Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Курс ведёт к опасности


Курс ведёт к опасности

Сообщений 271 страница 280 из 530

271

Ромей написал(а):

Палуба же «Мехмед-Мурада» была защищена гораздо скромнее -  всего-то пятнадцать дюймов железной брони на дубовой подложке.

Коллеги!!!
Какие "пятнадцать дюймов палубной брони" на Свифтшурах???
Да и вообще - откуда на них 15-дюймовая броня?

Belt: 6–8 inches (150–200 mm)
Battery: 4–6 inches (100–150 mm)
Bulkheads: 4–5 inches (100–130 mm)

https://en.wikipedia.org/wiki/Swiftsure-class_ironclad

ЗЫ:

Ромей написал(а):

(из-за нехватки обычных снарядов кептен Летбридж приказал подавать к орудиям круглые бомбы, небольшой запас которых имелся в погребах)

Это что, действительно кто то делал круглые бомбы для о-о-о-о-очень малочисленных нарезных пушек, не имеющих гладкоствольных аналогов?

Отредактировано Мамоныч (03-09-2020 16:22:57)

+1

272

Генерал написал(а):

Цоккер написал(а):

    Если торпеды пускают британцы - может быть, не сажени, а фатомы?

фатомы???(зачем усложнять текст сверх меры) Тогда уж футы.

Генерал написал(а):

Ромей написал(а):

    Моряк. На судне. Всё меряет в саженях, кабельтовых, футах

Ромей, коллега пытается сказать что фатомы это мере длинны использовалась на флоте. Морска́я са́жень (саже́нь) (англ. fathom, фатом, фадом, фэсом) — единица длины в английской системе мер и производных от неё, равная 6 футам...

Коллеги!
Дальность стрельбы англы и на суше и на море измеряют ярдами:
https://en.wikipedia.org/wiki/RML_16-inch_80-ton_gun
https://en.wikipedia.org/wiki/Whitehead_torpedo

+2

273

Ромей написал(а):

Самим же, спустившись к югу до пятой параллели и обогнув по широкой дуге Цейлон, повернуть на запад, к берегам Африки.

А почему бы не зайти на пару часов в французские  колонии что расположены в Индии? Они как раз на побережье Бенгальского залива.

0

274

Генерал написал(а):

А почему бы не зайти на пару часов в французские  колонии что расположены в Индии? Они как раз на побережье Бенгальского залива.

зайти-то можно.
А вот сколько британских боевых кораблей будет ждать их на выходе?
Их задача сейчас - как можно быстрее убраться из района, где они успели крепко наследить.

Отредактировано Ромей (03-09-2020 19:57:59)

0

275

Ромей написал(а):

А вот сколько британских боевых кораблей будет ждать их на выходе?
Их задача сейчас - как можно быстрее убраться из района, где они успели крепко наследить.

Все таки век не двадцатый, скорость распространения информации на много медленнее. Пока англичане узнаю, пока выдвинутся, «Крейсер» будет далеко в море. А допустим в Карикале можно было бы узнать о положении в Индии и Цейлоне и действиях британского флота.  Но если всё же капитан опасается быть перехваченным что крайне маловероятно, можно получить информацию на Реюньоне хотя сомнительно что там знают о передвижении британцев в Индии. За то из-за закрытия суэцкого канал  основной торговый поток снова пошло через них и капитаны проходящих судов наверняка делятся тем что видели по пути вокруг Африки. Из этих разговоров можно многое почерпнуть.

+1

276

Индийский океан.
Немного  выше третьей параллели
..сентября 1878 г.

