Военный моряк говорит о военных кораблях "судна"?
И говорили и в документах писали, и в книгах. Полистайте хоть "Морской сборник" или "На Орле к Цусиме".
Известное вам правило утвердилось уже в советское время.
В ВИХРЕ ВРЕМЕН |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Курс ведёт к опасности
Военный моряк говорит о военных кораблях "судна"?
И говорили и в документах писали, и в книгах. Полистайте хоть "Морской сборник" или "На Орле к Цусиме".
Известное вам правило утвердилось уже в советское время.
Картинка из Курти.
Он позаимствовал её из "Лондонской иллюстрации" 1882-го года (где, собственно, я её и нашёл). А уж откуда спёрли они - сие мне неведомо
Отредактировано Ромей (31-08-2020 21:48:17)
Газета «Пти Журналь»
Франция, Париж.
(специальный воскресный выпуск)
…октября 1878 г.
«…канонада, доносящаяся с моря, постепенно стихала. Дымы, затянувшие половину горизонта редели, оттягивались в сторону моря, и с бруствера, который я выбрал себе в качестве наблюдательного пункта, уже мало что было видно. Надо было срочно что-то предпринимать, иначе я рисковал не попасть в число зрителей финального акта этой грандиозной драмы.
Выход нашёлся в лице египетского офицера, принявшего, за убылью прежних начальников, командование на форте. Прибегнув к средству, безотказно срабатывающем при общении с любым восточным чиновником (а именно, к золотой десятифранковой монете) я добился позволения подняться на маячную вышку. Это жалкое сооружение даже в подмётки не годилось стоявшей здесь некогда величественной башне - но и его ничтожной высоты в какие-то полтора десятка метров, вполне хватило чтобы увидеть всё, что я хотел. С помощью отличной зрительной трубы с я отлично видел удаляющуюся на запад колонну британских броненосцев. Превосходные оптические стёкла французской фабрики «Парра-Мантуа» позволили мне ясно различить, что в носовой части одного из броненосцев бушевал огонь, другой же еле полз на буксире у своего более удачливого собрата.
Да, друзья мои, Королевский Флот, признанный всеми господин морей, отступал! И не просто отступал – бежал, как получившая пинок дворняжка! При виде этого я испытал такой прилив восторга, что не сразу смог найти слова, чтобы описать его. Миф о несокрушимости морской мощи Англии рушился на глазах и это, безусловно, отличная новость для моряков и кораблестроителей Третьей Республики! Быть может, пройдёт совсем немного времени, и мы с вами станем свидетелями падения тирании, взявшей за горло весь мир.
Турецкая эскадра, понёсшая в этом сражении серьёзные потери (я ясно видел взрыв одного из броненосцев Хасан-паши и потопление ещё двух) так же спешно отступала на северо-запад. Акватория александрийского рейда осталась, таким образом, ничьей – ни победители, ни побеждённые не рискнули предъявить права на неё и расползались по разным румбам, волоча за собой шлейфы угольной копоти и дыма от бушующих на палубах пожаров.
Я рассматривал торчащие из воды напротив Маячного Форта мачты, когда краем глаза заметил движение в районе восточного брекватера. Я навёл свою трубу туда – и обнаружил два лежащих на мелководье броненосца. Могучие корабли сплелись в последнем объятии, подобно любовникам, застигнутым смертью на пике страсти. Подкрутив колёсико оптической настройки, я разглядел снующие вокруг недвижных туш барки. Видимо, портовые лодочники, коих в Александрии всегда хватало, снимали моряков с разбитых кораблей.
И в тот самый момент, когда я вознамерился сосчитать подходящие к кораблям фелюги, в глаза мне бросилось полотнище, плещущееся на стеньге одного из них, того, что покрупнее. Я пригляделся – и вновь не поверил своим глазам.
Над подбитым британским (в этом не было никаких сомнений, я ясно различал характерные орудийные башни и надстройки) броненосцам развевался белый с косым голубым крестом русский военно-морской флаг!..»
Отредактировано Ромей (31-08-2020 22:05:12)
С помощью отличной зрительной трубы с я отлично видел удаляющуюся на запад колонну британских броненосцев
Близкий повтор и лишний предлог "с".
