Москитный флот
Морские прожекты шли своим чередом. В тот день, когда мы с Павлом вернулись из похода на захваченных кораблях, «Монахар» остался на рейде, не смог зайти в бухту из-за большой осадки. Глубины у нас подходящие, но вот коралловые заросли местами поднимались над поверхностью воды и испещряли залив лабиринтами, оставляя узкие, извилистые проходы.
По результатам тщательной ревизии был вынесен неутешительный вердикт: «Монахару» требуется капитальный ремонт, долгого путешествия на юг, с тяжёлым грузом он не переживёт. В полный рост встал вопрос, как, и главное, где его ремонтировать. Арабы, для очистки днища, вытаскивали корабль на сушу, но не полностью: то кормой, то килем. Средняя часть до сих пор заросшая, лично подныривал, смотрел. Для того чтобы вытянуть на берег весь корпус корабля понадобится много спусковых дорожек, да киль-балки и леса. Стоит ли овчинка выделки? Поломал голову, подсчитал и решил — сухой док выгодней. Он, понятное дело, дороже стапеля по трудозатратам обойдется, но ненамного. Зато и «Монахар» быстрей отремонтируем, и корабли сможем закладывать своей конструкции. Док — вложение в будущее, хорошее вложение.
Работа закипела — семь звеньев начали демонтаж внутренних перегородок, мачт и поплавка, заготавливали сваи, в столярном цеху строили копр. Молоты начали штамповать сотни лопат. На месте дока уже заложили опоры для канатной дороги, не сегодня-завтра начнут углублять траншею по центру будущего котлована.
Сразу запустил пиар компанию по привлечению торговцев в Мале, отправил гонцов с рекламными плакатами в Лиму, главный торговый центр нашего побережья: «Срочно! Открывается удобный порт, нет налогов и сборов, удобные стапели для ремонта и чистки, множество диковинных товаров. Торопитесь! Первым десяти торговцам крупные скидки!» И ниже прайсы на слоновую кость, камедь, стекло и наши основные товары. Плюс главная завлекалка — курс обмена серебра на золото. В Персии и Византии соотношение золота к серебру один к двенадцати, у нас один к девяти и монеты лучше качеством. Чего жадничать то? Всё равно половина обратно вернётся, за наши товары и расплатятся. Клюнут, никуда не денутся, наши условия, без дураков, очень вкусные!
С Аджидом мы уже сносно понимали друг друга. Выяснил почему Мале крайняя точка, и почему большие корабли не идут дальше на юг, к Занзибару, где цены дешевле? Причина банальная — в столь длительном плавании корабль начинает стремительно обрастать и теряет ход. Аджид рассказал несколько пугающих историй, как суда тонули под тяжестью водорослей и моллюсков. Охотно верю, здесь и впрямь живность прёт как на дрожжах. Так что, если мы хотим плыть на юг, проблему с обрастанием надо решать прямо сейчас. Обить корпус бронзой? Не вариант, у меня она вперед на три месяца расписана. Дешевле разработать состав противообрастающей краски с ядовитым компонентом, гарантированно убивающим паразитические наросты. И я точно знаю, что это за компонент! Под рукой тонны меди, а значит и её окиси — страшный яд для морской живности.
Пересыпаю в ладонях отходы сепарации ильменита мелкие, полупрозрачные кристаллы оранжевого цвета — это брукит, он же диоксид титана, всего триста двадцать килограмм. Прелесть в том, что он, в отличии от ильменита не требует многоступенчатой очистки с применением кислот и щелочей. Достаточно размолоть в мельницах, обжечь до структуры рутила при невысокой температуре, и вуаля! Готов белый пигмент двадцать первого века. Полная совместимость с олифой, великолепная укрывистость, стойкость к морской воде и дождям. И вид будет как у белоснежной яхты миллиардера!
