Прошу рассмотреть и проверить очередной фрагмент:
Наши ястребки хотели тоже всыпать «мессерам», когда они поднимались, но отстали. Подранок сам вспыхнул и пошёл к земле. Во дела – батя на «Иле» «сто десятого» завалил! В дымном следе горящей машины раскрылся оранжевый парашют. Кому-то удалось покинуть гибнущий истребитель. Ещё один «мессер» стал заваливаться и выпал из общей команды, лезущей на высоту. Как-то криво и нелепо перевернулся через крыло и вошёл в плоский штопор. К нему сразу кинулась пара истребителей. Но их услуги уже не требовались. «Сто десятый» явно падал. И если я что-то правильно понимаю в колбасных обрезках, - то это моя работа. То есть наша с Игорьком.
«Мигари» правильно рассудили, что тратить высоту на летающий труп не стоит, и погнались за оставшейся парой.
Всё чудесно, но мне надо домой, а где это теперь – сам чёрт не разберёт.
Храмов поворачивает свою машину осторожным блинчиком. Вероятно, и у командира тоже есть повреждения. Оттягиваюсь ему за спину. Матвеич будет вести пару на наше поле. Даже если он будет искать место для аварийной посадки, всё равно, моя задача - прикрыть командира...
Курс выбран. Идём домой на 352.
Где же этот чёртов планшет? Вот точно говорил Маэстро – сапог в бою надёжнее. Весь перекособочившись, вытащил планшет и попытался по карте восстановить ориентировку. Вот эта перелесок, кажется, обозначен как «роща тёмная», и возле него сходятся две грунтовые дороги. Есть. Дальше будет перелесок и болотце за ним. Кажется, всё на месте. Будем считать, что ориентировку восстановили.
Комполка с трудом удерживает машину. Скоро будет несколько полян, там можно будет сесть «на брюхо». Молчит Храмов. Видимо, ему совсем не до связи. В наушниках только шипящий гул и похрипывания. Значит, надо проявлять «разумную инициативу» и брать связь на себя.
- «Крепость»! «Крепость», ответьте «грандам»!
Шипение и хрипы. Не слышат.
- «Гранды» вызывают «Крепость»!
Издали, как в трубе, через помехи пробивается голос:
- «Гранды», я – «Крепость»! «Гранды»! Ответьте «Крепости»!
В этот момент комполка принял решение садиться на ближайшей полянке. Видимо, молчит потому, что повреждена радиостанция. Тридцать пятая стала снижаться, покачиваясь и гася скорость «парашютированием». Храмов с трудом удерживал подбитую машину в воздухе.
- Я – «Грач шесть», Я – «Грач шесть». Старший «Гранд» садится аварийно в квадрате Д9. Повторяю, старший «Гранд» садится аварийно в квадрате Д9. Поляна прямо за лесом. Прошу помощи аварийной бригады.
- «Грач шесть», вас понял. «Грач шесть», понял.
«Крепость» немного помолчала, а затем через слабое шипение эфира пробился голос с нашей базы.
- «Грач шесть», доложите своё состояние.
- Я - «Грач шесть». Состояние как в Одессе - с видом на море и обратно. Но до своей полосы надеюсь дотянуть.
- «Крепость» - «Гранду». Удачи. Будем готовиться встречать.
- Вот таки прошу без цветов и оркестра.
- «Грач шесть», отставить разговорчики в эфире. - Хотя радио прилично коверкает голос, но Чернова я узнал по интонациям.
- Тарищ майор, у меня это нервное.
- Прилетишь — получишь взыскание, - пообещала «Крепость». Ну вот почему не могу язык держать за зубами? С батей на пару завалили два Церштёрыра, а вместо награды получу «по шапке» и всё за свой слишком длинный «немолчальник». Если сядем - найду у ребят опасную бритву, наточу на ремне и откромсаю лишние полдюйма.
Пока вёл разговоры, 35-тый успел приземлиться на поляне, пропахав приличную борозду. Зато землёй забило дымящий радиатор и погасило наметившееся возгорание. Но чёрный «хвост» всё рано ещё висел в воздухе. Из кабины никто не поднимался, фонарь продолжал оставаться закрытым. Блин, нелады... Я «раскатывал блинчик по тарелке» над полянкой. Нормально маневрировать «шестёрочка» решительно отказалась и пообещала, что если я не оставлю её в покое со своими поворотами, то штопор и жирный полярный лис придут ко мне во всей пушистой красе. Наблюдение за аварийной машиной я поручил по СПУ Игорьку, а сам сконцентрировался на том, чтобы мы не стали очередным объектом для раздербанивания на запчасти. Я выписывал вторую коробочку, которая была больше похожа на кривой огурец, когда Игорёк проинформировал меня, что на 35-той открылся фонарь, и Храмов пытается выбраться из машины.
- Я - «Грач шесть». «Крепость», старшему «Гранду» нужен Бородулин! Крепость, нужен Бородулин!
На этот раз ответили быстро. И почти без похрипывания и причавкивания.
