Де-юре да.
Но автора сейчас интересует не это, и уж точно, не показатели выплаты чугуна.
Речь идёт о такой неощутимой материи, как "имперский дух", на котором всё и держится. Киплинга почитайте, лучше него не скажешь.
Что до перечисленных государств...
Австро-Венгрия именуется империей лишь по инерции, в память о Священной Римской империи. Турция - ближе, но она уже начала сыпаться. Испания, Китай - ну, не смешите...
Курс ведёт к опасности
Сообщений 331 страница 340 из 530
Поделиться33109-09-2020 23:24:54
Поделиться33210-09-2020 00:20:55
И это, конечно, куда более гибкое, подвижное, порождающее новое богатство, силу, власть, нежели то, что составляет опору северного конкурента. Более ликвидное, как сказали бы экономисты совсем другой эпохи. Но ведь «ликвидное» - это от слова «ликвидировать», верно? Значит – более зыбкое, уязвимое, подверженное воздействию извне?
Нет.
«Ликвидное» от слова «liquidus» - когда твердое [вещество] становится жидким. „Жидкое“ как в Гераклитового Πάντα ῥεῖ καὶ οὐδὲν μένει - все течет и ничто не стоит на месте.
«Ликвидировать» для англичан, когда компания не может больше зарабатывать, её пускают с молотка, что бы генерировать кэш и расплатиться с долгами и акционерам. „Твердое становится жидким.“ - "Nothing personal." - Что бы снова из "the liquid assets" появилась зарабатывающая структура, твердое ("company", содружество, „те, кто вместе хлеб ("pane") делают, делят, едят“). И когда настанет час, и все вернется на круги своя, наступить снова ликвидация.
В русском все серьезнее с ликвидации. Во главе угла не бизнес, а человек...
Поделиться33310-09-2020 06:06:10
«…после 1688 года, когда Вильгельм Оранский высадился солдат в Торбее,
Либо просто высадился, либо в Торбее высадились солдаты Вельгельма Оранского.
за женщин, подвергшихся насилию в несчастном Гулле, распятом пиратами царя Александра, за детей, убитых русскими снарядами прямо в колыбелях…»
Как можно распять город?!
тут стоит напомнить чванливым британцам, например, о Белом доме преданном огню в 1814-м году, о Картофельном Голоде, опустошившем тридцать лет назад Ирландию и спровоцированном английской земельной политикой в этой стране.
Будет более логично если картофельный голод будет сперва спровоцирован английской политикой, а уже потом опустошит Ирландию.
Журналисты они хоть и "писаки юродивые", но автор и читатели себя к таковым не относят. Правда?
Поделиться33410-09-2020 11:19:44
Но автора сейчас интересует не это, и уж точно, не показатели выплаты чугуна.
Речь идёт о такой неощутимой материи, как "имперский дух", на котором всё и держится. Киплинга почитайте, лучше него не скажешь.
Во-первых, неощутимая материя, именуемая "имперский дух", остаётся неощутимой без броненосцев на море и железных дорог на суше. Которые делаются из железа (в конце девятнадцатого века — продукта переработки чугуна), работают на угле и стоят больших денег для государственного бюджета.
Киплинга я читал. И "Дети Марфы", и "Секрет машин" и "Big steamers" ("Сухогрузы", русского перевода не нашел). И потому убеждён, что о материалистических (экономических) основаниях имперского духа он знал.
// Кстати, в восемнадцатом веке Россия экспортировала железо, даже в Англию. А Тульский оружейный завод после бетанкуровской реконструкции был лучшим в Европе. Я буквально вчера был там в музее и наслушался. Другой вопрос — конкуренты не дремали, если при Александре I вышеупомянутого чугуна Россия выплавляли больше, чем Франция и САСШ, причем вместе взятые, при Николае I они нас обогнали. С техническим уровнем ВВТ были аналогичные проблемы, писать о которых не буду, потому что интересовавшимся историей Крымской войны они должны быть известны.
Александр I во главе своих победоносных войск вступил в Париж, а его брату Николаю пришлось читать донесения о разгроме своих войск и сдаче крепостей (Альма, Бомарзунд). Александр блистал на Венском конгрессе, а Николая смерть избавила от унижений конгресса парижского. Совпадение? Не думаю.
