Потом Чернов с особистом мрачно курили у столовой. Остальные ребята разбрелись кто по делам. Кто-то пошёл на КП.
Я тоже заглянул к начальству. Майора Храмова не было. Взял, расписавшись в журнале (ещё раз говорю – «бюрократы чёртовы») три заряда к ракетнице. Метео изменений не дало. Облачность в дождевые тучи у нас не перешла. «Земля» «через дивизию» выдала несколько заданий «на работу». В распорядке полётов изменений нет – сейчас пойдёт снова первая эскадрилья. Шесть машин уже готовят. Народ поделился свежей сплетней – скоро пригонят зенитчиков и посадят на нашем поле. Вот это хорошо. А то, если честно, я ожидал, что у фрицев кто-нибудь проснётся и они нанесут нам «визит вежливости» с полным выводом нашего «Аэропорта» из строя. Из ПВО у нас наличествовал ШКАС на треноге возле КП и личное стрелковое оружие – «Наганы» у технарей и «ТТ» у пилотов. Ещё трёхлинейки у БАО. А, забыл, - три ППШ у особистов есть. Вот и вся огневая мощь.
Мои бойцы сдали дежурство, доложив, что за время моего отсутствия происшествий не случилось. Только я успел натянуть замызганную красную повязку, как раздался звонок подтверждавший, что шестёрка «Илов» из первой запрашивает разрешение на взлёт. Ну, что… Ветер слабый, северо-западный. Видимость – миллион на миллион. В небе никого нет - ни по звуку, ни визуально. КП взлёт разрешило, так что моя задача сейчас дать зелёную ракету, а потом – отмашку
Бам-ц! Шр-ш-ш-ш-ш! Ракета ушла в небо. На дальнем конце поля начали выползать «Илы» на старт, урча двигателями. Стартовать буду тройками в пеленге. Мы обычно всегда так и делаем. На пары и четвёрки ещё даже ястребки ещё не перешли. Выстроились. Первая машина с номером 35. Вглядываюсь. Так и есть – Храмов сам ведёт ребят. Второе звено наверно поведёт Женька Белоголовцев. На секунду три первые машины, рыча, остановились на старте, «батя» требовательно машет и хлопает рукой по борту. Снимаю пилотку и засовываю за ремень. Отмашка. Всё – колпаки фонарей надвинулись, урчание двигателей перешло в оглушающий рёв. «Илы» тронулись и начали ускоряться в разбеге. Всё быстрее и быстрее – уже подняли хвосты… Отрыв! Пошли в резкий набор высоты. Крут «Батя». Я так не рискую – боюсь, что не хватит скорости (можно плюхнуться на крыло и «здрась-те, земля»).
Машины первого звена оторвались – можно «выпускать» и вторую тройку. Под рёв второго звена «Илов» бегу к нашему навесу. Надо сделать запись в оперативном журнале. Развели тут, понимаешь, бухгалтерию с бюрократией. Я посмотрю, что потом будет…
«14-44 (где-то прочитал, кажется у Богомолова, что «круглые» отсечки времени смотрятся как притянутые за уши) взлёт группы «Ил-2» бортовые №№ 35, 23, 32, 44 (Женькин «Ил»), 26, 46. Старший – м-р Храмов. Замечаний нет.» Графление листов совсем другое – они рассчитаны бюрократией мирного времени. Дежурным давно надоело вписывать уставные фразы в уставные клеточки, поэтому, слава Богу, что хотя бы более - мене аккуратно ведут журнал. Недавно Чернов кому-то из ребят устроил разгон, за то что этот сталинский сокол ворон считал вместо того чтобы журналы вести в аэродромном наряде. Интересно, а эти журналы потом в архивы попадут? Ведь если просто взять журналы нашего поста, то вся работа полка за последнее время будет как на ладошке. И не надо будет чего-то придумывать и домысливать последующим историкам.
Бз-з-з-з-з-з-з-з-ц! Это типа так зуммер телефона звучит. Ну или как-то так похоже. КП выпускает на обкатку машину из ПАРМа. Это кто-то из Женькиных сержантиков.
Погода? – позволяет.
Направление и сила ветра? – без возражений.
Внешнее состояние аппаратов? – крылья на месте и пропеллер крутится, струбцины вроде бы сняли. Значит, можно лететь.
На хвосте никого не притащил от капониров? А то было дело: и смех, и грех… Когда в конце апреля поле развезло «Илы» начали проявлять желание втыкаться носом. Парочка особо ретивых летунов так лопасти и поломала. Всё по законам физики. Грязь на шасси – как подножка футболисту. Форвард в этом случае тоже носом норовит поле пропахать. Чтобы хоть как-то маневрировать по раскисшему полю на хвост «Илу» садился механик или кто-нибудь ещё из «чёрных душ». Пацанам – подурачиться и покататься, а пилоты лучше рулёжку проводили. Вот и вырулил один такой орёл на старт с механиком на хвосте. Хорошо успели дать красную ракету и дежурный с красным флажком чуть ли не на перерез взлетающим машинам побежал. Успели задержать взлёт и спасти дуралея, который вцепился в корпус и потом никак не хотел слезать – руки свело.