- Я «Крепость». Помощь скоро будет. Будет в полном объёме.
Я с трудом удерживал качающуюся машину, но сумел сделать ещё один проход над поляной. Подбитый «Ил» лежал, почти уткнувшись в деревья на опушке, как тушка дохлой птицы. Матвеечу удалось выбраться из кабины и теперь он стоял, опираясь на откинутый фонарь. При нашем очередном проходе командир поднял руку.
- «Крепость», я - «Грач шесть». Наблюдаю старшего «Гранда» на крыле. Прошу аварийную команду прибавить скорости.
База отозвалась уже с раздражением.
- «Гранд», у группы связи нет.
Так, ну теперь при всех раскладах мои услуги уже не требуются. Задача довести «шестёрочку» до поля. И посадить с минимальными повреждениями. «Чёрным душам» и так хватит забот, чтобы её привести в вид Божий.
- «Крепость», я - «Грач шесть». Прошу ориентиры, прошу ориентиры.
Через некоторое время впереди справа взлетела сначала зелёная, а за ней красная ракеты. Доворачивае-э-э-м-м. Почти получилось. Чуть в штопор не сорвались. Выровнял машину. Тут идейка мелькнула. Ну, хоть что-то...
- Игорёк, слезай со своего насеста. Прижмись к бронекапсуле как можно сильнее. Понял?
- Понял. А зачем?
- Ты со своим панцирем центровку машины улучшишь. Мне легче рулить будет.
- Только я связь разомкну. Мне провод мешает.
- Ладушки. Ты это, садись давай, и упрись там во что-нибудь, ясно?
- Ясно. Размыкаюсь.
Ну, не скажу, что сразу наступило великое облегчение, но машину стало вести немного приятнее.
Внимание, я почти на том, что по идее должно было бы быть глиссадой. Только между наставлением по пилотированию, и посадкой подбитой машины на полевом военном аэродроме разница ощутимая.
Шаг винта... РУД в ноль и чуток вперёд, на десять процентов. Закрылки, ещё... Ёшкин корень, чуть не гробанулись... Закрылки вышли на 20 . Больше выпускать побоялся. И так после посадки придётся парашют сушить. А вот шассики вышли ровненько - только машину ещё разок встряхнуло. И просели метров на пять. Выровнялись. Как по наставлению - пять метров от земли. Скорость 180. Мальца великовато. Приподнять нос и начинаем последнее снижение. Раз, два, три, - касание. Чуть подпрыгнул и снова касание. Всё - покатились по поляне. Это что? Я сегодня умудрился приземлиться без «козлов»? Не, ну надо же! Мастерство не пропьёшь! Особенно если его и нет.
Всё. Магнето вырубить. Фонарь открыть. Боже, какой же вкусный здесь воздух. Никак не могу надышаться. Чуток пыльно, но в основном чувствуется свежий запах трав и июньских полевых цветов. Игорёк ворочается в своём «гнезде». Связи нет... Да и что я ему сейчас могу сказать... Спасибо за то, что он влепил по проходящему над нами сто десятому половину своего боезапаса, я скажу потом. При всех. Когда «Мигари» подтвердят, что мы умудрились «приземлить» двух «бандитов». Ещё скажу «спасибо» за то, что двигатель, которой он «вылизал» дотащил нас до поля, когда отказали все остальные составные части «Ила».
Винт остановился. Вот фишка - у нас отбито окончание лопасти. Теперь понятно, почему нас так лихорадило. Как это только винтомоторная группа не развалилась от такой тряски?
- Bo-o-oy-yx, - издал я счастливый вздох и поднялся в кабине. Надо бы предварительно осмотреть «шестёрочку», а то начнут буксировать в капониры, - а она и развалится. Про «кратер» в переднем стекле я уже писал. Еле сел из-за него - ни черта не видно. Пощупал его снаружи - вмятина приличная, палец в перчатке почти на всю фалангу вошёл.
- Игорёк, ты моторист у нас или как? - Нашёл я повод поворчать на верного стрелка. В этот момент Игорёк наконец-то сумел развернуться и подняться из огневой точки. А такое упражнение не для каждого. Кираса и шлем своим весом должны были ему здорово мешать. А ещё парашют... Ничего, покрутился немого, и ободранная макушка шлема поднялась над фюзеляжем.
- Не, ну ты вот посмотри, - показываю ему перчатку, которой щупал отверстие, оставленное MG «мессера». На пальце поблёскивал тоненький слой масла. - Ну и куда это годится? — осуждающе смотрю на него.
- Тарищ лейтенант, так прокладок уже две недели как нет. Мы вообще в этот раз на мху и на обрезке моего ремня летали.
- Я не особый отдел, ты мне «отмазки» не лепи. Вот специально в следующий вылет Мишку с собой возьму и заставлю всю дорогу «дворником» работать.
- Как это дворником? Небо от туч, что ли, подметать?
- Как на автомобиле, - «дворник» это фиговина, которая воду и грязь с лобового стекла смахивает.