--
Пост 775: "Кроме того ЗПТ их кормили по месту работы и платили небольшую зарплату". Далее. "А в чём прикол ЗПТ тут не поняли". Часы были такие? - https://meshok.net/item/129855223_Часы_ … &pid=2
Отредактировано Sneg (29-06-2019 00:25:20)
В ВИХРЕ ВРЕМЕН |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Лауреаты Конкурса Соискателей » Я - Грач шесть 2
--
Пост 775: "Кроме того ЗПТ их кормили по месту работы и платили небольшую зарплату". Далее. "А в чём прикол ЗПТ тут не поняли". Часы были такие? - https://meshok.net/item/129855223_Часы_ … &pid=2
Отредактировано Sneg (29-06-2019 00:25:20)
А фильмоскопы и диафильмы?
"В студии «Диафильм» работали в качестве авторов и консультантов многие известные писатели: А. Толстой, Л. Кассиль, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, В. Бианки и прочие. В создании диафильмов участвовали художники: Е. Евган, Кукрыниксы, В. Сутеев, К. Ротов, В. Радлов, А. Брей и другие.В 1934 г. были изготовлены первые диафильмы для детей: «Багаж» и «Пожар» (по С. Маршаку), «Девочка-ревушка» (по А. Барто) и ряд других. Позже появились диафильмы по кинолентам («Новый Гулливер» 1940 г., «Броненосец «Потемкин»», «Летят журавли» и проч.).".
Диапроектор и диафильмы - это замечательное изобретение. Вполне заменяли просмотр мультиков и фильмов по телевизору и в кино. При этом в тёплой домашней обстановке. Единственный недостаток - наличие этого самого проектора, что было не всегда возможно и не всем доступно. Хотя Павловский Посад не так далеко от Москвы - можно было бы доехать. Вторая проблема - довольно частый выход из строя. Перегорит лампа - что делать? А туда не любая подходили. И, вообще, с лампочками и электричеством наблюдалась лёгкая "напряжёнка". Ну, и третья - проблема - когда смотреть. Люди собирались домой примерно в восемь вечера, а уходили часов в шесть утра. Тут уж не до развлечений.
С другой стороны всегда находились способы устроить маленькие радости.
Исправлено:
У Нины Ивановны другая жизнь - где-то сложнее, а где-то проще.
Помнится, Лизка в такой ситуации «отбивалась руками и ногами» - нам так не объясняли и я так решать не буду, не говоря о том, чтобы ещё что-то сделать в дополнение к заданному.
Что, вообще, делается в мире…
Ну вот, все сели за стол.
За столом, пока степенно и неторопливо ужинали, «родители» рассказывали и комментировали события дня на фабрике и в госпитале.
Верочка, наша соседка, сегодня упала в обморок, когда хирург ампутировал ногу при гангрене.
Учить молодёжь требуется «на ходу», причём вот таким же специалистам, как «матушка», которые сами стали сёстрами и нянечками полгода назад.
А ничего так.
Кроме того, их кормили по месту работы и платили небольшую зарплату.
А в чём прикол, тут не поняли.
Часы были такие? -- Чуть повыше разместил фото старинных образцов. Описанные в тексте есть. Подходят либо первые в верхнем ряду, либо первые в нижнем ряду. Хорошо смотрятся четвёртые в нижнем ряду - со звёздочкой.
Если не ошибаюсь, то академик А.Н. Крылов вспоминал, что предложил внуку оригинальное доказательство теоремы (или решение задачи?), которое отличалось от предложенного учитилем. В результате ребенку поставили "2".
Перегорит лампа - что делать?
Лампочка из "габаритов" автомобиля, но можно и из "поворотника". Лишь бы не шестивольтовая...
Лампочка из "габаритов" автомобиля, но можно и из "поворотника". Лишь бы не шестивольтовая...
Согласен. Даже допускаю, что это будет неплохим выходом. Только надо принять во внимание некоторые исторические особенности - в декабре 1941 с лампочками как-то не очень богато было. Даже машины потом с одной фарой выпускали - экономили. А так, в принципе, лампочка должна была выдержать.
Отредактировано CHAK_alchemist (01-07-2019 18:38:10)
Если не ошибаюсь, то академик А.Н. Крылов вспоминал, что предложил внуку оригинальное доказательство теоремы (или решение задачи?), которое отличалось от предложенного учитилем. В результате ребенку поставили "2".
Моя супруга долго потешалась надо мной, получившим "3" по истории. Пока недавно сама не получили "2" по литературе.
Чувствуется, что хороший учитель в школе - довольно большая редкость. Причём со временем хорошие учителя из золотой редкости становятся бриллиантовыми единицами.
Предлагаю рассмотреть очередной фрагмент.
