25 декабря 2019 года
Разведчики вернулись в сумерках. И сразу за стол, благо ужин ещё не остыл. Их не дергали: раз молчат, значит ничего срочного. Да и самим забот хватает. Эйнштейн умотал во двор, наблюдать звездное небо. Звезд еще не было, но Виталий не хотел пропустить момент. Остальные таскали снег на ледник, спеша закончить. Условно без дела оставались только девушки, но Светка выглядела уставшей, а Галочку Егоровну расстроили не желающие питаться котята.
Котят Ниндзя покормил. Правда, в процессе приготовления пищи Галину трижды вырвало, но это и к лучшему, не пришлось совать два пальца в рот. А девушку сначала Тарас увёл на нары и долго утешал: гладил по голове и шептал что-то на ушко. Потом котята устроили веселую возню за право пососать хлебова, и Галина окончательно успокоилась. Правда, в какой-то момент сообразила, что они едят, и всё чуть не пошло по второму кругу, но девушку удачно отвлекли придумыванием имен.
Наконец и с ледником закончили, и Евстифеев вернулся. Незаметно исчезнувшая Лапа притащила ведро чая, и группа собралась за столом.
- Ну, - начал Батяня. - кто что имеет сказать? Ниндзя, что у тебя?
- На востоке в трех километрах река. Не Ворсма, пошире будет. Метров сто, - на этот раз Миша не дурачился, никаких "однако" и ни малейшего акцента. - Течение для равнины довольно быстрое. Рыбы полно. Мы штук пять набили срезанной с куста палкой. Верши поставили. Утром проверим. До самой реки лес. Хороший, много полезного. Зверь непуганый. Зайца палкой оглоушили. На полтора метра подошли, он даже не дернулся. Человека совсем не боятся. Похоже, нет поблизости людей. И крупных хищников тоже. Ни одного следа на три кеме во все стороны. Пару земляничников видели. Малинники здоровенные, но малины пока нет. Орешник. От голода не помрем. За логовом, метрах в пятидесяти ручей течет. Собственно, всё.
Олег кивком подтвердил: мол, добавить нечего.
- Эйнштейн? - кивнул Петрову командир.
- Насчет Замятина я погорячился маленько, - хмыкнул Виталий. - Не учел, что перенести нас могло не на целое число суток. Но широта точно по Замятину. А по долготе - где угодно. Россия, север Европы, Канада, может быть какой-то материк, которого в наше время нет. Историей я не увлекался. По времени - тысяч сорок лет назад. Плюс минус десять тысяч лет. Точнее, по звездам не скажешь. Искажение рисунков созвездий наблюдается, но...
- Давай без технических подробностей, - прервал Дудник. - Нам по барабану, сорок тысяч или сто. Там и там мамонты, саблезубы, пещерные львы и медведи. И неандертальцы с кроманьонцами. У людей каменные топоры, палки-копалки, копья и, возможно, луки. И физически они нас, скорее всего, сильнее.
- А ещё это может быть совсем другой мир, - вставил Олег. - Типа фэнтези. Вместо неандертальцев - эльфы, вместо кроманьонцев - гномы. Величайшие маги-шаманы...
- И все ходят в вурдалачьих шкурах и с ожерельями из клыков лично убитых вампиров вместо паспорта, - ехидно продолжила за брата Лапа.
- Всё может быть, - пожал плечами Евстифеев. - Но если без фантастики, то у меня всё.
- Мда... Сплошная безфантастика! - протянул Бульба. - Надо понимать, закончить школу не получится. Будем до гробовой доски мамонтов гонять.
- Лучше пасти, - не удержался Заварзин. - И доить. У них молоко хорошее.
- Ты пробовал, что ли?
- Нет. Но это пока!
Все рассмеялись. Не воспринималось всерьез попадание. Только Артем сидел хмурый, да Галочка Егоровна прятала лицо.
- Слушай, Ниндзя, а берег у реки не глинистый часом? - неожиданно спросил Заварзин.
- Глина, - кивнул Петров. - Ниже по течению выходы известняка.
- Интересно, - продолжения не последовало. Колька погрузился в раздумья.
- Раз вода рядом есть, переселяться смысла никакого, - медленно произнес Буртасов. - Такую домину нам не построить. К тому же непонятно, что нас сюда перенесло. Вдруг, некие разумные существа. Поймут свою ошибку и вернут всё взад. На этом месте есть хоть какие-то шансы.
- Вероятность посчитать? - ядовито хмыкнул Евстифеев.
- Не надо, - махнул рукой Батяня. - И без математики понятно, что мизерные. Но в другом месте нет никаких. Мы на эти шансы оглядываться не будем. Но местечко забьем на всякий пожарный. Теперь что нам нужно. Про оружие уже говорили. В связи с находками в подвале новые мысли есть? Дудка?
- Поляки косы переделывали в копья. Ниндзя, сойдет такая штука за пальму?
Петров покачал головой:
- Кривая больно.
- И то верно, - согласился Дудник. - На копья лучше нормальные наконечники выковать, раз уж целая полевая кузня нашлась. У нас металла много. Якорь, гири...
- Из гирь мы хрен чего сделаем, - пробурчал Бульба. - Чугунные они.
- И что?
- Чтобы чугун в сталь перелить, его расплавить надо и лишний углерод выжечь. А мы ни сталь, ни чугун не расплавим. Слабо!
- А якорь?
