Продолжение романа.
Эдд ,уже в человеческом облике и помолодевший, дошел до столицы государства в другом мире,как ему и сказали, нашел дом мэтра Оже и постучал в двери Его впустила девушка,которую он принял за служанку, узнала,что ему нужно, и сказала следовать за собой.
Эдд шел по полутемному коридору и удивлялся: вроде как городские дома подобных размеров не должны иметь такого длинного коридора! Он просто не поместится в здании!
Служанка толкнула дверь, и Эдд, пройдя за ней, очутился в небольшой комнатке с одним окном.
–Господин Э..д, вы не хотите есть ?
Он не очень хотел, но решил не отказываться, ибо пора все больше привыкать к прежней жизни, потому выразил такое желание.
–Оставьте вещи, где вам удобнее, я сейчас принесу поднос с едой. Вода вон там, в умывальнике.
И девушка выпорхнула из комнаты.
Оставшись один, Эдд скинул шляпу и плащ на табурет,
а также сгрузил с себя дорожный мешок. А где тут умывальник, если он правильно понял? Слева у двери к стене был прикреплен металлический полуведерный бачок, из нижнего днища которого торчала странная трубка. Под нею -таз, который можно было назвать и умывальным, если бы кто-то в нем поднес воды для умывания, имея на плече полотенце. Здесь оно тоже имелось, на деревянном костыле, торчащем из стены. Как же умыться? Эдд прикоснулся сначала к боку таза- ничего особенного, потом к верхнему полуведру-тоже ничего, затем к торчащему из дна отростку. Отросток ушел внутрь, из образовавшегося отверстия полилась вода, но тут же прекратила течь.
А, вот как нужно! Эдд аккуратно придавил отросток, и оттуда полилась тонкая струя воды на руки. Мыла только не было, но это ничего. Лицо и руки умыты, полотенце заняло костыль на стене, можно присмотреться к тому, что еще есть в комнате. Сундук, небольшой столик, трехногая табуретка, вот этот умывальник, и это все, если не считать вбитых изнутри в дверь гвоздей.
Наверное, обитатель комнаты вешает на них одежду, ну и Эдду это надо сделать. Вот чего не хватает, так это священных предметов-статуэток кого-то из Восьми, священной книги, или каких-то других реликвий здешних богов. Старец под землей сказал, что боги одни для Атриса и Итаннеса. Ладно, но люди же могут поклоняться им под другими именами? Вообще комната довольно неплоха для даже оруженосца. Наверное, он сейчас как оруженосец по отношению к магии. И тут Эдда осенила мысль, что он смотрит на все, а не обратил внимание, что в комнате нет ни печки, ни камина! В теплое время так жить можно, иногда замерзая при похолоданиях, а зимой? От досады он даже стукнул себя по лбу, и это действие наполнило душу ощущением жизни-он жив, потому и может стукнуть себя по лбу, и боль от удара–это тоже признак жизни! Правда, может Эдд спешит и думает, что его поселят тут, а его ожидает жилище похуже? В комнате явно никто постоянно не живет, хотя регулярно убирают: слой пыли крайне тонок и пол чистый. Кстати, здесь пол дощатый и чем-то натерт, что на его родине было нечасто- в богатых домах пол покрывали свежесрезанной травой, а люди победнее- просто скоблили ножом, чтобы он выглядел получше. У вилланов в деревнях пол чаще был земляной, а настилался плахами или досками, когда домовладелец становился старостой или просто богател.
Эдд развлекался таким занятием почти час, сравнивая увиденное здесь и то, что было в его мире. Есть ему постепенно стало хотеться все больше, и он благословил свое решение не отказываться от еды. Но вот что получалось: хозяин ушел в храм, и его нет сколько-то времени до прихода Эдда, и, наверное, еще с час, пока он тут наслаждается умыванием и сидением в комнате.
Хозяйка тоже не приходит сама или не посылает служанку, чтобы привести его в нужное место.