Тяжко людям без развлечений. Потому народ их ищут и находит. Вот и нашли меня. Не зря я углядел хитринку в Ниночкиных глазках, - сдала как стеклотару! Разболтала, видно, подружкам на переменке. И как-то раз, когда я на дворе воевал с одним упорным сучковатым пеньком (не хочет колоться, зараза) возле своей персоны нарисовались пионерские активисты во главе с моей любимой сестрёнкой – три девчушки и пацанёнок.
- Мы по поручению пионерского отряда пятого «а». Просим Вас выступить у нас после уроков на классном собрании.
Блеск! Нашли комика на почасовой оплате!
- Вы же лётчик? И на фронте были?
Ага, четыре раза!.. Открыл рот – закрыл. Снова пытаюсь что-нибудь вякнуть, в смысле решительного отказа. Тоже мне Цицерона нашил. Или, скорее, Петросяна. Но уклонюсь – Ниночку подставлю, – подрыв авторитета в раннем возрасте может обернуться комплексом неполноценности в старшие годы. Ну, кто меня тогда за язык тянул, когда сестрёнке про Луну и прочее рассказывал?
Одёрнул гимнастёрку, подошёл в соседней колоде, на которой в ушанке лежала "кировка" (я что, дурной с часами на руке дрова рубить?) взял их в свою мужественную лапу и с серьёзным видом поглядел на делегацию. У нас ТАК депутаты и адвокаты смотрят на время и на посетителей. Ну надо же чужие психологические приёмчики брать на вооружение.
- Когда, где и в какое время состоится сбор отряда?
- Завтра полвторого, в кабинете математики.
- Хорошо, 2* декабря в тринадцать пятнадцать предлагаю представителю пятого «а» встретить меня при входе в школу и проводить в кабинет номер?..
- Номер 25.
- …кабинет номер 25.
Теперь - ушанку – на башку. Кисть – продолжение руки - ровной лопаточкой под срез головного убора. Вот ведь вдолбили в армии строевую, а сейчас пригодилось.
- До свидания, товарищи!
И где этих-то муштруют? Конечно, вразнобой и с запозданием, но вся честная компания ответили мне пионерским салютом. Конечно, повод усмехнуться, но нельзя же принижать их достоинство. Поэтому я постарался сохранить строгое и серьёзное выражение своей физиономии.
Красная двухэтажная школа № 2, бывшая до Революции женской гимназией, расположилась почти в самом центре – на улице Кирова, на краю парка. Кругом были одноэтажные домики и только небольшое двухэтажное зданьице магазинного вида на противоположной стороне улицы. Если повезёт вернуться в своё время – придётся привыкать к современной застройке. Так вот было тогда, когда почти полгода провёл в деревне – сперва на армейских сборах, затем– на каникулах, а весь сентябрь и начало октября – «на картошке». Потом не мог смотреть на дома выше пятиэтажки – казалось, что они сейчас соберутся падать.
О том, что ответственным представителем пятого «а» будет Ниночка я даже и не сомневался. Ещё бы. Разве зря она вчера вечером помогала мне гладить форму и начищать всё, что должно блестеть. Забудьте про утюги «Тефаль»! С угольным «монстром» сам без сестрёнки и матери точно бы не справился! «Ну, зачем, мне право орден, я согласен на медаль!» - а у меня и медали не наблюдается. И значков тоже никаких нет. Даже комсомольского. Может быть, у Лёшки Журавлёва они и присутствовали, но мне в госпитале досталась «чистая» гимнастёрка. Хорошо, хоть голубые петлицы с золотыми галунами какая-то заботливая душа пришила. Так что на текущий момент моими главными украшениями были алые кубари младшего лейтенанта и шеврон на рукаве. Кроме чистой подшивы и чистой души. Ах да, – забыл! Синие штаны! Ни у кого, кроме лётчиков, таких нет.
Шинель можно оставить в школьном гардеробе. Вот там вон, вместе с учительскими пальто, повесьте, пожалуйста… Надо же, в гардеробе служит пожилая тётушка. Довольно важная и ответственная. И, наверно очень строгая, - потому что надо время от времени твёрдой рукой наводить порядок в этой оруще-всё-теряющей – вечно-опаздывающей орде. Теперь надо перепоясаться, одёрнуть гимнастёрку и согнать её в складку на пояснице. Лестница с коричневыми деревянными перилами. Внутренний коридор с окнами на школьный двор и парк, который раскинулся за ним. Перед дверью кабинета номер 25 улыбаюсь своему важному и ответственному сопровождающему и подмигиваю. Ниночка довольна. Пытается быть значительной и серьёзной, но у неё это не очень хорошо получается.
Тук-тук-тук в дверь. Ручку на себя. Так, - публика на местах, львы на тумбах, укротитель на арене! Начинаем!
- Разрешите войти? Здравствуйте!
- Здрасте, - разноголосо и не очень стройно, зато большинством мнений разрешил класс.
