Прошу рассмотреть очередной фрагмент:
Станция. Железка расходится на несколько путей. А перед стрелками пустыри, которые облюбовали себе фрицы под счетверённые двадцатки. Ёжин корень! Прямо в упор. Ещё с дальнего края станции добавляют. На путях только один состав. Второй дым давал маневровый паровоз.
Держать! Держать строй!
- Сброс! Сброс! - Командует нашему звену Ковалёв.
Всё. Бросаю. Четыре ФАБа ушли на станцию.
И в этот момент нам прилетело. Что-то очень противное. «Шестёрочку» основательно встряхнуло, и машина начала заваливаться на правое крыло. Неприятно, но пока терпимо. Удерживается штурвалом. Я сказал: «удерживается». Фу-у, блин, вроде как проскочили. Трессеры летят вослед. И очереди двадцаток. Но всё равно, это только вдогон и не так опасно, как в лоб.
Первая четвёрка пронеслась над станцией и повернула почти над крышами домов вправо. Женька уводил своих в сторону лесочка. Деревья и строения станции должны были сократить сектор огня ПВО.
Растудыт ваших ёжиков! «Мигари» решили тоже изобразить «выход на канкан». У них на последних моделях пулемётики на две двадцатки заменили, так они решили, что теперь тоже штурмовать можно. Вот «Мессеров» на них сейчас нет. А ведь вполне могут появиться. Даже «Фридрихи» эти «утюжки» только так сделают.
Парами истребители начали падать, обстреливая зенитки. Конечно, «большое спасибо» за то, что они МЗА заткнули, однако в этом случае игра не стоит свечек. «МиГу» одного попадания за глаза хватит: бамц - и уже отлетался. Хорошо ещё, что в этом районе наши с немцами перемешались - где какой мешок, а где какой выступ без карты и ста грамм не разберёшься. От этого места можно на северо-запад или на юго-восток дотянуть - там уже свои будут через минут пять - десять полёта.
Блин, накаркал. Один из истребителей, потащив за собой дымный след, отвернул в сторону. Потом выровнялся и начал отбегать на юго-восток. Ещё один «МиГ» стал прикрывать подбитого товарища.
Мы должны повторить атаку. Восьмёрка идёт двумя звеньями по четыре машины в ряд. Разворот над полем, и виражим на второй заход. Станцию заволокло дымом и пылью. Видны проблески начинающегося пожара. И снова по нам бьют из всех стволов. Правда, с гораздо меньшим энтузиазмом.
Только, чёрт возьми, и этого хватило первой четвёрке. Одна из машин вспыхнула и чадящим факелом пошла к земле. Ещё один «Ил» сломал строй и резко пошёл в кабрирование. Два оставшихся отработали по станции РС-ами и бортовым оружием, а затем пошли вслед за горящей машиной.
- «Грачи», РС-ми бить всеми сразу! Ясно? Все сразу! - Командует Андрей нашему звену.
- «Грачи»! Атака! - Рычит комэск два.
Машину ощутимо тянет вправо. Разворачивался еле-еле. На короткий период перед качающимся носом возник пустырь с двадцатками - автоматами, из которых половина не стреляла, и я с чистой душой вдавил кнопку пуска РС-ов. А на следующем качке ещё добавил из бортового оружия. Пусть очереди были коротким, но пришлись точно по пустырю и по МЗА. Даже видел, как пара пуль трассеров рикошетом (от рельсов, что ли, отскочили?) в сторону ушла.
От станции "отбежали" почти точно на двести семьдесят, то есть на восток. Зенитки продолжали остервенело бить нам вслед. Проходя с набором высоты над полем за станцией заметил лежащий на земле горящий штурмовик. Косым смоляным столбом в небо поднимался чёрный дым.
«Ил» первой эскадрильи, ушедший вверх, пытался выровнять траекторию, но ему это не удавалось. Машина всё больше и больше задирала нос. Вдобавок по ней начала бить тяжёлая зенитная артиллерия. Было видно, как пилот из последних сил борется за машину, но «Ил» упрямо лез вверх. Ещё немного - он может потерять скорость и тогда - всё, занавес... Последний штопор займёт не больше трёх витков.
Мы постепенно отбегаем на юго-восток, и я, оглядываясь в заднее окошечко, не вижу номера подбитой машины. Но её пилот явно был не пальцем делан. Он перестал пытаться исправить ситуацию привычным способом. Вместо этого лётчик перевернул машину брюхом вверх. И добился своего - «Ил» начал снижаться и, набирая при этом скорость, догонять группу. Когда высота стала сопоставимой с нашей, машина снова выполнила переворот. При этом подбитый штурмовик принялся опять подниматься и отставать. Пара «Мигарей» держалась рядом с ним. Оставшаяся двойка ходила «змейкой» над нашей группой.
Только бы не было «мессеров», только бы не было...
Передние «Илы» покачали крыльями. Наше звено шло практически в ряд, то есть строем развёрнутого фронта. Но моя «шестёрочка», постоянно заваливающаяся на правое крыло, отставала. Гришка теперь тянулся за Андреем. Три машины второй эскадрильи через некоторое время образовали клин. Вижу, что Жихаря тоже зацепили. Его машина слегка покачивается и виляет по курсу.
Последняя «шапка» чёрного дыма повисла далеко у нас за хвостами. Всё, мы вышли из зоны зенитного огня. Ковалёв вышел вперёд и задал направление группе на 240 градусов. Машины номер 44, нашего ведущего, впереди не было.
Комэск два отводит потрёпанную группу ближе к тому участку, где наши войска вклинились в немецкую оборону. Там у своих можно будет пойти на аварийную посадку. Или если совсем станет туго - прыгать.
