Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Конкурс соискателей » Степняк


Степняк

Сообщений 31 страница 40 из 170

31

Зануда написал(а):

Ахал-теке от них далеко, поэтому коня правильнее назвать "перс", а не "ахалтекинец". В XVI веке Персия - держава вообще и центр культурного коневодства в частности, а по мнению современных иппологов (В.О. Витт) текинцы как порода лошадей - реликт той эпохи, сохранившийся в копулятивной местности на окраинах ослабшей персидской державы, благодаря труднодоступности этой самой местности.

Спасибо, за Ваши соображения!

Согласен,  с тем что оазис слишком уж далеко, но есть момент такой, караванные пути связывали в то время. Если уж в Сибирь караваны ходили, то по пути в Казань, то мимо реки Белой ни могли не пройти.

А ахалтекинцем или текинцем - называет наш современник, а  абориген 16 века - тюрком или тюрок.

Зануда написал(а):

тогдашние персы, что современные ахалтекинцы - порода конюшенная, их растят на клевере, люцерне и пшенице. Простому табунщику такого коня не поднять, да и не простому в степи, где нет полей и орошаемых пастбищ - тоже.

Не совсем конюшенная, но очень капризная в плане климата и питания, согласен с этим. Но авторским произволом ввел второстепенного персонажа, который знаком с данной породой и помог вырастить в ЮРТе скакуна.

Зануда написал(а):

Правдоподобнее было бы написать, что де конь пошел мастью и нравом в деда-перса из богатого торгового города на Волге (Сарай тогда ещё не захирел?)

Есть над чем подумать, только что-то не очень звучит: конь -перс или конь- фарси?

Зануда написал(а):

Что касается бедствия, которое могло привести в движение кочевников или повлиять на их численность, то не обязательно привлекать малый ледниковый период. Необычно сильный буран способен погубить значительный % скота, что для скотоводов означает голод. Засуха и степной пожар - аналогично. Эпидемии (карачун-чума, природные очаги которой и посейчас тлеют в калмыцких степях, сибирская язва, многие другие болезни вплоть до гриппа и гонореи, которые относительно безболезненно переносятся в тёплой городской квартире, но вполне способны погубить пастуха или воина в зимней степи), эпизоотии (чума КРС, ящур, оспа овец,  сап, пастереллёз, в 2015 году погубивший за месяц 5/6 поголовья диких сайгаков - болезней множество) тоже могут охватить огромные пространства, а могут погубить или ввергнуть в нищету и ничтожество отдельный род или племя.

Вот это главное - Ваше соображение, которое мне даст ночи спать, пока все это не обдумаю!

Зануда написал(а):

В реальной истории эти бедствия поражали кочевников едва ли не каждый год.

Но в письменных источниках и устных (шежере) сохранилось именно это бедствие, которое поразило настолько что сведения об этом есть в памяти народов степи и в наше время.

0

32

граф Зигфред написал(а):

Есть над чем подумать, только что-то не очень звучит: конь -перс или конь- фарси?

Слышал, что в русских летописях было слово "фарь". Фарси, помнится, название языка, но вообще я в среднеперсидском не силён :(

граф Зигфред написал(а):

Но в письменных источниках и устных (шежере) сохранилось именно это бедствие, которое поразило настолько что сведения об этом есть в памяти народов степи и в наше время.

Насчёт памяти народа - слышал, что у монголов есть поговорка "Не спрашивай, чей это скот. Зимой в степи скот принадлежит бурану и джуту" (в смысле - сильный снегопад, а точнее глубокий снег, или наст, мешающие тебенёвке, вызвывают массовую гибель скота). То есть для них это бедствие, но бедствие частое, как для живущих на реке - ледоход и половодье, и потому в летописи не попадающее.

0

33

Зануда написал(а):

Фарси, помнится, название языка,

Фарси широко распространён в Иране в качестве родного языка персов (персоязычных иранцев), составляющих около 58 % населения страны (более 40 млн. чел.)Перси́дский язы́к (новоперси́дский язы́к, фарси́, زبان فارسی [zæ'bɒːne fɒːr’siː]) — ведущий язык иранской группы индоевропейской семьи языков, обладающий богатой многовековой литературной традицией, включая признанные шедевры мировой литературы. Возник как продолжение среднеперсидского языка в эпоху исламизации Ирана после арабского завоевания и испытал сильное воздействие арабского языка. В свою очередь многочисленные персизмы проникли во многие семитские, тюркские, индоарийские, нахско-дагестанские языки. В меньшем количестве персизмы имеются и в некоторых славянских языках, в том числе и в русском.Современный персидский — плюрицентрический язык (диасистема), распадающийся на три близкородственных варианта, признанных официальными в качестве отдельных национальных языков в трёх странах Азии: Иране, Афганистане и Таджикистане. Из них наибольшей известностью и влиянием обладает фарси Исламской Республики Иран («западный фарси» или собственно фарси), что обусловлено и бо́льшим количеством носителей, и бо́льшим экономическим потенциалом страны. Восточный вариант персидского представлен одним из двух (наряду с пушту) государственных языков Афганистана, называемым дари́ (также фарси́-кабули́), и государственным языком Таджикистана — таджикским (забони точики́ или форсии точики́).