- Проходите, пожалуйста, - это сказали приятная дама в кофте и с круглыми очками в металлической оправе (классная?) и невысокая девушка в коричневом пиджачке с красным галстуком (вожатая?). – Вот сюда можно, - мне показали на стул рядом с учительским столом.
- Спасибо, я постою. – Нехорошо сидеть, когда учительница стоит. Вот же нога, - заныла некстати, предательница.
- Сегодня на отрядном сборе у нас гость – старший брат Нины – военный лётчик Алексей Журавлёв.
Пока меня представляли, я оглядел помещение класса. Нормальное такое помещение. Не очень уж маленькое и тесное, как казалось снаружи. Здоровенные окна. Освещение давали четыре плафона под потолком. На мой вкус несколько темновато. Можно было бы и прибавить люксов. На окошках, кроме штор, ещё навешены чёрные полотна светомаскировки, так что самих окон не видно. Над доской плакат со словами «Учиться, учиться и ещё раз учиться. В.И. Ленин».
На стене напротив окна висели рисованные портреты великих математиков. Всегда хотел поинтересоваться таким моментом. Ну, как выглядел Декарт или Эйлер можно было вычислить по их прижизненным изображениям. А как выглядели Архимед или Омар Хайям? Тем не менее изображение одного гражданина в тоге (или в хитоне?), а другого в чалме и халате тоже присутствовали. На стене напротив доски на подставках находились наглядные пособия по геометрии – кубы, цилиндры, пирамиды, конусы. Ещё стены украшали подсказки в виде плакатов с различными математическими формулами.
Пока я оглядывался, процесс представления подошёл к концу. Строгую математичку и по совместительству классную звали Галина Петровна, а вожатую – Таня.
А мне предстояло выполнить довольно специфическое задание – провести беседу с не очень сытыми, и уже уставшими после уроков ребятами. Которым, к тому же надо было спешить: кому домой – сидеть с малышами, кому помогать родителям.
- Ребята, я постараюсь не отнимать у вас много времени. Что вам рассказать о себе – не знаю совсем. Я не герой и не выдающийся лётчик. Наш полк не крошит врагов направо и налево и не укладывает их пачками в штабеля. Да, летаем, да, штурмуем и бомбим. Да, наши полёты не нравятся фашистам, поэтому они в ответ стреляют по нам из всего, из чего могут. Конечно, кроме рогаток (о, шутка удалась – заулыбались). Бывает, что дырок в крыльях наделают, или двигатель испортят, паразиты эдакие, - механикам потом всю ночь чинить приходится (ага – тоже понравилось). А в остальном работа лётчика – это такая же обычная тяжёлая работа, как и у пехотинцев и у танкистов. Как сказал один полководец «Военная наука не содержит ничего такого, чтобы было недоступно человеческому разуму. Но воевать тяжело». На фронте пока трудно, и не всё получается, как хотелось бы. Так и у вас не у всех одни пятёрки; правда, ведь Галина Петровна? (Учительница красноречиво развела руками). Не хватает у нас пока сил, не хватает техники. Не хватает специфических военных знаний, которые, к сожалению, можно получить только в бою. Нам не хватает опыта.
Я пытался своими словами рассказать про фронт, про наших бойцов и командиров, про то, что на войне ошибки стоят очень дорого… Но что я им мог рассказать, если Войну видел только в кино и читал в мемуарах и воспоминаниях… Однако, выходит ,правильные книжки я читал - вроде бы получается у меня общаться с ребятами, вот и в глазёнках интерес виден. И педагогини тоже внимательно слушают. Самое главное - поменьше пафоса и нравоучений.
Отвечал на расспросы ребят. Опять же – только в пределах своих прежних знаний.
Немножко рассказал про самолёты и про полёты. От более настойчивых и неудобных вопросов уклонялся ответом, что пока вот эту тему не стоит обсуждать. Намекнул, что мне, как Мальчишу–Кибальчишу, надо хранить Военную тайну. А Тайна, на то она и есть Тайна, чтобы её не рассказывать всем подряд.
Засёк, что уже полчасика прошло. Вот спасибо тому вредному дедку, который меня часиками снабдил. Закругляемся?
- Можно последний вопрос? Что тяжелее всего на войне?
«В бой идут одни старики» снимут лет через тридцать. Нет, надо всё же ответить. Чёрт, как же неприятно, но надо. Им надо!
- Тяжелее всего ждать «на земле», когда вернуться твои товарищи из боя. Ещё тяжелее этого – считать сколько машин возвращается… и кого-то недосчитаться. Посмотрите на своего соседа по парте. А теперь представьте, что его больше нет. И никогда не будет… Потому что он погиб... Попробуйте взять в руки карандаш или ручку и написать об этом письмо его матери. Сможете?