Краска, олифа, шпатлёвка, их требуются сотни килограмм. Камеди на складах как грязи — семь тонн, и торговцы из Мале готовы вести ещё и ещё, только успевай отсчитывать медные чатлы. Для отгонки олифы и канифоли уже собрана канифольная колонна. Шпаклёвку же подобрали исходя из имеющихся запасов: лучший столярный клей на бивнях слонов, мел, олифа и выдержанное в автоклаве масло ши. Что ещё нам нужно? Латекс! Если правильно подобрать пропорции, краска станет эластичной. Необходимы триоксид сурьмы, оксид ртути и магний, но получать их тут нет времени. Закажу на базе. Делаю отметку в блокноте.
Крупные изделия, такие как копр, изготавливаются методом параллельной сборки, система планирования и не такое позволяет: понтон, рельсы из клееного бруса, окованные бронзовой полосой, ферма, шкивы, брус и лебёдка, двухтонная бабка, отлитая из меди, и якоря для понтонов — всё меньше чем за неделю, без особого отвлечения от основных задач!
Основа копра — прямоугольная ферма высотой двадцать метров, собранная из бруса, на МЗП, то есть металло-зубчатых пластинах, стягиваемых анкерами. Наша палочка выручалочка для сборки крупных конструкций!
Барабанную лебёдку и тройной привод-конвейер для её вращения разместили внутри, под пирамидой копра. Процесс забивки свай выглядел так: бревно, через кольцевые держатели заводили под бабку, тросом, через шкив её поднимали по рельсам в верхнюю точку, трос зажимали тормозным рычагом, из паза эксцентрика привода лебёдки, в качестве которого использовали типовую строенную быковую дорожку, выбивали штифт, связывающий его со большим шкивом лебёдки, рычаг тормоза отпускали и бабка падала на сваю под своим весом. После удара штифт отпускали в паз, и цикл повторялся. Для разрушения кораллов на бабку устанавливали чугунную сваю с трезубцем, а для забивки свай — каучуковую насадку.
Кораллы рыхлые, тяжёлая свая из чугуна за раз пробивала дыру до четырёх метров глубины. Торопимся, работа идёт даже ночью при свете карбидных ламп. Следом за копром тянут фрезерный рыхлитель, а после грузовой понтон. С очисткой фарватера от графика отстали. Было непонятно, как и чем собирать мелочь. В первые дни туземцы вытягивали сетями и крюками крупные обломки кораллов и топтались на месте. Дело осложнялось множеством не разрушенных перегородок. Наладили производство подводных масок, ласт, грузовых поясов, но и это не сильно помогало.
Тогда собрали прочный ящик с балластными отсеками, получился буксируемый водолазный колокол. Глубина от двух до четырёх метров, кессонка не грозит. Смена в пятнадцать человек быстро справлялась с очисткой. Обломки складывали в корзины, вытягивали на палубу и лодками отправляли на берег, сушиться. Ценное сырье, между прочим!
На пробивке фарватера работало до двадцати звеньев. Это дало свои результаты и спустя три недели копр приступил к работе по профилю — к забивке свай. Под сваи подбирали одинаковые по размеру стволы, исключительно дерево венге, оно очень прочное. Бревна затачивали, сушили в камере, а верхнюю часть, которая будет на воздухе, смолили. На острие надевал небольшой колпак из чугуна, грунты на глубине свыше двух метров прочные, а на торцевую часть набивали медный обруч, чтобы тяжелая бабка не расщепила ствол. Глубина забивки до четырёх метров. Восемьдесят шесть свай, стали надежной опорой для трёх уходящих в залив пирсов. Настил укладывали по мере работ. В лагере готовили оснастку причала: поворотный кран, трапы, пузатые причальные палы, бронзовые кольца-рымы, скобы для причаливания больших и малых судов, опоры для шкивов и талей. Копр работал как папа Карло, и уже через несколько суток шустро бил небольшие сваи для спусковых дорожек продольного стапеля, по которому планировалось вытягивать небольшие корабли торговцев для мелкого ремонта.