- Якорь стальной, - кивнул Тарас. - Можно разрубить на куски и перековать. Только рубить его - закачаешься. И печи нет.
- Печь из кирпичей сложить, - словно очнулся Чума. - А кирпичи из глины. Я прошлым летом для деда кирпич делал, там несложно всё. Только долго. Жаль раствора нет, но можно и сухую кладку использовать.
- Просто купить кирпич деду твоему что, религия не позволяет? - поинтересовалась Лапа.
- Что-то типа того, - согласился Колька. - Говорит, хорошую печь из дерьма не сложишь. Там еще известняк есть. Так, Ниндзя?
- Есть, однако.
- Из него и глины цемент делают. Только как - убей не помню. То ли три к одному, то ли один к трем. Размельчить, перемешать, прожечь. Или, наоборот прожечь, потом размельчить... В общем, лет на двадцать экспериментов.
- Мужики, возвращаемся к оружию, - помахал руками Батяня. - Значит, копья делаем из дерева, наконечники пробуем выковать. Так?
- Так, - кивнул Дудник. - А косы... В принципе, если их разогнуть, как для копий, и пришпандорить соответствующую рукоятку, может получиться что-то типа меча с заточкой внутренней кромки. Этакий недоятаган. Сталь правда так себе, но нам не доспехи рубить.
- У мамонта шкура не хуже доспехов может оказаться, - хмыкнула Лапа.
- Кто-то собрался лезть с мечом на мамонта? - Дудник от удивления склонил голову к плечу. - Меч только против людей. И то, если умеешь им работать. Иначе скорее сам порежешься. Кто у нас мечники?
- Мы с сестрой, - поднял руку Олег. - Не мастера, но учились. Своих не порубаем.
- Тогда делаем. Я на плечи арбалета пластинку нашел. Точь-в-точь, как Батяня предсказал: в углу под трубами. Но только одну. И пару трубочек, если аркебуз делать. Но стрелять категорически нечем.
- Там лента стальная лежит, - сообщил Миша. - Наконечников из неё наделать можно. Я присмотрел подходящие кусты. И для стрел, и для луков.
- Можно. Только плечи у меня короткие, деревянные болты легкие, далеко не полетят. Стальные нужны. Или свинцовые шарики для аркебуза. Аркебуз вообще лучше. Я его в прошлом году вырезал. А с арбалетами дела не имел.
- А что из этого эффективно против крупных хищников? - Артем впервые вступил в разговор.
- Копья! - хором произнесли Петров и Дудник.
- Ещё?
Ответом было смущенное молчание.
- Пусть не убить, но отогнать, - уточнил Артем.
- Любая дистанционка. Если из укрытия. Чтобы зверь до стрелка не мог добраться.
- Этту одной стрелой не взять, однако.
- Значит, надо делать укрытие? Не из окон же стрелять!
- Частокол нужно поставить, - уверенно заявил Заварзин. - Из вертикальных бревен.
- Конструкцию знаешь? - лицо Артёма осталось каменным.
- А чего тут конструировать?
- Не так просто. Столбы надо на метр врыть в землю. Двести метров траншеи, чтобы по снегу не копать. Сколько это кубов, Виталь?
- Сотня плюс минус десять. Скорее плюс.
- Ага, сотня. Бригада землекопов, наверное, за пару недель справится. Но! Нормальных лопат у нас нет. Лавинными снег ворочать хорошо, а землю они не берут. Значит, рубим ледорубом, топоры жалко. Но ледоруб не кирка, клюв короткий и тонкий. А лопатка совсем маленькая, одно название. В самом начале заглубиться - вообще хоррор! Дальше хоть можно пластами обрушивать. Но и это - не подарок. Так что о неделях забыли. Месяц, а то и два. А еще снег. Он хоть и вне канавы, но будет таять. А получившаяся вода стекать вниз. То есть в канаву. Дом-то на холме стоит, хоть и пологом. Что-то через стенки дальше утечет, но в канаве постоянно будет по колено ледяной воды. И это ещё не всё. Потом напилить порядка тысячи столбов. Обтесать. Плюс подпорки, потому что грунт столбы держать будет плохо. Придумать, чем их крепить, гвоздей-то нет! То есть, до зимы точно провозимся. И всё это время без защиты...
- Можно бревна плашмя класть, - неуверенно сказал Дудник. - По срубному типу.
- Без фундамента?
- Фундамент бы не помешал, - вздохнул Андрей. - Хотя бы из кирпича.
- Та же канава?
- Угу.
- И пятнадцать тысяч кирпичей, - мигом сосчитал Евстифеев. - Чума, наделаешь?
- Долго, - энтузиазм Заварзина несколько поувял. - Их еще перенести надо.
- Пятьдесят тонн.
Повисло напряженное молчание.
- Интересно, - мечтательно произнесла Лапа, отвернувшись от стола и поправляя кошачьи грелки, - мужики по жизни такие идиоты, или у всех шок от переноса?
Семь пар глаз вопрошающе уставились на девушку.
- Нам на фиг не надо крепостные стены городить, - ответил за сестру Малой. - У нас почти километр "Егозы".
- Чего?
- Колючей проволоки, - усмехнулся Артем.
- Её родимой, - подтвердила Светка. - Хватит в три ряда обмотать нашу избушку вместе с соснами и снегом. И еще треть останется. И ни один зверь не сунется. И местные троглодиты - тоже. Потому что колется!