Прожекты
Нганго
Ярунг подарил Нганго большую лодку, которую толкают духи ветра. Колеса у неё не из дерева, как раньше, а из мягкой чёрной кожи. Когда Нганго едет по саванне его почти не трясёт, а через кусты и крупные камни лодка проезжает намного лучше, чем раньше.
Когда Ярунг ушёл, Нганго помогал Джиро с деревянной ногой управлять кораблем. Нганго научился управлять парусом, это нетрудно. Нганго знает, что такое на-сос и даже умеет его разбирать. У Нганго есть волшебный амулет со стрелкой, которая всегда показывает путь домой, но им Нганго не пользуется. Зачем? Он и так помнит дорогу. На лодку поставили новый парус, теперь он не из плетеной травы, а из лёгкой и прочной ткани, что делают в лагере Ярунга. Такой парус хорошо ловит духов, и Нганго с Кили всю дорогу сидят в лодке, и лишь в самых плохих местах им приходится её толкать. Ярунг прислал новые амулеты. Теперь кевенги не боятся, что духи подземного мира отнимут мужскую силу и утащат в темноту. Четыре раза по пять людей кевенги добывают для Ярунга землю и камни, которые Нганго возит на озеро. Иногда, Нганго возит соль и вонючие жёлтые камни с мёртвого озера, что Ярунг подарил кевенги.
Ярунг великий колдун, он прислал Нганго колдовскую маску от злых духов, теперь они не отнимут разум, не нашлют страшных видений, когда Нганго будет собирать под землёй синий мох. Кевенги боятся туда спускаться, Нганго уже не боится, ведь у него самый большой амулет и волшебная маска! Ярунг протянул к городу кевенги длинные нити и через них может говорить с Нганго! Ни один другой колдун такое не может! Нганго сам видел точки короткие и длинные, появляющиеся на листе белого цвета. Хорошо, что Нганго встретил Ярунга, теперь Нганго уважаемый человек! Вождь разрешил ему построить дом рядом со своим дворцом. Теперь у Нганго две жены и много чатлов!
Ярослав
Мозговой центр, помимо непосредственного планирования и учёта, занимался ценообразованием, а это не такая простая задача, как кажется на первый взгляд. У нас было четыре категорий цен — себестоимость, внутренняя цена для рабочих и граждан, внутренняя цена для продажи на рынок Африки и цена продаж на внешние рынки, причём для каждых категорий товаров приходилось вводить разные коэффициенты. В этом деле здорово помогли таблицы. Симметричная «Затраты-Выпуск», в шапке которой слева направо перечислялась производимая продукция, справа — столбец конечного спроса (ножи, амулеты, топоры, ткани стекло и так далее), импорт — отдельный столбец. Таблица ресурсов товаров отображала продукцию, идущую на запасы, и инвестиции в новые производства в виде сальдо экспорта и импорта, а таблица торговых наценок — себестоимость в чатлах, добавленную стоимость в виде повышающего коэффициента для внешних рынков, металлоёмкость и количество затраченных на производство продукта человеко-часов.
Накладывая таблицы друг на друга можно было узнать балансы распределения продукции и сырья между цехами, отследить продажи и внутреннее потребление и узнать массу другой важной информации. В частности, стало понятно, что цена кормов и продуктов питания постоянно растёт, и уже сейчас надо что-то предпринимать.
Арабским купцам я обещал хорошую цену за пшеницу из Египта и кое-кому даже оставил предоплату. Можно увеличить количество звеньев по ловле рыбы, у которых эффективность выше в три раза, чем у местных рыбаков. Но всё равно проблема продовольствия стоит в полный рост, запасы есть, но расходуются они быстрей, чем пополняются.
Герр Мартин
Уже второй месяц расчищаю эту злосчастную грязевую канаву, лишь по недоразумению называемую речкой! Туземцы совершенно бестолковый в инженерном плане народ и при малейшей проблеме впадают в ступор. Тут селёдка не жарится, или как говорить герр Иван, с ними каши не сваришь! К тому же, многие дикари ужасно трусливы и боятся крокодилов. А их тут действительно невероятно много, сотни! Но кто-то стрижёт овец, а кто-то — свиней. Везде есть свои преимущества, я сбрасываю пар, отстреливая самых больших особей из мушкета, а туземцы получают великолепные шкуры. Мы вооружили охотников на крокодилов тяжёлым арбалетами. Попасть, да и убить такое животное сразу не удается, крокодилы, как и бегемоты, будучи ранеными, обычно стремятся на дно. Поэтому, чтобы не терять бронзовый гарпун, привязываем крепкую верёвку, за которую и вытягиваем его на берег. Тут попадаются совсем большие особи, огромные! Бывает, что и два десятка человек не могут вытащить такого на берег! На этот случай я сделал две переносные лебёдки. За каждого убитого крокодила мы выплачиваем премию десять чатлов, за яйцо — один. Хорошие деньги, поэтому многие кевенги занимаются охотой на них. После зачистки участка реки от крокодилов, охотники перегораживают реку сетью, и туземцы приступают к очистке русла от коряг и подтопленных стволов, в изобилии имеющихся здесь. Зацепив ствол, его обычно вытаскивают вручную или лебедкой. Работа в мутной воде опасная, и даже несмотря на подводные маски и использование лопат и топоров на длинных ручках, от укусов змей и затаившихся на дне крокодилов погибло уже шесть туземцев, а за каждого приходится уплачивать немалый выкуп родственникам.
