Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Литературная кухня » Социальные модели при миротворчестве


Социальные модели при миротворчестве

Сообщений 321 страница 330 из 406

321

Отшельник написал(а):

А вы опять только про сменяемость поколений...

Да читал я Исход. Верующий, однако. Причем искренне и глубоко, да.

Для меня сейчас в теме теории обществ поколения сильно актуальны. Впрочем не только они. Чем больше думаю, тем более веселая картинка получается - наш (млекопитающих) выход в социальный класс не первый, но самый энергообеспеченный. При том что смена поколений у нас долгая, био-социальная система человечества развивается весьма стремительно. Но все равно, похоже, что мы пока еще в начале этого пути. И любопытно, что будет у других претендентов?

0

322

Вот такой интересный материал Пиросома напрямую касается (и войдет иллюстрацией) темы готовящейся статьи. Для интриги выкладываю, да.

0

323

Итак, коллеги, после начитывания и обдумывания материала, начинаю выкладку текстов. Всего их будет три. Первый представляет из себя обзор современного состояния "теорий общества", собранный вокруг темы реферата, который я помогал писать сыну (Теории цивилизаций, анализ). Второй будет плеванием в душу СОВРЕМЕННЫХ коммунистов. Третий будет посвящен подробному описанию того, к чему я, собственно, пришел.
И да, половину текстов, названных ниже я таки прочитал, ага.
...