Жёстко. Даже жестоко. У ребят личики как-то вытянулись и застыли.
- …И когда рядом рухнет израненный друг,
И над первой потерей ты взвоешь скорбя,
И когда как без кожи останешься вдруг,
Оттого что убили его, - не тебя…
Это один из наших написал. (Не стану им уточнять кто и когда).
Почувствовали. Проняло даже вон того хулиганистого парнишку на «камчатке».
Ну, что же, товарищи пионеры, я был предельно честен. Военных тайн не раскрыл. Лозунгами и передовицами газет вас не кормил.
Да! В той жизни я не встречал штурмовики, возвращающиеся из боя. Я встречал аварийные группы после ЧП на производстве. И ходил сам «в резине» в зону аварии, чтобы определить масштаб беды. И на месте руководил – координировал работы. Где-то и сам гайки крутил, болгаркой металл кромсал и «железки» носил. Вам приходилось вытаскивать человека из завала искорёженной установки? Ещё живого? С этим парнем, который умирал у нас на руках, пару недель назад вместе сидели возле автомата с кофе, установленного в холле спортзала, и ждали своих маленьких гимнасток с тренировки. Таких случаев за время моей карьеры от работяги до линейного технолога было всего только два. Но мне хватило для того, чтобы к сорока годам на висках появилась седина.
- И в завершение, товарищи пионеры, посмотрите лозунг над доской. Видите, что написал товарищ Ленин? Он это писал для вас. Именно для вас. Война, страшная жестокая кровавая, но она всё равно пройдёт. А потом надо будет восстанавливать страну. Нашу страну и другие страны, которые сейчас захватили фашисты. Надо будет осваивать Арктику и Сибирь, надо будет строить дома, дороги, энергомосты и газопроводы. И везде потребуются ваши руки и светлые головы. Без работы никто не останется, это точно! Всегда будут нужны те, кто будет лечить и учить, те, кто будет строить и перевозить. В большой цене будут и учёные, и художники, и токари, и инженеры. Поэтому сейчас учитесь. Учитесь, как бы трудно вам ни было!
Шоу не состоялось. Скорее получился разговор «по душам».
Надо уже заходить на глиссаду - это я отпускник – бездельник, а у большинства этих малят дел «выше крыши».
Я выразительно посмотрел на часы и вопросительно на Галину Петровну.
- Да, пора заканчивать, - согласилась она. - Большое спасибо, что пришли и так всё хорошо рассказали.
- Ну, что вы, я же ничего и не говорил. Да и многое не положено рассказывать.
Встать лицом к классу. Смирно. При отсутствии головного убора рука к голове не прикладывается. Как изображал офицера Белой Армии в «Адъютанте его превосходительства» Юрий Соломин - короткий уставной вежливый поклон.
- До свидания. – Улыбнуться ребятам на прощание.
- До свидания, - снова нестройно, но дружно. И даже дружелюбно.
Нале-ВО! На выход Шагом Марш!
С классной и пионервожатой мы распрощались в дверях, причём с Таней – крепким пожатием.
Ниночку дождался у школы снаружи, и мы отправились домой.
Через пару минут сестрёнка серьёзно так поинтересовалась:
- Все взрослые зануды?
Ну вот что ей ответить? При этом грубить совсем не обязательно. Она-то, наверное, рассчитывала на другой рассказ.
- Не все. Зато все взрослые не знают, как и о чём говорить с такой бандой малолеток. Я старался быть честным и толковал о том, что, по моему мнению, правильно. И мне показалось, что твоим ребятам вроде понравилось.
- Ну, да, конечно… - протянула Ниночка несколько в сторону.
- Только… - продолжил я за неё.
- Только я думала, что ты расскажешь про самолёты, про бои, про небо, про то, как будет потом, после Войны. И про Луну.
- Понимаешь, такой разговор, если его вести сразу со всем классом теряет свой вкус и смысл. Он становится как статья в научно-популярном или специализированном техническом журнале. Интересно? Да интересно, но только для специалистов. Ладно, как бывший пионер даю торжественное «пионерское» обещание, что потом ещё как-нибудь встретимся (может быть летом) с твоими друзьями, сядем вечером, и я буду рассказывать обо всём, что знаю. Договорились?
- Договорились!
- Тогда скорее домой побежали, а то у меня в сапогах ноги начали замерзать.
Я - "Грач шесть" 3 | Лауреаты Конкурса Соискателей | 11-06-2021 |
Я - Грач шесть! | Хиты Конкурса соискателей | 15-02-2019 |
Фотография. | Неликвиды | 19-07-2019 |
Этот день в истории-2 | История | 05-11-2024 |
Почему и нет? Часть вторая. | Архив Конкурса соискателей | 24-08-2013 |
Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Лауреаты Конкурса Соискателей » Я - Грач шесть 2