Глава 7. Инфраструктура
Требовалось взаимодействоать с огромным количеством поставщиков и смежников, заключать новые договоры, обсуждать деатали контрактов. ЦУР арендовал в качестве временной базы целый этаж в одной из башен комплекса "Москва Сити" с великолепным видом на столицу. Напротив моего кабинета расположился наш отдел безопасности где день и ночь работал Семён Петрович. Этим утром он зашел ко мне как только я появился офисе.
— Андрей. На пару слов. Он жестом показал на стены и я зная его мнительность прошёл в кабинет. Пощёлкав тумблерами Семён включил генератор «белого шума» защищающий от всех видов жучков и налил нам по чашечке зёленого чая.
— Познакомился я с работой ЦИК и возможностями «Птолемея». Впечатляет! Перспективы у базы огромные. Жаль специализированных знаний и технологий не хватает, да и с информационной безопасностью нам ещё работать и работать.
— Так откуда в сырьевой "сверх-державе" таким взяться, Семен Петрович?
— Вот-вот, и я о том же. Ты ведь знаешь, где я работал?
— Само собой.
— Когда в две тысячи пятом ушёл на пенсию, то далеко не всех своих агентов передал по «наследству». Остался у меня в Штатах очень интересный персонаж. Он й сейчас работает в главном архиве АНБ. Подрос стервец в звании и думает я его в покое оставил, а я не забыл. У меня на него толстенькая папочка лежит. Короче, возможности у агента такие, что Сноуден в сравнении с ним мелкая сошка. Смекаешь, чем данная контора помимо шифрования и экономической разведки занимается?
— Не совсем, — я покачал головой.
— В общем, тем же, что ты пытаешься в ЦИК организовать, сбором технологической и научной информации. Только они над этим больше сорока лет работают, а возможности такого государства США. Как бы сказать помягче.
— Не надо мягче, не дурак, понимаю что больше на порядок.
— У них там много всего. продолжил Семён. — Объединенный аналитический центр. Единая информационная система сбора данных из открытых источников информации OSIS. База данных CIRC, содержащая свыше сорока миллионов статей научно-технической тематики, в том числе информацию о закрытых патентах. Не буду перечилслять все, там их два десятка. Но все они меркнут по сравнению с некой сверхсекретной базой известной под под индексом «IFG-11» Предполагаемый объёмом информации сорок шесть Петабайт. Ну что, интресно. Продолжать?
— Заинтриговали!
— В эту базу стекается и обрабатывается не только информация из прочих баз АНБ, там куётся вся научная производственная мощь США. Технологии, аналитические отчёты, закрытые патенты из ведомств Европы, США, Китая и России, конечно. Наши то сливают туда патенты чуть ли не в режиме реального времени. Самое вкусное — исходники программ, алгоритмы системы ИИ крупнейших производителей ПО, фармокология. «Империя добра» плотно держит свою ручку на пульсе мировых научных исследований. Туда стекается вся информация из частых и государственных лабораторий мира. Вы к примеру, неделю назад вы компании Bayer сорок шесть миллионов отвалили за пакет технологий.
— Было такое.
— Так в той базе всё это есть. Бесплатно. Знания, Андрей, самое дорогое, что есть на этой планете, а в базе «IFG-11» их на триллионы. Триллионы долларов! Ограбили, понимаешь, планету. Короче, провентилировал я эту тему у своего агента. Но сам понимаешь, не бесплатно.
— Цена вопроса?
— Сто сорок миллионов долларов.
— Гарантии?
— Тридцать лет работы с агентами. Устроит тебя такой ответ?
— Когда перечислять деньги?
— Молодец! Есть у тебя такая черта, улавтолько на исходниках программного обеспечения отобьётся, не говоря про нейросети, чертежи и лекарства. Перечили пока миллинов американских тугриков пять вот на этот биткойн-кошелёк. Семен петрович протянул мне запаиску с длинной строчкой из цифо и букв. По отальному жди. Сообщу, когда будет конкретный результат.
***
VR-конференции мы обычно устраивали один раз в неделю. Как правило я начинал доклад о системах управления, а после, доклад дополняли профильные специалисты.
— Приветствую всех на орбите, коллеги! Ну что, продолжим обзор наших платформ?
— Грузите, Андрей Владимирович, мы готовы. Те коктейли, что вы даете здорово мозги прочищают.