Осознание себя, своей природы и происходящих из нее сильных и слабых сторон есть даже не необходимость, но органически присущее человеку. Тем более это справедливо в обществе, без которого человек не просто не способен выжить, но и не становится человеком, в ином случае превращаясь в получеловека-Маугли. Осознание себя членом общности, поиск места в нем, рождает сначала, в примитивных обществах: «Мы — истинные люди!» А затем и более частное: «Мы — эллины!» — выделяющее родную общность из множества других. Так появляются род, племя, город, народ, нация… В девятнадцатом веке дошли до «цивилизации».
Впрочем, сам термин появляется в трактате «Друг законов» (или в других источниках «Друг человечества» 1757 г.) маркиза де Мирабо еще в середине 18 века, когда в христианском мире бушует философская революция, связанная с кризисом схоластической теологии и теологических же представлений об обществе, а на пространстве Европы под сенью национальных государств растут и крепнут города (civis – латинское город). И строго по Гегелю отрываясь и вступая в противоречие с христианским представлением о человеке и обществе, как пути к Богу, светская парадигма все еще продолжает рассуждать о моральном качестве человека в рамках самого продвинутого сообщества - городского. Оттого, говоря о цивилизации, Мирабо определяет ее, как «смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличия и чтобы эти правила играли роль законов общежития». Т.е. цивилизация есть вписанность человека в городскую среду-социум. За ним Адам Фергюсон в «An Essay on the History of Civil Society» возвещает цивилизацию, как стадию развития общества, характеризующуюся наличием страт, городов, письменности, законов и т. д. Это наполнение термина воцаряется в общественном мнении на вторую половину восемнадцатого века, девятнадцатый и даже до конца двадцатого. Становится оправданием для европоцентризма и самой чудовищной жестокости по отношению к «нецивилизованным», «просвещаемым» чужакам, или знаменем истинных просветителей, боровшихся за развитие человечества. В. Даль в первом издании Толкового словаря: «Цивилизация — общежитие, гражданственность, сознание прав и обязанностей человека и гражданина»; «цивилизовать (народ) — обратить из дикого, грубого быта в гражданственный». Слово это часто употребляли Добролюбов, Писарев, Чернышевский для противопоставления развитого и дикого, общественного и природного начал. Более того, именно в контексте этого определения цивилизации появилась формационная теория Энгельса («Происхождение частной собственности и государства» 1884). Собственно, теория общественных формаций подкрепленная Марксом, в свою очередь гениально обкорнавшим философское наследие Гегеля, составила одну из актуальных и сейчас теорий цивилизации. Более того, именно в рамках этой концепции появилось описание цивилизации, как общества обладающего рядом характерных признаков:
1. разделение труда, как основа экономико-производственных отношений;
2. наличие сети обмена с внешним контролем (арбитражем) и эквивалентом стоимости;
3. наличие классов;
4. наличие устойчивых политических структур.
Эта концепция общества-цивилизации позднее оказалась весьма удобной для других теорий цивилизаций. Беда ее оказалась в политической актуальности, что привело к догматизации этой теории, «замерзанию» в форме отвечавшей реалиям XIX и начала XX веков, но уже никак не второй половины XX века. Однако, методы и идеи, разработанные в этой теории были с успехом применены в более поздних теориях (Бродель, Нефедов).
Рубеж XVIII и XIX веков — это не только время Великой Французской Революции и мировых войн (Наполеоновские войны охватили не только Европу, политическое эхо докатилось до Персии, а морские баталии происходили и на Тихом Океане). С этого момента начинается открытие и научное освоение обществ стоящих на очень высоких ступенях развития. Индия, Китай, исламский мир, а на востоке от Польши засел сильный и страшный «русский медведь», временами смотрящийся в зеркало и вопрошающий сам себя: европеец ли я? Уже в 50-х годах XIX века Жозеф Гобино в «Опыте о неравенстве человеческих рас», оставаясь в рамках европоцентризма, выделяет десяток самобытных цивилизаций. За ним Генрих Рюккерт, все так же оставаясь европоцентристом, обращает внимание на процесс взаимовлияния цивилизаций и ставит вопрос о границах между ними. И тут впервые звучит голос извне — Николай Яковлевич Данилевский озвучивает равноправие, равноценность другой, русской, восточноевропейской, славянской цивилизации, обосновывая ее вновь введенным понятием культурно-исторического типа («Россия и Европа», 1869). Последний представляет собой языковую и политическую общность в развитии (рост, цветение и плодоношение). Разгорается дискуссия между экономико-материалистическим пониманием цивилизации (теория Энгельса) и культурным славянофильством (задающим параллельные европейской линейки развития: “панславянскую” и “Рим-Византия-Россия”). А одновременно с этим не только мода на азиатскую экзотику заразила Европу. Началось освоение культурологами Гегеля, а в научном мире накопился необходимый задел знаний, которые требовали нового осмысления. От описательных трудов вроде де Гроота «Война с демонами и обряды экзорцизма в Древнем Китае» настала пора переходить к обобщающим трудам не только при рассмотрении далеких земель, но и собственно европейской истории, которая в начале XX века пережила потрясение Великой Войны и Великой же Революции.
