Предлагаю Вашему вниманию очередной фрагмент:
Ещё я попался на своих восточных штучках. Ведь специально же не хотел светить навыки. Да и было бы что. Просто принципы того, что стояло на вооружении большинства "бойцов" в 1941, несколько отличались от навыков, которым обучали почти в любой нормальной «боевой» секции в 1991. Памятуя заповеди нашего тренера и замка в армии {«замок» – заместитель командира взвода}, я ежедневно посвящал полчасика – часок занятиям. Из них половину занимал бег. Ну и что, что неуклюже и медленно. В этом деле главное процесс, а не результат. (К тому же «я инвалид – ножка болит»). Вернее, результат будет, но гораздо позднее. Несколько сержантиков решили бегать со мной. Другие посчитали, что Андрюха Ковалёв с его тяжёлыми железками – это более достойный образец для подражания. А большинство искренне считало, что десяток приседаний и наклонов с последующим бегом по дорожке вокруг казарменного корпуса – это более чем достаточно, и что лучше не спеша покурить и подумать о высоких материях.
К боевым искусствам у меня давняя любовь.
Когда братан вернулся с Афгана и взглянул на заморенную тушку выпускника десятого класса, то заявил, что ТАМ такие не выживают. К этому моменту он со своими друзьями - ветеранами организовал молодёжный военно-спортивный клуб под крылом горкома комсомола. В общем, забрал к себе сообщив, что спрос с меня будет строже, чем с остальных, потому что своими соплями и криворукостью стану лично его позорить. За два года до армии тренировками удалось слепить из меня приемлемую заготовку. О чём было сообщено с напутственным похлопыванием по плечу, когда я, заваливший вступительные экзамены в институт, в числе двадцати других призывников нашего городка садился в автобус.
В армии задачи были совсем иные. Связь – княжеские войска. Но желание помахать руками – ногами наши отцы-командиры хоть и не приветствовали, но и не запрещали. Во всяком случае, категорически. «Клуб» любителей, или как сейчас бы сказали «Бойцовский клуб», возник до моего появления в части. Антон, Руслан, Борька несмотря на то, что по местным понятия я был «салагой» отнеслись по-товарищески и приняли в свой круг. Так затем, отслужив сроки и проводив парней «на дембель», и мы, придирчиво рассматривая молодняк, принимали ребятишек в свои ряды. Информационный голод заставил вырывать друг у друга «Советский воин» с произведением «Кандидат в коммандос». Ну, конечно же, все хотели походить на главного героя. А потом ещё в роте появился «видак». И нашими любимыми спорами была неэффективность высоких ударов Ван-Дамма (но эффектных, чёрт возьми) против холодного карате Дольфа Лунгрена, объём бицепсов Шварценеггера и Сильвестра Сталлоне, скорость удара Брюса Ли и головокружительные трюки Джеки Чана. Естественно, с личной проверкой.
После армии поступил в институт.
Как сейчас вижу наш спортивный зал КСК (культурно – спортивного комплекса), куда в начале октября первокурсники пришли на первый урок физкультуры. Тускловатый октябрьский свет проникает через верхние немытые окна и наглядно показывает, что пыли в воздухе тоже хватает. Не слишком презентабельный преподаватель с аккуратной бородкой, одетый в растянутую серую футболку и спортивные штаны с «пузырями» на коленях, запустил нас бегом по залу. Потом обычная гимнастика – ноги на ширине плеч, начинаем наклоны: раз, два, три, четыре…
А потом неожиданно… «Прошу принять такое вот необычное положение. Это для вас будет немножко непривычно, но я потом ко всем подойду и покажу. Передняя нога вперёд, стопу поставить под 45 градусов, а колено разверните прямо… Задняя стопа немножко согнута и стоит на мыске. Коленочка «смотрит» почти в пол. Присядьте – почувствуйте, что ваши ноги стали пружинками. Вес тела на 70 процентов на передней ноге и 30 на задней. Так, хорошо, пониже, пониже. И вы, девушка, тоже… Пробуйте сделать движение носком, как будто толкаете стопой своё тело вперёд. Нет – нет. У Вас, юноша, слишком узкая стойка. Поэтому и качаетесь в стороны. Надо встать пошире. Так, а теперь примите вторую позицию. «Сядьте» на заднюю ногу. Перенесите на неё почти весь вес тела. Передняя нога ослаблена и вытянута. Задняя опорная нога должна держать вас. Молодые люди! Ровнее корпус, тогда перестанете падать. Так, хорошо… А теперь переносим тело вперёд в первую позицию. Отлично, плечи постарайтесь держать на месте. Руки пока надо держать на поясе. Выполняем покачивания вперёд и назад. Каждый в своём темпе. Я буду подходить и вас поправлять. Плечики оставляем на месте, голова не поднимается. Весь верхний пояс не двигается - держим на одном уровне. Вот правильно делает девушка, только пританцовывать не надо – повороты бёдрами в движении мы будем учить на следующих занятиях. Если кому-то интересно, то это упражнение называется «маятник». Оно очень полезно для студентов, ведущих сидячий образ жизни, так как разрабатывает поясничный отдел позвоночника и мышцы таза».
