Dingo написал(а):Всё наличное ярославское ПВО и было сосредоточено у моста. Это был стратегический объект покруче и ЯШЗ, и СК, и ЯАЗ.
Немного знаком с системой ПВО того времени. Расположение рядом с мостами не имело решающего значения, хотя и могло создать трудности бомбардировщикам. Предположу, что в этом случае % попадания был скорректирован дополнительным вмешательством. Проклятьем. Или молитвой, например. Ярославль - место намоленное.
И ещё информация:
Но и после принятия этих мер массированные налеты немецкой авиации продолжались до середины войны. Особенно интенсивно немцы бомбили железнодорожный мост через Волгу, который имел важное стратегическое значение. В одну из июньских ночей 1943 г. произошел налет, который сами зенитчики потом называли «звездным»: казалось, самолетов было так много, как звезд на небе. Зенитки стреляли так часто, что раскалялись стволы орудий и их приходилось менять. Мост уцелел, но опасность его разрушения сохранялась. Поэтому на всякий случай саперами был подготовлен мост-дублер. Он был деревянным, но по форме почти полностью повторял очертания настоящего моста. В случае необходимости его можно было на понтонах очень быстро перекинуть через Волгу и восстановить движение поездов. К счастью, этого так и не потребовалось.
В ночь с 9 на 10 июня 1943 г. крупнейшей за всю войну бомбардировке подверглись заводы Резиноасбестового комбината. На этот раз в значительной степени немцы добились, чего хотели. Прибывший на другой день в Ярославль нарком по строительству СССР С. Г. Гинзбург дал такую картину увиденного на комбинате: «Картина разрушений была потрясающей. Повсюду обгоревшие остовы несущих колонн, рухнувшие перекрытия, обгорелое оборудование, электромоторы. И все завалено обрушившимися конструкциями. В оборудовании и электромоторах… были расплавлены все бронзовые подшипники, сгорели все электрические обмотки в моторах, вышли из строя все наземные коммуникации и кабели…»
Шинный завод на три месяца был выведен из строя. Но ровно через 100 дней героическими усилиями инженеров, техников и рабочих все разрушенные предприятия комбината были восстановлены и снова давали необходимую фронту продукцию.
С 1943 г. в области был налажен выпуск обуви на деревянной подошве. Деревянная подошва вырабатывалась из отходов древесины. В месяц изготавливали до 20 тысяч пар такой необычной обуви. На местное сырье был вынужден перейти и Первомайский фарфоровый завод в Рыбинском районе, который до войны получал глину с Украины. Посуда теперь получалась тяжелой и шершавой, но другого выхода у заводчан просто не было. В районе Туношны и Карабихи обнаружили залежи охры, которую стали использовать как сырье для лакокрасочной промышленности.
Экономить приходилось буквально на всем. Специальным постановлением обком партии запретил, например, использовать в системе общественного питания продовольственный картофель целыми клубнями. У клубней надо было срезать верхушки и накапливать их в качестве семенного материала для посадки. Ученики сельских школ осенью после организованной уборки урожая участвовали в сборе колосков на полях, а также вручную перекапывали картофельные поля после уборки картофеля. Все добытое таким путем шло в школьные столовые.
В 1943 г. в колхозах Ярославской области начали сеять даже каучуконосы для резинотехнической промышленности. Одну тысячу гектаров земли отдали для выращивания растения кок-сагыз, в млечном соке корней которого содержался каучук.
Товары же народного потребления в годы войны почти не производились. Люди донашивали те вещи, что оставались с довоенного времени или же то обмундирование, какое выдавалось военнослужащим.