К тому времени, когда наша рекламная акция дала результаты, и на причал подошли первые корабли, точка приложения сил сместилась на строительство котлована для сухого дока. Котлован решено было делать с запасом. Расчетный объём извлекаемой породы — две тысячи триста кубометров или три тысячи восемьсот тонн! Вручную… И больше двухсот человек я не могу снять с текущих задач, а времени на всё про всё не больше месяца. Эх, сюда бы пяток экскаваторов! Центральный ров копали с помощью опробованного метода, подвесной дороги. Линию добычи ильменита свернули, а столбы, верёвки и биг-баги прибыли сюда. На дне рва прокопали узкую, неглубокую траншею под размер мешка, к ней справа и слева опускаются перпендикулярные, углублённые дорожки для вагонеток, на дно которых уложены доски.
Вагонетку, ручным воротом поднимали вверх, где за несколько минут заполняли, под собственным весом она скатывалась вниз, на рамы из бруса, перекрывающие траншею. На месте открывали донный люк и ссыпали землю в мешок. На те же рамы крепили кронштейны под круглый бронзовый профиль. Трубчатый подвесной путь наращивали по мере необходимости, нагрузки серьезные. Единственное что специально изготавливали для его устройства — кронштейны. Профиля имелось с запасом, а грузовые роликовые подвески мешков не требовали никаких доработок. Эта подвесная дорога ещё в цехах пригодится, не пропадать же добру! Когда «поезд» из мешков наполняли, трос тянула большая лебёдка со встроенным «приводом» Сорок восемь мешков, чуть меньше пяти кубометров породы. Дорога поднималась на высоту трёх метров. Там груз и ссыпали. По мере роста горы земли верхнюю части дороги смещали. За сутки вынимали чуть больше девяносто кубов, великолепный результат! Выкопать котлован за два месяца я и не рассчитывал, а вышло за пятьдесят два дня.
Был и ещё один фронт работ, и он требовал внимания не меньше, чем остальные направления: шлюзовые ворота, самое технологичное сооружение дока. Какие у меня были варианты? Сделать ворота деревянными? Да вы что, серьёзно? А ничего, что их площадь шестьдесят квадратных метров?! Створки к чертям выдавит давлением воды! Металлические, откатные ворота — хороший вариант, за исключением мелочей. Объём бетонирования в сорок раз больше наличных запасов цемента, а на ворота уйдёт бронза, про трудозатраты молчу, склепать такую махину из узких полос бронзы — ненаучная фантастика. Я было совсем отчаялся, но вспомнил про батопорт! Ну конечно! Такой плавучий металлический ящик для изолировки доков от морской воды, вдвое дешевле шлюзовых ворот выйдет. Что бы он плотно сел днищем в углубление, сделанное во флютбете, его частично заполняют водой, после воду из дока выкачивают. Под весом воды батопорт очень плотно садится в пазы, обеспечивая высокую герметичность, и может воспринимать напор воды как с одной, так и с другой стороны. Хорошая идея, кроме одного: никто и никогда не делал батопорт деревянным. Чтобы не готовить сложную систему деревянных ферм, я решил собирать ворота из отдельных водонепроницаемых балластных отсеков, наподобие детского конструктора. По-другому не выйдет, объём ворот сто тридцать пять кубометров, а толщина до двух метров. Каждый модуль собирали в цехе, используя клееный брус, бронзовые накладки-пластины, доски и все это дело стягивали болтами. Внутри доски усиливали бронзовыми полосами. Морская вода — агрессивная жидкость, поэтому доски вымачивали в соленой воде, сушили паром и вываривали в масле, а после шпаклевали и окрашивали. Каждую секцию на телеге привозили на берег, далее стыковали, залезали внутрь и через пластины и полосы стягивали между собой анкерными болтами. Только бронзы ушло три тонны, а кое-где и сталь использовали. Шлюзовые ворота начали принимать вид ящика с выступающими боковыми и нижним гранями. Двадцать шесть балластных секций, усиленных тросами, анкерами с кингстонами и перегородками, считай целый корабль! В доке работы шли свои чередом. На его дно, для гидроизоляции укладывали слой глины, смешанной с мелким щебнем, а после тщательно трамбовали. Бетонирование всего дна дока нам не по зубам. Запаса цемента едва хватило на бетонирование сливного канала, колодца. Заливали фундаменты для установки насосов, кранов, лебёдок и кильблоков. Боковые и нижний пазы ворот формировали кирпичной кладкой на цементном растворе метровой толщины кирпичной с чугунными и бронзовыми закладками. Из кирпича, также укладывали трубы для заполнения дока. Для защиты кладки от морской воды её армировали бронзовой сеткой и штукатурили смесью на основе бокситного цемента.