Во-вторых, в России в описываемый период имперский дух перебивает дух революционный. Который вы не любите, но который пробивается даже в ваших книгах. По очевидным причинам: империализм XIX века не вяжется с абсолютизмом в традициях XVI века. Буржуазия тоже хочет власти. В Великобритании это противоречие разрешили в XVII веке, придя после некоторых колебаний к конституционной монархии, во Франции абсолютизм кончился в 1789 году, в Пруссии и Австрии в 1848, в России начали было поползновения в этом направлении — "великие реформы", но потом дали задний ход. У паровой машины от такого издевательства гнётся шток или срывает крышку цилиндра. У России в царя-батюшку и его сановников полетели пули и бомбы.
Оно, конечно, соблазнительно объяснить это тем, что англичанка гадит. Но "англичанка" (иностранные спецслужбы, государственные и не очень) гадит всегда и всем, а результаты бывают очень разные. Почему Павлу I англичанка нагадила табакеркой в висок, а Александру I нет, хотя у " ветреных и богопротивных французишек" не было пиетета перед "помазанниками божьими" и была агентура в России? Почему "англичанка" нагадила Николаю II и не смогла нагадить советскому правительству? Почему русский дух под красным знаменем распространился от Эльбы до Меконга с очагами до Кубы и Мозамбика, а под триколором скукожился так, что Смоленская и Ростовская области — пограничные?!
Впрочем, это уже современность и политика, поэтому развивать тему не буду. Главное — материалистическое понимание истории, и научный аппарат исторического материализма имеют предсказательную силу и практическую ценность. Идеалистический же подход способен через пропаганду воодушевить массы и отдельных лиц, однако не даёт надежных прогнозов, не позволяет строить выполнимые планы, и, в общем, ведёт к опасности.
Поделиться33510-09-2020 11:31:40
Первое попавшееся:
В.В. Дугинец. Корабельная фанагория
...
Н. Михайловский "Всплыть на полюсе"
...
И вот вам, крайний и окончательный аргумент:
Из Некрасова, "Приключения капитана Врунгеля".
Уж если ЭТО не убедит...
...
Про сигнальщика, который передает буквы по семафору, говорят: пишет.
Спасибо!
Про "маременский сленг" советского периода - сверх убедительно!
А про вторую половину 19 века?
ЗЫ: В свете:
Сохранившуюся до нашего времени на флоте русскую семафорную азбуку разработал в 1895 году вице-адмирал Степан Осипович Макаров.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Семафорная_азбука
- стало интересно: какой "семафорной азбукой" "переписывались" "сигнальщики" с 1869 по 1895 год:
ПРИКАЗ
его императорского высочества генерал-адмирала
в Санкт-Петербурге, декабря 13 дня 1869 года
No161
Государь император в 8-й день сего декабря месяца величайше повелеть соизволил: в видах значительного развития сигнальной судовой части учредить на флоте новое звание сигнальщиков из унтер-офицеров и рядовых с производством им жалования и прочего довольствия, присвоенного штатами для боцманматов, квартирмейстеров и матросов 1-йстатьи, и затем выполнением обязанностей сигнальщиков барабанщиками и горнистами отменить.
http://www.rkk-museum.ru/documents/arch … l_p10x.pdf
Отредактировано Мамоныч (10-09-2020 11:42:48)
Поделиться33610-09-2020 13:48:54
Ну, раз не убедил вас - остаётся только печалиться.
А по сути вопроса - флот вообще крайне консервативен в плане терминологии и обычаев. И масса сленговых словечек осталась со времён РИФ. И если не изменились методы передачи сигналов (семафор, флажки) - то логично предположить, что не изменилась и терминология.
Кстати, тот же Пикуль её вполне себе применяет и в "рейсерах" и в "Моонзунде". А раз ему можно - то и я сподоблюсь.
Отредактировано Ромей (10-09-2020 13:58:29)
Поделиться33710-09-2020 13:50:23
X. Особенности королевской охоты
Занзибар
…ноября 1878 г.
Занзибар встретил «крейсерцев» выцветшим от жары небом, тонкими иглами минаретов, зубчатыми стенами оманских фортов, заунывной арабской музыкой и густым лесом мачт в гавани, среди которых опытный глаз капитан-лейтенанта Михайлова сразу же выделил слегка откинутые назад мачты французского колониального крейсера, и, чуть дальше – стеньги и дымовую трубу английского шлюпа «Сириус». Оба находились здесь, как стационеры – Занзибар, отделившийся с 1861-го года от могущественного Оманского султаната, лежал на перекрёстке торговых морских путей и, конечно, не мог остаться без самого пристального пригляда морских держав.