Я выполнял упражнение и потихоньку шизел. Южнокитайский стиль ушу в чистейшем виде! Основа дальнейшего «куста действий».
О! А во что обут этот странный человек? Как в китайские тапочки? У нас же такие не продаются! У нас только кеды, чешки и кроссовки! А такую обувь я видел на «видаке» в китайских фильмах! Офигеть!
Урок закончился. Ребята построились последний раз. Прозвучали слова «На этом занятие закончено, до свидания» и все потянулись к выходу из зала, а я ещё стоял в лёгком замешательстве. Эт чё ща было?
Преподаватель физкультуры с весёлым прищуром посмотрел на меня и, приставив сжатый кулак к раскрытой ладони, выполнил «поклон наставника». И я «на автомате» выполнил «поклон ученика». Так состоялось знакомство с руководителем кружка ушу нашего института.
Сергеич стал для нас не просто наставником, а Учителем. Под его руководством вы пытались освоить основы эзотерики, учились управлять потоками «ци»… это после постановки и отработки ударов на мешках. Как разработать Аджна-чакру? Медитацией и действием. Простым таким действием – по бокену в каждую руку (упражнение стрекоза) и повязку на глаза. «Чувствуй! Чувствуй противника! Не отражай – заплывай за него! Уход под атаку! Не двигаться назад! Чувствуй, когда можешь атаковать сам!» На удивление лучше всего это удавалось нашим девушкам. Например, Ирочка на старших курсах принципиально учила только два – три билета. Помню после электротехники с расчётом головоломных «звёзд» - «треугольников» на наш завистливый вопрос «…да, но как?» она ответила, помахивая зачёткой с пятёркой, что именно этот вопрос они и учила, а билет на столе «нашла».
- Вы же тоже должны так уметь! – как само собой разумеющееся ответила она.
Ребят из военно-спортивного клуба не забыл, и они меня тоже не забыли. Правда, тренироваться с ними приходилось только по выходным и на каникулах, когда приезжал из Москвы. Наши парни с хорошей подготовкой быстро попадали на заметку армейским «купцам» и служить им доставалось в соответствующих подразделениях (вот только меня зрение подвело). Возвращаясь домой, (кто на побывку, кто насовсем) они привозили знания и навыки, которыми обогатились в своих частях. На наших сборах и последующих посиделках у костра под армейские песни выяснилось, что специфические знания с военной кафедры хим.института – вещь тоже интересная и востребованная. Так что даже я мог кое-чему научить своих товарищей.
По окончании московского ВУЗа поступил на завод поближе к дому. Я распрощался с институтским кружком ушу, оставив ребятам свою «снарягу», и продолжил тренировки со старыми друзьями в военно-спортивном клубе. Несколько реже, чем мне бы хотелось.
После свадьбы Красотуля снисходительно смотрела на мои занятия, но выражала свой негатив в разрезе, что выходные она хотела бы проводить со мной. Целиком, а не половинку.
А когда на свет появилась дочка, то ребята сняли у меня с рук «спарринговки» и подарили перчатки для фитнеса, намекая, что пора остепениться. Остепенился я, правда, через год, когда от завода предоставили квартиру, ремонт которой съел все финансы и всё свободное время. Войдя в зал после большого перерыва, почувствовал себя как-то неуютно. Как будто я стал лишним, ненужным. В принципе правильно – всё проходит. Вот, наверное, и подошло время обняться с братанами, пожать всем руки и посвятить выходные лыжным (пешим) прогулкам с любимой супругой и дочкой. Это не говоря о других делах по дому.
Резюме по данному вопросу: суперменом стать не удалось (хотя хотелось), но для личного здоровья пригодиться. Ну и при случае – постоять за себя.
На мою беду, какой-то глазастик разглядел «танец Журавля и Змеи». Скука – великая вещь: телеков нет, интернета – нет, даже книжек нет (Толстого с «Аэлитой» и «Гиперболоидом» я оставил Ниночке). А тут живой клоун за сараем что-то выкаблучивает. Интересно же! Пацанов попросил «не звенеть» в ответ на обещание показать что-нибудь и научить.
Научить – это было потом.
Сначала до них с трудом дошло, что движения имеют какое-то отношение к боевым вещам, а не к экзотическим танцам народов Востока. Потом прошло два спарринга и несколько показательных боёв.
У ребят со спортом было всё в порядке. Просто ещё раз повторю, основные принципы станут известны всему миру в конце шестидесятых, а у нас запоздают ещё на двадцать лет. Главный недочёт был в том, что пацаны отрабатывали отдельные приёмы. И в большинстве случаев приёмы спортивные. Как в борьбе, так и в боксе. То, что было за рамками, и то, что из одного действия проистекает возможный веер других, они просто не ожидали. Кроме того, хороший боец, как отметил ещё Джек Лондон, вскармливается на мясе, а не на пшёнке.