Неделя пролетела словно один день и вот он, момент истины! Размыли перемычку и завели в док «Монахар». Ботопорт стянули с помощью канатов и лебедок, развернули и завели в пазы шлюза. Даю отмашку и в воротах открыли кингстоны. Вода с шумом, секцию за секцией стала заполнять балластные отсеки. Интересно, выдержит, нет? Сто тонн воды! Уфф! Полёт нормальный, сел как влитой. Взревели быки и роторные насосы начали откачивать воду — две тысячи с копейками кубометров… Двое суток, это не сорок минут, как в обычном доке. Док опустел, а вода оставалась лишь в сливном канале. Обязательно надо отпраздновать столь значимое событие, я объявил внеочередной выходной для всего лагеря и устроил праздник Нептуна. Давно хотел его устроить, но раз уж случай подходящий подвернулся.
Нарядился в серебристый костюм, покрасил бороду в зелёный цвет, в руках настоящая бронзовая тренога. Цех кухни работает в авральном режиме — пекут сладкие хлебцы в виде рыбок и морских звёзд, накрывают столы для фуршета прямо у дока, крутят вертела с цельными быками и козами, идёт раздача «волшебной воды». Аниматоры устроили водные игры и конкурсы. Опробовали новодел — водяную горку из бронзовых сегментов! С иллюминацией полный порядок — фейерверки, карбидные лампы, костры свечки из поленьев. Для разметки фарватера у нас фанерные буи, сейчас их стянули к пляжу, покрасили фосфорисцентной краской и устроили водное поло среди лучших команд. Тут же немедленно устроили ночной пляжный футбол со светящимся мечом и воротами. Добавьте катания на лодке с запуском фейерверков. Я тоже напился, надо было сбросить напряжение последних недель — показывал «огненное дыхание», стрелял из пистолетов, запускал фейерверки из рук и пел песни на русском в громкоговоритель.
***
И снова трудовые будни. На днях подсчитал, морские проекты съедают около сорока процентов человеко-часов. Работу на корабле разбили на несколько параллельных задач: капитальный ремонт, усиление палуб и корпуса, покраска, установка водонепроницаемых перегородок, строительство надстроек, изготовление мачт, литье элементов такелажа, изготовление приборов, монтаж коммуникаций, шитье парусов, монтаж балластных цистерн и руля. Задачи включены в общее планирование, назначены координаторы и контролёры.
Корпус «Монахара» покрылся лесами. Словно муравьи суетятся люди — скоблят днище от наростов, шлифуют борта. Работы строго по план-графику.
Монахар торговец, борта у него низкие, наращиваем их на случай обстрела, для этого используем фирменные панели с бойницами. Корпус и палубу перед покраской пропитываем огнезащитным составом, особая благодарность Ивану Сергеевичу! Он по своей инициативе выслал нам пару бочек смеси на основе фосфата и сульфата аммония. Большая доля ручного труда. Н-да. Взгляд упёрся в массивные насосы. Столько бронзы потратил, от себя считай оторвал, и без дела простаивают! Непорядок. Постой-ка! Если вращать в обратную сторону, то их можно как компрессор использовать. Вот тебе пневмоинструмент — покрасочный пистолет! Интересный вариант, надо сесть, просчитать стоит ли овчинка выделки.
Иду дальше, вдоль корпуса. У стен дока скопилась пробка из грузов — перегородки, медные пластины для крепежа, бочонки с олифой и шпаклёвкой. Кранов только два, они не справляются с объёмом груза. Пишу пометку: «Заказать в столярке усиленные профилем мостки».