— Это Ирине скажите спасибо. Её коллеги постарались. Через некоторое время наши промышленные кластеры будут, работать как единый организм, — вывожу VR-слайд и комментирую, — конструкторы и координаторы полностью интегрированы в системы подготовки производства и в точно такую же виртуальную 3Dмодель. Они обмениваются любой нужной информацией о изделии — себестоимость деталей и узлов, продолжительность цикла производства, временные затраты на изготовление, материало- и энергоёмкость. Конструкторы понимают, как то или иное их решение влияет на материальные потоки на производственном участке и получают массу другой, не менее важной информации.
— Значимая часть производств безлюдные цеха без освещения, — вывожу поток VR-видео где одни роботы манипуляторы на рельсовом ходу загружают и выгружают детали в обрабатывающие центры, другие забирают оттуда готовые изделия и отвозят к «малой» транспортной линии где складывают в вагоны-контейнеры. По тоннелям грузы развозят в сборочные цеха, автоматизированные склады, в жилой сектор.
— Производства интегрированы с беспилотной транспортной системой. Удаленное управление роботами и станками осуществляется через web-интерфейс. Поступающие данные от датчиков резервируются в «облаке» и передаются в АСУП платформы «Прометей». Благодаря тесной интеграции производственных процессов любое изделие можно производить сразу после окончания конструкторской подготовки. Интуитивно понятный древовидный интерфейс поможет специалистам ОЦУ распределить сменные задания по станкам и операторам за считанные минуты, отследить выполнение технологических операций по маршрутным листам и заданиям, — очередная смена слайда. — Мнемосхемы производственного участка, — пояснил я. — Очень удобная форма визуализации . Быстрый доступ к информации о состоянии и работе оборудования позволяет оперативно выявлять проблемные ситуации и идентифицировать их причины. Возле всех станков установлены веб-камеры. Видеопоток рабочей зоны полностью встроен в цифровую платформу и позволяет в случае аварийного оповещения, осуществлять мониторинг процессов, в том числе и работу сервисных инженеров.
Все видеопотоки интегрированы с системой распознавания лиц. Находится ли оператор (человек или робот) в данный момент у станка? Или наоборот, он не должен там находиться. Соблюдается ли техника безопасности при выполнении ответственных операций? На каждую камеру настраивается одна или несколько рабочих зон. При нахождении в зонах рабочих или роботов формируются состояния-шаблоны, которые в дальнейшем можно использовать, как состояния станка. Например, настраивать оповещения и отчёты, тем самым реализую автоматизированный контроль.
Сводная информация по любой производственной задаче выводится на шлем дополненной реальности оператора ОЦУ с необходимой степенью детализации. Универсальная оценочная плата позволяет масштабировать и гибко изменять производства. Алгоритмы процессов функционируют по методу управления «Канбан», реализующий принцип «точно в срок» и способствующий равномерному распределению нагрузки. Рабочий процесс происходит согласно технологии производства, при завершении одной технологической операции автоматически генерируется новое задание на следующую операцию, и так до момента полного завершения технологического цикла. Автоматический помощник распределяет сменные задания на несколько дней вперед, с учётом загрузки и доступности оборудования, норм длительности операций и их последовательности.
Будем считать, что «срезы» с наших систем управления вы получили, кто хочет знать подробнее, можно получить дополнительные материалы. Сегодня, рассмотрим вторую нашу платформу - «Платон», представляющую из себя пока зародыш будущего цифрового государства.
При регистрации в платформе пользователь вводит свои биометрические параметры - отпечатки, ЭКГи ДНК профили, метрику лица и тела и прочие праметры. Генерируется никальный цифровой профиль включающий цифровую подпись, страховку, паспорт, аккаунты в социально-управлющей сети «Универсум», в платформах «Прометей» и «Птолемей». Пользователю присваиваются необходимые допуски и разрешения , социальные и управленческие статусы. Открывается цифровой счёт в токенах корпорации.
Пользователь получает доступ к определенным услугам в социальных приложениях (обучение, распределённый реестр, верификация сделок, покупка-продажа за внутреннею валюту, автоматически исполняемые «умные контракты» и прочее). Через интерфейс "Платона" он начинает полноценно взаимодействовать со всей цифровой экосистемой «Свартальфахейма».