- Открывайте, барон! Потопнете!
Мичман Завадский постучал в дверь каюты – и, не удержавшись на ногах, отлетел в противоположную сторону, увлекаемый размахом качки. Удара, впрочем, не получилось – между спиной Завадского и досками переборки оказалась мягкая прослойка в виде второго артиллериста, лейтенанта князя Рославлева. В руках тот держал большого рыжего кота – когда-то пушистого, а теперь мокрого, всклокоченного и категорически недовольного жизнью.
Дверь распахнулась, и до мичманов долетел раскат чёрной брани. На пороге стоял Греве – злой, невыспавшийся, с помятой физиономией, в закатанных до колен штанах и несвежей рубашке навыпуск. В обеих руках он держал башмаки (от сапог отказались давным-давно, когда по пути через Индийский океан пересекали тропик Козерога), и как-то ухитрялся держаться за косяк.
Рославлев со смехом швырнул барону кота. Несчастный зверь с диким мявом вцепился барону в рубашку, вызвав тем самым новый обвал брани. После чего  - сиганул куда-то вбок и скрылся в бароновой каюте.
- А в рыло, князинька? – хмуро поинтересовался барон. – Не посмотрю ведь, что вы чином выше - поймаю Ваську, возьму за хвост и по харе им твою светлость отвожу!
- Хватит вам торчать в каюте букой, барон! – легко отозвался лейтенант. На угрозу оскорбления действием он и не думал обижаться. – Поднимайтесь-ка лучше наверх, а сюда я пришлю матроса со шваброй, согнать воду вниз, в трюм. А то у вас тут скоро плавать можно будет!
Барон скосился вниз – вода в коридоре стояла выше лодыжек.  Даже не стояла, а  ходила низенькими волнами туда-сюда вдоль коридора,  от переборки к переборке, в такт размахам клипера, без всяких усилий перехлёстывая через комингс.
- Если хочешь спать в уюте, спи всегда в чужой каюте… - Греве пробурчал под нос истину, известную любому сопливому гардемарину, проводил забавников сердитым взглядом (те уже направлялись к трапу, хватаясь за стены каждый раз, когда судно валилось на борт), и заглянул в каюту – вода там стояла, казалось, даже выше, чем в коридоре. Рыжий Васька забился на книжную полку и оттуда недовольно сверкал на законного владельца помещения ярко-жёлтыми глазищами.
Барон вздохнул, попытался стереть с лица накапавшую с подволока воду  (помешали зажатые в руках ботинки), и, чертыхаясь, направился вслед за Завадским и Рославлевым к трапу. Навстречу ему, сверху, из люка, хлестали потоки воды.
Он выбрался на палубу через люк, расположенный сразу за грот-мачтой и огляделся. Картина достойная первого дня творения: ветер ревел великанским рогом, его порывы срывали гребни волн и рассеивали их над океаном облаками водяной пыли; Горизонт сплошь в водной пелене, и глаз не находит правильного волнения – штормовые валы потеряли очертания, сшибаются, закручиваются воронками и бурлят крутым кипятком в колоссальном ведьмином котле. Клипер то взлетал к низким дождевым тучам, то проваливался в бездонные ущелья меж водяных хребтов. 
От удара накатившей водяной горы затрещал вельбот на боканцах, и Греве едва устоял на ногах, схватившись за подвернувшуюся под руку снасть. Кипящий вал ударил в коечные сетки, перепрыгнул фальшборт, разлился по палубе, вскипая водоворотами вокруг любого препятствия, докатился  до грот-мачты и схлынул. Барон стоял, мокрый до нитки и ошалело отплёвывался от внезапного душа…

…казалось, это не закончится никогда.  «Крейсер» с кургузыми обрубками вместо мачт (стеньги  спустили, как только запахло затяжным штормом) вторую неделю беспомощной щепкой носило по океану.  Машина с её тысячью двумястами индикаторных сил едва-едва выгребала против бешеных штормовых шквалов, а если и выгребала, то это оборачивалось пустым переводом угля. Насколько удалось продвинуться к весту? Насколько клипер снесло  к зюйду или, наоборот, к норду? На эти вопросы сейчас не ответил бы никто.  Ни командир клипера, капитан-лейтенант Михайлов, ни штурманский офицер не имели ясного представления о местонахождении судна – счисление в такой обстановке делать не имело смысла, небо же, постоянно затянутое облаками, не давало возможности определиться по солнцу или звёздам. «Крейсер» несло в неизвестность; ясно было только, что общее направление – на ост, параллельно экватору, в сторону острова Суматра и архипелага Бату. 
Не желая понапрасну надрывать и без того изношенные механизмы и предвидя близкую  необходимость  экономить уголь, Михайлов приказывал время от времени останавливать в машину, держа в котлах лишь номинальное давление. Чтобы судно управлялось - ставили штормовой стаксель и грот-марсель, со взятыми тремя рифами – и всё равно рангоут зловеще трещал с каждым порывом штормового ветра…

- С лёгким паром барон! Похоже, вас там прилично затопило? 
Греве поднял голову. С мостика, вцепившись в ограждение, на него смотрел командир клипера. Аккуратно одетый, в безупречно сидящей фуражке, словно и не творилось вокруг нечто, мало уступающее библейскому потопу, он своим видом словно бросал вызов взбесившейся стихии.
- Ступайте-ка в кают-компанию, вестовой принесёт вам сухое, переоденетесь. - распорядился Михайлов. – Матросы смотрят, нехорошо… вы ведь теперь в подвахтенной?
- Сменился, господин капитан-лейтенант! В другой раз мне заступать в «собаку».
Барон надрывал горло, стараясь перекричать завывание ветра. А Михайлов  даже не особенно-то и повышал голос – но казалось, что его  слышно в любом уголке палубы.
- Вот и славно. Замёрзли, небось, мокрым-то, в одной рубашке?
Барон кивнул. Тропики - тропиками, а на ноябрьском ветру его пробирало до костей.
- Велите подать адмиральского чаю, согреться, и укладывайтесь там же, на диване. До вахты выспитесь, ежели аврала  не случится.
«Адмиральским чаем» называли специфический напиток, особо показанный после штормовых вахт. Употреблялся он следующим образом: кружку крепчайшего чая опорожняли на четверть, после чего подливали чёрного ямайского рома (отдельные любители употребляли для этой цели коньяк) снова выпивали на треть, и снова подливали. Операция , повторялась желаемое количество раз, обычно – пока напиток в кружке не переставал отличаться от обычного рома.
Греве кивнул, засунул под мышку башмаки (всё-таки сумел не упустить!) и с облегчением полез в низы. До ужина можно было ещё урвать хоть пару часиков сна.