По широкой дороге движутся к доку вереницы быков с грузами. На палубе снуют мальчишки — разносят горячую еду и прохладные напитки в термосах. В воздухе витает запах лаков, смолы и струганного тика, а ещё только месяц назад здесь витал тяжёлый запах пряностей, сушеной рыбы и извините за выражение, ссанины. Работают звеньями: проходят стругами, после шлифуют, замазывают щели, в конце полируют и натирают палубу восковой мастикой. Тиковая палуба практично и красиво.
Интенсивные работы идут в трюмах, пыль стоит столбом. Сносят последние перегородки и подпорки, вырезают отверстия под коммуникации и люки, высверливают отверстия для крепления панелей. Универсальные панели нескольких типов уже собраны, окрашены. В них есть все необходимые для монтажа технологические отверстия. Шпангоуты и внутренние перегородки усиливают клееными балками и фермами, стягивая их анкерам и тросами, увеличивая тем самым жёсткость корпуса судна. Если этого не сделать, многотонные мельницы и насосы проломят палубу. Также усиливаем места крепления якоря и лебёдок, кронштейны руля, опоры под балластные цистерны и насос. Наращиваем палубу в местах точек крепления бегущего такелажа и контейнеров — толщина палубных досок оставляет желать лучшего. Целый лес балок растёт в местах крепления новых мачт. Старые палубные надстройки снесли к чертям ещё месяц назад. Из интерьера капитанской каюты оставил персидские ковры и барельефы из палисандра со сценами из эпоса "Рамаяна". «Битва богов и демонов» — такую красоту рука выбросить не поднимается. На носу строят двухъярусную надстройку. На первом технические помещения — утепленная койрой и цеолитом холодильная камера с вихревым охладителем, дистиллятор, кухня, небольшая кузня, баки для воды и обитая медными листами лаборатория с печами. В отдельном кубрике — насосы для откачки воды из трюмов и охлаждения вихревого холодильника. Второй ярус жилой. Запланирована столовая, зал и три комфортных каюты. Санузел с со всеми удобствами – раковина, душ. Перед походом я и ванную из дворца перетащу.
Широкие окна дают много света. Из столовой, витражная распашная дверь на балкон. Можно и форму пошить, если успеем, а что, матросам тельняшки, штаны клёш и бескозырки, а нам с Павлом морскую офицерскую. На дверях наших кают и складов цифровые замки, нечего туда нос совать! Недавно наладили производство. Обычные замки делать — слишком много ручной работы, добавьте ещё и настройку под индивидуальный ключ и совсем кисло выйдет. Цифровой замок проще конструктивно, и нет возни с ключами. Жулики, они пока даже и понятия не имеют, как его открывать! Разрыв шаблона в чистом виде. Деталей немного; четыре литых и двенадцать штампованных деталей. Механизм состоит из трёх роторов или колёсиков, в каждом есть выемка, и когда три выемки выстраиваются в ряд, засов опускается в поучившуюся тройную бороздку и замок открывается. Передний ротор напрямую соединяется с диском набора цифр, а остальным движение передаётся через шипы. За первую цифру отвечает дальнее колёсико. Потом вращение происходит в обратную сторону, пока среднее колесо не становится на своём место. В конце концов, вращается только передний ротор.
Кое-что из мебели в процессе, делают её особенно тщательно, на совесть. Знают, что любую скамейку, стоящую далеко на отшибе, могу проверить. На изделии прижигают номер, ставят печати звена и контролёра. Некоторые детали после изготовления уходят в цех моделирования, там у нас лучшие резчики и граверы.
На корме, ещё одна трёхъярусная надстройка, по высоте чуть ниже носовой. На верху каюты капитана, экипажа и кубрик штурмана. Ниже — каюты рабочих, камбуз с котлами и чугунной печью. Внутри трюмов и кают бело-синий, морской интерьер, подвешивают гамаки, монтируют откидные столы и складные стулья. Рабочие, лучники, команда корабля, бойцы — уплотнять и уплотнять! Без системы вентиляции с принудительным нагнетанием в трюмах душегубка!
