Приступая к давно обещанному рассмотрению социального устройства Востока эпохи Ахименидов, понял что мне не обойтись без краткого обзора территории. Что делать, если в основе социальных моделей пложил в числе прочего и ландшафтные особенности? Только смиряться, ага.
Впрочем, подробно описывать все я не собираюсь (как и впредь) — географию забыли далеко не все, а кто забыл, может заглянуть в гугл-мапс. Очерчу ареал рассмотрения и дам краткие описания важнейших для нашего разговора особенностей.
Итак, в зону рассмотрения входят: Троада и греческое малоазийское побережье с развитым морским сообщением соседствующее с горным животноводческим населением впитавшем в себя элементы фракийской, хеттской и иранской культуры; давно освоенное земледельческое пунийско-иудейское побережье до синайских степей-пустынь на юге; центральная артерия региона — Двуречье; огромные просторы иранского нагорья, в целом аридного, но из-за перепада высот, богатого, как климатическими зонами, так и формами этнического приспособления к ландшафту. Влияние Царя Персов распространялось так же на прикаспийские земли, вплоть до Арала, на древний гидротехнический регион Маргианы, и даже на предгорья Тибета. Впрочем, влияние это не всегда имело форму политического или военного управления — там проявилось другое лицо Ахименидской державы — культурное.
Я сознательно исключаю из рассмотрения Египет — это отдельная, весьма матерная песня. То же относится и к индийскому пограничью. Но даже без них территория получилась очень не маленькая — по линейным размерам сопоставимая с пространством Средиземноморья, но далеко превосходящая последнюю по площади земли и протяженности сухопутных коммуникаций. Именно эта особенность вкупе с ландшафтным и этническим разнообразием породили феномен Персидской цивилизации, наследники которой и сейчас играют замечательную роль в регионе.
Временными рамками разговора полагаю эпоху с момента сложения империи (а не персидского государства и его первых походов) до столкновения с македонской армадой. При этом я не ставлю целью расписывать историю государства, но буду обращаться к ней только по мере необходимости что-то объяснить!
С регионом определился. Дальше, перед тем как приступить к рассмотрению общества сделаю небольшое отступление. Многое из того, что будет написано ниже, основано на работах Магомеда Абдул-Кадыровича Дандамаева, по моему мнению величайшего на данный момент исследователя Месопотамии и Персии, умершего в августе этого года. Всем, кто заинтересуется этой темой я настоятельно рекомендую ознакомиться с его работами. А потом поминать с уважением и благодарностью этого достойнейшего человека…
Но вернемся к главной теме!
Что же представляло из себя это общество? Из сказанного выше прямо проистекает, что империя стояла не нескольких китах. И первым из них стала сухопутная армия, с костяком из конницы, которая позволила контролировать коммуникации, а так же сеть дорог. Не римских! Отнюдь! Но имперские тракты и обслуживающая их инфраструктура из городов и поселений существовали. А еще важнейшим фактом стало распространение того, что в Европе назвали феодами, а на Руси — посадами! Распространенная на имперские земли практика служебных наделов, которые ранжировались по родам войск. Надел лучника, надел копейщика, надел всадника, надел колесничного. Обрабатываемые или самим служакой или арендаторами, каковые в разное время могли быть как зависимыми (крепость), так и полностью свободными. Понятно, что социальные технологии того уровня не позволили создать четко и безотказно работающую систему, что приводило к закреплению наделов в качестве наследных, а потом — их дроблению между наследниками. Однако, это же и стало причиной того, что классической феодальной лестницы, как в совремнном им чжоуском Китае, а позднее в Европе и Японии, не сложилось. И феодализм получился недоразвитый. Тем более, что мобильность населения в обширной империи была довольно значительной, совсем не феодальной.
