Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Конкурс соискателей » Императрица - 3. Эндшпиль: реванш или провал


Императрица - 3. Эндшпиль: реванш или провал

Сообщений 91 страница 100 из 179

91

Margohechka написал(а):

Коррупция в русском языке с 20-х годов XX века.)) -

Не совсем так.

Летопись событий в Юго-западной России в XVII-м веке / Сост. Самоил Величко, б. канцелярист Канцелярии Войска Запорожского, 1720. Т. 1-4 Т. 1

Врем. комис. для разбора древ. актов , 1848 — 548 с. разд. паг. волпостей за Козацкіе чинення Гетманской элекцін зволоку и проліонзацію наповъ державцовъ коррупции

Электронный ресурс: 1875, т. 223, № 12 1875  особенности въ больших городах, гдѣ, рядом съ громадными богатствами, существуете и самая страшная нищета, коррупция

+1

92

Margohechka написал(а):

Коррупция в русском языке с 20-х годов XX века.)) - опять Катя балуется))), а автор прошляпила и без недоумений Румянцева оставила.

А вот по ротация нашла лишь, что латынь, а в латынь из праиндоевр. Вообще круговорот.

Спасибо, подумаю, чем можно заменить)

А чему удивляться? Государыня - природная немка, мало ли, какие слова она употреблять может. Выказать же пред очами государыни свое невежество - потеря лица. По смыслу понял, и прекрасно.
Вот если бы Катя во гневе обложила его матом, в манере 21 века, вот тут было бы, чему удивляться.))

+2

93

PanzerGeneral написал(а):

А чему удивляться? Государыня - природная немка, мало ли, какие слова она употреблять может. Выказать же пред очами государыни свое невежество - потеря лица. По смыслу понял, и прекрасно.

Но только вот про ротацию сказал Румянцев, а не Екатерина.

+2

94

Margohechka написал(а):

Пока пять, а потом, постепенно, производить ротацию и увеличение.

Возможно,  производить сикурс(ы)?  Это слово употреблялось еще в Петровскую эпоху в  военном деле, в значении "подкрепление, поддержка, помощь". Сохранялось употребление и в девятнадцатом веке...

Отредактировано Франческа (14-02-2022 19:51:55)

+1

95

Margohechka написал(а):

Пока пять, а потом, постепенно, производить ротацию и увеличение.

может не ротацию, а замену ?

+2

96

Большое всем спасибо!

Тут уж мне подумалось вот что: те, кто меня читают, уже привыкли к тому, что я часто употребляю современные или же слова более знакомые читателю, нарушая и архаичность и историчность.
Естественно, в романах глубоко исторических, я себе такого не позволяла. Много ли читателей у таких моих книг, где каждая буковка выверена? На порядок меньше, чем сейчас.
И сетуют многие, что либо сноски достают или определенные слова незнакомы и  тормозят, либо в голове сплошной гугл заселяется. Но жанр обязывает, и текст исторического романа остается прежним.
Со временем, опытом, я поняла, почувствовала: ну не надо такое дело читателям в обычном развлекательном романе. Возможно, ошибаюсь, вызываю негатив, но тексты у меня в основном сюжетные, писаны простым языком.

Для сравнения, без обид, пожалуйста, возьмем слова : "ротация", " сикурс(ы)?", перемещение, передислоцироваться.
Какие ассоциации этот ряд вызывает?
Какое из слов может и должен сказать генерал?
Какое слово рядовой читатель спокойно прочтет и не усомнится в том, что оно соответствует герою (не залезая в справочники!!! и гугл) и правильно поймет, не остановится, не запнется?

+1

97

Margohechka написал(а):

Какое слово рядовой читатель спокойно прочтет и не усомнится в том, что оно соответствует герою (не залезая в справочники!!! и гугл) и правильно поймет, не остановится, не запнется?

Возможно, подойдут простые русские слова: замена, подмога и т.д., а не слова иностранного происхождения( типа сикурсов или ротаций?)

+1

98

Спасибо!
Замена подойдет! )))