Тем более, что именно здесь, в Занзибаре, сидела заноза, не дающая покоя европейцам. Рынок рабов, самый крупный в Восточной Африке. Отсюда «чёрное дерево» вместе со слоновой костью расходилось по всему Востоку – к аравийским шейхам, в в Османскую империю, Персию, даже Индию. Покончив с «работорговлей в Вест-Индии, европейцы решительно ничего не могли поделать с экспортом рабов из Восточной Африки. Хотя британцам с изрядным трудом удалось вынудить некоторых местных сатрапов подписать соглашения о запрете работорговли (в 1848-м году такую бумагу подписал эмир Маската, годом позже к нему присоединились вожди племён, обитающих по берегам Персидского залива)– на деле всё осталось по прежнему. И даже формальный запрет торговли людьми, принятый на самом Занзибаре в 1873-м году мало что изменил. Невольничий рынок по-прежнему оставался одним из самых оживлённых в городе. Восток решительно не желал отказываться от своих многовековых привычек.
- Какая мерзость! - кипятился Греве, когда они возвращались после прогулки по городу. – Была б моя воля, сейчас вооружил бы матросиков и перевешал бы этих скотов на фонарях!
- Так ведь нет здесь фонарей, барон! – с усмешкой отвечал его спутник, старший офицер «Крейсера». – Готов побиться об заклад, на весь Занзибар не найдёте ни одного порядочного фонарного столба!
- Ну, тогда на пальмах! – продолжал кипятиться Греве. – Уж пальм-то здесь хватает. Не понимаю, как можно терпеть эдакое свинство! Куда смотрит командир французского «Инферента»? Дал бы разок по дворцу здешнего султана из своих пяти с половиной дюймов – мигом забегали бы и сами головы работорговцев на блюде принесли! А то – встали на бочки и чего-то ждут…
Вид чернокожих рабов - мужчин, женщин, детей - которых осматривали, выбирали, словно самый обычный товар, произвёл на впечатлительного Греве неизгладимое впечатление.
- Нельзя, Карл Францевич! – развёл руками старший офицер. – Я бы и сам, признаться, с удовольствием, только команду дайте… Однако ж наш командир отправился сейчас с визитом во дворец, и подозреваю, что говорит он там отнюдь не о невольничьем рынке. По слухам, султан.. как его там, не припомните, барон?
- Сеид сэр Баргаш ибн Саид аль-Бусаид. – ответил барон.- Весь вечер зубрил.
- Ну и имечко, прости Господи… так вот, это самый Саид аль-Бусаид и раньше был настроен довольно-таки враждебно по отношению к англичанам. А уж теперь, когда они потерпели ряд поражений и потеряли контроль над Суэцким каналом – стал всерьёз задумываться, на кого делать ставку. Не секрет, что и лягушатники всерьёз заинтересовались Восточной Африкой, и из Берлина стали с интересом поглядывать в эту сторону. Ели из затеи с Суэцким консорциумом, и вправду, выйдет толк – позиции англичан в этих краях сильно пошатнутся…
Первое, что сделали «крейсерцы», оказавшись на берегу – это обзавелись целым ворохом сравнительно свежих газет. Из них они и узнали о морском сражении турецкого и британского флотов у Александрии, о гибели британского командующего Средиземноморским флотом на русских минах и о предстоящей конференции в Порт-Саиде.
- Да, помощь нам сейчас не помешала бы… - кивнул Греве. Он уже остывал. – С ремонтом возни на неделю, самое меньшее. Очень уж дорого нам этот шторм обошёлся…
Действительно, стоило капитан-лейтенанту Михайлову приказать произвести ревизию потрёпанного клипера - доклады о поломках и повреждениях посыпались, словно из ящика Пандоры. К Занзибару они подходили, имея на руках внушительный список работ, которые необходимо произвести в первую очередь.
За этим разговором они вышли на набережную и направились к ожидающей у низкого каменного пирса гичке с «Крейсера».
- Смотрите-ка барон! – старший офицер указывал в глубину рейда, туда, где в стороне от толчеи фелюг, шхун и колёсных пароходиков стояли оба стационера. – Никак, «Сириус» снимается?
Действительно, из трубы британского шлюпа валил жирный угольный дым – кочегары шуровали в топках, разводя пары. Кораблик медленно набрал ход, развернулся, обошёл стоящую рядом новенькую королевскую яхту, год назад построенную в Англии по образцу приглянувшегося султану фрегата «Глазго» – и двинулся к проходу в плавучем боне, ограждающем внутренний рейд. С берега, из-за зубчатого бруствера старой оманской батареи, прощально ударила пушка.
