Прошу рассмотреть продолжение эпизода:
- Водку обязательно в холоде надо готовить, иначе в ходе экзотермической реакции образуются всевозможные гетероциклические соединения. Самое противное, что поскольку их основа - водородная связь, - штука нестойкая, то распадаются эти соединения достаточно быстро. Вот если бы они только при этом образовывали снова спирт и воду! Так нет же, - они норовят превратиться в альдегиды и кетоны.
- А теперь переведи всё на человеческий язык.
- Короче разводить спиртягу в вашей духовке (а в блиндаже реально было жарковато) равносильно тому, что вы в котелок выльете по столовой ложке ацетона и ацетальдегида.
- Кузьмич! Так вот в чём дело! А ты всё - «спирт технический», «спирт технический», типа пить нельзя.
Не хотел подставить медика... Не виноватый я.
- Лейтенант, ну почему ты не мог грохнуться на своём летающем танке у соседей, а? Знаток на мою голову. Теперь эти вояки точно весь запас вылакают! - В голосе медика сквозило явное неодобрение. Видимо «байка» о «техническом спирте» была последним сдерживающим фактором.
- И чего же теперь делать? С комиссией и дезинфекцией?
- Конечно же, проводить! Я вот уже прямо чувствую, как получаю заражение... И мой стрелок, кстати, тоже.
- Неразведённый что ли будем? А запивать-то можно?
- Последние исследования Института питания и диетологии Академии Наук на основании всесторонних исследований на группе добровольцев пришли к выводу, что лучше закусывать. - Вот, говорили же мне, что не следует смотреть рекламу по телевизору. Въелось! И самое главное не помню, что так рекламировали. Йогурты, что ли?
- А там ещё добровольцев в группу не набирают?
- А чего? Мы бы с удовольствием что-нибудь попробовали бы. А Кузьмич бы потом рекомендации выписал. Правда, Кузьмич?
- Вам бы только дорваться до бесплатного, - чувствуется, что беспокойное командование батальона нервировало своего медика больше, что войска Вермахта на данном участке.
- Ну, что, авиация, слабо неразведённого?
- Держи фасон, пехота! Нам это как бальзам для сердца.
Кузьмич неодобрительно поблёскивая стёклами очков разлил спирт по медным кружкам. Причём безо всяких мерных цилиндров, но с изумительной ровность. Что там этого спирта-то было... Так, чисто символически. Все встали. Мой стрелок тоже поднялся с нар. При этом он делал это как-то медленно и при этом поморщился.
И тут у меня закралось подозрение.
- Устин Борисович, а ты раньше-то чистый спирт пил?
- Ну...
Я ждал ответа, внимательно так это на него поглядывая.
- Не пил, товарищ лейтенант. Я даже водку впервые в БАО попробовал.
- А как его надо пить знаешь? Не знаешь? Так я тебя сейчас научу, - будешь знать. Для начала надо задержать дыхание. Только не так - хыкнув выдохом в сторону, а наоборот - как будто ты нырять собрался. Пить надо постепенно - не торопиться глотать, но и не частить мелкими глоточками. Без паники. Слегка обожжёт глотку. Если нет инфекции, - то после первого глотка перестанешь чувствовать. Если есть у тебя во рту какая-нибудь зараза или ранка, то жечь будет дольше. Ранке хорошо - прижжётся. А заразе плохо - захмелеет и упадёт в желудок, где ты её и переваришь, а потому станешь здоровым. Сразу после того, как всё выпьешь - не торопись вдыхать - выдыхать. Пары спирта попадут в носоглотку и дыхательные пути и могут вызвать спазм. В лучшем случае закашляешься, а в худшем - «дыхание перехватит». Поэтому следует не дыша отправить в рот что-нибудь съестное. Вот тут картошечка с сальцем просятся, ажно смотреть больно. Вот как прожуёшь, тогда и выдыхай. Если правильно выполнять рекомендации, то спирт станет лекарством. Но, смотри, не переусердствуй. Ведь говорил же великий Абу-Ибн-Сина: «в ложке лекарство, а в чашке - яд». Я прав, Кузьмич?
Медик первый раз за время нашей встречи дружественно усмехнулся.
- Ну, давайте, за Победу!
И грохнули разом шесть потемневших от времени медных стаканов, соединившись над самодельным столом.