По двигателю некоторые подвижки были. Рекомендованный Ширинкиным Игнатий Степанович Костович оказался настоящим изобретателем-фанатиком. При этом не прожектёром, а человеком, предлагающим реально работающие конструкции, правда, несколько опережающие своё время.
Ещё шестнадцать лет назад создал восьмицилиндровый бензиновый двигатель внутреннего сгорания с электрическим зажиганием, массой в двести сорок килограмм, мощностью восемьдесят лошадиных сил. Двигателя с совокупностью таких прогрессивных свойств тогда не существовало в мире. Костович впервые на двигателе применил электрическое зажигание и встречное движение поршней в оппозитно расположенных цилиндрах. Также впервые в качестве топлива предлагалось использовать бензин, до этого употребляемый в хозяйстве лишь домохозяйками и косметологами.
Самое интересное заключалось в том, что два таких двигателя, чуть меньшей мощности, почти десять лет успешно работали на его фабрике по производству арборита в Рыбацком. Узнав, что государь заинтересовался дирижаблями, самолётами и подводной лодкой, готов был забросить свой бизнес и работать бесплатно, лишь бы денег выделили на материалы и оборудование. Фанатик, одним словом.
Пока пробить отдельное конструкторское бюро с хорошим финансированием и мощной промышленной базой мне у императора не получилось, но кое-что было сделано. По указанию Николая, генерал-майор Власьев выделил на территории Обуховского завода для Игнатия Степановича кабинет, а также разрешил использовать станки и оборудование завода, но по особому согласованию.
Первая цель, которая была поставлена перед Костовичем, уменьшить вес двигателя и увеличить его мощность. Кинематическая схема его двигателя во многом напоминала паровую машину, что не позволяло сделать мотор компактным. Пары оппозитно расположенных цилиндров были установлены на общей станине, а движение всех поршней передавалось общему коленвалу и связанному с ним цепной передачей кулачковому валу. В общем, задача была поставлена, и конструктор начал её с энтузиазмом решать.
Также большой удачей стала подсказка Игнатия Степановича о ещё одном самородке в двигателестроение - Густаве Васильевиче Тринклере. Я про такого, честно говоря, и не слышал в прошлом-будущем. Кстати, о Костовиче тоже впервые услышал от Ширинкина.
Так вот, этот Тринклер ещё студентом, как дипломный проект разработал «бескомпрессорный нефтяной двигатель высокого давления». Будучи принятым на Путиловский завод, построил этот двигатель, получив у него коэффициент полезного действия почти в тридцать процентов. Специалисты в восторге от такого двигателя, а вот Эммануил Нобель, который приобрёл у Рудольфа Дизеля лицензию на производство его двигателей - не очень. Он на своём механическом заводе «Людвиг Нобель», что на Выборгской стороне, уже два года назад освоил выпуск «дизельных» двигателей, работавших на сырой нефти, только КПД у них был ниже, а масса намного больше, чем у двигателя Тринклера.
По словам, Костовича у молодого инженера начались проблемы с директором Путиловского завода – хорошим другом Нобеля, и Тринклер собирается уехать за границу. Но вместо этого, получил место за соседним кульманом в кабинете Игнатия Степановича. Так что надеюсь, в ближайшее время появятся в России компактные и мощные двигатели. А там и воздушный океан, и подводный мир будем покорять.
Кстати, в Штаты уехала делегация из представителей Комиссии по разработке проекта первой русской подводной лодки с двигателем внутреннего сгорания. В её составе был только один из знакомых мне подводников из прошлого-будущего – лейтенант Беклемишев. Задача делегации состояла в ознакомлении с подводной лодкой «Фултон» и предложении господину Холланду перейти в подданство Российской империи. Действительно, чего изобретать велосипед, когда его можно доработать и улучшить в проекте Холланд-Джевецкий-Крылов, плюс теперь и Костович.
В октябре братья князья Михайловичи собирались посетить Париж. Очень хотят с господином Лобёфом и его подводной лодкой «Нарвал» познакомиться. Кроме этого, Сантос-Дюмон и его дирижабль так же включены в их культурную программу. Глядишь, так следующие морские игры и ученья будут уже с участием подводных лодок.
Эти мысли крутились в голове, пока отмокал после ужина в ванной. Интересно, какие результаты будут от повторных морских учений?! Ещё две военные игры, проведённые в академии, показали, что имеющееся соотношение военно-морских сил в Тихом океане явно в не нашу пользу. Если честно, когда я на первой игре ознакомился с соотношением сил Тихоокеанской эскадры и Объединённого флота Японии на настоящий момент, то слабо мог себе представить на что рассчитывают наши моряки. Преимущество японцев подавляющее. Единственное где мы их превосходим – это в количестве эскадренных броненосцев. Аж на целых две штуки! Но в следующем году у японцев введут в строй «Микасу», а «Сисой Великий» и «Наварин» требуют хорошего ремонта.
По броненосным крейсерам, если учитывать «старичка» «Чиоду» у японцев на четыре больше. По бронепалубникам, если даже отправить на Дальний Восток готовящуюся к постановке в строй «Диану», против шести наших тринадцать у противника. Двенадцать японских истребителей против четырёх наших, тридцать миноносцев у них, причём семь первого класса, которых также можно отнести к истребителям и двенадцать штук у нас. Пять канонерок против шести типа «Чинучи», четырёх типа «Майя», плюс «Осима», «Удзи», «Иваки», «Чинчу» и броненосная «Хей-Иен». Итого пять против пятнадцати.
