Ну, теперь, держитесь.
Будет много про образование.
Пожалуй, сделаю-ка я из этого доклад на "Бастионе"...
(собирая сведения нашел отличный ресурс по важнейшим политико-экономическим событиям и статистике. Аффтары! Не пропустите! http://lib.4i5.ru/cu312.htm )
Итак, на 1910 году нас полный охват по начальному образованию, плюс имеем выпуск 45 тыс. учителей в год при уже существующем учительском корпусе порядка 450 тысяч (естественную убыль не учитываю, это уже приближение более высокого порядка.
Проблема в том, что эти учителя сосредоточены по 10 годам рождения (1883-1893) и в 1938(ж)-1943(м)-м, в сореднем - в 40-м, массово начнут выходить в отставку.
Поэтому алгоритм к "почти всеобщему" среднему образованию предлагается следующий:
(Ремарка - под средним образованием понимается система ПТУ (5+2=6 лет) - Общее среднее (7 лет) — Среденспециальное (5+3=11 лет) в необходимой пропорции, средняя длительность 7 лет) - сверх начального, естественно.
Начиная с 1907 года 2/3 "учительских" школ переппрофилируются под общее среднее образование (его мы рассматриваем как базу для высшего). Одновременно по всем губерниям создается пединституты на 20 тыс. мест в год и при них курсы переподготовки преподавателей начобразования на учителей средних школ общей емкостью 10 тыс. человек. Считая набор в пед ок. 400 человек + 200 чел на курсах - всего 50 педов, менее чем по 1 на губернию в среднем. Срок строительства - с 1907 по 1910 годы. примерно 10 тысяч «лишних» человек из средних школ идут в народное хозяйство.
Обучение учителей средних школ начинается в 1910 году. 20 тыс. выпускников средних школ + по 10 тыс. учителей начальных школ, приходящих на переподготовку. Учителя отправляются начиная со старших возрастов, по 10 тыс. в год, по 3 года на возраст. Т.е. в 10-м, 11-м 12-м отправляем на повышение квалификации учителей 83 года рождения, в 13, 14 и 15-м - 84-го и так далее. Заменяем их свежими выпускниками педучилищ. В результате к 40 году имеем 450 (без учета отсева, это уже другой порядок точности) тыс учителей начальных классов с равномерным распределением по возрастам. После этого программа массовой переквалификации закрывается. учителя начальных классов постепенно переводятся на высшее образование по отдельной специальности.
Итак, начиная с 1914 года и по 1940-й у нас единовременно выпускается 30 тысяч учителей средней школы (часть из замещенных "начальников", часть из выпускников средних школ). В 14 году с коэффициентом порядка 1 учителя на класс (насчет 2 — это я погорячился, нда. Увы - нереально, да и в СССР практический каждый учитель был чьим-то классруком) мы получаем набор в 4 класс для 30 тыс х 30=900 тысяч четвероклассников. В течение следующих 7 лет, до 21-го года набор не увеличивается, пока четвероклассники первого массового набора не наполнят всю вертикаль школы. С 1921-го набор увеличивается примерно на 130 тыс человек в год.
Примерно в 1930 году набор в средние школы составляет около 2130 тыс. человек или ок. 50% из 4 млн достигших 10-летнего возраста детей. В это время заканчивается программа переподготовки. Места переподготавливаемых занимают ранее отдаваемые в народное хозяйство 10 тыс. выпускников.
Еще через 10 лет, к 1940 году, программой среднего образования охвачено ок. 3.5 млн человек или примерно 80% 10-летних детей (чуть более 4 млн). В это время начинают уходить на пенсию «первые призывы» педагогов, и число учителей стабилизируется на цифре примерно 1800 человек.. Это примерно в полтора раза больше, чем было учителей в СССР в соответствующем году. Но мы учитываем еще и весьма населенные Польшу, Финляндию и Прибалтику
Следует учесть, что число входящих в школьный возраст детей к 50-м годам будет расти примерно до 5 млн и затем стабилизируется, что при продолжительности жизни 60 лет даст население Российской Империи (с Польшей, Финляндией, может быть, Манчжурией) порядка 300 млн.
Полагаю, далее население будет расти значительно медленнее, 600-миллионный прогноз Менделеева опровергается тем, что схожую цифру он давал и для США, не испытавших ни революции, ни Гражданской, ни Отечественной войны и остановившихся в районе 300 млн..
В любом случае, расширение системы подготовки кадров на проценты — значительно более простая задача.
***
Теперь по главному. По финансам.
Все цены считаем в ценах примерно 1890 года — года старта программы.
