Курсант написал(а):Технические условия при устройстве разъездов определили пропускную способность дороги в четырнадцать пар поездов в сутки. Сроком окончания работ по строительству Кругобайкальской железной дороги императором была названа дата - десятое августа одна тысяча девятьсот третьего года.
На момент моей инспекции работы подходили к концу. Никому не хотелось пополнить собой отряды каторжан, задействованных на этом грандиозном по срокам строительстве.
Основные силы были брошены на ввод в эксплуатацию железнодорожного полотна, поэтому работы по развитию станций и посёлков на пути следования дороги не проводились. Как говорилось в моём мире: «Всё для фронта, всё для победы». Этим можно было заняться и позже.
Вам по сюжету нужна забастовка железнодорожников?
Железная дорога это не только и даже не столько рельсы и вообще пути, сколько система, включающая в себя и сложную технику разного рода, от локомотивов до телеграфа, и людей, на этой технике работающих. Причём людей отборных, обученных и ответственных. В начале двадцатого века, когда тяга была исключительно паровая, а работа по большей части ручная, железнодорожников нужно было гораздо больше, чем сейчас, а обеспечить их лояльность - гораздо труднее. В реальной истории железнодорожники зажигали (в том числе и в прямом смысле) во всех русских революциях. В первую революцию железнодорожники устраивали стачки и забастовки разных масштабов вплоть до всероссийской, саботировали переброску карателей, организовывали свои делегатские поезда и боевые дружины, а царское правительство их долго и жестоко усмиряло, в том числе и на Транссибе. Погуглите про Всероссийскую забастовку железнодорожников и карательные экспедиции Ренненкампфа и Меллера-Закомельского (ссылка в тему).
Но даже если лояльность железнодорожников обеспечена, паровозы требуют частой бункеровки - заправки углем и водой. А паровозные бригады - смены. При переброске войск понадобится ещё и солдат кормить и вагоны с лошадьми чистить и опытный военачальник Аленин обязан это помнить и готовить к войне не только рельсы, но и всю железную дорогу.
Кстати, рабочие на строительстве тоже взрывоопасный социальный материал. Во-первых, их много и платят им мало (работа землекопа неквалифицированная), да и то норовят задержать, обсчиитать или ещё обмануть. Во-вторых, конкретно на Транссибе подрядчики с большой вероятностью наняли китайцев, которыхх обмануть ещё легче - чужие в чужой стране. В реальной истории это неоднократно приводило к социальным взрывам даже в благополучное мирное время (навскидку назову Ленский расстрел), а в военное это ещё опаснее.
Поэтому если вам не нужна блокировка Транссиба в разгар войны, то и действовать ваш герой должен иначе. Решать многочисленные технические и организационные проблемы строительства и социальные проблемы расширяющейся железной дороги и её хинтерленда (пристанционных посёлков и т.п.). В общем, об этом можно производственный роман написать, но если ограничиться одним абзацем, осмелюсь предложить вариант "Сроком окончания работ ... император назначил 10 августа ... Однако на момент моей инспекции работы отставали от графика на один-три месяца, и если на главном пути была надежда уложиться в сроки, то с боковыми ветками, водокачками и другой малозаметной, но необходимой инфраструктурой строители срывали планы. Приходилось разговаривать с инженерами, перекраивать планы, строжить подрядчиков, угрожая им страшными карами, принимать прошения на высочайшее имя и даже один раз выступать перед волнующимися рабочими".
Андрей79 написал(а):Казаки сейчас над этим тезисом громко и немузыкально ржали бы, переплюнув своих коней
Казаки — специфический этнос, сформировавшийся на границе, в условиях земельного изобилия, но рискованного земледелия. Причём и они во время Первой Мировой устали от войны и многие из них участвовали в революциях и гражданской войне на стороне красных. По очевидным социально-экономическим причинам: имущественное неравенство внутри казачества и характер войны, чуждый традиционной казачьей экономике. Грубо говоря, они привыкли отбивать набеги кавказцев или хунхузов на своей земле, внезапно и недолго, а их повезли несколько лет удобрять австрийские и польские поля.
Я же писал про великорусских крестьян, большинство населения России тех времён и основной объект столыпинских реформ.
Андрей79 написал(а):А что мешает создать национальную милицию, дополнительно к казакам?
Сразу вспоминается анекдот "было у медведя две рогатины, а теперь ещё и ружьё". В Российской Империи истеблишмент относился к простонародью с недоверием и не без оснований: бунтов и восстаний хватало. Крестьян сильно волновал земельный вопрос, как малое количество собственной земли, так и выкупные платежи за неё. В реальной истории их (выкупные платежи) отменили лишь после первой революции, да и в этой альтернативе я что-то не помню про их отмену.
Андрей79 написал(а):А сыновьям успешных фермеров в полиции и армии делать особо нечего, у них дома дел полно
То есть вы подтверждаете мою гипотезу о том, что столыпинские реформы добавят лояльных чуть-чуть и плохоньких.
Андрей79 написал(а):А насчет роста недовольных - так я и говорю, что это надо регулировать, в соответствии с ростом промышленности... чтобы бывшие крестьяне могли на заводы идти... кстати, многие против этого сильно не возражали бы, про это даже тот же Энгельгардт пишет...
Проблема в том что если недовольные крестьяне это порох, то промышленные рабочие — динамит. Им нечего терять, они организованы и сплочены производством. И если в Западной Европе и США с этим динамитом научились относительно безопасно работать, то в Российской Империи на дорогостоящих и обременительных мерах безопасности сэкономили, отчего её и разнесло.
Отредактировано Зануда (21-04-2021 10:04:55)