+1

34

граф Зигфред написал(а):

Ага, удар чего-то тупого прошел вскользь по черепу, содрав скальп сантиметров, пять, чуть выше правого уха.

Не много ли, 5 сантиметров? От уха почти до макушки.

+1

35

Зануда написал(а):

в 1573 году, веке хивинский хан пустил Амударью по новому руслу - в Арал.

В приведенном источнике не говорится о рукотворности смены русла

+1

36

граф Зигфред написал(а):

конь -перс или конь- фарси

"Ф" в тюркских языках признак "книжности" слова. В разговорной просторечной его употребление маловероятно.

К слову, знание фарси и арабского обязательны для образованного человека в то время.

Отредактировано Ядыгар (06-03-2018 12:53:20)

+1

37

Ядыгар написал(а):

В приведенном источнике не говорится о рукотворности смены русла

А что там говорится? Я-то оригиналы и переводы летописей не читал, только статьи об Арале....

// Примеры смены русла в естественной и человеческой истории многочисленны - Северная Двина, скажем, на русском севере, или Хуанхэ, "река тысячи бедствий" в Китае, так что не удивлюсь. Но подробности любопытны.

+1

38

Игорь К. написал(а):

Не много ли, 5 сантиметров? От уха почти до макушки.

Спичечный коробок - 5 см, как мне кажется нормально.

0

39

Зануда написал(а):

Слышал, что в русских летописях было слово "фарь". Фарси, помнится, название языка, но вообще я в среднеперсидском не силён

Генерал написал(а):

Фарси широко распространён в Иране в качестве родного языка персов (персоязычных иранцев), составляющих около 58 % населения страны (более 40 млн. чел.)Перси́дский язы́к (новоперси́дский язы́к, фарси́, زبان فارسی [zæ'bɒːne fɒːr’siː]) — ведущий язык иранской группы индоевропейской семьи языков,

Коллеги, я не совсем об этом, слово "перс" или "персидский" в переводе на тюркский звучит как "фарси".

Вот и я говорю, что будет резать слух "фарси конь" - или по русски персидский конь.

0

40

По словам десятника, Урман в воинском искусстве -  талант, и он не позорит десять воинских поколений предков, которые приходят смотреть на своего потомка. Ахмет-ага искренне верил в свои слова и спуску в учебе не давал. К своим шестнадцати, молодой егэт* - был лучшим всадником и лучником в роду, метал и попадал всякими железками в мишень, чуть ли не закрытыми глазами. В борьбе, беге, силовых упражнениях, сабельном и копейном бою не было равных среди молодых, лишь опытным воинам уступал, да и то не всегда.
Названные братья неоднократно становились первыми в различных соревнованиях как  рода, так  и племени.
Урман на своем аргамаке, в 14 лет победил на скачках рода, а затем и племени. На следующий год,  бий запретил ему участвовать в подобных организациях, пояснив при этом родичам, ибо такое только для свободных, или асаба**!
*  парень, мужчина.
** здесь имеется ввиду про вотчинников.

Турка нетерпеливо фыркнул, и толкнул головой Урмана, так что тот еле удержался на ногах.
- Ну, хватит, не балуй, красавчик, нет в этом моей вины, так сложились обстоятельства, лучше попробуй гостинца, - попросил  Урман, протягивая лепешку своему другу. Бережно  схватив губами лакомство, он важно махнул головой, требуя добавки или ласки. Урман погладил по шерсти, перебрал гриву, вытаскивая зацепившиеся репейники, прыжком взлетел в седло и  легонько толкнул пяткой, посылая вперед скакуна. Турка прижал уши и резко пошел быстрой рысью,  выражая свое недовольство нелюбимой манерой езды для хозяина.
Аю йаланы, фактически являлся полуостровом, на котором любил частенько появляться Хозяин лесов и полакомиться земляникой, смородиной, да и рыбку половить был мастак. Поляна была  совсем недалеко от лагеря ногайцев, минут пять езды верхом. Туда и направился Урман, вспомнив свое обещание проведать и похоронить по-человечески своего друга Айнура.

Отредактировано граф Зигфред (06-03-2018 22:33:49)

+3


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Конкурс соискателей » Степняк