Таким образом расчистка идёт слишком медленно. Одними лопатами нечего и думать справиться с мощными грязевыми и песчаными наносами, то тут, то там перегораживавшими реку. Я совсем отчаялся и хотел надеть крышку на голову. Слава Господу, две недели назад наконец подошла водяная помпа! Едва получив письмо от герра Павла, я немедленно отправился в наш второй лагерь. Однако увидел совсем не то, что рассчитывал. На больших понтонах установлен ряд водяных нагнетателей, плоские блины из бронзы метровой высоты. Тройка быков, натужно ревя, раскручивала вал этой необычной машины. Быков меняли каждый час, настолько тяжела была их работа! Целый речной флот обеспечивал работу этой махины — водяной насос, фрезерный рыхлитель, плавучий склад для кормов, стойла для быков, каюты для дикарей, лебёдки и водяные колёса, чтобы тащить всё это вверх по течению. Я в полном непонимании. Восемь десятков быков! Не ожидал от герра Ярослава столь чудовищного решения! Ведь это всё равно, что жарить целую сельдь ради одной икринки! Всего одна паровая машина справилась бы лучше.
На следующий день, внимательно ознакомившись с конструкцией, я всё же поменял своё мнение относительно гидромонитора. Нельзя не отметить, что он работал и работал неплохо. Всего за день размыл берег у длинного ряда причалов на двухметровую глубину!
Командовал этим громоздким механизмом бородатый араб Вахид. С помощью лебедок, по салазкам туземцы умело стаскивали тяжёлые двухтонные насосы, откручивали боковую крышку для уменьшения веса. Другие, тем временем, собирали салазки, секции деревянных шпал и рельс для транспортировки этих махин.
Первым делом я внимательно осмотрел конструкцию ротора и нашел её весьма примитивной, чего не скажешь о моих клапанах. Надо отметить, герр Ярослав продумал все мелочи — понтоны разбирались на сегменты, имелся запасной крепёж, обвязок и хомутов для быков, даже шпалы изготовили коробчатые. Дюжина туземцев легко поднимала и переносила собранную секцию на новое место. Двадцать секций, две сотни метров за сутки туземцы перемещали многочисленные понтоны и насосы на два километра. Нас немного задержало болото, тем не менее через неделю мы собрали монитор и приступили к расчистке Тивы.
Я хорошо изучил дно этой гнусной речки и посчитал излишним высокое давление, поэтому один из нагнетателей переделал в насос. Слава богу, это было несложно, герр Ярослав сделал клапаны сменными и в комплекте имелся набор прокладок и резиновых труб на этот случай. Но больше всего меня поразил тот факт, что и команду, и быков набирали для работы в круглосуточном режиме. Мне пришлось собраться и применить все силы, чтобы удержать рабочих кевенги. Ночью при свете карбидной лампы, шум насосов и рев быков пугал сильнее любых злых духов. Вахид обычно стоявший у ствола монитора направлял поток воды на наносы, а насосы откачивали тяжёлую взвесь через плавучий пульпопровод и выталкивали ил на берег. Труба пульпопровода была гибкой, сделана из прорезиненной ткани и обвязана для лучшей плавучести поплавками из дерева абач. Герр Ярослав неплохо натаскал рабочих и моей помощи совершенно не понадобилось. Три команды шли последовательно, друг за другом. Первые — охотники, за ними три десятка кевенги расчищали русло от коряг, следом плыл монитор. Речка очень извилистая, и всё чаще я давал команды спрямлять старицы и меандры, пробивая фактически новое русло, а сам по большей части командовал строительством причалов.
