значение имеет Положение о преступлениях государственных (контрреволюционных и особо для СССР опасных преступлениях против порядка управления).32

Контрабанда была отнесена к категории государственных преступ­лений. Согласно п. 24 указанного Положения «квалифицированная контрабанда влечет за собой, сверх произведенной таможенным управ­лением конфискации товаров и наложения штрафов, лишение свободы на срок не ниже одного года с конфискацией всего или части иму­щества и со строгой изоляцией, а при особо отягчающих обстоятель­ствах— повышение вплоть до высшей меры социальной защиты — расстрела, с конфискацией имущества».

В конце 20-х годов изменились как характер контрабанды (резко уменьшились случаи вооруженной групповой контрабанды и т. д.), так и ее виды. Этому способствовало увеличение производства товаров широкого потребления, расширение их экспорта, рост благосостояния населения, ограничение частного сектора, усиление охраны наших границ. Развитие экономики Советского государства, укрепление погра­ничного режима, уголовноправовая борьба привели к сокращению контрабандного завоза товаров в страну. Особенно заметным это со­кращение стало после победы социализма в СССР. К данному време­ни профессиональная контрабанда была практически ликвидирована.

В 30-е годы сокращаются случаи задержания контрабанды. Кроме того, если раньше контрабанда совершалась преимущественно путем нелегального ее перемещения через границу, то в указанный период большинство контрабандных нарушений представляло собой наруше­ния установленных требований порядка ввоза и вывоза товаров.

В настоящее время процент контрабанды от легального товаро­оборота нашей страны сравнительно невелик. Однако контрабандная деятельность, а также связанные с ней иные преступления (спекуля­ция импортными товарами, нарушение правил о валютных операциях) все еще приносят определенный ущерб народному хозяйству. Поэтому совершенствование методов борьбы с контрабандой является важней­шей задачей работников таможен, органов МВД, следователей, судов и других органов и лиц, на которые возложена обязанность вести борьбу с преступлениями, предусмотренными ст. 78 УК РСФСР 1960 г. и соответствующими статьями УК других союзных республик.

1См.: «Советская торговля», 1926, № 10, стр. 1.       

2См.: Ю. Ларин. Частный капитал в СССР. М., 1927, стр. 36.

3См.: М. Макатинский.  Борьба с контрабандой и надзор прокуратуры. «Вестник Советской юстиции», 1925, № 8, стр. 329—330.

4См., например: «Внешняя торговля», 1923, №3, стр.29—30; «Внешняя торговля», 1924,  №12,  стр. 21—22;  П.Н. Кумыкин.  Контрабанда  и  борьба с ней.  В кн.: «Практика таможенного дела». М., 1927, стр. 229.

5См.: П.Н. Кумыкин, ук. соч., стр. 229—230.

6См.: А.И. Потяев. Контрабанда и борьба с ней. М., 1925, стр.7; «Внешняя торговля», 1923, № 42—43, стр. 18.

7См.: А.И. Потяев. Контрабанда и борьба с ней, стр. 26—33, 47—48, 65—70.

8«Внешняя торговля», 1923, № 42—43, стр. 18.

9«Внешняя торговля», 1923, № 3, стр. 29.

10А.И. Потяев. Контрабанда и борьба с ней, стр. 6;  Его же.  Таможенная политика РСФСР и работа таможенного аппарата. «Внешняя торговля», 1922, № 30, стр.  13;  Его же. Таможенно-тарифная политика и таможенные доходы. «Внешняя торговля», 1923, №  19—20, стр.  11;  И. Арватов.  Таможенное  законодательство. «Внешняя торговля», 1923", № 42—43, стр. 5.

11См.:  Первый Всероссийский съезд таможенных  служащих   (1—16 сентября 1917 г.). Пгр., 1917.

12СУ РСФСР, 1918, № 14, ст. 197.

13«Внешняя торговля», 1923, № 21—22, стр. 29; № 45—46, стр. 17. и СУ РСФСР, 1918, ст. 506.

15СУ РСФСР, 1918, № 14, ст. 97;  см. также: Роль таможен при национализации внешней торговли. «Таможенный вестник», 1918, № 1, стр. 4.