Сначала оценим стоимость системы подготовки педкадров.
Стоимость строительства Томского Университета с первым набором порядка 72 студентов составила в 1878-1888 761923 рубля. Т.е. 10 тыс. рублей на студента!
Это, естественно, сумма нетерпимая. В построенном в 1888 году корпусе в советские времена училось 5 факультетов с набором ок. 600 человек, т.е. стоимость можно сократить в 8 раз — примерно до 1200 рублей на студента. Хотя это слишком радикально. Не поймут-с. Пусть будет 4000 рублей на 1 «ежегодного» студента -первокурсника педвуза — у нас все-таки «рабочие лошадки». Итого строительство педвузов оценим в 120 миллионов в 1907-1910-м, плюс еще 60 — в 1929-1930-м.
Школы будем считать в условных классах.
В тот же первый корпус Томского Университета можно запихнуть штук 5 стандартных советских школ по 30 классов. Итого стоимость школьного класса считаем приблизительно равной 3,2 тыс. руб.
Амортизация. ЕМНИП срок амортизации капитальных зданий — порядка 40 лет, расходы на содержание грубо оцениваем в ту же цифру, так что расходы по поддержанию и эскплуатации школьного фонда. Итого эксплуатационные затраты на класс — порядка 160 руб в год, 20 тысяч классов (1900) — ок. 3.2 млн.
Амортизация педвузов — 3 млн на круг в 1910-м и 4.5 млн — с 1930-го.
Фонд зарплаты.
В устоявшемся режиме в системе подготовки педкадров у нас работают 6000 учителей начальных классов (500 руб в год), 8000 учителей неполной средней (1000 руб в год, в гимназиях получали до 2 тыс) и 6000 учителей педтехникумов, а затем полной средней (1500 руб в год). Плюс примерно 9-12 тысяч преподавателей педвузов (2000 рублей в год). Итого с 1890 по 1900 затраты по финансам растут с 1 млн руб в год до 20 млн руб в год. С 1910 по 1914 они поднимаются на 18 млн (до 38), а в 30-х — еще на 6 млн руб (до 44 млн руб в год).
Итого расходы на систему подготовки педкадров:
1 этап (1887-1900, развертывание системы).
Капвложения ок. 6.4 млн в год
Фонд заработной платы — подъем от 1 до 20 млн в год
Амортизация — подъем от 0 до 3.2 млн в год.
Итого затрат на 1900 год — ок. 30 млн, 3 ЭБР.
2 этап (1901-1910, переход ко всеобщему начальному образованию):
Фонд заработной платы - 20 млн в год
Амортизационные отчисления - 3.2 млн в год.
Капвложения (строительство педвузов в 1907-1910) — 3 млн в год
Итого затрат на 1910 ок. 26 млн в год.
3 этап (подготовка кадров для перехода на «почти» всеобщее среднее образование), 1910-1930 год
Капвложения — 60 млн с 1921 по 1930 год, расширение педвузов, по 6 млн в год
Фонд заработной платы — 38 млн в год
Амортизация — 6.2 млн в год
Итого затрат на 1930 год — ок. 50 млн
4 этап (переход на всеобщее среднее) — практически стационарная ситуация. Капвложения идут за счет амортизации, некоторый рост содержания преподавателей, в общем, миллионов 60 в год на обозримое будущее.
Теперь - «основные» затраты на собственно образование народа. Самое страшное.
Капвложения.
С 1900 по обозримое будщее (учитывая необходимость замены выслуживших срок зданий — 40 лет, так что амортизацию не учитываем, просто — непрерывное строительство) необходим ввод по 45 тысяч «условных классов» в год.
Это ок. 175 миллионов в год. Впечатляет.
С 1900 по 1910 численность учителей начальных классов растет с 0 до 450 тысяч. Это 225 миллионов в год, с 1910 года эта категория учителей численно не растет, фонд зарплаты по ней не увеличивается.
С 1914 по 1940 год добавляется по 45 тысяч учителей средних школ, ПТУ и техникумов — ок. 50 миллионов в год!
Т.е. в 20 году у нас ФЗП ок. 500 млн в год, в 30 — ок. миллиарда, в 40 — полтора миллиарда.
Общий бюджет программы:
1887 — порядка 10 млн руб
1900 — 30 млн руб.
1910 — 200 млн руб
1914 — 420 млн руб
1920 — 725 млн руб
1930 — 1225 млн руб
1940 и далее — 1600 млн руб
Много это или мало? См. следующий пост.
Отредактировано SerBur (03-10-2008 20:44:58)