Работа кипела. В сутки мы очищали сразу несколько километров реки. Лишь однажды, прямо у меня на глазах произошёл несчастный случай, что на два дня прервал работы по расчистке русла. В полдень, я присел на берегу, чтобы немного передохнуть и выпить чашечку кэроба с восточным сладостями, которыми так любезно снабжал нас герр Ярослав. Внезапно вода под понтоном с насосом вскипела. Мгновение спустя гигантских размеров крокодил опрокинул понтон с дорожками. Вода окрасилась кровью. Из трёх быков мы потеряли двух. Один утонул, не смог освободиться, а второго растерзал крокодил. Насос был прикручен и не пострадал, а вот одна из дорожек пришла в негодность. Стоит ли говорить про поднявшуюся панику!
— Рьянву, Рьянву! — туземцы кричали и беспорядочно бегали, мне пришлось несколько раз выстрелить в воздух и хорошенько поработать палкой чтобы вернуть их к работе.
Я вспомнил рассказ герра Ярослава и понял, что по всей видимости нам пришлось встретиться с этим ужасающим, гигантским созданием. Но разве бур может отступить пред каким-то крокодилом, и пусть он в сто раз будет больше? Никогда! Немедленно собрав самых смелых охотников, мы отправились выслеживать гиганта. Я справедливо рассудил, что таких особей не может быть много. Два дня мы тщательно обследовали берега реки, прежде чем один из охотников обнаружил множество костей крокодилов, по всей видимости жертвы чудовища, которое охотилось на них чтобы пропитаться в реке. Мы как обычно подготовили небольшую приманку в иле — козленка и стали ожидать. Охотники едва не упустили стремительный бросок. Гигантский крокодил заглотил крупного козленка словно кусочек хлеба. Все выстрелили разом, но лишь два гарпуна смогли пробить крепкую шкуру чудовища. Лебёдки скрипнули натяжной и едва не развалились. Крокодил раз за разом дёргал трос. Выждав немного, мы начали вытягивать его на берег. Едва туша появилась из воды его стали забрасывать копьями. Внезапно, прямо из воды выскочил ещё более огромный монстр! Он словно спичку перекусил одного из охотников и развернулся ко мне. Схватив мушкет с картечью, я выстрелил прямо в глаз страшилищу, прежде чем он сшиб меня с ног. Охотники добили ослепленное чудовище и первого монстра.
Голову рептилии я приказал отрезать, посолить и засушить, буры знают, как сохранять трофеи. Отправлю подарок герру Ярославу. К сожалению, удар хвостом был слишком силен, и я был вынужден вернуться в лагерь. Ковыляю с палочкой, в гипсе. Перелом!
К этому времени нам привезли цемент и профиль из бронзы для станин новых токарных, ткацких и фрезерных станков. Не забывает про нас герр Ярослав. У него намного больше станков, но кто ему все ходовые винты поставляет? Мартин! Лично перетачиваю. А сколько труда на каждый уходит! Микрометром разметить, резец заточить под правильным углом, поверхность подготовить — ювелирная работа! Разве кевенги доверишь? Руки у них известно из какого места растут! Довёл точность до двух десятых миллиметра! Профиль уже под размеры, с крепежом. Мы с герр Ярославом каждую деталь согласовываем. Раньше через письма, а сейчас всё больше по телеграфу. Герр Ярослав особый алгоритм разработал, чтобы через точки координат чертежи передавать. В расшифровку даже и не лезу, там Герр Джон всем распоряжается, а мне всё на бумаге достается, удобно.
Вот и новый запрос, регулятор для акваланга! А кто бы сказал ещё, что такое акваланг? По виду клапан, только формы необычной. Ерунда, на полдня работы. Ага вот, в самом низу папочка чертежей, да ещё с красным приоритетом. Интересно, интересно! С герром Ярославом знаете, не соскучишься, каждый раз чем-то новым удивляет, но слишком много насаживает сена на вилы, слишком много!
У чертежей ещё и сопроводительное письмо есть:
«Уважаемый герр Мартин! Прошу вас отложить прочие дела и срочно заняться изготовлением узлов для ударно-планетарной мельницы, чертежи которой прилагаю. Зная вашу дотошность и любопытство, прикладываю кинематическую схему и краткое описание.
Принцип работы обычной планетарной мельницы заключается как во вращении барабанов вокруг центральной оси редуктора, так и вокруг их собственной оси в противоположную сторону вращения ротора. В следствии такого движения, частицы измельчаемого материала претерпевают множество соударений с помольными шарами и стенками барабана. При увеличении скорости измельчения, в размольных барабанах увеличивается центробежная сила, а скорость, как вы понимаете герр Мартин, зависит от точности нарезки зубьев планетарного редуктора.