- Как есть, уходят, прохвосты! - подтвердил Греве.- Ну всё, теперь жди в гости кого-нибудь посерьёзнее этого корыта. А у нас машина разобрана…
- Ну-ну, не преувеличивайте, Карл Францевич! – отозвался спутник барона. – Не машина вовсе, а только один котёл, текущие трубки меняют. Вряд ли тут, поблизости, есть британские боевые корабли, а до ближайшей базы им винтить и винтить. Покуда добежит, покуда вышлют эскадру – нас уже след простынет. Но вы правы, лучше нам здесь не задерживаться. Примем уголь, закончим ремонт – и в океан!
И помахал рукой, подзывая шлюпочного старшину.
Отредактировано Ромей (11-09-2020 09:43:52)
Поделиться33810-09-2020 14:46:46
флот вообще крайне консервативен в плане терминологии и обычаев. И масса сленговых словечек осталась со времён РИФ. И если не изменились методы передачи сигналов (семафор, флажки) - то логично предположить, что не изменилась и терминология.
Это свойство не только флота, но и языка в целом. Например, мы до сих пор говорим "произведение пишется/написано", хотя в абсолютном большинстве случаев оно было набрано на клавиатуре компьютера или (в крайнем случае) напечатано на пишущей машинке. Да и господ авторов мы до сих пор зовем "писателями", а не "печатателями" Компьютерная программа записывается в память машины. Звук и изображение пишется на долговременный носитель, начиная от фонографа (где можно было найти хоть какую-то ассоциацию извилистой линии изпод резца с чернильной линией из-под пера) и до настоящего времени, когда "запись" представляет собой множество электрических зарядов в микроконденсаторах или изменений магнитного поля в тонкой пленке.
====================================================================
Ели из затеи
Если
====================================================================
Ромей написал(а):
за женщин, подвергшихся насилию в несчастном Гулле, распятом пиратами царя Александра, за детей, убитых русскими снарядами прямо в колыбелях…»Как можно распять город?!
Журналисты одинаковы во все времена.
Поделиться33910-09-2020 15:24:23
Журналисты одинаковы во все времена.
Где-то так
Поделиться34010-09-2020 21:59:52
На рейде Занзибара
…ноября 1878 г.
За баром волна, взявшая разбег откуда-то со стороны африканского побережья, стала чувствительно валять узкую и не слишком устойчивую фелюгу, так, что Михайлову и Греве пришлось усесться на банки и вцепиться в планширь. Барон с завистью покосился на араба-лодочника. Ему хоть бы хны – стоит на задранной вверх корме и орудует единственным веслом. Да так ловко, что фелюга бежит вперёд, не хуже гички с шестёркой здоровенных матросов.
- Карл Гус… э-э-э... Францевич, хламиду-то свою запахните! – напомнил капитан-лейтенант. - Неровён час, разглядят ваш мундир, греха не оберёшься. Могут и пальнуть!
Оба офицера были одеты в полосатые накидки-абы - готовясь к разведочной вылазке, Михайлов послал за ними вестового на местный базар, наказав выбирать почище. На голову нацепили платки, на манер бедуинских. На предложение боцмана Воскобойникова накрутить из полотенец чалмы (У нас, вашбродь, в соседях казанские татары жили, от них и научился) Греве ответил нецензурно, заподозрив того в глумлении. Оружие было решено с собой не брать – проку от него, если англичане на кораблях заподозрят неладное? – а вот мундиры оставили. «Если мы с вами в партикулярном платье попадёмся – объяснял Михайлов, - то англичане будут иметь полное право тут же вздёрнуть нас на рее, как самых обыкновенных шпионов. А вот в мундирах – шалишь, пленные, офицеры, производили рекогносцировку. Извольте отнестись с уважением-с!» Греве не стал спорить. В любом случае, в плен он не собирался.
Осмотреть английские корабли, прикинувшись одной из бесчисленных лодчонок с розничными торговцами, что облепляют европейские суда в любой восточной гавани – это была здравая мысль. Конечно, британцы могут и не позволить приблизиться к борту – он бы и сам так поступил, время военное, мало ли? – но, чтобы хорошенько рассмотреть корабли и оценить их боевые качества, этого и не требуется. Подойти на половину кабельтова – и то ладно.
Три английских боевых корабля явились в Занзибар наутро следующего дня. Встали на внешнем рейде, дали сигнальный выстрел из пушки и выслали вельбот с офицером. Посланец коммодора, командующему эскадрой, русский клипер проигнорировал, а обратился прямиком к портовому начальству с бумагой, более всего похожей на ультиматум: «либо «Крейсер» спускает флаг, либо они принуждены будут атаковать его прямо в гавани. О возможности выйти и принять бой в документе не говорилось ни слова.