https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t269955.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t263177.jpg

Отредактировано Ромей (04-09-2020 02:17:31)

+8

277

Ромей написал(а):

с помятой физиономией, закатанных до колен штанах

Не хватает предлога "в".

+1

278

Спасибо большое

0

279

Западная часть Индийского океана,
немного севернее экватора
…ноября 1878 г.

Циклон, две недели кряду игравший с «Крейсером», как с барбоска с костью, в конце концов выдохся. А может, и не выдохся вовсе, а наигрался, и, бросив свои жестокие шалости,  покинул эти широты и уполз в сторону Бенгальского залива - творить бесчинства у берегов Индии и Бирмы, заливать дождями города, напитывать сыростью джунгли, рисовые поля и вздувать половодьями коричневую воду рек. Небо, наконец, расчистилось, и первая же попытка определиться преподнесла команде «Крейсера» приятный сюрприз. Клипер находился примерно на меридиане Маската, спустившись почти до экватора – таким образом, удовлетворённо заметил капитан-лейтенант Михайлов, сожжённый уголь не был растрачен совсем уж впустую. А вот дальше оставалось полагаться только на силу ветра: в бункерах удалось наскрести лишь несколько лопат угольной пыли, и командир клипера скомандовал «все наверх» - поднимать на место стеньги и ставить паруса.
Больше суток «Крейсер» бежал на вест, подгоняемый четырёхбалльным пассатным ветром. Капитан-лейтенант принялся вместе со штурманским офицером прикидывать дальнейший маршрут – следовало пополнить запасы угля перед новым туром океанского круиза. Для этой цели можно было поискать британских купцов, ползающих туда-сюда вдоль Африканского берега, от мыса Доброй Надежды в Аден или порт Карачи.  А можно было повернуть на юг, пересечь экватор и рискнуть  - зайти на бункеровку в Занзибар или Дар-эс-Салам, где стараниями султана Меджид ибн Саида был возведён крошечный порт.
Греве выдвинул идею совершить набег на Момбас – там с 1875-го года располагалась британская угольная станция. Но Михайлов зарубил её на корню: «без единого куска угля в ямах это авантюра-с, батенька! Если там окажется самый что ни на есть паршивый колониальный крейсер -  он нас без хода как захочет, уделает с носовых или кормовых ракурсов. А мы ему в ответ только фиги будем показывать!»
В Занзибар и Дар-эс-Салам решено было пока не соваться – слишком уж вольготно чувствовали себя там англичане, слишком велик был шанс нарваться на стационер, а то и на целую эскадру.
Михайлов объявил о своём решении: пока «Крейсер» попробует разжиться углём со встречных торговых судов. А при неудаче – спустится ниже от экватора, до Мадагаскара, где французы с начала шестидесятых годов текущего, девятнадцатого держат фактории и угольную станцию. 
И тут судьба-злодейка внесла в планы капитан-лейтенанта – как и в судьбу всего экипажа клипера - свои коррективы.