И в год окончания Первой Мировой Войны выходит пессимистичная работа Освальда Шпенглера «Закат Европы», в которой вслед за Данилевским звучит концепция культурной целостности, проживающей цикл от рождения до смерти. Кстати, Шпенглер внес некоторую терминологическую путаницу, соотнеся содержание термина «цивилизация» с новым термином «высокой культуры», а самим термином «цивилизация» обозначив последнюю стадию существования культурной общности (тем самым связав свою концепцию с модной в то время теорией исторических формаций).
Ни Данилевский, ни Шпенглер не дали ни значительного числа теоретических новаций, ни внятности определений, но задали идею, направление исследования и творчества. И уже начиная с 30-х годов посыпались: Тойнби «Постижение истории» (1934-1961), Бродель «Грамматика цивилизаций» (1969), Питирим Сорокин «Социальная и культурная динамика» (1937-1941), Гумилев со своими статьями цикла «Ландшафт и этнос» (1964-1967).
Тойнби выдвигает идею целостности цивилизации и, что крайне важно — вызова, как движущей силы развития. Вся историческая перспектива у Тойнби это последовательность ответов культурно-языковых общностей на вызовы. При этом, как и его современники — поколение «последних великих» (Р. Киплинг, Дж.Р.Р. Толки(е)н, У. Черчилль …) ставит во главу субъект, и даже вызов рассматривает через призму субъективизма. Прекрасное классическое образование сочеталось в нем с религиозностью, и потому при внимательном чтении возникает понимание — спираль развития цивилизаций поднимается к все более универсальной религии.
Рядом, во Франции, Бродель и его единомышленники из «Школы Анналов» сводят вместе идею культурной целостности общества и марксистскую базу “производящих сил”. Выдвинутая Тойнби концепция вызова у Броделя приобретает материалистическое наполнение, структурируется, формируется в новую теорию, которую в данный момент развивают ряд современных историков, включая С.А. Нефедова («Война и общество. Факторный анализ исторического процесса», «История России. Факторный анализ»).
Питирим Сорокин заходит с другой стороны. Анализ динамики отношений внутри социальных групп, статистическое исследование семей и преступности в самые острые моменты Русской истории, выливаются у него в капитальнейший труд, ставший одним из столпов социологии - “Социальная и культурная динамика”. В ней и последующих работах, критикуя концепцию целостности цивилизаций Тойнби, Сорокин, между тем, дает прекрасный инструментарий для исследования социальных и культурных процессов. В остальном его концепция, согласно которой, Культура есть явление особого рода, гораздо более крупное чем цивилизация, сложное и совершенное, чем организм, не детерминируемый экономикой, скорее отражает кризис мировоззрения (результат жизненных испытаний). В понимании Сорокина культура выступает, как система значений — ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает взаимосвязь своих институтов. Культура определяет энергию и направленность человеческих усилий. Таким образом, кроме социологического инструментария П.Сорокин актуализировал вопрос целеполагания.
Один из его ярких последователей Эдвард Люттвак в цикле работ по стратегическому целеполаганию крупных империй («Стратегия Византийской Империи», «Возвышение Китая наперекор логике стратегии»), по сути подтверждает концепцию вызовов (по Тойнби — неспособность ответить на вызов есть именно проблема стратегии) и энергообеспеченности (ресурсная нехватка по Броделю является еще одной причиной неспособности ответить на вызов) для империй, как систем. А его «Государственный переворот. Практическое пособие» помогает увидеть, что зерно гибели цивилизационных систем — в их собственных внутренних противоречиях или ресурсной нехватке перед лицом внешней, не обязательно реализованной, угрозы.
К этим столпам примыкает и Лев Николаевич Гумилев с его теорией этногенеза и пассионарности, рассматривающей не только динамику развития крупных социальных систем, но и их взаимодействие, как с соседями, так и внутри себя. При этом надо помнить, что поэтико-романтическое описание идеи, с фактологическими лакунами и некоторая оторванность от материалистической базы (особенно идея пассионарности) отнюдь не обесценивает ее. Из нее прекрасно вытекает направление исследования цивилизации с точки зрения взаимодействия элитных групп и процесса зарождения самой элиты в социуме.
Надо отметить, что одним из ближайших результатов и ответом, попыткой ревизии системных теорий, на творчество этих столпов стал географический детерминизм, что отразилось позднее в весьма популярных сейчас работах Д. Даймонда («Коллапс. Почему одни общества выживают а другие умирают» и «Ружья, микробы и сталь: судьбы человеческих обществ»). И хотя концепция эта была опровергнута в работе Тейнтера «Коллапс сложных обществ» (на русский не переводилась, к сожалению), вопрос еще не снят.