Как-то все это непонятно. С другой стороны, окажись Эдд не юношей, ищущим место ученика (душа при таких мыслях слегка болела), а вором или грабителем, он мог и что-то нехорошее сделать. Но тут пришла в голову мысль: а, может, в доме мага за ним наблюдают и готовы пресечь возможную кражу? И хозяйка дома смотрит в какой-то магический предмет вроде зеркала (Эдд что-то такое помнил из баллад) и даже может составить мнение о госте- чистоплотен ли он, как держится, когда думает, что его никто не видит и не ковыряет ли беспрерывно в носу? В некоторых известных ему замках для тех же целей имелись потайные глазки, чтобы хозяйские дочери, например, могли поглядеть, каков приехавший свататься рыцарь или мелкий владетель в непарадном виде. Правда, о подобном вслух при посторонних говорить было не принято. Кстати, а не может ли быть где-то в прихожей магический камень, который определяет, что гость пришел не по мирным надобностям, а желает что-то украсть? Эдд не знал о магически практиках ничего, но вывод о существовании такого амулета был логически допустимым.
Дверь в комнату распахнулась, и в нее вошла та самая рыжая девушка с подносом в руках.
–Извините, господин Э…д. пришлось немного задержаться, пока еда готовилась…
–Ничего страшного, тем лучше будет аппетит.
Но скажите, меня же хотела видеть хозяйка дома, а удобно ли будет, когда она придет, а я тут ем?
Эдд здешних обычаев не знал, поэтому решил изобразить стеснительного юношу, который смущается даже того, что совершенно не должно плохо говорить о нем.
–О, не беспокойтесь, она придет, когда вы уже поедите. Я пойду, мне еще нужно много сделать...
Раз– и ее уже нет. Пора приступать. В миске ячменная каша с тушеными грибами, морковью и луком. В кружке- простокваша, приличный кусок серого хлеба. Простая, но сытная пища. О, тут и шкварки присутствуют! Миска быстро показала дно, да, аппетит словно в прежние годы, еще до… Ну, ладно, можно сказать и как когда ему было около восемнадцати, еще не лорд, еще не муж и отец, еще до славы и черной зависти к ней…Нет, это будет слегка неправдой, тогда шла «Война Конца Света», аппетит иногда был прямо-таки волчьим, но как часто было нечем его утолить или просто некогда, надо лететь вперед, вперед на поле будущего сражения. А после него уже и есть, что поесть и есть время, но от усталости ничего в глотку не лезет… Точнее, не есть, а было, ведь это происходило в другом мире и давно. Не только потому, что с тех пор Эдд прожил достаточно долго, пребывал в гостях у Неназываемого, но и потому, что в этом мире, как его…а, Итаннес, время может течь по-другому. Тут Эдд ощущал то, что у него не достает слов для правильного описания, но выходило, что Итаннес словно прожил на несколько столетий дольше, а, может, и на тысячу. Но одновременно он мог как бы пребывать в том же году и месяце, что и Атрис. Мысль вышла парадоксальной, но в ней что-то было правильное и требующее осознания. У Эдда и раньше возникала мысль, что в жизни стран и народов тоже есть юность, зрелость и старость, как и у одного человека. Они длятся дольше человеческих, но они есть, и это правильно, потому что многие люди могут вести себя все вместе, но как один человек. Тогда получается, что его мир сравним с тридцатилетним, а этот - с сорокалетним человеком? Такое, наверное, возможно. Как и то, что один человек за те же прожитые годы, что и другой, добьется больше, хотя изначально они были в равном положении. И подобному есть подтверждение, существуют народы-воины и существуют более мирные народы. Горцы, которых Эдду приходилось громить, были склонны к разбою из-за того, что не во всякий год могли обеспечить себе пропитание мирным путем. Может, если бы как-то удалось каждый год собирать нужный урожай, им не пришлось бы развивать в себе задатки грабителя и убийцы? Разумеется, Эдд понимал, что даже если со следующего лета горцам боги гарантируют двойной урожай и будут его посылать, то не всякий житель Долины Подснежников перекует меч на мотыгу и забудет заветы предков, но его дети уже могут жить мирно, не испытывая тоски от отсутствия войн и грабежей.
Ну, пусть даже не они, а внуки! Но тут размышления Эда прервал стук обуви по полу.
Эдд развернулся на звук и увидел мужчину средних лет в мантии синего цвета с белым треугольником на левой стороне груди. На голове у вошедшего не было головного убора, как, впрочем, и волос. Лицо испещрено морщинами, но взгляд синих глаз прямо-таки давил на грудь Эдда, подобно руке, расталкивающей всех встречных и поперечных. Энергия и властность так и рвались из пожилого мужчины. Такое было у королевского маршала Джона Раббана, которого он застал и стал его учеником. Джона безоговорочно слушались все лорды, хотя Раббан никогда не повышал голос на советах, разве что на своих слуг, когда те медленно несли маршалу кубок вина. Просто все, видевшие Джона, понимали, что они явно слабее его и обязаны подчиниться, как стая вожаку. Так это для себя сформулировал Эдд.
