Студент.
Господи! Как же приятно, когда утром просыпаешься под свист стрижей, носящихся за окнами, а не писк будильника. И после того, как уже проснулся можно сколько угодно валяться на диване. Хоть до возвращения родителей с работы.
Знаете, что такое счастье? Так я вам скажу, - будете знать. Счастье, это когда вчера сдан последний экзамен по обработке металла давлением, венчающий завершение третьего курса. И впереди целое лето в твоём полнейшем распоряжении. Это плюс к тому, что по экономике производства уже стоит «автомат».
Пусть наши любители преферанса, которые большую часть семестра откровенно «забивали» на учёбу, особенно по непрофильным предметам, теперь «парятся» и выискивают чужие конспекты. Мне ещё на допускающем зачёте после того, как рассчитал зарплату бригады прокатчиков, работающих по сдельно-премиальной схеме, была предложена «четвёрка». За «пятёркой» надо было идти на экзамен. Пришлось согласиться на понижение балла. А зачем мне был бы нужен более высокий балл, если красного диплома и так не видать? Зато потеря балла обернулась целой дополнительной неделей каникул.
Должен сообщить, что я не являюсь светилом экономических воззрений. Маркс с его жутчайшим и тягомотнейшим «талмудом» даже открыть не удосужился. Ладно, вру. Удосужился. Где-то примерно с месяц пытался читать, конспектировать и выписывать умные изречения. Через некоторое время понял, что если так будет дальше продолжаться, то ни на какие другие предметы просто не хватит времени. И с чистой душой отправил все три тома обратно на самую верхнюю полку книжного шкафа, где они пылились ещё с тех времён, когда единственно верное учение о прибавочной стоимости сдавали в институте мои родители. Лекций нашей уважаемой и бесконечно милой Маргариты Павловны было вполне достаточно, чтобы иметь представление о предмете. К слову сказать, Макконнелла и Брю, а также Самуэльсона я тоже пытался освоить. И тоже безуспешно. Единственное, что у них было хорошего - так это довольно простой текст, рассчитанный на таких же оболтусов, как будущие металлурги. А вот по части информации и доказательств - «маловато будет». Никакой конкретики, - так общие рассуждения ни о чём. Для такого классного спецака как я, который на последнем экзамене «влёт» сумел рассчитать углы захвата валков, предложенные в качестве дополнительного задания, формулы типа А + В = С+ D и пересекающиеся «палки» жалкого подобия графиков вызывают усмешку. А слабо им нарисовать рассчитанный график остывания слитков после изложницы? Чтобы не пропустить момент, когда их надо будет пускать в работу? А расчёт шихты им вообще не по зубам.
А что до вычисления «сделки» по сеткам на всю бригаду - так это не вопрос. Мы зря что ли практику в «прокатке» целых два месяца проходили? Правда, некоторые практиканты на компе в конторе мучили «косынку» и «сапёра», а другие забивали с электриками «козла». Я бы тоже дурака повалял, но, во-первых, это не в моей натуре, а во-вторых, дядя Олег (здесь Олег Иванович) забрал меня в свою бригаду. Большинство работ заключалось в «ППП». Постой. Посмотри. Пошёл на фиг - не мешайся. Тем не менее через месяц я твёрдо знал почём железо на «карандашах». {«Карандаш» - местное наименование лома.} В один прекрасный день как «шибко умный» и «типа студент» был направлен разбираться, какого этого самого нашу орденов Сутулого и Горбатого бригаду ударников Социалистическо-Капиталистического труда «обидели» с деньгами. Мило пообщался с нашей хохотушкой Светой, которая была и табельщицей, и нормировщицей в одном лице. Вот тут не надо никаких гнусных намёков. Во-первых, у неё муж имеется в наличии, во-вторых, она дочка начальника соседнего цеха. Так что далее практикума по экономике, выразившемся в этом самом наглядном расчёте зарплаты нашей бригады, посиделки не продвинулись. Тем более что после смены меня ждали мужики с выверенными сведениями, а её, - забег по магазинам до детского садика.