Указанные работы породили дискурс восьмидесятых и продолжают оставаться актуальными и сегодня, но уже в развитом последователями виде (Даймонд, Тайнтер, Нефедов). Однако уже в начале девяностых годов политические и культурные потрясения выдвинули ряд новых имен. К таковым относятся Хантингтон, Фукуяма, Фернандес-Арместо, а также Переслегин.
Первые двое скорее выступают иллюстрацией губительности постмодернизма для научной мысли. Так, в целом очень продуктивная, теория Хантингтона об идентичности (в группах разного уровня) на фоне его солипсизма сворачивает социальную реальность во все обостряющийся конфликт цивилизаций (между тем, формы конфликта и синтез на их основе довольно плотно рассматривался Гумилевым). В какой-то мере Хантингтона можно назвать последователем Тойнби, но вне парадигмы устремленности к Богу.
Фукуяма «Конец истории и последний человек», 1992. Пожалуй одно из самых заумных и диагностических произведений западной (! при том, что автор японец), европоцентристской и постмодерновой философской мысли. Кратко писать о нем сложно, если использовать только цензурные выражения, т.к. теория его представляет из себя лоскутное одеяло из фрагментов Тойнби (из которого вырезали Бога) сшитых либеральными лозунгами. Это для реферата студента очень странно выглядит!!!
В 2009 году на русском языке вышла книга «Цивилизации» Фелипе Фернандеса-Арместо, британского историка испанского происхождения. Интересно, что наряду с возвращением к проблеме “вызова-ответа” (Тойнби), автор использует идею идентичности (Хантингтон) и целеполагания (Сорокин), как одних из главнейших факторов выживания и развития цивилизаций, полагая материальный фактор жизненно-важным, но не определяющим. Впрочем, по манере, он близок к Броделю и “Школе Анналов” и, по сути, дополняет их в теме отношения более локальных обществ со средой. Так, у него хорошо представлена концепция утери части технологий, при выдавливании сложившегося и осознающего себя общества в менее продуктивную среду, при фрагментарном сохранении более высоких технологий.
Крайне интересны современные российские авторы: С.Б. Переслегин и С.А.Нефедов.
С.Б. Переслегин автор таких работ, как «Самоучитель игры на мировой шахматной доске», «Вторая мировая война между реальностями», «Сумма стратегий» и «Nation State: кризис управления», является последовательным сторонником применения “теории систем” в отношении общества, как системы, а кроме того и субъективным материалистом (в терминологии Гегеля). Постоянно апеллируя и к Броделю, и к Тойнби (концепции общества-системы и вызова-ответа) и Хантингтону с его идеей идентичности, он также активно работает с темой реальности, как суммы представлений группы, в основу которой полагается цель (апелляция к Сорокину). Работает с уровня малых групп (в 3-7 человек), последовательно выходя на уровни сверхбольших социумов, что роднит его с Гумилевым. Ему принадлежит идея квазиживых информ-объектов, являющихся суммой взаимодействий людей в группах (впрочем, первенство в идее здесь принадлежит Гоббсу или Андрееву, но Переслегин сумел подвести под это хоть какую-то материалистическую базу… хоть какую-то). Сделанные им и его единомышленниками прогнозы по развитию ситуации в мире подтверждаются сейчас в большой мере, что заставляет отнестись к его теории со вниманием. Но зашкаливающий субъективизм, доходящий до солипсизма, настраивает на осторожность.
Фамилию Сергея Александровича Нефедова я упоминал выше в связи с Тойнби и Броделем. Однако, только ими автор не ограничивается. Ему принадлежит весьма органичная и емкая, при том вполне научная (без ухода в мистику) теория развития обществ, учитывающая не только производительные силы, но и развитие и взаимодействие элит. Очень широко используя статистические исследования и рассматривая культуру, как сумму социальных технологий, он дает целостную картину динамики общественных систем в рамках традиционной и индустриальной технологических страт.
Таким образом, мы можем увидеть, что теории цивилизаций проходят путь развития вместе с обществом, одновременно отвергая предыдущие теории, как недостаточные, устаревшие, но используя предложенные в них методики. Вспоминая Гегеля, можно заметить, что каждый раз, когда новая теория вступает в противоречие со старой, происходит «снятие» этого противоречия, через вытеснение, но ни в коем случае не категорический отказ, прежней теории. Она остается органической частью новой идеи.
При этом приходится констатировать, что на данный момент созданы несколько соперничающих друг с другом концепций цивилизаций, вмещающих в себя наработки предыдущих поколений философов наряду с результатами исторических, культурологических и социологических исследований. Большинство из них несет в себе интересные и полезные идеи, но целостная картина различается по характеру дуальных пар: идеализм/материализм, объективизм/субъективизм. Понятно, что в политической и научной работе как-то использовать пару «субъективный идеализм» невозможно, а остальные пользователь может выбрать, ориентируясь на собственный вкус.