И нельзя забывать о японских «старичках». А их также набиралось приличное количество. Броненосец береговой обороны «Фусо», два броненосных корвета типа «Конго», два безбронных крейсера «Такао» и «Цукуси», шесть винтовых корветов типа «Кацураги» и четыре авизо «Яйеяма», «Тацута», «Мияко», «Чихайя». Готовый флот для охраны берега и конвоев в прибрежных водах.
Честно говоря, я вообще не представлял, как при таком соотношении морских и сухопутных сил можно говорить о победных и наступательных действиях. Это, кстати, во время второй игры отметил Николай, заявив: «Не следует пренебрегать своим противником, особенно когда моральные качества его столь своеобразны, как у самураев-японцев, а следует заботиться о достаточном развитии своих собственных сил и внимательно следить за развитием соседей».
Вторая игра вновь закончилась разгромом русского флота. Степан Осипович маниакально хотел дать генеральное сражение на море. Но к добру это не привело и на этот раз. Вновь пришлось «сдать» Порт-Артур и Квантун, а дальше вести окопную войну на экономическое истощение противника.
Великий князь Сергей Михайлович воевавший в этот раз за «русскую партию», смог убедить Куропаткина и Сахарова, что редуты и люнеты вчерашний день. Необходима эшелонированная оборона, врытые в землю долговременные оборонительные точки для пулемётов и орудий, а также использовать орудия, желательно гаубицы, только с закрытых позиций.
В ход пошли мои придумки с зигзагообразными окопами полного профиля, ежи с колючей проволокой, деревоземляные огневые точки, землянки в три наката, воздушные шары для корректировки огня. Короче, многое из того, что собирал в папочку покойный Александр Третий. Её после нашего разговора о научно-технической революции с разрешения императора Сергей Михайлович активно изучал.
Только в ходе третьей игры «русской партии», не смотря на отдельные неудачи и потери, в целом удалось выполнить задачу по помощи в развёртывании в Маньчжурии и на границе с Кореей русской армии, а также затруднению высадки японских войск, как в Корее, так и на Квантуне.
Куропаткин в начале игры отметил, что в связи с удалённостью возможного театра военных действий, не смотря на находящиеся сейчас в Маньчжурии наши войска, в первые месяцы войны японская армия будет иметь превосходство над русской. Поэтому основной задачей русского флота в начале войны должно быть обеспечение стратегического развёртывания русской армии в Маньчжурии.
Соответственно, из предыдущего положения вытекал вывод о значении крепости Порт-Артур и Квантунского полуострова. Представители армии после двух игр чётко определили, что данный театр боевых действий в целом имеет для боёв на суше второстепенное значение, несмотря на то, что крепость и находящиеся там войска будут подвергнуты обязательной атаке противника. Но оборонять Порт-Артур надо до последнего, для того чтобы стянуть туда как можно больше японских войск. Основная цель войны отстоять Маньчжурию и победить, чтобы диктовать свою волю противнику.
Макаров по поводу роли флота в обороне Порт-Артура заявил, что вынужденное придание Квантуну, вследствие его слабости, значения главного объекта действий противника вынуждает наш флот заниматься обороной сухопутной крепости. Данная задача для флота несвойственная, поэтому может быть выполнена лишь относительно. По той же причине флот отвлекается от своих главных задач и попадает в весьма невыгодное исходное положение для операций на море.
Несмотря на такое заявление, во время третьей игры Макаров генерального сражения двух флотов избегал, активно используя минирование с «Амура» и «Енисея», а также атаки миноносцами. В этой связи в конце этой игры был сделан важный вывод о сбалансированности состава русских морских сил на Дальнем Востоке - в их составе явно ощущался недостаток современных крейсеров и миноносцев.
Ещё одной проблемой по результатам разбора игры были трудности, связанные со снабжением кораблей углём, что в значительной степени стесняло действия русской стороны. По данному вопросу контр-адмирал Рожественский предложил срочно заняться решением этой проблемы, в том числе и за счёт разработки месторождений местного угля.
В общем, победоносной и маленькой войны не получалось. Все три игры показали, что война будет на истощение на суше и кому как повезёт на море. При этом есть большая вероятность лишиться Тихоокеанского флота. Это ещё во время игр не поднимался вопрос о том, как поведут себя наши заклятые союзники по антикитайской коалиции.
Я очнулся от дум, быстро домылся и отправился к супруге в спальню. Две ночи у меня точно есть, и надо провести их ударно. А то вернётся Государь с учений, и когда потом смогу вырваться домой даже и не знаю.
Следующий день провёл с Машенькой. Она на учёбу тоже не пошла. Позавтракали, прогулялись по Невскому проспекту. Возвращаясь с прогулки домой, зашли в Пассаж и посетили «Зрелище электронного мира». Так здесь и сейчас называлось изобретение братьев Люмьер - синематограф. Зальчик с экраном был небольшой, мест на шестьдесят.
Показывали три фильма. Первый о прибытии поезда на вокзал. Мне сразу же вспомнился фильм «Человек с бульвара Капуцинов». Как ковбои палили из револьверов в надвигающийся на экране поезд. Мне было смешно и грустно. А вот Машенька тоже напугалась и крепко прижалась ко мне, схватившись за плечо.
Второй фильм, та же комедия со шлангом «Политый поливальщик». Тупо, но зал смеялся до слёз. Третий фильм можно было бы назвать: «Жизнь Невского проспекта». В течение трёх минут на экране, судя по всему, из окна Пассажа был заснят Невский проспект напротив Гостиного двора. Люди, повозки, кареты. Показалось, что сижу в кинотеатре и смотрю хронику. Только теперь для меня это не хроника, а реальная жизнь.
Отредактировано Курсант (18-02-2021 08:11:17)