И еще одно — в дополнение к предыдущему замечанию. И тут уже речь идет не столько о достоверности ПСМ как антиутопии,а о достоверности самой по себе.
Причем не в плане заклепок,а именно что психологии. Обывателей маловато. Сплошь идеалисты,пусть и с разных сторон. А любое общество в массе своей состоит из
обывателей. И да,в состоянии подвига оно едва ли способно долго находиться. И уж четыре поколения кряду — ну перебор. И да,еще надо учесть,что после подви-
гов люди часто стремятся наверстать упущенное и часто и герои войны становятся «застойными» чиновниками. А ситуация,когда можно позволить себе больше раз-
влечений — так она в ПСМ уже побольше двадцати лет. А той молодежи,на которую Стейтон ругал уж за сороковник и у нее уже самой взрослые дети. И да,пусть бы
до сих пор большинство ПСМ было,как говорится, «пассионарным»,но утратившее пресловутое настроение меньшинство должно быть весьма внушительный.
А обывателей,творящих зло какбэ не особо видим. Реально,да. Со времен Хьюджа какбэ они особо не попадаются. Разберем,кто ж оное зло творит в ПСМ. И с само-
го начала.
Ну конторские — они как раз идеалисты,правда,несколько «фаустианского» стиля. Готовы и на самые жуткие вещи — но ради общества. Линк обнаружил в себе
прямо самурайские замашки,будучи готов убивать ради господина. При том,что оный господин в лице Ричарда его об этом не просил и какбэ не одобрил,ежели бы
узнал.
Аренщики — в общем схожий случай. Ну может труба пониже,дым пожиже. Тоже осознают себя делающими грязную работу ради общества. Хоть да,корыстный мо-
тив,личные проблемы типа тех,что привели туда ненужного Джо. Яка держава,яки i лiкари Фаустенко... Но в целом тоже отнюдь не типичные обыватели. Может,и в
плохом смысле,но...
Есть масса идеалистов со «сбившейся программой»,аки стейтонвилльцы да Данкан. В два счета задушат в объятьях в стиле старого сенатора,чи законтролируют,
аки преподы из большого питомника. Но опять-таки в безразличии и себялюбии их обвинять...трудновато.
Имеются,наконец,падшие идеалисты арчеро-причардовского типа. У них в моцгах уже само понятие добра и зла перемешалась и возникла Ересь,коия,известно
порождает возмездие. Но даже причард,за которым явно просматривается определенный садизм,все же действительно старается за-ради определенной системы
ценностей. Перевернутой системы,но все же... И да, тот же Арчер лично садисткого кайфа не ловит — чисто идейный боец. Гнусные еретики они, да только не
обыватели. Идеалисты темной стороны. Быть причарду жертвой очистительного крестового похода,коий адаптеры с подачи консулов ведут;надеюсь и арчер попа-
дет в той или иной мере за под раздачу за еретические высказывания в Сенате ))) Но в безразличии,как и в эгоизме их...не обвинишь. Хоть лучше бы они были
лентяями и гедонистами,аки Рейберны.
Последние,кстати,как раз обывателями являются — но при всей их пакостности отличались просто поразительной беззлобностью. Ненужный Джо просто сломался
после смерти брата и надо учесть,что если бы не попался пресловутый падший идеалист причард,то последствия для Билла были бы куда мягче... Как-то маловато
зла от обывателей — за исключением того же Хьюджа. Маловато будет.
И да,сразу оговорюсь, готишных ужасов и полных чудовищ мне не треба. И те же первые главы... сам терпеть не могу перечитывать (но о том,почему нарастание
угара ближе к финалу может и не породить аналогичного эффекта поговорим в следующий раз). Чего-чего,а всяких берсерков с бронзовыми (как и чугуниевыми)
топорами,а также маньяков-свежевателей в розовеньком тут не стояло. А вот обычных обывателей,придающих злу обыденность...
Да,имею в виду именно весьма средненьких обывателей,в принципе не способных на что-то эпическое даже в плане злодейства (и как раз злодейства едва ли не
в первую очередь). Хотя бы потому,что страшно — контора бдит,да и совесть иногда мается безсонницей. Точнее,как раз при намеке на что-то действительно жут-
кое просыпается так сразу. Да и что-то в принципе идейное учинить — так и по настоящему веры в идею нема,тем более плохую,да и лень к тому же. Но при этом
обывателей,способных охотно прощать себе мелкие грешки (мелкость определяется индивидуально самому себе) — впрочем,готовых не заметить кой-чего и за сво-
им соседом. Моя хата с краю,аки у того же Хьюджа. Об итогах того хатаскрайничества даже не буду упоминать. Короче,имею в виду тех,кто готов в определенных
рамках игнорировать и требования закона ( не говоря уж об официальной морали ) ПСМ, но делать это без какой бы то ни было идеи и даже без особого умысла.
