Ахал-теке от них далеко, поэтому коня правильнее назвать "перс", а не "ахалтекинец". В XVI веке Персия - держава вообще и центр культурного коневодства в частности, а по мнению современных иппологов (В.О. Витт) текинцы как порода лошадей - реликт той эпохи, сохранившийся в копулятивной местности на окраинах ослабшей персидской державы, благодаря труднодоступности этой самой местности.
Спасибо, за Ваши соображения!
Согласен, с тем что оазис слишком уж далеко, но есть момент такой, караванные пути связывали в то время. Если уж в Сибирь караваны ходили, то по пути в Казань, то мимо реки Белой ни могли не пройти.
А ахалтекинцем или текинцем - называет наш современник, а абориген 16 века - тюрком или тюрок.
тогдашние персы, что современные ахалтекинцы - порода конюшенная, их растят на клевере, люцерне и пшенице. Простому табунщику такого коня не поднять, да и не простому в степи, где нет полей и орошаемых пастбищ - тоже.
Не совсем конюшенная, но очень капризная в плане климата и питания, согласен с этим. Но авторским произволом ввел второстепенного персонажа, который знаком с данной породой и помог вырастить в ЮРТе скакуна.
Правдоподобнее было бы написать, что де конь пошел мастью и нравом в деда-перса из богатого торгового города на Волге (Сарай тогда ещё не захирел?)
Есть над чем подумать, только что-то не очень звучит: конь -перс или конь- фарси?
Что касается бедствия, которое могло привести в движение кочевников или повлиять на их численность, то не обязательно привлекать малый ледниковый период. Необычно сильный буран способен погубить значительный % скота, что для скотоводов означает голод. Засуха и степной пожар - аналогично. Эпидемии (карачун-чума, природные очаги которой и посейчас тлеют в калмыцких степях, сибирская язва, многие другие болезни вплоть до гриппа и гонореи, которые относительно безболезненно переносятся в тёплой городской квартире, но вполне способны погубить пастуха или воина в зимней степи), эпизоотии (чума КРС, ящур, оспа овец, сап, пастереллёз, в 2015 году погубивший за месяц 5/6 поголовья диких сайгаков - болезней множество) тоже могут охватить огромные пространства, а могут погубить или ввергнуть в нищету и ничтожество отдельный род или племя.
Вот это главное - Ваше соображение, которое мне даст ночи спать, пока все это не обдумаю!
В реальной истории эти бедствия поражали кочевников едва ли не каждый год.
Но в письменных источниках и устных (шежере) сохранилось именно это бедствие, которое поразило настолько что сведения об этом есть в памяти народов степи и в наше время.