Литейный цех загружен: утки, битенги, элементы блоков и лебёдки, кольца, тали, гаки, не забываем и про крупные отливки: муфты мачты, конструкции руля, поворотные круговые лафеты для единорогов, основной и дополнительный якорь и цепь льем и клепаем специальные якорные трубы-клюзы.
После изготовления секций ботапорта в цехах остались детали и оснастка для сборки. Всё это пригодилось для деревянных контейнеров. По любому, в трюме весь груз не уместим. Начали монтировать магистральные вент-каналы из медного листа, широкие световые колодцы, медные трубы небольшого диаметра для канализации. Много быков, много навоза, а у меня нет желания плыть несколько месяцев на плавучей ферме. Трубы сквозь перекрытия уходят на нижнюю палубу, там соединяются с центральным коллектором. По нему стоки попадают в закрытый септик. Стоп! Про насос то забыл, не вёдрами же вычерпывать! Срочно добавить в план, да про отводную трубу не забыть!
Аджид, когда старый поплавок демонтировали, едва дара речи не лишился, переживал. Я ему объяснил, что их поплавок сильно тормозит корабль, а вместо него для лучшей устойчивости мы установим две балластные цистерны. У «Монахара» малая осадка и профиль заточенный под реки, неглубокие заливы и прибережное плавание. Если не сделать цистерны, при первом же шторме рискуем перевернуться. Большой роторный насос сможет быстро закачивать и откачивать тонны воды. Прелесть в том, что балластировку можно проводить во время плавания, без остановки!
Старый руль в расход! Да какой руль, одно название! Криво сбитые доски, едва державшиеся на бревне. Причём тяжёлый, поворачивали орудуя длинным румпелем три моряка! Сборка нового, балансирного, руля в разгаре. Из приборов готов барометр и механический лаг-вертушка в виде цилиндра, буксируемый за кормой на тросике-лаглине для определения скорости и пройденного пути. Чем больше скорость, тем сильнее давление встречного потока воды и быстрей вращение. К вертушке прикреплён конический наконечник с четырьмя лопастями, который под давлением воды начинает вращаться и раскручивать жёсткий тросик передавая усилие на маховик, а через него на счётчик обратов. Единственное, лаг измеряет скорость и пройденное расстояние без учёта скорости течения, но это не критично.
Мачта, мачта… В связи с переделкой системы парусов нам нужна принципиально иная мачта. У нас нет и не будет в ближайшее время команды способной обращаться сложными косыми и даже прямыми парусами. На корабле было две палубы и примитивные прямые паруса. Тихоход. По нашим с Палом расчетам, для парусов необходимы две мачты по сорок пять метров. Если делать составные цельнодеревянные мачты как у линейных кораблей, наш корпус не выдержит даже без ветровой нагрузки. Нужная нам мачта должна иметь диаметр от полутора метров, а её вес уйдёт за пятьдесят тонн! Проблема. Перебрав несколько вариантов, остановились на довольно экзотическом — пустотелая коническая многогранная, без вантовая мачта, похожая на современные опоры ЛЭП, которые собираются из сегментов. Высотой сорок восемь метров, диаметр в нижней части два метра, в верхний один метр двадцать сантиметров. Длина конического многогранного сегмента три метра. Стенки сегмента склеиваются из пятислойного клееного бруса типа «абаш-венге» на оправке, по стандартной технологии. После сборки на верхний и нижний конец одевают литые плоские фланцы из бронзы с высокой внутренней стенкой и шесть промежуточный бронзовых колец, которые соединяют снаружи и внутри заклёпками. Готовые сегменты покрывают олифой и бронзовой краской. Собирается такая мачта как детский конструктор. Первый сегмент целиком уходит в переплетение силовых балок в глубине корабля. Второй и последующие наращивают друг на друга, стягивая фланцы болтами. За счёт большого диаметра мачта имеет высокую устойчивость и прочность. Сегменты не то, чтобы лёгкие, по полтонны. Для их монтажа на мачту, с помощью стяжных колец крепится легкий кран-балка. По мере наращивания высоты мачты, его передвигают по ней же вверх. Монтаж не быстрый процесс, занял целую неделю. К кольцам прикреплены верёвочные лестницы, по которым матросы забираются наверх для работы с парусом и в «воронье гнездо». Нет растяжек, проще управление и обучение управлению парусами, как Павел Петрович и заказывал.