Из этого случая на производственной практике вынес сакральное знание, как рассчитывают работу по ставкам «сдельщикам», и убеждение, что экономика производства это не лишняя информация, а весьма важное дело. И ещё, на очередном собрании бригады после работы в местной «реанимации» {«Реанимация» - местное наименование пивного бара.} меня передвинули по служебной иерархической лестнице: произвели из «студента» в «парня».
Итак я доволен жизнью и готов ещё немного подремать. Вроде бы снилось что-то интересное про армию. Причём не про свою службу в рядах Вооружённых сил, а про что-то другое. Ща-ща, ещё разок потянусь и буду досматривать.
Со своей службой в армии я закончил отношения три с половиной года назад по обоюдному согласию. «Служить бы рад, - прислуживаться тошно!» До сих пор не могу понять, зачем вырывать из привычного обихода молодых ребят в возрасте, когда закладываются основы дальнейшей жизни. Не, «если завтра война, если завтра в поход», - так это без вопросов. А вот «летать» по нарядам или «через день - на ремень» - выше моего понимания. Знаете, сколько мы стреляли. Один раз каждые три месяца по половине рожка. Фигура ростовая, дистанция 200 метров. При этом с попаданиями явно был «не фонтан».
Зато равнение полосок заправленных одеял на койках у нас было на самом высшем уровне. И на какую же высоту поднималась обороноспособность нашей страны после того, как мы чистили тупыми ножами гнилую картошку в кухонном наряде! Завалив вступительные экзамены в институте, до армии я успел поработать слесарем-ремонтником в цехе столовых приборов. Так что квалифицировать предметы, выданные нам для выполнения поставленной задачи, как «нож столовый» (три штуки) и «нож десертный» (пять штук) я с трудом, но смог. Трудность определения заключалась в абсолютной убитости этих орудий труда. О том, что это изделие можно заточить никому и в голову не приходило. Аналогично отмечу, - мозговые центры наших командиров не посещала светлая мысль, что можно реанимировать супер-агрегат под названием «картофелечистка», который безнадёжно томился в углу овощного отделения солдатской столовой.
Только не подумайте, что я весь из себя такой интеллигент и пацифист, недовольный жизнью. Отнюдь. Мне больше понравилось бы занятия по тактике, по огневой подготовке и прочим армейским премудростям. А мы в основном занимались политподготовкой (это ещё со времён Советской армии осталось), строевой и ЗОМПом. Ну, если на «политике» основной задачей было стойко высидеть и не заснуть, то ЗОМП... Отцы мои драгоценные! ОЗК - охренная вещь. Для зимней рыбалки. А в условиях, когда иприт и люизит превратились в предания старины глубокой, а основными действующими консистенциями стали бинары и гадости типа VX, старый добрый защитный комплект может служить только для воспитания в военнослужащих морально - боевых качеств. То есть, если выживешь, пробежав парочку километров кросса «в резине», то ты моральный боец, осознавший свой священный долг по защите рубежей... и так далее.
Так что, за каким этим самым надо было пацанов столько времени «мариновать» в казарме с перерывами на подметание плацев и дорожек, а также на покраску бордюров и уборку снега или листвы, мне выяснить так и не удалось, Любое подразделение вероятного и невероятного противника прошло бы через нашу героическую роту, не особенно заметив её присутствие. А «калаш» собирать - разбирать ещё в школе научили.
И вообще, хватит о грустном. Сегодня утром я счастливый студент третьего, пардон, уже четвёртого курса. Ещё полчасика покемарю и буду уже абсолютно счастливым.
Пилот
Я самый несчастный человек. И вот за что мне это? Это всё батя со своей антиалкогольной агитацией. «Не пей», - говорит, - «этой всякой гадости. Твои деды и я, грешный, выпили всю твою меру наперёд. И детям своим пить закажи».