Оно само как-то... Тех,кто как раз категорически не хочет тяжких последствий (просто не просчитывает) — и может вполне себе справедливо возмущаться реально
тяжкими злоупотреблениями,коие были вскрыты доблестными сотрудниками орла нашего Лонгвуда. И более того,зачастую сознающие,что делают что-то ну в общем
не самое правильное. Но просто считающие это не таким уж серьезным проступком,чтобы о нем сильно расстраиваться.
В общем,люди без которых толком тоталитарку не запилишь,да и антисистема вообще как-то кривовато выйдет. Таковых всегда больше,чем реально падших идеа-
листов. И они создают... заполнение означенной системы. И да,таковые могут быть в отличие от просто искренне заблуждающихся быть просто нечувствительны к
идейной работе и всякого рода разъяснительной деятельности. Таких можно на какие угодно курсы гонять — ну да,выучат все как надо. Ну так разве возможно
всегда жить как надо? Это — для героев. А так,ну в главном то мы все соблюдаем,а частности. А в отличие от епических злыдней они могут не попадаться именно
за счет малой разрушительности каждого отдельного субъекта. Ну если им Роберт на глаза не попадется. Тогда да,бои местного масштаба,полдесятка «трехсотых».
А еще потихоньку смещается окно Овертона пресловутое. Некоторые вещи потихоньку становятся привычными — в ожидании идейного злыдня,коий попробует их
ввести в качестве нормы. И да,с одной стороны подобным обывателям причард однозначно будет видеться... маньяком,коего в поликлинику на опыты,а с другой
стороны и сами бы они,коль причард бы о их злоупотреблениях знал показались бы ему профанацией «идеалов»,лентяями и прочими искателями низменных удо-
вольствий...
Основными «сферами деятельности» подобных неприятных личностей,как уже можно легко догадаться является различное бытовое насилие,в не очень тяжких
формах и,как правило, без особой системы причардового типа,а также бытовая же аморалка с использованием того ж служебного положения,ага. Да,последнего
Лонгвуд до истории с Робертом какбэ и не замечал,но... Как хотите,но при всех вводных этого «добра»,а точнее,зла в ПСМ должно хватать. Другое дело,что не
всегда формальное нарушение закона связано именно с насилием (а часто и не связано,особенно в относительно здоровых местностях)... Но и заведомо деструк-
тивных (а не просто выходящих за рамки традиционной морали) случаев должно хватать...
Короче,как хотите,но заурядного,обыденного зла в ПСМ должно хватать. Особенно в крупных городах (и не обязательно на виллах). Это в гамильтонах всяких
все тайное становится явным слишком быстро — а вражда со всеми соседями это страшно. А страх,как известно, рождает верность. В том числе моральным устоям.
В мегаполисах и вообще атомизированном обществе...могут просто не заметить. Как старина Хьюдж.
P.S. И да,категорически не хотелось бы представить ПСМ как общество в принципе не склон-ное к подобным обывательским настроениям. Это бы означало,что там
действительно смогли (ну почти) изменить человеческую природу и почти-почти построить утопию. От только тех или иных нюансов не просчитали.
P.P.S. Можно упомянуть обывателей типа «фиалка плотоядная»,необоснованно отправивших своих питомцев на Арену — но это уж больно локальные случаи,более
связанные по своей сути с тем,что не готов обыватель к нестандартной стрессовой ситуации,нежели с каким-то злым умыслом,пусть и ограниченного масштаба. Вред
большой — умысла никакого...
А так,да,порой именно отсутствие просто неидеального обывателя,чья неидеальность стала прямо зловещей в конкретных условиях ПСМ создает впечатление той
еще несовершенной утопии,где правильные идеалисты ведут борьбу с заблуждающимися,а местами и впавшими в ересь опять-таки идеалистами при общем благо-
денствии и безопасном уюте общества.
P.P.P.S. Извиняюсь еще раз,что достал «простынями»
Отредактировано Виктор Куров (23-06-2019 12:46:21)