Цифровой двойник человека генерирует огромные массивы данных — транзакции, тесты, естественный текст, голос, фотографии, журналы (логи) событий, потоковое видео, текст, экономические и социальные транзакции. Данные хранятся в «облаке», они не разделены по «документам» и сервисы могут использовать одни и те же данные с разными целями. Таким образом реализуется датацентричность этой цифровой платформы. В платформе реализовано встроенное шифрование и защита данных от несанкционированного доступа, разграничивается доступ к данным в зависимости от стаутса владельца и его рейтинга. Контроль входных данных происходит автоматически и не требует участия человека. Источники данных доступны для любого санкционированного приложения или узла в сети, который хочет их использовать.
Программные роботы с элементами искусственного интеллекта осуществляют автоматическое, без вмешательства человека, или автоматизированное программное обеспечение социальными и управляющими процессами, формируют симбиотические кибер-физические-человеческие системы за счёт сочетания доступа к виртуальному пространству — цифровым облачным платформам «3-П» и к физическому пространству через сенсоры и исполняющие устройства. Много-агентная сетецентричная платформа «Платон» не только управляет взаимодействием интеллектуальных агентов нижестоящего уровня, но и формирует правила этих взаимодействий.
Командно-центрические компоненты платформы органично дополняются сете и хроно-центричными, обеспечивают систематический сбор данных в режиме реального времени о процессах принятия решений на всех уровнях управления. В платформе происходит постоянное накопление данных об объектах управления, осуществляется контроль информационных процессов с помощью технологий больших данных, интернета вещей, искусственного интеллекта.
Принимаемые решения прозрачны за счёт максимально возможного раскрытия данных, внедрения автоматизированных технологий принятия решений и максимального устранения человеческого фактора. Этим и обеспечивается высокий уровень доверия к системе управления.
Пользователи платформы взаимодействуют с сервисами в режиме мультиканальности с использованием мобильных устройств и браслетов. В платформе "Платон" осуществляется активная "обратная связь" с пользователями всех уровней доступа, реализовано непрерывное совершенствование процессов и оптимизация затрат за счёт устранения ненужных процессов и функций. Информационным агентам ( програмным роботам) делегируются права проводить рутинные операции и принимать решения-шаблоны. Вместо периодического контроля в платформе реализован постоянный аудит. В каждом управляющем центре корпорации работает ИТ-архитектор, отвечающий за программирование информационно-управляющих процессов. Все корпоративные услуги переведены в электронную форму.
«Платон» минимизирует человеческий фактор и сопутствующие ему коррупцию и ошибки, автоматизирует сбор отчётности, обеспечивает объективное принятие решений на основе анализа реальной ситуации. Открытые интерфейсы межмашинного взаимодействия позволяют расширять возможности взаимодействия пользователей со службами «Платона» путём создания собственных приложений, работающих на базе платформы.
Сбор и обработка данных из разных источников автоматизированы. Принятие решений на их основе быстрое, системное и основано на достоверных и надежных данных и человеко-независимых алгоритмах, включая искусственный интеллект. Каждый слой инфраструктуры данных обеспечивает их получение из различных источников.
Сервисы платформы «Платон» работают как на «классической» человеческой алгоритмизированной логике, так и на многозначной, с использованием систем искусственного интеллекта и прогнозной аналитики. Сервисы платформы реализуют в программном коде совокупность правил, принципов, зависимостей поведения объектов в конкретной области. Иными словами, реализуют логику любых процессов и операций, правила и ограничения, компонуют их в единую цепочку операций.
— Какие ещё операции? Я что-то совсем потерял нить повествования.
— Гражданские сделки, промышленные операции. Всё что угодно — займы, регистрации прав собственности в распределённом реестре, сделки купли-продажи, присвоение социальных статусов. Приложения и микро-сервисы «Платона» генерируют для пользователей отчёты, прогнозы, проекты решений или принимают решения без обработки в промежуточных архитектурных слоях, напрямую.
Скажду больше "Платон", помимо технологизации деятельности и переноса большинства управленческих процессов в цифровую среду меняет саму парадигму принятия решений. Бюрократический процесс в результате взаимодействия большого числа чиновников из различных ведомств заменяют решения на базе чётко установленных правил и анализов данных, что позволяет убрать девяносто пять процентов административной рутины. Не потребуются юристы, бухгалтеры, логисты, финансисты и, конечно, чиновники всех мастей. Не нужны депутаты, губернаторы, президенты… Управленческие решения принимаются либо роботами по заданному алгоритму, либо немногочисленными исполнителями с верифицированным уровнем знаний и компетенций.