Вот воспринял это как напутствие, и ни-ни. Даже домашнее вино из смородины не пробовал. Ребята в технаре после первых же летних экзаменов так пивом обкушались, что потом почти до ночи в парке просидели - боялись попасться коменданту общежития. А я тогда в ОСОАВИАХИМе комиссию на допуск к полётам проходил. Так что первая гулянка нашей группы прошла без моего участия. Как и все остальные. Бывшие «фабзайчата» дорвавшись до «взрослой» жизни, позволяли себе больше потребного. Когда двух особо рьяных нарушителей распорядка и прогульщиков с треском выгнали из техникума и общаги, остальные вроде бы взялись за ум. Но дружеское застолье по поводу завершения второго курса было с вином. Даже водки кто-то притащил бутылку. Мои объяснения, что у нас медицинский осмотр и проверка давления перед вылетом, и что если от меня «фон» учуют, то выгонят к этой бабушке, вроде бы как были приняты. Но сокурсники всё равно начали коситься. Типа - неспроста не пьёт. Поэтому на выпускное мероприятие меня не позвали.
Сокрушаться по данному поводу было некогда. Почти одновременно с получением диплома механика по обслуживанию прокатного оборудования я заканчивал курс обучения в аэроклубе. Конечно, не самым лучшим по технике пилотирования, но и не в последних рядах.
Желания, как и все мои предшественники, связывать свою судьбу с металлургическим производством особого не было. Зато была мечта о крыльях. И о небе. Ещё мальчишкой казалось только стоит раскинуть руки, побежать и подпрыгнуть, - оторвёшься от земли и взлетишь как птица. Только ещё чуть-чуть быстрее бежать надо...
О своём несчастье забыл только в Серпухове, где два года учился в лётной школе. Как же я теперь тоскую о тех светлых днях... Было интересным всё: и изучение аэродинамики под руководством московских преподавателей, которые специально приезжали к нам на лекции, и доскональное знакомство с узлами и агрегатами истребителя, и первые полёты на мощной и вёрткой (а самое главное, вооружённой) машине. Пилотаж одиночный и в составе звена. Конечно, самое сложное это было пройти по маршруту в группе из трёх или четырёх звеньев. Помнится, после первого полёта даже не сразу сумел из кабины выбраться - так сказались нервное напряжение и усталость. А ещё была штурманская подготовка и стрельба. Если «по конусу» все укладывались в норматив, то «по земле» мазали немилосердно. Но спасибо нашим наставникам и инструкторам, - к выпуску из лётной школы задания по поражению мишеней различного вида весь курс выполнял на твёрдую четвёрку. А лучшие стрелки умудрялись добиваться почти пятнадцати процентов попаданий.
Как же тогда было хорошо... А какие ребята были! Весельчаки, спортсмены, знатоки физики и математики. А ещё любители литературы и театра. Наш командир учебной эскадрильи кроме всего того, что предписывалось программой обучения, строго спрашивал даже за книжки, которые мы брали в библиотеке. Помню, как мне было сделано замечание по содержанию прочитанного, и настоятельно рекомендовано сменить Ника Картера на произведения Верна. У нас были и посиделки до утренних звёзд, и литературные диспуты до хрипоты. Но вот чтобы кто-то принёс хотя бы пиво... Почему-то это даже и в голову никому не приходило. А ещё рядом с лётной школой был наш любимый парк, куда мы ходили гулять на большой перемене или после занятий (конечно, если время позволяло).
Один раз в месяц обязательно организовывался выезд в Москву. Мы ходили в театры и посещали музеи. И совсем не ради развлечения или поднятия культурного уровня.