Самбёр. Нормально. Хорошая стойка. Борьба за захват. Всё по правилам. А как вам левая стоечка с левым локтем вперёд и подбирающей правой рукой? Неожиданно? Прямой удар с подскоком и левый «йоко» в «солнышко» парень воспринял как попытку подсечки, и мне пришлось удерживать и замедлять удар, но он сам налетел и весьма неприятно. «Мая» в подбородок напарник тоже пропустил – виновата низкая борцовская стойка. Слава Богу, только зубами щёлкнул – обошлось без членовредительства. Потом он радостно «поймал» меня «на бедро». Но проворонил, что перед его рывком я успел подпрыгнуть. У него получилось тянуть на бросок, а надо за счёт подбивки тазом и движения носков ног подбивать вверх и, ломая траекторию броска, приземлять. В итоге у него вышел красивейшее действие, в ходе которого я перелетел через его бедро. Иппон. Но мы же не на татами. Поэтому я продолжил начатое движение, используя, инерцию его приёма. При этом прихватил его за шею. После успешного броска ему пришлось кувыркаться вместе со мной. Маленькая разница в том, что я был готов к продолжению (и собственно и инициировал его), а он нет. Оп – его голова зажата между моих ног. Стопами успел сделать взаимный замок. В дзю-до запрещено. А так - пожалуйста. Его руку вытянул на изворот и на излом. До него почти тут же дошло, что дело швах, и он похлопал по ноге.
- Ух ты! А как это? А если бы…?
Боксёр. Нормальный советский правша. Видимо, даже первый разряд. Но, скорее всего, второй. Прощупал дистанцию. Прилично поставленная двоечка: прямой и свинг. Ап, - а я вот уже прилип к тебе. Клинч. Что будешь делать? Вырываться? Тогда лови. Хорошо, что возиться на улицу вышли в ушанках. Всё-таки, какая-никакая имитация шлема. Головой справа восходящий в голову противника. Удар несильный, но равновесие потеряно. А теперь передняя подножка – с этого начинают обучение в секциях. Сел на попку? Это здесь «лежачего не бьют». У нас-то я привык к тому, что добивать надо обязательно – за спиной должно быть чисто. «Маваши» в голову противника, стоящего на коленях, - в четвертинку силы – только обозначить. А дальше я его окончательно ставлю в тупик своими действиями – вместе с его захваченной ногой прокручиваюсь сам на 180 градусов с понижением центра тяжести и приземляюсь ему на живот. Формально я в опасности – верхняя половина противника у меня за спиной. Реально он не может сделать вдох, не говоря о том, чтобы как-нибудь атаковать. А вот его ножку уже поймал и тяну вверх. О-о-о, как всё запущено! Даже «канарейку» не пришлось делать. Наклончики по утрам на зарядке надо парню тренировать – связочки растягивать. Это, вообще-то, и для здоровья полезно. А я ещё хотел болевой на колено или свернуть стопу… Уже и не требуется.
Поднялись в стойку. Он в классическую динамовскую, а я в левую с опущенной рукой типа Мохаммеда Али. Неожиданно? И также неожиданной оказалась нижняя вертушка - «змея бьёт хвостом», которую успел выполнить в начале его атаки. В идеале высекаются две ноги. Мне удалось подсечь опорную. Упал на коленки? Тогда мы - к тебе на спину, и горлышко в захват с опорой на вторую руку и его затылок. Туше.
Конечно, вполне даю себе отчёт, что нормально подготовленный боец, которого кормили не пшёнкой, как наш контингент, гонял бы меня как котёнка тапком. Хотя, если правильно помню, даже самбо преподавалось в основном только в «структурах» и в «органах». Секций бокса было: раз, два и обчёлся. С искусством Дзигоро Кано встреча ещё только предстоит. Пацанятам до войны можно было бы ещё познакомиться с вольной или классической борьбой. Военно-прикладные направления у нас никогда не жаловали и норовили закрыть для всеобщего обучения.
Организовал потом для ребят, которые меня «вычислили», небольшую показуху.
Болевые в стойках, айкидошки на противоходах, разрывы захватов с контратаками. Ударная техника ладонями и пальцами (что я, профессиональный боец, - уродовать кулаки?). Ударная техника ногами. Атака уязвимых точек. Захваты в высоких прыжках. Захваты за мышцы. Нестандартные уходы с линии атаки. Техника окончания боя (добивание). Парням понравилось. Оказывается, у них уже давно шло негласное соревнование: что лучше – бокс или борьба. А тут появилось что-то необычное и совсем не спортивное, а военно-прикладное.
Пришлось ещё раз брать с них обещание «чтоб никто и никому!»
Так у меня начались занятия по вечерам, а у ребят – дополнительная физическая нагрузка. Подкатили к командиру – обозвали это мероприятие как «боевое самбо» и под ворчание старшины (…порвёте, где потом достать можно будет…), получили разрешение.
Всё равно развитие физкультурой лучше, чем мрачные размышления о текущей реальности. А то по вечерам ко мне стала заползать зеленющая тоска, и грызла, напоминая о Красотуле, Лизке, о родителях, о работе… Так бы и «хлопнул» чего-нибудь крепкого, да нечего. И не следует.