Фсе… крыша уехала

+3

324

Прибылов написал(а):

Итак, коллеги, после начитывания и обдумывания материала, начинаю выкладку текстов.

Интересно, да
Но тапочек небольшой все же кину :)
Вот:

Прибылов написал(а):

Переслегин сумел подвести под это хоть какую-то материалистическую базу… хоть какую-то

Т.к. часовню развалил материалистическую базу под идею "квазиживых объектов" (информ) подвел не Переслегин, а Маркс - в своем определении "превращенных форм". Употреблял Энгельс (если мне склероз не изменяет) а в двадцатом веке по теме плотно работал Эвальд Ильенков
А Переслегин, с как вы справедливо заметили, с его "зашкаливающим субъективизмом, доходящим до солипсизма" выступает довольно посредственным эпигоном, натягивающим сову на глобус (уж звиняйте за такое сравнение, но автора, "не нашедшего" другого объяснения возникновению Мира Полудня кроме как победы Гитлера, стоило бы и не так приложить)

+1

325

Прибылов написал(а):

.

А есть ли реализация субъективного идеализма в художественной литературе, где описываются общества и их взаимодействия?
Чтобы присутствовало именно адекватные концепции.

0

326

П. Макаров написал(а):

Т.к. часовню развалил материалистическую базу под идею "квазиживых объектов" (информ) подвел не Переслегин, а Маркс - в своем определении "превращенных форм". Употреблял Энгельс (если мне склероз не изменяет) а в двадцатом веке по теме плотно работал Эвальд Ильенков
А Переслегин, с как вы справедливо заметили, с его "зашкаливающим субъективизмом, доходящим до солипсизма" выступает довольно посредственным эпигоном, натягивающим сову на глобус (уж звиняйте за такое сравнение, но автора, "не нашедшего" другого объяснения возникновению Мира Полудня кроме как победы Гитлера, стоило бы и не так приложить)

Если уж обращаться к "превращенным формам Маркса", то надо уточнить, что последний старательно стырил это у Гегеля (ЧИТАЮ, да! вот прямо последние два месяца, постоянно возвращаясь к прочитанному уже, осилил кусок первой части, да).
А Переслегин... травы у него много, но ряд вещей он таки вкурил по делу. Причем именно вкурил - нынешний интеллектуальный кризис в среде западных ЛПР он обозвал "высокозаразной эпидемией идиотизма" и более менее точно указал сроки, хотя понять достаточно рациональную природу этого явления у него не получилось, придумал какую-то заумь.

И да! Тырить идеи не страшно и абсолютно правильно.

Станислав
в худ литературе явно есть, но я не анализировал. В политической литературе классический пример - обоснования нациков Германии и 404.

Отредактировано Прибылов (03-05-2018 21:01:14)

0

327

Прибылов написал(а):

Если уж обращаться к "превращенным формам Маркса", то надо уточнить, что последний старательно стырил это у Гегеля (ЧИТАЮ, да! вот прямо последние два месяца, постоянно возвращаясь к прочитанному уже, осилил кусок первой части, да).
А Переслегин... травы у него много, но ряд вещей он таки вкурил по делу. Причем именно вкурил - нынешний интеллектуальный кризис в среде западных ЛПР он обозвал "высокозаразной эпидемией идиотизма" и более менее точно указал сроки, хотя понять достаточно рациональную природу этого явления у него не получилось, придумал какую-то заумь.

И да! Тырить идеи не страшно и абсолютно правильно.

Тырить идеи не страшно, никто не спорит
Маркс стырил у Гегеля практически всю его концепцию.
Смысл только вложил прямо противоположный - что неоднократно подчеркивал
А Переслегин никакую базу никуда подвести не может - да вы сами же на это указываете: "придумал какую-то заумь". В этом смысле он не последний и не первый

Да - без всяких шуток желаю успехов в чтении Гегеля (я пока не дорос и вряд ли дорасту - но немножко в курсе, о том, как профессионалы его читали)

0

328

П. Макаров написал(а):

Тырить идеи не страшно, никто не спорит
Маркс стырил у Гегеля практически всю его концепцию.
Смысл только вложил прямо противоположный - что неоднократно подчеркивал
А Переслегин никакую базу никуда подвести не может - да вы сами же на это указываете: "придумал какую-то заумь". В этом смысле он не последний и не первый

Да - без всяких шуток желаю успехов в чтении Гегеля (я пока не дорос и вряд ли дорасту - но немножко в курсе, о том, как профессионалы его читали)

Маркс велик и прекрасен, но, обкорнав Гегеля, он потерял целостность и универсальность. К чему это привело будет позже. Мозг отдохнет сначала.
И да, Гегеля читать... его можно прочитать быстро и выдать критику, от которой у меня оскомина появляется. Пишет он ОЧЕНЬ емко, приходится постоянно вспоминать массу сопутствующего материала, многоуровневые аллюзии. В результате мозг начинает кипеть... и работать правильно и хорошо. Спасибо современным коммунистам за переиздание! (Но плевать в душу буду, да!)

0

329

Прибылов написал(а):

Маркс велик и прекрасен,

Не совсем :):)
"И вы не величайший из королей, а выдающийся - да и только!" (с)
Но сделал он, ИМХО, дело безусловно полезное. (Даже если и обкорнал Гегеля :) Фулюган :):))

Прибылов написал(а):

И да, Гегеля читать... его можно прочитать быстро и выдать критику

Гегеля нельзя читать быстро... :) (Маркса, впрочем, тоже не стоит читать по диагонали :):))

+1

330

Прибылов написал(а):

При этом надо помнить, что поэтико-романтическое описание идеи, с фактологическими лакунами и некоторая оторванность от материалистической базы (особенно идея пассионарности) отнюдь не обесценивает ее. Из нее прекрасно вытекает направление исследования цивилизации с точки зрения взаимодействия элитных групп и процесса зарождения самой элиты в социуме.