Пассаты (от испанского viento de pasada,  «ветер, благоприятствующий передвижению»), ветра, дующие  между тропиками круглый год, в Северном полушарии северо-восточных румбов, в Южном - с юго-восточных, отличаются ровным, весьма предсказуемым нравом. Но это не значит, что вахтенным на парусном судне, спешащим по своим делам с пассатом, можно терять бдительность. Тропики есть тропики, и в любую минуту на горизонте может появиться небольшое, быстро приближающееся облачко, несущее внезапный шквал – и худо придётся тому, кто не успеет вовремя сбросить нижние паруса или хотя бы взять на фоке и гроте по три рифа!
Тропическая жара и усталость, накопившаяся  после свирепой схватки с циклоном, сыграла с вахтенными «Крейсера» злую шутку. Шквал налетел с норд-оста и первым же порывом положил клипер на борт так, что в кают-компании (как раз был обед) с грохотом покатилась по полу посуда, люди падали со стульев, а буфетчик выплеснул на спину барона Греве полную супницу горячего, только с камбуза, супа.
Но это были далеко не все неприятности. Даже и не их начало…
С пушечным грохотом лопнул по шву и оглушительно защёлкал на ветру фок. Вслед за этим раздался леденящий душу всякого моряка треск - грот-стеньга, расколовшаяся почти до половины покосилась, и висела, удерживаемая стоячим такелажем.
А шквал уже миновал – ушёл дальше, отмечая свой путь на воде полосой взвихренных бурунов – тех самых, которые непременно должны были засечь, да проворонили вахтенные сигнальщики и вперёдсмотрящие «Клипера».
Но сейчас не время было искать виноватых. Стеньга, хоть и треснула, но пока выдерживала вес рей, салингов и парусов. Но все понимали – ещё один такой шквал, а то и просто небольшое усиление ветра - и она попросту полетит за борт. Медлить было нельзя.
Капитан-лейтенант скомандовал  «Все наверх». Матросы белыми мурашами разбежавшиеся по снастям, споро взялись за дело. Распустили талрепы стень-вант поддерживающих незадачливое рангоутное дерево с бортов.  Дюжие марсовые, орудуя деревянными киянками, выколотили шлагтовы – прочные дубовые клинья, на которые опиралась стеньга. Теперь она удерживалась лишь парой стень-вынтрепов, которые по команде боцмана и стали вытравливать выстроившиеся на палубе матросы. Стеньга дрогнула и, оглушительно скрипя, заскользила вниз в отверстии эзельгофта – массивного, окованного железом бруса, закреплённого на ноке грот-мачты и предназначенного поддерживать стеньгу. Стеньгу опустили до упора; вместе с ней  спустились и марса- и брам-реи. Затем к грота-салингу подняли на блоках запасной лисель-спирт, притянули тросовыми хомутами-вулингами вдоль треснувшей стеньги подобно тому, как хирург  накладывает шину на сломанную голень. На подкреплённое таким образом рангоутное дерево завели пару  дополнительных вант, обтянули втугую - и на этом аврал благополучно завершился. Опасность расшатать пострадавшую мачту была устранена, однако, из осторожности, Михайлов позволил ставить на «обрубке» только марсель, взятый на два рифа – «вот зайдём в порт, выбросим эту времянку, воткнём нормальную стеньгу -  тогда и забегает наш красавец во всю прыть!»
- Может, ляжем в дрейф и починимся, никуда не заходя? – предложил старший офицер. – А что? Снимем грота-рей и поставим его вместо стеньги, а сам рей заменим запасным. Делов-то на рыбью ногу!
- Нет уж, голубчик… - Михайлов поднял голову, рассматривая «времянку». Там сновали марсовые, приводя в порядок бегучий такелаж.  -  Вот если бы мы шли домой, я бы так и поступил. А теперь - неизвестно ещё, сколько нам болтаться в океане.  Нет уж, лучше починиться основательно. Зайдём в Занзибар и сделаем всё на совесть. Заодно и угля возьмём.
Старший офицер скептически покачал головой.
- Как бы нам, Леонид Васильевич, вместо угля не огрести полные карманы неприятностей.
Михайлов вздохнул.
- Мне и самому голубчик, страсть, как не хочется туда соваться. Аден под боком, а там англичане, и не шлюп какой-нибудь, а кораблики посерьёзнее. Однако ж, выхода у нас нет: угольные ямы пусты, а с обрубком вместо грот-мачты ходок из «Крейсера» неважнецкий. Так что помолимся, как полагается,  Николе-Угоднику, и пойдём. Телеграфный кабель до Занзибара ещё не дотянули, а стационер, если там и стоит – то какая-нибудь канонерка.  Глядишь, и обойдётся.
Прозвучала команда. Молодцы-рулевые налегли на вытертые добела рукоятки штурвала. Под палубой заскрипели в блоках штуртросы и «Крейсер», вильнув пером руля, словно акула своим выгнутым, как полумесяц Пророка, хвостом, послушно сменил курс. Теперь бушприт клипера смотрел на зюйд-вест, туда, где за экватором, во многих сотнях морских миль, лежал загадочный остров Занзибар.

https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t171079.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t815542.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t981798.jpg

Отредактировано Ромей (04-09-2020 15:20:54)

+8

280

Ромей написал(а):

покосилась, и висела, покосившись,  удерживаемая тросами стоячего такелажа.

1. Близкий повтор. Второе можно убрать.
2. Вместо "висела" предлагаю "повисла", чтобы оба глагола были в одинаковом виде (совершенном).
3. При слове "трос" обычно вспоминается современный стальной канат. Может быть, лучше будет их вообще убрать?
Как вариант: покосилась и повисла, удерживаемая стоячим такелажем

+1


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Курс ведёт к опасности