И сейчас сходные ощущения снова возникли, потому Эдд отвесил поясной поклон. Шляпы на голове не было, как принято приветствовать мага в этом мире-тоже неизвестно, пришлось именно так. Он уже понял, что перед ним хозяин дома, маг Оже.
–Это именно тот Эдд из Поозерья, о котором меня предупредили позавчера?
–Наверное, господин…
Эдд запнулся, не зная, как назвать хозяина дома.
–Пока «мэтр». Насчет «Учителя»-поглядим. Идем-ка со мной, молодой человек из Поозерья.
Последние слова он произнес явно с иронией.
Эдд пошел за хозяином и проследовал в комнату на третьем этаже. Помещение было небольшим и прямо-таки заставлено шкафами. Свободное место в нем практически отсутствовало. От стула, куда Эду указали присесть, до шкафов оставалось с полшага. Хозяин устроился за столом, на котором ничего не стояло и не лежало. В воздухе висел какой-то запах, раздражающий глотку. «Наверное. здесь есть какие-то чучела или части животных, которых так сохраняют от гниения»-подумалось Эдду.
–Если ты думаешь, что этот запах здесь неспроста, то правильно думаешь.
А теперь расскажи о себе правду, потому что на жителя Поозерья ты совершенно не похож. И выговор другой, и манеры, и одежда, да и ростом они обычно не вышли, даже я на голову выше большинства из них.
–Мэтр, я действительно не из вашего Поозерья, хотя мою родину можно было бы назвать так же.
–Любопытно, продолжай.
–Видите ли, мэтр, однажды я умер и попал во владения Неназываемого бога.
Но оттуда меня извлекли и оживили, поручив разобраться, отчего случилась тяжелая и кровавая война, начавшаяся и закончившаяся, когда я был совсем молод. Сделав порученное, я отправился обратно в царство Неназывемого, но вместо продолжения кар за мои прегрешения очутился здесь, в Итаннесе. Со мной во сне говорил человек, называвшийся магом и сказал. что отныне я тоже обладаю магическими способностями и мне дарована возможность жить на Итаннесе, и мне надо прибыть в столичный город и найти улицу Башмачников, где живет мэтр Оже, который и будет меня учит магии. А, еще мне сказали, что я могу пользоваться своим личным именем, но родовым-не стоит, здесь оно неизвестно.
Так что мне надо назваться Эддом из Поозерья. Но я назвался так только вашей служанке, которая встретила меня внизу. До этого никто не спрашивал, кто я и откуда.
–А как выглядела эта служанка?
– Рыженькая, в зеленом платье, с небольшим белым фартучком и с брошкой под горлом.
Она сказала, что вы пошли в храм Сорбэ, и спросила, не болен ли я. Я ответил, что не болен, а вас ищу насчет обучения магии. Девушка сказала, что хозяйка дома переговорит со мной в ваше отсутствие, провела в ту комнату, и предложила поесть. Ждать пришлось довольно долго, но я не в претензии.
Оже, слушая это, несколько раз отчего-то хмыкал, но не высказывался. Эдд почувствовал, что кое-что не досказал, и добавил, что, наверное, уже провел магическое воздействие, убив змею, которая напала на него. Про деталь, что он ходил в виде живого скелета, почему-то не хотелось говорить.
–Юноша, я буду с тобой откровенен. Обычно обучение магии начинается с куда более раннего возраста и длится до шести лет, хотя может быть сокращено, если ученик осваивает все быстрее, чем прочие. Тебе же на вид лет девятнадцать, обычно в такие лета магия не человеке не просыпается. А, приглядевшись и услышав твой рассказ, мне начинает казаться, что тебе должно быть сильно больше девятнадцати. Я обучил не одного ученика, но я даже не знаю, как начинать обучение человека значительно старше возрастом, как именно будут просыпаться в нем способности, на что нужно обратить внимание, как избежать неконтролируемой магической активности, когда адепт становится опасным для окружающих. Словом, задача вроде той, как нужно обучить пользоваться оружием человека, до того его в руках не державшего, и за очень короткий срок. Уже не будем говорить, что тебя нужно обучить многому немагическому, как если был ты реально жителем нашего королевства, чтобы избежать обвинений в том, что я замыслил нечто тайное в пользу соседних государств. обучая человека неизвестно откуда. Если бы ты пришел сюда просто с улицы, я отказал бы.