Сложно спорить со столь эрудированным человеком, но хотелось бы всё же заметить, что Гумилев своей теорией этногенеза даёт чёткое обоснование "перпетуум мобиле" человечества. Вот цитата:

"Непривычная по виду кривая проявления пассионарности равно не похожа ни на линию прогресса производительных сил – экспоненту, ни на синусоиду, где ритмично сменяются подъемы и спады, повторяясь, как времена года, ни на симметричную циклоиду биологического развития. Предложенная нами кривая асимметрична, дискретна и анизотропна по ходу времени. Она хорошо известна кибернетикам как кривая, описывающая сгорание костра, взрыв порохового склада и увядание листа. Ограничимся первым примером.

Костер вспыхнул с одного края. Пламя охватывает сучья кругом и быстро поглощает кислород внутри костра. Температура падает, и окружающий кислород воздуха врывается внутрь поленницы, заставляя дрова вновь вспыхнуть. После нескольких вспышек остаются угольки, медленно остывшие и превращающиеся в пепел. Для повторения процесса нужен новый хворост и новая вспышка пламени. Также, если толкнуть шар – он сначала движется ускоренно за счет силы толчка; затем теряет инерцию от сопротивления среды и останавливается, точнее, приходит в состояние равновесия со средой, что называется в механике покоем.

Процессы этногенезов, как и вышеописанные, вызываются взрывами, или толчками, внешними до отношению к антропосфере, которая из-за этих импульсов превратилась из монолитной в мозаичную, т. е. стала этносферой; единое человечество стало разнообразным, вечно меняющимся сочетанием особей и микропопуляций, чем-то похожих друг на друга, а чем-то разных, главным образом – по стереотипам поведения.

Причинами толчков могут быть только мутации, вернее – микромутации, отражающиеся на стереотипе поведения, но редко влияющие на генотип. Как правило, мутация не затрагивает всей популяции своего ареала. Мутируют только некоторые, относительно немногочисленные особи, но этого может оказаться достаточно для того, чтобы возникли новые «породы», которые мы и фиксируем со временем как оригинальные этносы.

Ареалы взрывов этногенеза, или пассионарных толчков, отнюдь не связаны с определенными регионами Земли[364] (см. рис. 5).

На рис. 5 римской цифрой обозначен порядковый номер толчка, арабскими цифрами пронумерованы этносы, возникшие вследствие данного пассионарного толчка.

Для каждого этноса приводится его историческое или условное название, а затем в скобках – название географической или этнокультурной области его появления, соответствующее точке на карте. В некоторых случаях дается краткая характеристика или важнейшие события фазы подъема. После номера в скобках указана дата толчка.

Зоны пассионарных толчков – это узкие полосы, шириной около 300 км при широтном направлении и несколько больше при меридиональном, примерно на 0,5 окружности планеты. Они похожи на геодезические линии.[365] Возникают толчки редко – два или три за тысячу лет, и почти никогда не проходят по одному и тому же месту. Так, за тысячу лет до н. э. отчетливо прослежены два толчка: в VIII в. – от Аквитании, через Лациум, Элладу, Киликию, Парс до Индии, и в III в. – по степям современной Монголии и Казахстана.

Как мы уже говорили, один и тот же толчок может создать несколько очагов повышения пассионарности (и как следствие – несколько суперэтносов), если его зона перекрывает разнообразные физико-географические регионы. Так, толчок VI в. н. э. задел Аравию, долину Инда, Южный Тибет, северный Китай и среднюю Японию. И во всех этих странах возникли этносы-ровесники, причем каждый из них имел оригинальный стереотип и культуру. Соседи их – Византия, Иран, Великая степь; айны были старше. В XII в. появились чжурчжэни и монголы; они были моложе всех. Западная Европа, лежавшая в развалинах после Великого переселения народов, обновилась в IX в., а Восточная – в XIV в. Именно поэтому Россия и Литва – не отсталые по сравнению с Францией и Германией, а более молодые этносы. Впрочем, Россию правильнее называть суперэтносом, ибо Москва объединила вокруг себя много этносов, не прибегая к завоеванию".
http://www.e-reading.club/illustrations/17/17542-g9.png

Этногенез и биосфера земли, АЙРИС-Пресс, 2016, с.352

То есть, толчок к объединению людей в племена, роды, государства и т.д. исходит из космоса и сама теория утверждает единым целым происходящее на Земле и в космосе. Это, кстати, обыграл С. Павлов в Лунной радуге, когда экзотами становились люди, попавшие под град зеркальной жидкости из космоса.

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Литературная кухня » Социальные модели при миротворчестве