В театре нас заставляли следить и слушать, как говорят актёры. И не дай Бог, если отвечая по предмету или по заданию, курсант начинал допускать: «ну вот это...», «а там, в общем...» «э-э-э». Косноязычного отправляли в библиотеку учить наизусть отрывки из классической прозы. А если не помогало, то бедолаге предстояло вызубрить, например, наставление по «эксплоатации» и ремонту двигателя. После театра нам на обратной дороге предстояло написать текст в виде рапорта об увиденном- услышанном. Вот кому-то смешно, а нам было не очень. Хорошо, я сейчас тоже над вами посмеюсь. Гоголевского «Ревизора» наверняка знаете. Ну хотя бы по школьному курсу. Вот вопросы для рапорта: в каком звании был Городничий? сколько денег в первый же день занял Хлестаков? схематично изобразить расстановку мебели в доме Городничего; сколько по времени длилась финальная немая сцена? Рапорт должен занимать не более двух страниц. В нём следовало указать общее описание представления, ключевые моменты и отдельные детали, не забыть элементы интерьера театра и сцены. В последнем предложении (в крайнем случае, в двух) надо было дать свою оценку и рекомендации по действиям.
Полагаете, в картинных галереях было легче? Не угадали - труднее.
«Над вечным покоем» Левитана, как я полагаю, вы видели. Допускается на репродукции. Приходишь в зал любуешься, а потом отвечаешь въедливому комэску: на какой высоте от уровня берегового среза находится точка наблюдения. А на какой высоте от уровня воды? С какой стороны следует выполнить заход на посадку, если аэродром будет расположен на левом берегу (направление ветра учитывать)?
Общие вопросы по любому изображению: сколько объектов, направление заданного движения, возможное развитие действия, основные цвета, сопоставление объектов, глубина изображения. У нас один умник решил отличиться и заявил, что из всех картин его больше всего заинтересовал «Чёрный квадрат» Малевича. Что это его так потрясло, что остальные картины он не успел рассмотреть.
Комэск усмехнулся в свои идеальные командирские усы.
- За находчивость и сообразительность ставлю первый положительный балл. И если вы провели так долго времени только у одной картины, то должны были получить по ней исчерпывающую информацию, которую сейчас предоставите перед строем в виде устного рапорта. Не забудьте указать следующие моменты: во-первых, какое название этому произведению дал сам автор, во-вторых, приведите название остальных произведений в серии, в-третьих, обнаружены ли Вами отклонения в геометрии выполнения фигуры и какие, в-четвёртых, с какой целью создано данное произведение. Для получения зачётной оценки «единица» у Вас уже есть. До «пятёрки» следует ответить на оставшиеся четыре вопроса.
О походах в музеи также надо потом представлять рапорты. Чему была посвящена экспозиция. Сколько было залов. Расположение объектов по залам. Ключевые моменты. Наиболее значимые экспонаты. Чему вы уделили больше всего внимания и на каком основании. Даты, Общая оценка. Рекомендации посетителям и рекомендации создателям экспозиции.
А ещё в обязательном порядке отдельным рапортом следовало доложить обо всех событиях по дороге. Начиная от стоимости проезда, заканчивая изменениями за окнами вагонов. Не упускать выполнение ремонтов зданий, строительство новых домов и новых улиц, прокладку дорог. Отметить изменения в одежде, в поведении и в настроении окружающих граждан. Описать транспортные потоки, типы встреченных автомобилей и паровозов.
Как потом выразился один из наших курсантов: «я постепенно превращаюсь в большой фотоаппарат».
Э-хе-хе... Где же теперь золотые курсантские годы? Свободного времени не было в принципе. Едва хватало на то, чтобы написать домой письмо раз в неделю. Занятия по теории, занятия в мастерских, занятия на аэродроме. Дежурства, наряды и караулы.
А ещё была физподготовка которую нам преподавал бывший Красный Командир времён Гражданской Фёдор Прокопьевич Щукин. Личность уникальная. До первой мировой служил в цирковой труппе - был силовым гимнастом и акробатом. Когда в середине двадцатых началось сокращение армии, - ему пришлось искать себе другое занятие. Щукин тогда снова вернулся в цирк. Лет через десять его случайно встретил сослуживец, который был в руководстве нашей школы и предложил службу в РККА в качестве инструктора по физическому воспитанию.