Подкрутив колёсико оптической настройки
Колесико настройки бывает у бинокля. У зрительной трубы регулировка (если она есть) осуществляется вращением самого окуляра.
Сделал небольшую вставку в один из предыдущих эпизодов.
Снова рявкнули шестнадцатидюймовки - на этот раз только в носовой башне. Стэнли, затаив дыхание, считал, следя, как чёрный мячик (из-за нехватки обычных снарядов кептен Летбридж приказал подавать к орудиям круглые бомбы, небольшой запас которых имелся в погребах) карабкается по пологой дуге, замирает на мгновение – и устремляется вниз, к палубе броненосца с красным, украшенным полумесяцем, полотнищем на кормовом флагштоке.
Шестнадцать дюймов - это много. Чертовски много. Подобный монструозный калибр нёс единственный броненосец Роял Нэви – «Инфлексибл». Их было четыре – по две дульнозарядных нарезных чудища весом в восемьдесят одну тонну каждое в двух диагонально расположенных орудийных башнях. Их сорокасемипудовые конические снаряды системы Армстронга проламывали броневые плиты толщиной в тридцать шесть с половиной дюймов. Палуба же «Мехмед-Мурада» была защищена гораздо скромнее - всего-то пятнадцать дюймов железной брони на дубовой подложке. Круглая бомба проломила её с лёгкостью, но при этом изменила направление. Снося по дороге со станков тяжёлые орудия, она пронизала ещё одну палубу, пробила две небронированные переборки и смяла третью одну– двухслойную, из метрового слоя дуба и одиннадцати дюймовых слоёв котельного железа. Там она и успокоилась – ровно на тот срок, который понадобился, чтобы догорела дистанционная шёлковая трубка, наполненная пороховой мякотью.
Помещение, где завершила твой полёт злополучная бомба, было снарядным погребом «Мехмед-Мурада» - в отличие от погребов «Инфлексибла, он был почти полон, поскольку турецкие артиллеристы успели подать к орудиям батарейную палубу всего-то десяток снарядов. И когда бомба наконец взорвалась, для каждого из её чугунных осколков нашлась весьма соблазнительная мишень.
Несколько мгновений ничего не происходило – и вдруг палуба турецкого броненосца превратилась в действующий вулкан. Фонтан обломков взлетел к синему средиземноморскому небу, за ним вырос столб дыма, просвеченного насквозь прожилками жёлтого пламени. Потрясённый Стэнли наблюдал, как броненосец повалился на борт, как реи его окунулись в воду. Новый взрыв, новый клубящийся столб – на этот раз, снежно белый.
Отредактировано Ромей (01-09-2020 00:11:16)
Одна ближе к корме, другая - к носу. Всё просто.
Одна ближе к корме, другая - к носу. Всё просто.
Авторский произвол священен. Но подобной разделение на казематных броненосцах несколько странен.
... Их сорокасемипудовые конические снаряды системы Армстронга проламывали броневые плиты толщиной в тридцать шесть с половиной дюймов. Палуба же «Мехмед-Мурада» была защищена гораздо скромнее - всего-то пятнадцать дюймов железной брони на дубовой подложке. Круглая бомба проломила её с лёгкостью, но при этом изменила направление. Снося по дороге со станков тяжёлые орудия, она пронизала ещё одну палубу, пробила две небронированные переборки и смяла третью одну– двухслойную, из метрового слоя дуба и одиннадцати дюймовых слоёв котельного железа. Там она и успокоилась – ровно на тот срок, который понадобился, чтобы догорела дистанционная шёлковая трубка, наполненная пороховой мякотью.
Помещение, где завершила твой полёт злополучная бомба, было снарядным погребом «Мехмед-Мурада» - в отличие от погребов «Инфлексибла, он был почти полон, поскольку турецкие артиллеристы успели подать к орудиям батарейную палубу всего-то десяток снарядов. И когда бомба наконец взорвалась, для каждого из её чугунных осколков нашлась весьма соблазнительная мишень.
Вот если бы это был снаряд, вопроса и не было, но круглая бомба... Если она была чугунная, то скорей всего раскололась не пробив даже бронепалубу. Да и стальная вряд ли пробьёт, всё выше перечисленное, её масса, на выпуклый взгляд, около десяти пудов.
Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Курс ведёт к опасности