SPITFIRE Mk.V Истребитель
Разработчик: Supermarine
Страна: Великобритания
Первый полет: 1941
Первый опытный Мк. III поднялся в воздух в марте 1940 г. Испытания показали, что летные характеристики самолета значительно улучшились. Однако в серию новый "Спитфайр" запущен не был, несмотря на предварительный заказ от министерства авиации на более чем 1000 машин: не хватало двигателей "Мерлин XX", моторостроители и так работали на пределе своих возможностей. Только к октябрю появилась возможность начать производство "троек", но к этому времени специалисты фирмы "Роллс-Ройс" доработали двигатель, подняв его высотность. Новый двигатель, имевший мощность 1470 л.с. на форсаже, получил обозначение "Мерлин 45" (моторостроители перешли на новую индексацию моторов, используя арабские цифры). Однако и в октябре новый "Спитфайр" так и не был запущен в производство, расчеты показали, что освоение этой модели существенно скажется на темпах выпуска самолетов, а они были нужны во все больших количествах. И тогда Смит принял простое решение - устанавливать новые двигатели на освоенный в производстве планер "единички". Удачные конструктивные решения было решено внедрять постепенно, не нарушая графика выпуска боевых машин.
Новая версия "Спитфайра" получила обозначение Mk.V
Первый опытный Mk.V был собран на базе серийной "единички" (заводской номер N3053). Новый двигатель потребовал усиления моторамы и нового маслорадиатора большей производительности, который теперь имел не полукруглое, как ранее, а круглое сечение. Новую модификацию быстро освоили в производстве. Первоначально установку двигателей на самолеты осуществляла только фирма "Роллс-Ройс" на принадлежащем ей заводе, но чуть позже в это включились другие компании, участвующие в программе по выпуску "Спитфайров". Совместными усилиями было переоборудовано 154 машины.
В марте 1941 г. "пятерку" стали производить и авиазаводы фирмы "Супермарин", сворачивая пoстепенно выпуск "единичек" и "двоек". Мощность нового двигателя позволяла этим машинам сделаться достойными противниками Bf 109.
К декабрю 1941 года было произведено свыше 1700 новых "Спитфайров", которые практически вытеснили из боевых эскадрилий первой линии истребители устаревших модификаций http://www.airwar.ru/enc/fww2/spit5.html