Наш вариант мельницы немного отличается от описанного — планетарный механизм расположен внутри вращающегося редуктора, герметично закрытого и заполненного смазкой. Двигателей будет не один, а два. Вращение от первого через ремни передается на корпус редуктора, а от второго на центральную ось. Такая кинематическая схема с одной стороныуменьшит требования к точности изготовления редуктора, а с другой позволит задавать различные соотношения скоростей вращения корпуса и барабанов. Скорость вращения барабанов вокруг центральной оси определяет ускорение центробежного поля, что позволяет в сотни раз увеличить ускорение гравитационного поля. И наконец, главное преимущество! Редуктор позволит регулировать соотношения скоростей вращения барабанов вокруг собственной оси к его центральной оси. В результате мы имеем различные режимы воздействия на вещество: «ударный» отлично подходит для процесса измельчения, «вихревой» — для смешения реагентов, «ударно-сдвиговый» — для СВС синтеза, а «ударно-вихревой» — для механохимической активации».
Герр Ярослав как всегда в своём репертуаре, сыплет непонятными терминами словно горох. Хорошо, что он все больше литых заготовок шлёт, или вручную обработанных. Это здорово облегчает доводку. К мельнице идут валы барабанов и электродвигателей, подшипники, фланцы и сам редуктор. Просит точность две десятых миллиметра! Неделя работы не меньше! Быстрее не выйдет, спешка и суета редко приводят к хорошему. Старый Мартин или изготавливает детали самого высокого качества, или не берётся за работу!
Ярослав
Какие задачи первостепенной важности стоят перед нами, если не считать налаживания системы связи и добычи необходимых для активации ключа элементов? Средства передвижения! Наладить коммуникацию между лагерями и приступить к поиску «потеряшек», вот что важно! И речь не только о кораблях, хотя и о них тоже. Перебираю несколько вариантов летательных аппаратов. Дирижабль типа «СССР-1» возможно, но не потянем ни по ткани, ни по бордюшу (газонепроницаемая плёнка из кишок животных) для внутренних оболочек. Тысячи квадратных метров, да тут столько буйволов и ватусси физически нет! Движок отдельная песня — сделать болиндер из алюминия на светильном газе в теории также возможно, но я бы не решился на таком пепелаце лететь. Риск катастрофы велик, да ещё доводить до ума систему клапанов, балласта и опять же: какой у такого дирижабля радиус действия? Овчинка выделки не стоит от слова совсем! Самолёт? Простенький биплан «Ш-2» или мотодельтаплан, да, наверное, смог бы, если бросить всё и только им заниматься, но двигатель, двигатель, Карл! Без информации и станков годы работы. Отпадает.
Остался единственный реальный вариант — параплан! Уникальное по простоте конструкции изобретение человека, позволяющее выполнять полёты на дальние расстояния с минимальными затратами. Большой минус параплана — зависимость от ветров и восходящих потоков воздуха, так что лучшим вариантом для поиска «потеряшек», ключа пришельцев и перелётов между базами будет мотопараплан. Необходим мотор! Бензиновый, даже двухцилиндровый сделать опять же фантастика, но пару лет назадпоявилась интересная альтернатива — вентильные электродвигатели. Такие выдают на гору десять киловатт мощности, а веса в них едва пять килограмм. Отличный вариант, и намотать без проблем можно, вот только без широко-импульсного контроллера он работать не будет, а контроллер без транзисторов не сделать. Как быть? Ставить стандартный электродвигатель с щётками. Не вариант, тяжёлый, на таком если и полетишь, то только вниз. Подумываю о синхронно реактивном электродвигателе, который известен ещё с XIX века, но из-за проблем с частотными преобразователями «выстрелил» только XXI. Принцип действия у них иной, чем у асинхронного: переменный ток, проходящий по обмоткам статора, создает вращающееся магнитное поле в воздушном зазоре электродвигателя, а крутящий момент, соответственно, создается, когда ротор пытается установить свою наиболее магнитно-проводящую ось с приложенным полем. Плюсов масса! КПД реактивного двигателя в сравнении с асинхронными, при работе во всем диапазоне скоростей, процентов на десять больше. При этом изготовление более технологично и менее ресурсоёмко. Ротор с выраженными полюсами: вал из штампованной электротехнической стали, есть варианты с литым ротором, так как в роторе отсутствуют токи, двигатель почти не нагревается во время работы, а значит, не нужен массивный корпус. Думаю, я ещё уменьшу нагрев за счёт хитрой обмотки с плоскими, серебряными проводами и использованием на тонком корпусе термоэлементов Пельте. Отсутствие магнитов, технологичность изготовления, лёгкая намотка статора и несложное техническое обслуживание. На роторе отсутствует обмотка и магниты, момент инерции у него ниже, а значит, двигатель быстрее наберёт обороты и сэкономит заряд аккумуляторов, что чрезвычайно важно для полётов! По моим расчётам экономия веса, в сравнении с асинхронным движком, у реактивного до шестидесяти процентов! Не вентильный, конечно, но уже есть шанс взлететь. Есть и ещё один плюс — лёгкое регулирование скорости оборотов.