16Главное управление Пограничной охраны было образовано 30 марта  1918г. на  базе управления Пограничного  Корпуса,  находившегося  в  ведении  Народного Комиссариата финансов. По постановлению Совета Рабоче-Крестьянской Обороны от 18 июля 1918 г. погранвойска были переданы в ведение военного ведомства, а Главное Управление Погранохраны расформировано.

17СУ РСФСР, 1918, № 48, ст. 569.

18См.: Б. В. Михайлов. Таможенная система в первые годы Советской власти. Уч. зап. ИМО, вып. II. М., 1958, стр. 156—158.

19СУ РСФСР, 1920, № 43, ст. 196.

20См.: В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 54, стр. 6, 549.

21Там же, стр. 12.

22См.: «Известия ВЦИК», 1921, 3 декабря.

23См.: «Известия ВЦИК», 1921, 29 декабря; СУ РСФСР, 1921, № 79, ст. 674

24СУ РСФСР, 1921, № 70, ст. 564.

25См. ст.ст. 17, 14, 19 и 20 «Основного положения о трибуналах» (СУРСФСР, 1920, № 22—23, ст. 115).

26СУ РСФСР, 1922, № 16, ст. 160.

27«Внешняя торговля», 1923, № 21—22, стр. 29—30.

28СУ РСФСР, 1922, № 58, ст. 734.

29СУ РСФСР, 1921, № 70, ст. 564.

30СЗ СССР, 1925, № 5, ст. 53.

31См.: Положение о Главном Таможенном Управлении. Сборник действующих декретов и постановлений по внешней торговле, вып. II. М., 1924, стр. 14—18.

32СЗ СССР, 1929, № 1, Ст. 2.

+6

12

Artof написал(а):

Когда же к вопросу о закупке этого истребителя вернулись, поезд уже ушёл – Р-35 был принят на вооружение американских ВВС, сменив в роли основного истребителя Боинг Р-26, и "на сторону" уже не продавался. Его нельзя было не только покупать, но даже осматривать.


Я понимаю, что была приведена обширная цитата, но с одним пунктом не согласен - o том, какой замечательный самолет П-35 зарубил Туполев. Другие грехи у А.Н.Т может и были, но не в данном случае.
Может и хорошо, что Туполев был против Р-35? Самолет, МЧТД, был так себе и с технологической точки зрения, и по ЛТХ. Технологически он был очень сложен. Северский получил заказ на 77 П-35 в июне 1936г., первый самолет был поставлен военным в мае 1937г., а последний - 77-й самолёт аж в августе 1938г. Т.е. в СССР намучились бы с его освоением и производством. Да и дорогой он был.

По летным характеристикам - ВВС США уже на следующий год (в 1937г.) в П-35 разочаровались и новые заказы Северский не получил. Вместо этого ВВС заказали новый истребитель П-36 у Кертисса.

Подчеркну,  для ВВС США было построено всего 77 самолетов П-35, а вот И-16 построили больше восьми тысяч.

0

13

ehaiai написал(а):

в П-35 разочаровались и новые заказы Северский не получил. Вместо этого ВВС заказали новый истребитель П-36 у Кертисса.

Справедливости ради надо сказать, что и Р-36 для армейской авиации США оказались отнюдь не подарком.
А Северский "нагрешил", кроме всего прочего, продажей пары десятков двухместных Р-35 японцам. За что его "задвинули" окончательно, поставив у руля Картвелли, под руководством которого позже был создан знаменитый Р-47.

О любом образце боевой техники того времени, обладающим мало-мальски приемлемыми характеристиками, можно создавать отдельную книгу. И она получится не хуже любого детектива, по накалу страстей, сплетению интриг, по наличию весьма неординарных людей среди участников событий.
Не менее интересными получились бы книги о структурных преобразованиях в армиях, ВВС, флотах, увязывании целого клубка проблем в что-то подходящее для практического использования.
Железки послужили бы только фоном для людей. В хорошей книге, а не в очередной АИшке-побегушке-пострелушке.
Уже выложенных здесь Артемом материалов хватит на пяток увлекательных АИ.
А гадать на кофейной гуще, какая самозарядка лучше - это праздная игра ума...

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Антиляп » Зачем СССР деньги или "Больше стрелковки - хорошей и разной!"