***
Готовимся и к плаванию по бурной Замбези. Лодки аборигенов, сделанные из кожи, громоздкие и тяжёлые. Даже при слабом столкновении с камнем или корягой они пробивались, а хлипкий каркас из веток складывался, словно спичечный домик. Нужны лёгкие и компактные лодки, а лучше и проще надувных баллонов для катамаранов и придумать нельзя. Только баллоны нужны правильные, для сплава по порожистым рекам пятой, а то и шестой категории сложности. Резиновые баллоны имеют сильные и слабые стороны, точки крепления фала и сетки. Настоящим профессионалам их делают на заказ, сваривают из ПВХ ультразвуком. Так как сей чудесный материал не продаётся на рынке, будем изготавливать стандартные баллоны из гуттаперчи, вулканизируя их в пресс-формах под давлением. Выбор пал на шестиметровые, обоюдоострые баллоны диаметром полметра, похожие на подводную лодку. Они одинаково хороши как для бурных рек, так и для спокойной воды. Линии для вулканизации работают на полную силу. Налажена отливка разных пресс форм из бронзы — жгуты для арбалетов, пипетки, соски и изделия №1, зубчатые и гладкие ремни нескольких типов, прокладки, муфты, патрубки, пыльники, резиновые кольца. Изготовлен экструдер для трубок разных типов и изоляции… Особо прочные ремни, шланги высокого давления армируем сеткой из алюминиевой бронзы. Из латексной смеси изготавливаем методом окунания перчатки, пропитываем плащи, палатки, шляпы. Готовим галоши, резиновые сапоги, тенты для контейнеров и палаток, впереди сезон дождей.
Для вулканизации типового баллона потребовалось аж двадцать пресс форм, восемь на большие и малые формы тела, двенадцать для мелочей: держателей, проушин, клапанов. В качестве основы каучуковой ленты применяем полоски грубой ткани из волокон баобаба. Состав латексной смеси по сравнению с тем, что шёл на изоляцию проводов немного другой, уменьшена доля наполнителей. Ленту пропитываем латексом и с натягом, в три слоя наматываем на пресс форму. Крепим, стягиваем болтами, чтобы обеспечить необходимое давление, и переносим в камеру вулканизации. Получаем две половинки, а чтобы их сварить, пришлось изобретать нагревательные элементы в форме колец, повторная вулканизации в печи плохая идея. Внутренний элемент состоит из коротких, полукруглых сегментов. Его собирают и разбирают внутри баллона, через отверстие клапана. Наружный элемент, состоит напротив из двух сегментов. Собрать, подать напряжение и через двадцать минут, можно варить новый.
Аналогично «приваривали» ручки, клапана и держатели. После первых испытаний я решил сделать баллоны трёхсекционные, в верховьях Галаны много острых камней. Вес каждого баллона получался тридцать килограмм, в два раза тяжей чем ПВХ. Тонны полторы такой катамаранчик потянет.
Одно потянуло за собой другое. Поплавки — это пол дела. Как ему приказать полторы тонны вверх по реке тянуть или по бурному океану, а?
Надо ставить развитое парусное сооружение — грот, стаксель, добавить рули с румпелем и шверт, усилить каркас. Нечего и думать, что убогие паруса аборигенов из рафии потянут такой катамаран.
Кормовая балка должна воспринимать не менее полторы тонны нагрузки от мачты, поэтому она самая мощная. Две задние поперечные балки и верхние стрингера ферм из профиля прямоугольного сечения. Чтобы обеспечить жесткость каркаса под действием усилий от натяжения шкотов, стоячего такелажа и давления мачты, и чтобы устранить подвижность поплавковых ферм использована система шпрюйтовых растяжек.