— Кхм, Андрей Владимирович! Нас за такое сотрут с лица земли. Это по-опасней любых ваших технологий будет! — высказался Семен Петрович.
— Поддерживаю полностью! — вставил своё слово Тимур.
— А это, Семен Петрович, уже ваша забота. Постройтесь, чтобы информация на сторону не утекла. Готовьте соответствующие инструкции.
Итак,детализирую. IT-архитекторы могут автоматизировать процессы принятия решений на основе технологий искусственного интеллекта и больших данных или оставить человеку право окончательного принятия решения.Часть управленческих решений операционного уровня, алгоритмизируемых и решаемых с высокой степенью надежности, переданы «интеллектуальным агентам» — программным системам, работающим на основе искусственного интеллекта, которые берут на себя значительную часть деятельности рядовых сотрудников центров, в том числе всю рутинную работу, выполнение контрольно-надзорных функций. Все сложные и нестандартные задачи, требующие «человеческого» подхода, а также задачи, касающиеся контроля управляющих центров и исправления возможных ошибок, решаются немногочисленным контингентом высокопрофессиональных, специально подготовленных сотрудников наших центров.
На этом предлагаю закончить с инфраструктурой и перейти к реальной жизни, и начнем мы с краеугольного камня любого производства, логистики. Прошу любить и жаловать Александр Крайнев, доктор физико-математических наук! Он и его кластер лабораторий отвечает в нашем проекте за транспортную составляющую. Александр, прошу вас!
— Приветствую! Скоростные дороги обеспечат эффективную работу производств, жилых зон и фитотронов, — аватар Александра, одетого в темно-синий френч, переместился в центр сцены. — Мы предложили центру планирования использовать транспорт, который не касается поверхности и перемещается с помощью электромагнитного поля, широко известный как магнитоплан или маглев. Перечислю преимущества. Затраты электроэнергии на преодоление километра пути в три раза меньше, по сравнению с классическими поездами. Бесшумность и отсутствие вибрации. Нет контакта с путями, значит и нет износа, эксплуатационные расходы на обслуживание километра пути дешевле в двенадцать раз. Высокие скорости от четырёхсот километров в час для тяжелых грузов до тысячи ста для средних и лёгких. Технологичность изготовления составляющих платформ и элементов пути и малая цена внедрения.
— Александр, вот вы говорите про малую цену маглева, — аватар Тимура подсветился красным, — насколько я знаю километр пути стоит не менее восьмидесяти миллионов долларов. Неудивительно, что даже правительства самых богатых стран не спешат внедрять данную технологию.
— Тимур, вы исходите из текущей стоимости пути, устроенного по технологии активного электродинамического подвеса известного как EDS. Левитация там осуществляется при взаимодействии магнитного поля в полотне и поля, создаваемого сверхпроводящими магнитами на борту состава, а они очень дороги, к тому же очень высок уровень электромагнитного шума.
Мы предлагаем ЦУР внедрять более перспективное решение и укладывать девяносто процентов путей по доработанной нашей группой пассивной электродинамической технологии подвеса пути известной как а «Inductrack III». В отличие от других технологий, здесь, для достижения магнитной левитации используются обмотанные петли провода на рельсах и постоянные магниты, организованные в массивы Хальбаха. Магниты расположены таким образом, что магнитное поле возникает над массивом, а не под ним. Магниты способны поддерживать левитацию поезда на очень низких скоростях около двух км/ч. Естественно им не требуется источник питания для генерации электромагнитного поля.
В сравнение с активным подвесом типа EDS, преимуществ масса — эффективность левитации, то есть количество ньютонов левитирующих на ватт силы сопротивления в три раза выше для высоких нагрузок, в пять для малых. Исключаются энергоёмкие криогенно-охлаждаемые сверхпроводящие катушки, а также управляющая электроника и оборудование, необходимые для поддержания стабильной левитации. Составам и платформам не требуется сложная система стабилизации левитации вагонов с обратной связью. Экономятся миллионы долларов на километр пути.
Не менее важны и низкий уровень электромагнитного загрязнения, малый радиус поворота платформ, устойчивость к температурным колебаниям, высокая безопасность в случае отключения электроэнергии, бесшумная работа и простая конструкция подвески. В детали углубляться не буду, обращусь к языку цифр, — появился очередной 3D-слайд. — Металлоёмкость километра пути в тоннах: двести двадцать стали, двадцать алюминия, шестьдесят меди.