+2

99

Вечером Адам Васильевич доложил, что княгиня Екатерина Романовна Дашкова и генерал-поручик Иван Иванович Бецкой просят аудиенции, чтобы обсудить вопросы образования.
          - И княгиня и генерал-поручик хотят говорить на одну тему? Они вместе просили аудиенцию или порознь? - уточнила Екатерина. Она знала, что оба проявляют интерес к образованию, позиционируют себя просветителями на данном поприще и жертвуют большие суммы. Их приход и тема беседы могли означать, по мнению Екатерины, что угодно: от полного недовольства, до реальных предложений изменить образование в лучшую сторону. Единственное, в чем государыня не питала иллюзий, каждый будет продвигать развитие в узком направлении — все для дворянства, все для тех, у кого и без того достаточно либо знатного имени, либо денег в семье для оплаты обучения детей в любом университете Европы. Екатерина попыталась рассудить здраво: если их идеи хоть немного совпадут с ее мыслями, она не будет препятствовать, лишь откорректирует и расширит, а, возможно, и вообще навяжет присутствие «новых, манифестовых дворян» и простых людей.
            - С разницей почти в день, - ответил Олсуфьев, сверившись с записями в своей папке.
            - Отлично! Этим вопросом я еще не занималась! А уже очень и очень нужно спешить, пока лето и есть немного времени. Вот что, Адам Васильевич, мне нужны подробные сведения, причем сегодня: сколько людей, которые купили дворянство, согласно моему Манифесту, сказали, что хотят учиться, со всеми подробностями о личностях; список всех учебных заведений в империи, начиная от школ, то есть и военных тоже, что существуют и … в каком состоянии дел, число учащихся и студентов, какие науки преподаются. А просителям отправьте сообщение, что я их приму завтра в полдень. И еще пригласите графа Ивана Григорьевича Чернышёва на это же время.
            - Ему указать причину вызова или какие документы с собой взять?
            - Да, укажите тему нашего обсуждения — образование, этого будет достаточно. Жаль, что Петра Александровича я уже отправила…
                 - Ваше Императорское величество, Его Сиятельство еще в столице, насколько мне известно, дела генералу Суворову передает.
           - Замечательно! Его пригласите тоже… И генерала Суворова. Михайло Васильевича Ломоносова. Конечно же Александра Алексеевича Вяземского. Кого бы еще? Мне нужно понять…
           - Ваше Императорское величество, смею заметить, но не хватает служителей церкви… - осторожно произнес Олсуфьев.
              - Вы правы, но видеть своего духовника я не желаю.  Нужно будет подумать, кого бы мне просить им стать. Знаете, пригласите персону на ваше усмотрение на наш совет, но такую, чтобы мыслил и имел вес. В этом вопросе доверюсь вам.
                 - Слушаюсь, - поклонился Олсуфьев, вышел и через час принес документы, содержащие сведения, запрошенные государыней. На этот раз, Екатерина не стала пользоваться его услугой при разборе информации, предпочла изучить самостоятельно.
            Для начала она  посмотрела какие учебные учреждения есть, чтобы не создавать велосипед.
             - Итак, вроде бы все типы образования есть, но напоминает это какой-то хаос и кустарщину, а женское образование вообще не учтено, - подвела итог Екатерина, весьма расстроенная. Только огорчение сразу улетучилось, стоило вспомнить, что она не касалась еще вопроса медицины, а особенно в армии… Предстояло образование выстроить в соответствии с тем, к которому она привыкла в прошлой жизни -  школы общеобразовательные. Училища, где обучат  профессиям. Университеты, но с последними скорее не организовывать, они же есть, а только скорректировать их работу, в соответствии с нуждами сегодняшнего дня.
         «Катя, не фантазируй! Артели обучают всему сами! Со стороны не будут брать, а если это будет отличный специалист? А может будут? Но зачем же, да и какой смысл обучать горнорудному делу в столице? Прежде всего практика! А металлургии? Значит нужно организовывать там, где заводы. А дети там в школу, в обычном понимании, ходят? Что у Олсуфьева в справке написано? О, Господи помилуй!..»
         Разбирая почерк, Екатерина не могла  бегло и быстро прочесть документ и сразу вникнуть. А потому читала его медленно и построчно, еще и рассуждая. Информация ее ужаснула. Была всего одна строчка — духовные школы. Получалось  школ, в которых изучалась математика и минимум других наук нет, кроме   сохраненных  при военных гарнизонах. Все! Как же так?.. Почему?
          «Что написано в отчете у Олсуфьева, кто там желает учиться? Не может такого быть! Всего три человека из двухсот выкупивших дворянство… На всю империю!!!»
          - Екатерина! Немедленно ко мне господина Олсуфьева! - не выдержала государыня, и тихо добавила, - Пусть это будет ошибка!..
        В полном смятении Екатерина забегала по кабинету, периодически пожимая плечами и фыркая от возмущения, но не из-за предполагаемой описки помощника, а потому что в глубине души уже знала точно — не ошибка, не описка — этого за Олсуфьевым никогда не замечалось, это была правда, с которой предстоит разбираться глубоко и бесконечно долго.