Но твоему приходу предшествовало то, что делает невозможным такое решение. Поэтому ты пока поживешь у меня, пока я не наведу некоторые справки у знающих людей.
Пока же я погляжу, что видно насчет твоих магических сил.
Оже занимался с Эддом довольно долго, но, правда, все его исследования были не болезненны. Хотя «Житель Поозерья» ожидал чего-то вроде своего обучения в молодости, когда лорд Роус мог приложить оруженосца и ладонью, и разными подручными предметами. Тогда Эдд обижался, но сейчас уже– нет. Да, он сам редко давал своим оруженосцам даже вполне заслуженные ими затрещины, но это было решение его, а не лорда Роуса. Того учили, что так и надо, ибо если ты жалеешь пинков и подзатыльников юному балбесу, то жалостью портишь его.
Затем мэтр погрузился в какие-то расчеты и считал, наверное, с три четверти часа. Окончив, он отложил свинцовый карандаш и неуверенно сказал:
–Как-то все это не сочетается…
Эдду такая неуверенность показалась странной и не совпадающей с первоначальным впечатлением о мэтре, и он попытался мягко узнать, а что там в нем не сочетается?
–Несколько видов магии, точнее признаки их. Обычная Стихия Воздуха, возможно. Стихия Земли и два непонятных компонента. Магия Смерти и то, что я вообще только чувствую, но не могу даже назвать, что это такое. Впрочем, ты сказал, что некогда умер, а потом был оживлен. Возможно, это следы того и другого.
–Мэтр, когда я умер, то лежал в болоте довольно долго, пока душа искупала свои прегрешения. Наверное, прошел год или чуть больше, потому что остались только голые кости и суставы.
Потом мне вернули душу и дали возможность ходить, чувствовать, говорить. Но при этом я оставался скелетом, хотя и мог говорить, но не знал, чем я это делал. Но, когда я оказался в Итаннесе, то у меня было вот это тело. Я не знаю, кости в нем прежние или я попал в чужое тело одной своей душой или что еще свое может перенестись в друге тело. Я о волшебстве ничего не знаю, кроме того, что есть в балладах и народных историях, которые не зарифмованы. В моей стране магов регулярно казнили за занятия магией, иногда только за запретную, иногда за любую. Когда я умер, был период, когда только за ту, когда при ее помощи убивают взрослого или ребенка в чреве матери, а также за создание магических ядов, которые наносят какой-то вред здоровью, пусть даже не убивая. Деревенских ведьм обычно не казнили, потому как кто тогда поможет больным вилланам или их скоту? А ведьмы же обычно никого не травили, потому что чем меньше людей живет в деревне, тем меньше ей принесут хлеба и прочего. Не знаю, где-то, может и не так все выходит, но у нас вот…
Мэтр снова закрутил карандаш по столу:
–Вилланом у вас называли крестьянина?
–Да, только такого, кто живет на земле владельца и пользуется этой землей с согласия лорда и за это несет повинности в его пользу. Потому что есть и другие земледельцы, кто от лорда не зависит, обрабатывает свой кусок земли кто знает в каком поколении. Их сильно меньше, но они еще есть.
–А вилланы лично свободны?
– По древнему закону короля Ренцо -да, если рассчитались с лордом и очистили от себя его деревню. Но не всякий виллан об этом знает. На практике уходят немногие: когда ему угрожает приговор или пятый сын бедного отца, который как-то смог пристроиться в городе.
Конечно, когда случается неурожай, затронувший несколько провинций или восстание-то таких много, они находят себе новое место и нового хозяина, не рассчитавшись со старым. По закону их можно вернуть на прежнее место, но реально это случается нечасто. Не заезжает мелкий владелец в деревню в соседней провинции, и некому их узнать. Да и то они дружно врут, что они никогда не жили у него, и зовут их не так, а жили они у другого лорда, который нынче умер или убит, они и подались искать пропитания. А новый господин тоже не кричит на всех перекрестках дорог, что у нему переселились пять семей из Ивранта, двум из которых он отдал выморочные участки, а остальных поставил осваивать Торову Пустошь. Он обычно это вообще скрывает.
–У нас такого лет триста нет. Земля считается королевской собственностью, которую он дает в пользование крестьянину, который ее лично пашет или лорду за заслуги его семьи и его лично, а он уже сдает в аренду крестьянам, если у них другой земли нет или им мало.