Занзибарский чиновник, до судорог перепуганный подобной перспективой, тут же помчался прямиком во дворец султана с докладом. Но сначала не забыл отослать копии ультиматума на «Крейсер» и «Инферент» - других военных кораблей в гавани не было. В ультиматуме значился срок до завтрашнего утра, и Михайлов немедленно отправился с визитом к командиру ф французского стационера – а вернувшись, застал на «Крейсере» султанова посланца, в ранге советника визиря. Тот в полагающихся к случаю цветистых выражениях осведомился о здоровье «русского коммодора», передал пожелания всяческих успехов – и известил, что ждёт его и командира «Инферента» на своей яхте «Глазго» сразу после захода солнца. Русские офицеры переглянулись – выбор подобного места для встречи говорил о многом.
До назначенного времени оставалось ещё часов пять, и Михайлов решил воспользоваться тайм-аутом и рассмотреть гостей поближе. С места стоянки «Крейсера» на внутреннем рейде видны были лишь силуэты – на глаз, не слишком крупных кораблей, шлюпов или канонерок.
Сказано – сделано: пока вестовой мотался на базар за местным тряпьём, барон отыскал среди стоящих у пирса лодок, лодчонок и фелюг подходящую посудину. И вскоре они с капитан-лейтенантом Михайловым уже подходили к покачивающимся на якорных канатах кораблям её Величества королевы Виктории.
- Надо же, нам не повезло, Леонид Васильевич! – проговорил барон, рассматривая медленно приближающееся судно. – Это же надо было таком у случиться, чтобы «Сириус» сразу, как только удрал с рейда, наткнулся на два других. Мёдом у них, что ли, в этом клятом Занзибаре намазано?
Тут вы, батенька, правы. – кивнул капитан-лейтенант. Невезенье прямо-таки феноменальное, иначе и не скажешь.
- Надо было это корыто сразу топить. – буркнул Греве. – Что там у него, шесть двадцатифунтовок по бортам? Нашему «Крейсеру» на один зуб. А теперь, когда он притащил с собой ещё двоих – поди, возьми их за рупь за двадцать…
- Нельзя. Думаете, у меня самого руки не чесались? Нейтральный порт, нарушение всех мыслимых правил…
Греве пожал плечами. Корабли, которые привёл беглый корвет, были вооружены не в пример серьёзнее, хотя каждый из них и уступал «Крейсеру» размерами. Самый большой из троицы фелюга как раз огибала сейчас по широкой дуге.
- «Пингвин». - прокомментировал капитан-лейтенант, рассматривая судно. – Шлюп типа «Оспрей», совсем новой постройки. Странно: помнится, я читал, что его после ввода в строй сразу же услали на Тихоокеанскую станцию…
- Может, перевели на Индийский океан, из-за угрозы наших рейдеров? – предположил Греве. - Если мне память не изменяет - двухцилиндровая горизонтальная машина двойного расширения, шестьсот шестьдесят шесть индикаторных сил, две новейшие армстронговские семидюймовки и ещё четыре дульнозарядных шестидесятичетырёхфунтовых орудия.
- Не изменяет. – подтвердил Михайлов. – Недурной кораблик, хотя с ним одним мы, пожалуй, справились бы. А третий – сумеете опознать?
Греве задумался, рассматривая характерный приплюснутый силуэт с низким ступенчатым полубаком.
- Тип «Медина». Одна из серии в дюжину «ренделловских» канонерок.
- Так и есть, «Дон». – кивнул Михайлов. – Корпус, как и у «Пингвина», железный, триста тридцать индикаторных сил и три шестидесятичетырёхфунтовки – две погонные, в носовом каземате, одна на полуюте. Солидная посудина, несмотря на нелепый вид.
- Да, втроём они способны задать нам жару.
- Так и есть, Карл Густавыч, так и есть. Единственная наша надежда – лишних полтора узла ходу. «Дон» едва-едва девять с половиной выжимает, да и «Пингвин» с «Сириусом» под парами больше десяти не дадут. Но сначала нам надо вырваться в океан.
Фелюга миновала «Сириус» и теперь огибала со стороны моря стоящие рядом «Пингвин» и «Дон». Греве подумал, что со стороны они, наверное, похожи на двух местных чиновников или купцов, решивших от нечего делать поглазеть на непрошенных гостей.
- Что ж, всё что надо мы, пожалуй, увидели, пора и честь знать. – подвёл итог капитан-лейтенант. Голос его был довольный. – Осталось выяснить, что нам приготовило их султанское величество Саид аль-Бусаид…
Отредактировано Ромей (10-09-2020 23:22:23)