Полоса чистая? – В смысле, что на ВПП никого нет. А так я уже успел пообещать своему наряду, что заставлю пройти граблями и подмести – будет совсем чистой.
Сигналов о возвращении никто из группы Храмова не подавал, - значит, ближайшее время в небе в радиусе километров пяти машин не будет. Конечно если тфу-тфу-тфу «охотничков» поблизости не крутится.
Но, порядок – есть порядок. Красный флажок вверх. Стоп машина. Пусть парень еще раз попробует «газ», рулями покрутит. Машина из ПАРМа – могут быть неприятные сюрпризы, а небо ошибок не прощает.
Пилот ещё раз порычал «газом» вперёд – назад, покачал рулями. Вроде – норма. Всё поднял руку – запрашивает разрешения. Не вижу препятствий – «18-й, Вам - взлёт»,- отмашка флажком и машина взревев двигателем начала разгон.
Возвращаемся к нашей канцелярщине. «14-56. № 18. Взлёт. Проверка машины после ПАРМ.» Что там было с восемнадцатым? Вот и потребовались наши записи. Хотя бы мне пригодились. Отлистнул несколько страниц журнала назад и наткнулся на торопливую кривоватую запись «…№ 18 имеет повреждения хвостового оперения и левой плоскости. Действие МЗА над целью. Посадка – штатно.» Потом ещё через несколько строчек: «…№ 18 направить в ПАРМ. Буксировка «ЗИС». По указанию комэска 1 л-та Белоголовцева.» Я же говорил, что машина из первой эскадрильи. А чего это они в оперативном журнале всё написали – это же вообще-то дела мехов. Наверно с утра машину поставили в наряд на дежурство, а пришлось убирать её с поля – после осмотра вылет не разрешили. Если не забуду – узнаю у паренька, который сейчас «строит коробочку» над полем что там было.
Больше по привычке, чем по обязанности контролирую машину над полем. Нормально. Пошел в набор высот. Поворот. Крутовато заворачивает. Парень, наверно из нашего набора – бывший истребитель. Направил машину вниз. Угол атаки приличным будет, градусов эдак в сорок – видимо будет на перегрузку испытывать. Ага, точно – резкий рывок на кабрирование. Блин, что творит, пацан! Бочку сделал. Ну, только пусть сядет – Чернов с него «стружку снимет». Кажется я знаю, кому буду сдавать дежурство по аэродрому. Поворот «блинчиком»… Чего это он осторожничать стал? Что-то не так с машиной? А, не – вон разгоняться снова стал. Резкий рывок переложил рули и пошёл в «боевой разворот». А не хило парень пилотирует. Но что-то уж больно рискует. Не стоит так работать и на такой высоте. У нас бы пищалка давно бы его замучила своими «угол атаки предельный», «высота опасная»… В принципе такой риск в данном случае не оправдан. Он же рядовой пилот, а не лётчик испытатель – свой паёк получает за боевые вылет, а не испытания машин после ПАРМа. Ясно же, что на передовую испытателей не напасёшься, но облёт машин - это обычно их дело. Подождали бы пару недель – машин вроде пока хватает.
Машина ещё немного покрутилась над полем. По-моему этот пижон специально не пошёл в «зону», а стал крутиться над полем. Типа вот я какой герой, и посмотрите на меня девочки из столовой! Ладно, нормально – проходит над полем покачал крыльями – надоело летать этому хулигану и просит посадку. Я толкнул телефониста, и он начал накручивать ручку своего аппарата.
- КП слушает.
- 18-й запрашивает разрешение на посадку. На ВПП помех не наблюдаю. (Нельзя сказать «помех (препятствий) нет» - помехи как тот суслик, которого в поле никто не видит, а он там есть).
- Сажай его. После посадки – сразу на КП пускай дует – «за пряниками». – О, а мужики тоже художества отметили. Теперь зависит от настроения Чернова. А настроение ему подпортило то, что грохнулся «Ил» и последующий визит к месту падения. Лихач дежурством по аэродрому не отделается.
Даю пустить зелёную ракету бойцу из своего наряда – им это прикольно, сами просят. Мне-то не жалко. Ас пошел на посадку. Вот ведь чертяка! Шасси и закрылки выпустил в последний момент. В принципе в боевых условиях так и следует (по нашим ещё ненаписанным фронтовым нормам). Но опять же – что-то этот парень рискует там, где не надо. Ха-ха – тоже «скозлил». Тоже мне, «герой неба!»
«15-18. № 18 посадка - в штатном режиме.»