Сетка, натянутая на каркас, связана из калиброванного волокна баобаба. Для тяжёлых грузов в комплекте идут рейки из дерева с креплением на верхний стрингер. Использование конструкционного профиля, с помощью винтов, позволяет легко снимать и регулировать кольца для крепления грузов и растяжек, уключины, упоры для ног, лебёдки, сидения для гребцов, упоры для арбалета и прожектора, дополнительные поперечные балки для негабаритных грузов. Основной парус — грот, шили с «горбом» для улучшения центровки. Использовали латы из каландрированного латексом волокна баобаба. Изгиб паруса близок к профилю NАСА-0012, то есть максимум прогиба находится на трети длины от переднего конца.
Бронзовый профиль, гайки и болты, штампованные детали, паруса и снасти — не так велика сложность. Готовили шаблоны, литейные формы, выкройки для парусов. Программа постройки получила красный приоритет. Уже через две недели у нас было сорок два парусных катамарана. Настоящий москитный флот!
Маховик производства потихоньку раскручивался — штамповали лопасти весел, отливали корпуса ножных насосов, из абача прессовали наполнитель для спас-жилетов. Для каждого катамарана обучали звено из трех человек. Недельный курс: устройство, сборка и разборка палубы и каркаса, управление парусами, ремонт пробитых баллонов, логистика, документооборот в виде карточек приоритетов грузов, правила обмена закрытыми пакетами и стрельба из арбалетов. Парусный катамаран лакомый кусочек — на корме и киле на балки устанавливали шаровые опоры под арбалеты, а спас жилеты и шлемы из прессованного абача неплохо держали местные стрелы. К каждому катамарану прилагалась ракетница — обычная бронзовая трубка. В случае нападения необходимо дёрнуть за шнур, и вверх уходит сигнальная ракета, оставляющая за собой красный шлейф. Все, кто увидит сигнал бедствия, обязаны прийти на помощь. Литерные, ночные катамараны комплектовались карбидными прожекторами.
Первую тройку обучал во дворе литейки:
— Кофу, бестолковая обезьяна! Смотри, что нарисовано на плакате? Поплавки надо немного наполнить воздухом. Ты чего, трубки пытаешься в пустой баллон вставлять? Накачай! Вот, теперь правильно. Заводи их в отверстия кронштейнов основной балки и смотри за очерёдностью внимательно, ты же лучший в тройке! Каждая деталь подписана, да ещё и стрелками показано. Куру, сперва скрути верхние стрингера с полукольцами. Так, отлично, скручивай! Бери, бери швертовую балку, она не кусается. Стягивай поплавки. Быстрее, быстрее, что вы как сонные куа возитесь?! Завтра будет сборка на время.
И так каждый день. Отобрал самых толковых — будут учить остальных.
Теперь наш суммарный тоннаж семьдесят тонн! По моими подсчётам наша речная флотилия в восемь раз увеличит грузооборот и в три скорость перевозки. Так и в море можно выйти, и по реке порожистой пройти. В случае необходимости разобрать и перенести. Баллонов наделали с запасом, при случае пущу их на плавучие понтоны. Связать штук десять, настелить деревянные палубы, поставить мачту да уключины дело техники. Десятки катамаранов уже курсируют между лагерями. Ценные грузы упаковываем в отдельные герметичные ящики с положительной плавучестью. Грузы опечатаны, сопроводительное письмо дублируются по телеграфу. Захочешь своровать, не выйдет. Золото, станки из бронзы, чатлы только в сопровождении охраны. Движение по строгому графику. У старшего календарь, график и солнечные часы. На рельсовом обходе водопада Лугарда часто скапливаются лодки, торговцы из Кереве распробовали новый путь.
Рыбакам перепал упрощённый вариант катамарана с деревянной мачтой и балками. Радуются как дети, Ярунг им все даёт бесплатно, в счёт будущего улова, а новыми сетями они быстро отдадут плату. Волшебные баллоны пришлись по вкусу даже арабам, устал отмахиваться от назойливых предложений их купцов. Не до того.