Но есть и недостаток. Потребление большего реактивного тока этого двигателя в сравнении с асинхронным. Придётся разработать сложный частотный преобразователь, но я справлюсь, мне так и так электротехнику развивать! Селеновые диоды, это вам не транзисторы, пластины хоть в Древнем Египте можно клепать! Правда маленький параплан вряд ли получится сделать, да и зачем? Если только для разведки, а нам грузовой нужен!
Ух, если масштабировать параплан, то просматриваются интересные варианты. Помнится пара фирм, в штатах, выпускала тяжелые парапланы. Крыло не сильно формой отличалось от тяжелых аэрошютных, а грузоподъёмностью в два раза выше! Подсчитаем: электромотор — восемьдесят, столько же аккумуляторы, ну и рама, стальная не подойдёт, слишком тяжёлая, а алюминия кот наплакал. Ну, да что-нибудь придумаю! Будем решать проблемы по мере их поступления.
Прямоугольное крыло шьётся по парашютной технологии, профиль толстый. Для грузоподъёмности в семьсот пятьдесят кило, нужно крыло площадью сто десять квадратных метров, сейчас у нас ткани из паутины двести квадратов и ещё ожидается подвоз. Естественно, это никакой не параплан уже будет, а паралёт или аэрошют. От параплана отличается наличием трайка или рамы с сиденьем для пилота. Параплан превращается в «мото» когда пилот одевает на спину увесистую раму с силовой установкой и пропеллером — эдакий Карлосон с винтом!
Конструкция аэрошюта посолидней: тяжёлый мотор крепится на раме, есть шасси, в остальном отличий немного. Управлять аэрошютом не сложней, чем велосипедом, для этого там есть рулевые педали или рычаги. Чтобы повернуть налево, двигаем вперед левую ногу, чтобы повернуть направо, двигаем правую. Подъём и спуск управляемые за счёт изменения оборотов двигателя. Если двигатель откажет, а такое может быть легко, есть возможность сесть и без него: делаем обычную «подушку», затягивая заднюю кромку купола, выпускаем закрылок и купол чтобы сохранить импульс торможения. Крыло у аэрошюта выводится легко — прибавил оборотов и вперёд! Погодный диапазон больше, чем у параплана. Сам аппарат значительно тяжелей, соответственно его не так болтает в потоках ветра. Не нужно менять центровку при значительном изменении взлетного веса, руки пилота не устают, комфорт. Так что как-нибудь справимся!
Включил крыло, двигатель и раму в производственный план и сместил спектр усилий на электротехнику, химию и металлургию. Но времени уходит на хай-тек! Ой-ой-ой! Высоковольтная изоляция, лаки, метакриловая кислота, серебряно-цинковые аккумуляторы, целлофан, планетарная мельница, сварочный аппарат для электросварки, молибденовые нагревательные спирали, установка плазменного напыления, тигельные печи, рафинирование и электролиз металлов, планетарная мельница, трансформаторная бумага и лаки, тербиевые магниты, ветро- и гидрогенератор, селеновые выпрямители, новые резисторы, трансформаторы и конденсаторы — и всё это лишь малый список того, что требуется для как бы простого электродвигателя! Собственно, последние три месяца большая часть времени уходила на химию и электрику. Ночами работаю, и что обидно, не переложишь на индусов, как с планом. Чистая наука, всё только сам. Иногда сижу думаю, а не проще ли какой-нибудь завалящий двухцилиндровый моторчик воздушного охлаждения запилить, на спирте само собой? И даже если бы был у меня чертёж, взялся бы? И знаете, что я вам скажу — категорически нет!
Иллюстрации
Трайк https://airsport.ru/upload/000/u1/3/6/a … to-big.jpg
Малый Аэрошют https://content.podarki.ru/goods-images … ad7d0f.jpg
Синхронно реактивный электродвигатель
https://www.cospa.ru/news/publications/ … ateli-srd/
https://mypresentation.ru/documents_6/2 … d/img4.jpg
https://mypresentation.ru/presentation/ … igatel-rsd
https://engineering-solutions.ru/motorcontrol/syrm/
https://www.youtube.com/watch?v=xGMwGiPy2aI
https://www.youtube.com/watch?v=sNjZzXdFUBo