Ещё минута, ещё одна... Хотел парировать крен триммером - не получается. Видимо, куда-то в крыло хорошо попали. Причём снизу, так как повреждений я не вижу.
- Бур, ты живой, старик?
- Ш-шрш-вой.
- Посмотри со своей стороны - у нас нигде крупных дыр не видно?
- хрр-ырочки только маленькие. Из-под правого крыла вроде что-то торчит. Мне плохо видно.
- Ладушки. Следи. Нас просто так, без подарков, не отпустят.
- Слежу.
В этом месте чёткой линии фронта не было. Она затерялась в перелесках и болотах. Определить, что мы уже у своих или под нами ещё противник было почти невозможно. Но Андрей как-то это вычислил и повернул на 280.
Я переключился на внешнюю связь.
- «Грач семь», мы над своими?
- Да. Ты как? Лететь можешь?
- Можется с трудом. Но очень хочется.
- Ясно. Всем «зубрам». Скоро будет большая поляна. Кто не может дальше тянуть - садитесь в этом квадрате.
- Я - «Грач шесть». Принято.
Остальные молчали. Видимо, на их машинах были только приёмники.
Снова переключился на СПУ.
- Бур, подбитый штурмовик, которого «ястребки» прикрывали, видишь?
- Х-ррш-х-же не вижу. Но он, наверно, ещё держится. Дыма в том секторе не наблюдаю и «МиГи», которые с ним остались, нас не догоняли.
Вдали показалось поле. «Ил» Жихаря и ещё одна машина стали отставать и пошли на снижение. Я решил, что попробую потянуть до своего аэродрома.
Ох, только хлопотное это дело. Машина удерживалась на курсе с трудом. И достаточно мне было переключить внимание на что-нибудь, кроме штурвала и горизонта, как тут же появлялся правый крен. Не резко, но как-то по-предательски незаметно.
Андрей ведёт нас параллельно фронту на восток. Два «Ила» сзади сели на аварийную. Развернуться над ними и оценить ситуацию нет ни времени, ни возможности. Если у меня крылья «ветрянкой заболели», то и у остальных не лучше. Ковалёв построил оставшуюся четвёрку клином. Курс 340. Под ними только зелень лесов и полей. Изредка мелькают дороги. Одну из них, самую широкую, по которой двигались какие-то машины, комэск выбрал в качестве ориентира.
- Журка! Отстаёшь.
Ага. Вот удивил. А то я сам не вижу. Только поделать ничего не могу. Начинаю идти прямо - заваливает вправо. Выравниваю крен — машину относит с курса влево.
Ребят надо отпускать. Иначе гробанусь не только я, но и все остальные.
- «Грач семь», то есть «зубр семь». Оставляете меня. Я доковыляю. А так я только группу связываю.
В ответ - тишина.
- Андрей, сам же понимаешь, что так лучше.
Комэск не отвечает.
Зажатые ларингофоны снова впиваются мне в горло.
- Я - «Грач шесть». Комэск! Уводи группу.
- Без прикрытия останешься, - ответил Ковалёв после небольшой задержки.
- Ничего, я же со стрелком.
Андрей ещё помолчал. Чувствуется, что решение ему даётся с трудом. И сейчас он должен из двух зол выбрать наименьшее.
- «Зубр шесть». Держись этой дороги, что под нами. Она приведёт на аэродром Медынь. Если не сможешь удержать машину, то садись на аварийную или прыгай. Понял меня? Не рискуй.
- Вас понял. Давайте парни - «ни гвоздя вам, ни жезла!»
- Чего? Чего ты сказал? Не понял - повтори.
- Говорю: «счастливого пути!»
Оставшиеся три машины прибавили скорости и начали пологий подъём. «Мигари» крутанулись надо мной и пошли за «Илами». Разрыв увеличивался всё больше и больше.
Ну а мы продолжим наш марлезонский балет. Какая там у нас часть по плану? Третья, что ли? Обороты убавить. Надо экономить топливо: у меня сейчас расход в полтора раза вырос. До своей поляны вряд ли дотяну... Но ведь ужасно хочется. Я на аварийную садился только на своём поле. Как это будет выглядеть «в гостях» даже и не представляю себе. И как потом меня искать будут. Если особист на полуторке - это одно дело, а если наш связник на У-2, то совсем другое. Опять же Устина Борисовича как забрать? Так что, тяни, «шестёрочка», пока тянется. А там видно будет.
Контроль масла — норма. Хотя и высоковато. Температура воды? Терпимо. Вот же зараза. Хватило на секунду оторваться от горизонта, как снова крен возник. Остатки нашей группы точками мелькают вдали, поэтому пока штурманской проводки мне не требуется. Я по ним ориентируюсь. Но скоро они оторвутся ещё дальше, и надо будет суетиться самому. Пожалуй, стоит осмотреться. Хорошо, что Андрей меня подвёл к шоссе. Мне оставалось только поглядывать на деревушки, которые иногда попадались по пути и пытаться сравнить их с картой. Вот только при этом успевать парировать злополучный крен. На всякий пожарный случай поднялся до полутора тысяч. Обзор стал лучше. Но и риск выше. Если появятся «охотники», то я, как утка на гнезде. Будем надеяться на Бура. В конце концов, кем были самыми лучшие стрелки в Африке? - Бурами.
Надо своего защитника приободрить. Переключился на СПУ.
- Устин Борисович, как настроение?
- Нормальное.
- Тогда слушай концерт по заявкам трудящихся:
Трансвааль, Трансвааль, страна моя,
Ты вся горишь в огне...
Под деревом развесистым
Задумчив бур сидел.