— Допустим, — Тимур скептически хмыкнул, — без учёта стоимости производства у вас однихметаллов на шестьсот тысяч долларов. Умножьте цену на планируемую протяженность путей и всё будет не так радужно.
— Тимур, неправильно считать так, в лоб. Металлы мы планируем добывать самостоятельно, а силовые элементы пути — петли, кабель и массивы Хальбаха изготавливать на автоматизированных линиях. По оценкам ЦИК при замкнутом техно-цикле производства данных элементов себестоимость километра не превысит триста сорок тысяч долларов, — ответил я вместо докладчика.
— Второй тип магнитоплана использует принцип «комбинированного» подвеса и совмещает электродинамическую технологию с технологией постоянных магнитов, — продолжил Александр. — Помните «фокус» из школьной программы: если повернуть магниты друг к другу разными полюсами, они притягиваются, одинаковыми — отталкиваются. Электромагниты расположены не только под вагоном, но и под самими рельсами. При взаимодействии магнитов поезда и рельсов образуется магнитная подушка, по которой «скользит» состав, зависая на высоте порядка сантиметра. Чтобы поезд поехал, при помощи электричества создаётся бегущее магнитное поле, которое и генерирует движущую силу, толкающую его.
Чтобы сэкономить дорогие сверхпроводники мы и применили технологию «комбинированного» подвеса: кроме катушек с обмоткой из сверхпроводника добавили постоянные самариевые магниты. Магниты удерживают состав в воздухе, а лента их сверхпроводящей керамики нужна для движения и контроля высоты зазора. Чтобы поддерживать платформу в равновесном состоянии энергии почти не требуется. Использование гибридных магнитов позволит снизить цену на состав, по сравнению с шанхайским маглевом в двадцать раз. Цена километра пути не превысит миллиона долларов, что в семь раз дешевле обычной железной дороги, в сорок высокоскоростной, в восемьдесят «электродинамического» маглева EDS.
— Цены рассчитаны, исходя из около нулевых затрат на устройство пути, — добавил я. — При постройке обычной железной дороги земляные работы, а в случае с высокосортными, ещё и бетонирование путей составляют львиную долю расходов. Нам же ни то, ни другое не потребуется.
— Широкая колея в тысяча шесть сот миллиметров одинакова как для пассивной схемы, так и для комбинированного подвеса и позволяет перевозить платформы весом до ста сорока тонн. Универсальные базовые платформы с магнитными замками, — перед нами появился объёмный чертеж этой конструкции, — позволяют быстро монтировать на них как пассажирские капсулы, так и грузовые контейнеры. В устройствах пути вместо стрелок используются поворотные круги, позволяющие изменять направление движения.
Сцена сменилась. Участники увидели, как кабинка, ползущая по горизонтальному тоннелю, подъезжает к кругу. Он тихо загудев повернулся на девяносто градусов, после чего кабинка, как ракета рванула вверх по шахте.
— Применение поворотных кругов в путях комбинированного типа позволило технологам упростить конфигурацию тоннелей и организовать движение под любыми углами, — продолжил Александр. — Платформы с лифтовыми кабинами или контейнерами будут двигаться по шахтным стволам, в том числе одновременно вверх и вниз, обгонять друг друга в соответствии с приоритетом. Всё это, как минимум, вдвое снизит время ожидания и значительно увеличит пропускную способность тоннелей.
— Сверхпроводящие магниты не три копейки стоят! — парировал Тимур.
— Согласен. Поэтому систему комбинированного подвеса будут использовать в производствах и складах с интенсивным грузооборотом, и в вертикальных шахтах, связывающих уровни. Но даже в этом случае выходит на порядок дешевле лифтов. Приведу пример, цена установки тросового лифта с направляющими в шахте глубиной пятьсот метров обойдётся в семнадцать раз дороже направляющих для нашей платформы.
— Понял, вопрос снимаю! — смирился Тимур.
— Сейчас ведутся переговоры об обмене патентами с концерном Thyssen Krupp, разрабатывающим похожие системы. Учитывая НИОКР и организацию производств сверхпроводящих и постоянных магнитов, линейных двигателей, LITZ-кабелей, индукторов и массивов Хальбаха потребуется два года для запуска цикла производств, — прокомментировал я. — Александр, какие у вас основные проблемы внедрения?
