Быстрого прорыва не получилось, бой шёл весь день и не прекращался до вечера, продолжаясь и ночью. Противник сопротивлялся отчаянно, постоянно контратаковал танками и пехотой, подбрасывал подкрепления. Захватить и полностью очистить Гросс-Йенцник удалось только с наступлением следующих суток. За 14 часов непрекращающихся боевых действий получилось продвинуться только на два-два с половиной километра. Прогрызая оборону, 314-му гвардейскому стрелковому полку всё-таки удалось захватить батальонный узел сопротивления, разгрызть этот крепкий орешек. Из дивизии требовали продолжать бой и за ночь выйти на южный берег озера Гроссер Амтс-Зее, чтобы выполнить задачу дня. Но люди просто валились с ног от усталости, требовалась хоть небольшая передышка. Нужно было подтянуть артиллерию, пополнить боекомплект, эвакуировать раненых, разобраться с потерями, собрать перемешавшиеся подразделения, в конце концов, накормить людей.
На всё это нужно время, противник не побежал, а прикрывшись контратаками и арьергардами, только слегка попятился. Его местами сбили, местами с великим трудом выдавили с позиций. Конечно, нанесли потери, столкнули с хорошо укреплённого рубежа, но ещё не разбили, не погнали без остановки вспять. И не было того ощущения, что ещё чуть-чуть, совсем немного поднажать, и «немец» побежит без оглядки.
Первый батальон собрался в полном составе, батарея сорокапяток заняла позицию слева от высоты, прикрывая танкоопасное направление (дорогу на Лихтенхаген) и стык с соседним батальоном. Передовые роты спустились к подножию, в предполье выдвинулся стрелковый взвод, усиленный станковыми пулемётами и сапёрами. Если что, он и будет вести бой, имитируя «решительное наступление». Поддерживать «наступление» будет миномётная рота батальона. Моя батарея в движении, повзводно меняет боевой порядок. Контролирую процесс, встречая «огневиков» на подходе к деревне и указывая место для огневой позиции. Теперь миномёты будут находиться недалеко от южной окраины Гросс-Йенцник, и дальности нам хватит на всю операцию. До озера четыре с небольшим километра, при желании можно и по городу зафигачить, на предельной дальности достанем. Просёлочная дорога проходит неподалёку от огневой, а это тоже плюс, подносчикам не придётся далеко за минами ходить. Укупорка с двумя минами весит два пуда, особо не набегаешься, а при беглом огне расход получается приличный. На НП у меня лейтенант Антипов, так что без поддержки махру не оставим. Пока между делом не мешало бы пожрать, но старшина где-то запропастился, наступление же началось, кому-то надо тылы прикрывать, а все снаряды, как известно, падают возле кухни. Надо будет с ним профилактические мероприятия провести, или замполита науськать, кстати, это его прямая обязанность, проследить, чтобы личный состав был обеспечен горячим питанием.
В штабах подсчитывают потери, докладывают об успехах, и как потом станет известно из сводок. В результате дневного боя подбито 6 танков, сожжён склад с боеприпасами. Захвачено: одно 105-мм орудие, два 75-мм орудия, два 81-мм миномёта, 10 лошадей и 26 пленных. Уничтожено до двухсот солдат и офицеров противника.
Наши потери: убито - 12 человек, ранено – 66 человек.
Выведено из строя: 45-мм орудий – 4; орудий полковой артиллерии – 2; орудий ЗИС-3 – 3; станковых пулемётов – 6.
Задачу первого дня наступления полк выполнил только к концу следующих суток, захватил деревню Лихтенхаген и вышел на берег озера. Противник отчаянно сопротивлялся, всё также контратаковал, но всё-таки отступил. После выполнения поставленной задачи, 314-му полку была поставлена новая. Прикрыв усиленной ротой направление на Лихтенхаген и Дамниц, остальной состав сосредоточить в районе леса севернее Клаусфельде. В связи с тем, что поддерживаемый нами стрелковый полк отбыл в резерв командира дивизии, наш 268-й миномётный включили в дивизионную артиллерийскую группу.
Остальные полки дивизии воевали на подступах к городу Шлохау. Гвардейцы соседнего 316-го полка за день продвинулся немного дальше, поэтому комдив ввёл в бой второй эшелон дивизии – 318-й гвардейский стрелковый полк, на его левом фланге, в ночь с 24-го на 25-е февраля. А в 23:00 двадцать пятого февраля при поддержке артиллерии и миномётов начался штурм города Шлохау. Несмотря на отчаянное сопротивление немецких войск, к трём часам ночи 26-го февраля, совместной атакой полков с фронта и левого фланга город был взят и очищен от противника. Остатки разбитой 32-й пехотной дивизии отошли в северном направлении.
За период боёв на подступах к Шлохау и при овладении Шлохау дивизия нанесла противнику следующий ущерб:
УНИЧТОЖЕНО:
Орудий разных – 8,
Танков и самоходных орудий – 6,
Станковых пулемётов – 13,
Ручных пулемётов – 13,
Сожжено складов с боеприпасами – 3.
ЗАХВАЧЕНО:
Орудий 105-мм – 1,
Орудий 75-мм – 3,
Орудий 37-мм – 1,
Миномётов 81-мм – 2,
Станковых пулемётов – 11,
Ручных пулемётов – 6,
Карабинов – 106,
Грузовых автомашин – 50,
Легковых автомашин – 15,
Мотоциклов – 30,
Велосипедов – 78,
Складов с продовольствием – 3,
Складов с обувью – 1,
Лошадей – 30.
Убито и ранено свыше 1200 солдат и офицеров и пленено 46.
Отредактировано ДАН (25-01-2020 12:20:55)