Хотя в Гиллее, где степи и полупустыни, всякий житель волен выпасать там свои стада, а налог королю он платит, когда число животных у него превышает законный предел. Кажется, двести овец и баранов. Если их полсотни и меньше, ничего не платит, но обязан покормить короля, зарезав овцу или барана, если монарх посетил его палатку, и эта овца у него не единственная. В Густранже из-за дикости тех мест можно платить налог раз в два года, потому что каждый год добраться на королевского сборщика налога очень сложно. Но мне говорили, что тамошние жители очень честные и не пользуются тем, что их в тамошних дебрях не отыщешь.
–А чем они платят налог, раз живут в непроходимых лесах?
–Мехами. Там очень хорошая охота, хотя и опасно-твари могут сожрать, чего вокруг столицы давно уже нет. Волки и кабаны еще есть. Может найтись даже медведь, а вот тварей Хаоса уже извели. Поэтому, когда они отчего-то появляются, маги собираются и устраивают их истребление. Поэтому маг. увидев тварь Хаоса, либо убивает ее сразу, либо сообщает о ней в храм Сорбэ, если это не по силам, а потом свободные от срочных дел маги и собираются на охоту на нее. В дальних провинциях, где тварей много, местные маги разбираются с ними лично, никуда не сообщая. В городах местная власть обычно платит премии за их истребление, а в поле и лесу - нет. Кстати, маги платят налоги только если владеют землей или домом, как и все такие же владельцы. В казну они налог не платят, вместо него на них лежит обязанность истребления тварей и продавшихся Тьме, которые им встретились, и по жребию участие в военных экспедициях королевской армии.
О, вот это интересно. И Эдд спросил:
–Мэтр, а что маги делают в военных экспедициях?
–Чаще всего лечат больных и раненых. Если маг может что-то еще, скажем, понять, врет ли пленный или говорит правду –его тоже могут задействовать. Если он не против. то и боевую магию. Тут есть известное правило «Аран».
–Поясните, пожалуйста, мэтр, в чем оно заключается, если это не секрет, на который я еще не имею права знать?
Мэтр отчего-то тяжело вздохнул.
–Если кратко, то маг, от которого потребовали совершить магическое действие, караемое законом или которое он считает для себя неприемлемым по этическим соображениям. может сказать: «Аран» и уйти, не будучи покаран за отказ. Каждый король, садясь на трон, клянется соблюдать Аранский протокол, который и предоставляет магу такую возможность.
Когда я имел от роду двадцать лет, то сопровождал королевский отряд на подавление восстания в провинции Флом. Тан Альби завел войско в засаду и потерпел поражение. Мне пришлось выбираться дикими местами и убивать восставших не только нападавших на меня, но и прямо это не делающих, когда я их видел. Если бы я тогда умел отводить глаза засаде, то мог бы уйти, никого не убивая. Но я еще не знал таких заклинаний, поэтому использовал те, что умел. Так и погибли две засады. Когда я добрался до города под властью короны, то спросил, нарушил ли я этим закон. Мне пояснили, что поднявшие оружие на короля (тогда им был Меннер Первый) и его армию законом не защищаются, поэтому я был волен убить их хоть голыми руками, хоть заклинанием. Но если бы тан Альби потребовал от меня заклинания, разом остановившего сердца всех повстанцев, то я имел право сказать: «Аран». А мог и остановить, если был в силах.
–Неужели такое заклинание существует?
–Говорят, что на Заре Мира, когда люди еще не знали письменности, а все передавали из уст в уста, такие заклинания были. Сейчас -нет, и благо, что их нет.
–Мэтр, а почему не благо в один момент прекратить кровопролитие? То, что это может быть затруднительно из-за расхода магических сил- я понимаю.
–Эдд из Поозерья, это не стоит делать, даже если ты когда-то сможешь. Причины этого лежат в самой сути магии, и ты, когда будешь учиться магии, поймешь, почему. Пока об этом говорить рано. Кстати, надо подумать, раз уж на озерян ты не похож, откуда ты как бы прибыл и рассказать тебе, чтобы ты не выглядел странно, утверждая, что родом оттуда-то, но ничего не зная о своей родине.
Эдд отметил для себя, что мэтр как бы на словах признает его будущим членом корпорации магов, хотя формально не дал согласия на его обучение. Да, такое встречается на переговорах, когда переговорщик уже готов согласиться, но как бы еще не сказал ни «да» и ни «Нет». Если вовремя это увидишь, то можно усилить нажим и добиться нужных слов.