— Главная — удешевление производства постоянных магнитов типа самарий-кобальт. Килограмм постоянных магнитов поднимает пятьдесят килограмм груза. Учитывая объём перевозимых грузов их потребуется не менее двенадцати тысяч тонн.
— А чем неодимовые не устраивают? У них коэрцитовая сила выше и купить можно.
— Купить то можно, только мы при этом точно в трубу вылетим- если в таких объёмах закупать, цены на неодим взлетят к небу. С самарием проще, его некоторое количество содержится в кварцитах, а значит, мы сможем извлекать его в процессе обогащения. По сравнению с магнитами неодим-железо-бор, самариевые обладают высокой коррозийной устойчивостью и способностью стабильно работать при высоких температурах, что важно в глубоких тоннелях. У них высокая технологичность изготовления - литьё шликера под давлением обойдётся в сорок раз дешевле, чем многостадийная технология изготовления неодимовых магнитов.
Что касается коэрцитовой силы… Одной из наших исследовательских лабораторий разрабатывается технология микро-порошковой 3-D печати многополюсных магнитов методом электронно-лучевого спекания с полным контролем расположения полюсов. Уже сейчас коэрцитовая сила "напечатанных" нанокристаллических магнитов в два раза превосходит неодимовые и есть куда расти.
Идём дальше. Для комбинированного подвеса мы начнем производить сверхпроводящую высокотемпературную ленту из керамики на основе оксидов иттрия. бария и меди. такая лента пропускает в два раза больше тока, чем существующие аналоги и способна генерировать магнитные поля напряженностью до шестьдесяти Тесла потребляя при этом меньшее количество энергии.
— 60 Тесла это много?
— Очень! В тридцать с лишним раз больше, чем в катушках самых мощных томографов. Рабочая температура лентв −155 градусов, что является важным фактором снижающим цену эксплуатации. Ведь в качестве хладагента можно использовать жидкий азот, а не водород как аналогичных решениях.
— Постоянные и сверхпроводящие магниты, одна из наших ключевых технологий. — я снова взял слово. — Магниты станут широко применятся в таких кластерах как металлургия, микроэлектроника и силовая электрика. Если вопросов нет, то предлагаю на сегодня закончить.
— Помимо магнитных дорог у нас ещё что- то планируется?
— Остальное не принципиально. Дороги с бетонным покрытием и сесорами для погрузчиков и универсальных транспортных платформ в тех местах, где применение магнитопланов нецелесообразно. Для добычи полезных ископаемых и движения в кластерах "Биосферы", в аналогичных случаях, - струнный транспорт.
— Наслышан -наслышан. Транспорт Юницкого и его финасовая пирамида SkyWay. Ребята неплохо на лохах руки погрели.
— Тимур это нисколько не умалаяет достоинства технологии. Естественно, на поверхности "струнная" дорога на опорах не может быть дешевле обычной, железной. Но так то на поверхности. Что такое рельс-струна - обычная сталежелезобетонная ферма с рельсовой головкой дополнительно армированная предварительно настянутыми струнами. "Струнный" рельс сочетает свойства гибкой нити на большом пролете между опорами и жесткой балки на малом. Плоская головка рельса и цилиндрическое стальное колесо кабины обеспечивают минимальные затраты энергии на движение снижая сопротивление качению. Энергозатраты на движение , в сравнении с колёсным транспортом, ниже в 5–7 раз. На поверхности львиную долю себестоимости "сьедают" опоры и усиленные пролетные балки, но нам то ни того, ни другого не нужно. Прочные кварциты слагающие породы идеально удержат анкера и балки для крпеления и подвеса ферм со струнным рельсом.
— И чем всё таки струна лучше обычной железки.
— Технологичностью и ценой. "Струна" обладает линейностью и плавными изгибами что делает возможным движение по ней со скоростью до 500 км. в час с минимальными ударными нагрузками и низкими затратами энергии. Только на на стали мы экономим восемьсот тонн на километр пути. Стоимость нашего варианта струнной дороги в 18 раз меньше магнитного пути типа «Inductrack III» и в три, обычной железки в "недорогом" варианте, то есть без устройства полотна пути. Струне, до тех пор пока мы запустим кластер производств для "магнитных" дорог, альтернатив нет от слова вообще.
— А что за "наш" вариант простите. И почему он дешевле обычной железной дороги.
