ДЕЛО ВЕНИКА
Веник Алексей Алексеевич родился 24 февраля 1905 года в городе Шостке, соцпроисхождение из рабочих, родители имели хату и сарай, до революции был учащимся, после-военнослужащим. В белых и подобных армиях не состоял, репрессиям при Советской власти не подвергался.
Женат, имеет 2 сыновей.
Арестован 9 июня 1937 года, на момент ареста был пом. начальника склада по технической части (в протоколе допроса от 23 июня назван врид начальника склада). В момент ареста обвинение предъявлялось по статье 54-7 и 11, на уже 23 июня прибавилась статья 54-1Б, то есть явно инкриминировано участие в КРзаговоре.
Первоначально содержался в Полтаве, потом был переведен в Харьков.
Согласно первому допросу, участие в каких-либо КР действиях отрицал. Но позднее, 11 июля написал заявление, что является участником заговора, назвал участвующих в нем сослуживцем по складу и свои действия как члена группы заговорщиков.
В организацию он был вовлечен Царьковым, ибо, будучи замом, попал под его плохое влияние.12 числа на допросе это подтвердил, назвал Проникова, Михайлова, Агафонова и Ткаченко.
Он по роду своей деятельности занимался вредительской работой, сам же никого в организацию не вербовал.
Что он делал конкретно?
1. Пустил стахановскую работу на самотек.
2. Самоустранился от проверки работы по комплектованию выстрелов, переложив все на Проникова, а тот тоже самоустранился. В итоге работа по комплектованию выстрелов затягивалась, а в случае надобности в срочной и массовой отгрузке выстрелов вполне возможна была поставка выстрелов неполной комплектации.
3. Систематически не занимался контролем хранения выстрелов.
4. Выполнял хранение согласно указаниям Царькова, в частности 45мм выстрелов, винтпатронов, смазочных материалов, частично и 45мм матчасти на открытом воздухе в условиях неустойчивых погод, несмотря на Положение о хранении. Это же относится к хранению 115 мм выстрелов.
5. Вопросу подготовки начсостава не уделял должного внимания, отчего она велась самотеком.
6. Подготовка ПВО склада им также не проводилась.
7. Работа ячейки рационализаторов Веником была решительно свернута.
8. Бездеятельность и попустительство начальников им покрывалась, что тоже плохо влияло на состояние дисциплины на складе.
Сообщил также, что другие участники заговора сделали конкретно:
Агафонов -запутал учет по стрелковому оружию и смазочным материалам.
Завезенное на склад имущество иногда несколько месяцев ожидало приемки им.
Михайлов запустил учет в своем аппарате до того, что его отдел никогда не мог дать ответ, что имеется и в каком количестве.
Проников лично участвовал в неправильной комплектации выстрелов, поощрял хранение на открытом воздухе и порчу имущества от этого.
Ткаченко- совершенно не руководил мастерской, часто вообще не являлся на работу. Был большой процент брака. Нарушал технику безопасности, отчего в мастерской имелось излишнее количесво пороха. Инструкция разрешала иметь не более двухчасового запаса пороха, в то время как он имелся в количестве суточной потребности и более.
Уже упоминаемый Персиянов про Веника дал показания, что Веник должен был совершить диверсионный акт на складе.
Далее, имеются собственноручные показания Михайлова о Венике и его работе на складе. Там целых 14 пунктов, в том числе сообщение, что карандаши, сделанные на концессионой фабрике, лучше, чем карандаши, сделанные на госфабрике.
Есть и прямо относящееся к работе склада, а именно вредительски проведенная инвентаризация склада в конце 1936 года, призванная сокрыть недостатки хранения и утраты.
Пункт третий говорит о том, что в хранилище №2 сосредоточены запасы авиационных бомб с превышением норм хранения.
Пункт 4- задержки в отправке образцов пороха на физико-химическое исследование.
Пункт 2-отправка со склада на склад №22 35 вагонов 115мм снарядов, которые там приняты как негодные, с оржавлением корпусов, подмоченными зарядами и пр.
На складе не выделены мобилизационные запасы в нужном количестве (дело Фостия живет и побеждает уже в Полтаве)
Показания дал и Ткаченко, но там есть претензии к тому, что Веник практически не занимался с подчиненными, даже на собраниях проводя только читку приказов.
Проников тоже сообщил, что Веник после ареста Царькова стал врид начальника склада, но продолжил вредительскую работу на нем.
Он не принял мер к изъятию их хранилищ 37мм боеприпасов к пушке Маклена, опасных при хранении.
Хранившиеся на складе 115мм выстрелы по большей части приведены в негодность после длительного хранения под открытым небом. На них неверно нанесены баллистические знаки.
122мм гильзы оказались на хранении с порванными картузами
Арестованный Агафонов тоже указал на Веника как участника заговора на складе.
5 октября 1937года был доставлен на заседание ВКВС.
Никаких ходатайств не заявил, полностью признал свою вину, подтвердил ранее данные показания, к ним ничего добавить не может . В последнем слове попросил о снисхождении.
Признан виновным в преступлениях согласно ст. 54-1,8,11, приговорен к ВМН.
Приговор приведен в исполнение 6 октября.
29 марта 1958 года реабилитирован.
ИСТОЧНИКИ:
1. Следственное дело на Веника А.А.№ 4576