Споры по полуторке.
Приступаем к возражениям и прениям!
Я понимаю, что спохватился очень поздно, но как истинный заклепкометрист, хотел бы высказать несколько замечаний к старым фрагментам текста (за сентябрь 2019 года). Обращать ли на них внимание - решит Автор. ----- Лучше поздно, чем «никогда». Исправления будут внесены. Редакторской правки ещё нет. Так что это не последний вагон уходящего поезда. А только очередь на покупку билета.
Столиком после такой "раскладки" нельзя будет пользоваться по прямому назначению. Сам столик, а впоследствии документы и рукава бойцов будут в грязи и в масле. Поэтому раскладываться на столике шоферу никто не позволит. ----- Это всё зависит от того в каком состоянии содержится машина и инструмент. В тексте пытался показать водителя с самой лучшей стороны. Любой момент он использовал для того, чтобы заняться обслуживанием своей техники. То есть у него и инструменты, и подкапотное пространство содержались в надлежащем виде. Встречал много разных водителей. В большинстве это были довольно аккуратные и заботливые товарищи. После их раскладки вполне можно было использовать стол по прямому назначению. Хотя и грязнули – тоже не редкость.
Да и ему самому бегать от машины к столу и обратно достаточно неудобно. Поэтому он скорее всего поставит штатную сумку с инструментом (если, конечно, она еще цела) на землю рядом с собой или на подножку. ------ Столик стоит на поле под самодельным навесом возле ВПП. Подогнать к нему машину – без всяких проблем. Что и было сделано. Штатную сумку уберечь гораздо проблематичнее, чем раскладку. По воспоминаниям фронтовых водил, эту сумку использовали подо что угодно, кроме хранения ключей. От подушки, до переносного сейфа.
Ключей, кстати, в комплекте ГАЗ-АА было 5 штук: 11х13, 14х16, свечной (на 17), разводной и колесный (с воротком). В число "прочего инструментария" входили две отвертки, два домкрата, шинный насос, монтировка, плоскогубцы, шприц для густой смазки и заводная рукоятка. Почему-то мне кажется, что этому хозяйству на столе не место ------ «раскладка» была упомянута не случайно. Только она и «легла» на стол. Все остальные инструменты и приспособления остались на месте. Обычно этим самым место было пространство под сидением. Ключи, в том числе могли быть и нештатные (настоящий водила и куркуль сущности одного корня), отвёртки и пассатижи (ну ещё могли быть и плоскогубцы) – обычно хранятся в раскладке. Кроме рожковых и накидных большой популярностью пользовались самоделки – трубочки.
Тут явно прослеживается опыт эксплуатации современных автомобилей. 90 лет назад все было совсем иначе Конструкция "высокой стороны" зажигания ГАЗ-АА такова, что в ней можно использовать любые проводники, включая неизолированные - вплоть до полосок жести из консервной банки. ----- А вместо ремня – любую верёвку. А вместо бокситовых прокладок – офицерский (потому что кожаный) ремень, а вместо прокладки… Боже, чего только не использовали! Вообще, при «прямых» руках и нормальной голове полуторка была не убиваемым аппаратом. Но всё это – аварийные решения. Для нормально функционирования использовались нормальные штатные свечные провода. На фото ниже это отчётливо видно.
Свечи зажигания на ГАЗ-АА были разборные (поэтому и свечной ключ такой маленький). Их приходилось регулярно разбирать для чистки, иногда подтягивать уплотнение или регулировать зазор - но вот замены они требовали крайне редко. ------ Не согласен. Свечи были как разборные, так и неразборные. Причём последние ценились гораздо выше. Они были более надёжными. Но ни что не вечно. Свеча «ходит» 30 – 40 тыс.км. В те времена, да в условиях полевого аэродрома… Плюс к тому, что «дежурка» километров 200 в день пробегала… Так что к середине июня вопрос состояния свечей должен был быть довольно острым.
Учитывая, что в авиационный бензин добавляется довольно много тетраэтилсвинца, а рабочая температура мотора ГАЗ-АА значительно ниже, чем у авиамотора - проблемы будут как раз от использования авиабензина. Не только со свечами, с выпускными клапанами тоже (и шоферы это знают). Даже до 1980х годов докатилось эхо тогдашних проблем с высокооктановыми бензинами ----- Если не ошибаюсь, в топливо добавляли немного масла. Типа, как для двухтактника. Регулировками достигалось приемлемое состояние техники. НО! Решающую роль играли опыт и руки, растущие из правильного места.
Что же касается "казенного бензинчика" - скорее всего, аэродромный шофер давно последовал примеру авиатехников и заправляет своего "стального коня" как самолет - через шелковую тряпочку-фильтр. ----- Как писал кто-то из коллег, лейтенантам-танкистам при выпуске из училища дарили шёлковые платки. Но не для понтов, или для соплей. Платок служил для фильтрации топлива. Проблема с качеством топлива во время Войны и после неё… О! Это тема для многотомного романа. С предварительным наименованием: «Ползание по адским БДСМ мукам».
Тем более - коптящее пламя не очистит, а загрязнит свечу. ----- Это в какую часть «факела» пламени поместить. Кроме того, нагар от коптилки гораздо легче убрать, чем наросты от работы двигателя. Это в тексте есть.
Исправлено: Водила, который всю обратную дорогу прислушивался к рычанию, громыханию и завыванию своего аппарата, полез под машину и витиевато выматерился. В смысле того, что выхлопная пришла в негодность, и что теперь надо будет думать, чем залатать дырочку.
Завывание к выпускной системе отношения не имеет, этот звук издает коробка передач. ----- Водитель всегда будет слушать свою машину. «Звуковой контроль» иногда подсказывает о неисправности скорее, чем бортовой компьютер «иномарки». Поэтому не только грохот, но и рычание и завывание.
Что же касается реакции водителя на дырочку в выхлопной трубе - она выглядит довольно странно. Головной болью шоферов ГАЗов была очень капризная тормозная система и частая смазка (раз в неделю прошприцевать 27 точек, раз в месяц - 27+9 точек и сменить масло в двигателе, раз в полгода сменить масло в двигателе, КПП и заднем мосту с разборкой). Сильно сомневаюсь, что в таких условиях шофера будет беспокоить чуть более громкий звук выхлопа. ----- Согласен, что мест для приложения рук на полуторке было более чем достаточно. Даже на самой последней «Волге» было необходимо проводить обслуживание подвески не реже раза в месяц. Но в полевых условиях выход из строя выпускной системы – тоже рядовое явление. Вы же сами это указывали. А нормальный человек будет всегда стараться устранить поломку. Ну хотя бы «чужими руками» в автосервисе.
------ Сейчас иномарки и современные автомобили, а также грузовики и автобусы здорово «избаловали» «всадников без головы». Такие «наездники» относятся к технике кране небрежно.
Надеюсь, что мне удалось правдиво изобразить старого «коренного» водителя. Его прообразом послужил один из стариков нашего ГСК.
Отредактировано CHAK_alchemist (17-04-2020 21:13:14)