— Конструкторы ЦИК подумали-подумали, да и решили что струнный рельс в оригинальном варианте нам не нужен.
— Как так.
— Так нам выскоие опоры то не нужны, да и перепад температур не критичен. Вместо рельса "Юнницкого" в ЦИК предложили устаналивать предварительно "напряженную" широкую и гибкую полосу набранную из стальных лент разной толщины. Ленту из вязкой пружинной стали натягивают через опоры расположеные через каждые двадцать метров. Она гибкая, толщина всего два с половиной сантиметра, но при этом широкая. После натяжения прогиб между опорами не превышает миллиметра! Что же касется цены, то разница идёт за счёт на порядки болоее дешевого монтажа, малой металлоёмкости пути, отсутствия шпал и анкеров для крепеления рельс. Они тоже не бесплатные. Но главное...
— Позвольте, но как её монтировать. Вы что, рельс как кабель что ли станете разматывать.
— Именно. Вот смотрите - на сцену вывели новые кадры — Автономный модуль на колесном ходу автоматически засверливает отверстия в нижней части тоннеля и устаналивает анкера. Второй, идёт за ним следом, он выставляет по уровню и автоматически прикручивает широкие плоские опоры длялент. Третий, на гусеничном ходу с "катушкой" рельс-лент разматыет их, ненадолго остнавливается около опор, подтягивает ленту и опуская сверху квадратный дрежатель мгновенно прикручивает ленты к опоре. Пакеты лент никуда не расползаются, так как они получены экструзией, обработаны валками из смеси карбидов и нитридов и обработаны в пульсирующем электро-магнитном поле. В результта 6 клаас чистоты. Ленты сваривают в вакууме холодной диффузионной сваркой. То есть никакой энергии мы при этом не тратим, процесс позволяет соединять металлические детали не используя тепло и какие-либо химические реакции. Когда в вакууме одна металлическая лента контактирует со второй, состоящей из аналогичной по составу стали, атомы перестают „понимать“, что они находятся в двух разных кусках металла и фактически срастаются. Сформированная при таком процессе лента сохраняет элластичность отдельных слоеёв, а после СВЧ-закалки приобретает феноменальные свойста - пределы текучести поднимаются до 2160 МПа, прочность на разрыв возрастает до 1600 МПа. При всех своих достоинствах сталь для пружиных лент постоянной силы не намного дороже рельсовой - хром, марганец, немножки титана и никеля.
В такой ленте как бы формируетсмя сердечник из "мягких" стальных слоёв, она приобретает свойства троса с мягким сердечником сохраняя достоинства жесткой конструкции рельса. Аналогично, холодной сваркой в вакууме к нижней части ленты приваривют плоские широкие пластины для фиксации зажимных винтов на опорах. Всего три сборщика монтируют километр струнного пути за три-четыре часа. А сколько времени уходит на обычную железку, в лучшем случае полтора- два километра в день, да и людей требуется раз в пятнадцать больше.
— Допустим, а как у вас реализовоны стрелки.
— Жесткие элементы. Но их много не нужно, мы же прямую сетку путей стараемся реализовать, под землей с инфраструктурой никаких проблем нет. Вагоны типовые, при необходимости их можно перемещать с платформ одного типа пути , на другой козловыми кранами, как большие контейнеры. Для легких грузов и снабжения строительными смесями модулей отделки тоннелей ЦПИ планирует пробрасывать в них одинарную подвесную струну-ленту. Во "струнных" транспортных средствах всех типов в качестве источника энергии на первом этапе мы станем использовать электро-генераторы на газе, на втором, их заменят топливные элементы.
— Электрофикацировать значит не будете.
— Нет. Нам же потом их так и так демонтировать. Причём демонтированные струнные пути тоже в дело пойдукт, будут связывать всю инфраструктуру жилых кластеров когда те введу в строй, там высокие скорости и экономия не принципиальны. Объемы перевозок совсем не те, что в промышленных кластерах. Остальное по мелочи, в жилых кластерах пешеходные зоны продублируют дорожками для механических и электро-велосипедов, мотор-колёс, электро-самокатов, электроскейтов, электрических роликов и прочего , аналогичного по назначению микро-транспорта каждый из кторых оснастят датчиками и радарами. Все транспортные средства "Свартальфахейма" включат в единую систему управления движением более подробно о которой вы узнаете на другой конференции.
— Благодарю вас, Александр. На сегодня пожалуй, закончим.