Вторым китом стала идеология! Ага, я не оговорился! Дело в том, что империю Ахименидов можно назвать в числе первых светских государств. Напомню, что суть светского государства состоит не в преследовании религии, а организации кроме всего прочего и межрелигиозного взаимодействия в рамках правового поля, а не божественных откровениях. Дело в том, что, во-первых, в период становления империи сами персы оказались в состоянии религиозного неустройства (не религиозной войны, нет!) - зороастризм, еще оформился в политически значимую религию, хотя по ряду признаков до понятийных универсалий единобожия они уже дошли (что и позволило говорить с иудеями на равных). А во-вторых, в сфере политического контроля оказались очень разные религиозные группы, чье ущемление грозило серьезными проблемами. И прагматичное руководство персидской империи сформировало на основе маздаитских правил, а так же вавилонских законов, правовое и идеологическое поле, в рамках которого вполне успешно взаимодействовали множество религиозных и этнических групп. Естественно, что это отразилось и на административном аппарате, но к нему мы придем чуток позжее. Но как один фактов приведу: на территории Империи запрещалось приносить кровавые жертвы! Исключение составил Иерусалимский храм, которому была дарована контролируемая автономия. В отличие от других иудейских храмов, гы. Что и сделало Иерусалимский храм ЕДИНСТВЕННЫМ. А до того были и другие, да!
Третьим китом стала экономика, обеспечившая все вышеназванное, а так же и то, что быдет написано ниже. И экономика эта была весьма любопытная. Частнособственническая в совей основе, она в узлах транспортной сети и в наиболее экономически развитых регионах оказывалась вполне капиталистической, и одновременно административно-командной (о плановсти свидетельств нету). Дело в том, что налог в империи взимался не натурой, а вполне себе деньгами, которые потом при разверстке бюджета уходили на оплату войск, административного аппарата, создание, поддержание и расширение инфраструктуры (городов, транспорта, сетей каналов, школ, дорог...), освоение целины, и многое другое. И соседствовали в Империи банковские дома типа Эгиби (кроме обеспечения операций купли продажи домов, полей, рабов, принимал на хранение вклады, давал и получал векселя, финансировал торговлю, коммерческие товарищества, осуществлял транспортировку средств) и Мурашу (являлся главным банком сельскохозайственного кредита! Правда аккумулировал и оборачивал не деньги, а сельхозугодья), а ведь они не были единственными!
Более того, на территориях наиболее развитого земледелия действовали артельные группы обрабатывавшие по найму землю, ага. И да! Рабов было МАЛО. Фактически они ограничивались той долей военнопленных которые не вошли в число посаженных на землю колонистов-переселенцев. Самозаклад, долговое рабство и торговля родственниками в империи практически не встречались.
И четвертым китом явилась административная система, от которой до нас дошло совсем немного — целиком ее структуру мы не способны восстановить. Но уже имеющийся материал показывает очень много о природе персидской администрации!
Первое! Большое разнообразие империи потребовало делегирования полномочий местным органам самоуправления. И местные цари и князья осуществляли свою власть если не противоречили имперским законам. Вплоть до внешнеполитических шагов, вроде объявления войны, ага! При этом разделенная на регионы империя возглавлялась «сатрапами» (исходными са«з»апаванами на древнеперсидском) — «блюстителями царства», подчинявшимися непосредственно царю. Причем, чаще всего происходило разделение военных и административных функций (военные начальники так же подчинялись непосредственно царю). Верховный контроль над всем административным аппаратом находился в руках хазарапата - «тысяченачальника». Для фоициального делопроизводства использовался арамейский язык, которому обучались в школах (впрочем о массовости такого образования говорить нельзя!). В состав административного аппарата входили государственная политическая разведка и контрразведка, финансовые и фискальные органы (о действии которых сохранились сведения в раскопанном сожженном Персеполисе… мерзавка Таис!), о том, кто отвечал за государственное строительство и инфраструктуру сведений нет. Зато известно о наличии службы контроля культов! Эти товарищи жестко преследовали живодерские культы (закрытие других иудейских храмов их дело, кстати)! Существовала и судебная система на местах (перс. Датабара — судья) которая пользовалась у других этнических групп немалым авторитетом. Но о ее структуре сведений у меня нет. Впрочем, широкое распространение брачных договоров говорит о ее развитости. Существовала система государственных повинностей в отношении свободного имперского населения.
Кстати! Кому интересна тема положения женщины в обществе! Экономическими правами обладали в полной мере! Заключали брачные контракты, владели землями и имуществом! Местные княгини даже воевали (хотя прямое участие или управление битвой, воспринималось, как ненормальность).
Так вкраце...