           - Вы звали? - появился Олсуфьев на пороге.
         - Да! Прочла некоторые записи. Вы не ошиблись, указав, что только три человека, из купивших дворянство по манифесту, желают дальше учиться?
           - Нет. Все записано с их слов. Два человека будут подавать прошение на зачисление их в университет при Академии наук, здесь в столице, а один в Московский университет. Этот право будет изучать, его сам господин Шешковский привел. Думаю, Степан Иванович хочет начать для свей службы готовить специалистов.
          - А почему закрылись цифровые школы? Как такое вообще возможно?! Получается, что математику знают только военные?
             - Государыня Екатерина Алексеевна, не ответственными лицами закрыто, а по челобитной, которую подали еще в тысяча семьсот двадцатом году родители учеников. Ведь детей, что забрали учиться, дома не видели. А родитель - купец какой, кого мог вместо себя в лавке оставить, когда за товаром или еще по каким делам уезжал? Детям ведь передают все знания и умения своего семейного дела. Вот либо тайно забирали учеников, либо бежала детвора самостоятельно из школ этих под родительское крыло. А дети священников приучены к чтению, грамоте, да и заранее путь свой могут начинать. Потому школы Священного Синода и сохранились.
           - А при гарнизонах?
          - Так тут народ военный, да и свои офицеры обучают. Артиллерист должен знать арифметику и геометрию, получается грамотный солдат, а дослужится, потом и офицером станет.
           - Но это же ужасно! Девочек, я так понимаю, всех дома обучают?
            - Так нет для них хода в учебу, не требовались, не созданы.
          - А как вы считаете, родители за сорок лет-то поумнели, или будут по прежнему упорствовать и не давать детей в обучение?
          - Так дворяне отдают, с радостью, некоторые становятся коштовными студентами. А, что касается начальных школ, так сами обучают или детям учителей нанимают. Давно уже принято. Зачем купеческому, скажем, сынку геометрия или история? Он с детства, на глаз может определить тот же фунт мяса или аршин ткани, - улыбнулся Олсуфьев, искренне не понимая озабоченности государыни, - Все просто! Хочешь учиться — иди в школу, если родитель отпустит, не хочешь — изучай родительское дело, хлеб свой. Вот ваш истопник, государыня, для чего ему геометрия или география?
        - Я не дворян имею ввиду, а простых людей, Адам Васильевич! Таких, как наш Михайло Васильевич Ломоносов!
         - Так умный человек всегда пробьется, нет у меня ответа, государыня.
         - Мне так нужны молодые, грамотные служащие, которые смогут воплощать новые идеи, не просто сидеть и протирать штаны в Сенате, а работать, как вы, например! А теперь я не знаю, что делать, если на начальном этапе детей в школу не отдают. Да ладно бы только родители были такими темными, но вы сказали, что ученики сами убегали. К чему тогда беседы с княгиней Дашковой и Бецким? Им интересны те, кто добирается наверх, в университет, но начинать-то нужно снизу! Студентов — жалкие сотни, ученых из них единицы, в середине — провал, а начальное образование — пустыня!
          - Государыня, не все же сразу. Кхм… Конечно, дом строят снизу. Но в данном случае нужно придумывать иной подход.
         - Какой? - Екатерина с интересом посмотрела на Олсуфьева и поняла, что не хочет отпускать от себя этого человека — нет ему замены! Но денежную награду выдать нужно!
          - Скажем не так, как вы изволили обрисовать, а иначе. У вас есть крыша — Академия наук и два университета. Нравится ли вам устройство и работа в них, мы не будем пока касаться. Они есть и в вашей воле изменять какие-то части, улучшать или подстраивать под ваши нужды. Это, представьте себе Академия и два университета, - Адам Васильевич взял со стола увесистых три папки и положил их на пол: одну вверху, две снизу. Затем взял папочку крупную и яркую, положил ее чуть ниже, на пол ладони, но в одну линию со вторыми, - Это учреждения Святейшего Синода.
           Следующими на пол последовали какие-то исписанные листки, как есть, Олсуфьев положил их живописной горкой, начав третий   ряд: - Это различные организации: Берг коллегия, заводские школы или что-то там созданное на пожертвования для нужд самих организаций.
             Рядом статс-секретарь положил опять же увесистые папки зеленого и синего цветов и прокомментировал:
              - Это, - указал на зеленую, - гарнизонные школы для солдатских детей, а это, - он задумался, подвинул вверх, потом вернул на место, потом вновь сдвинул чуть вверх и расположил под кучкой с третьего ряда «для нужд организаций» синюю папку. Оставшись довольным, произнес: - А это обучение морских офицеров, обозначает Навигационную школу. Вот ваши составляющие дворца. Они есть, они существуют. Нет лишь нижнего ряда —  школ. Но как-то же сия конструкция существует. Имеет место быть и поставляет государству грамотных людей.
          - Да, но этих обученных людей нужно откуда-то брать! И сейчас их мало, слишком мало!
           - Государыня, не все так плохо!
          - Плохо, Адам Васильевич! Ни один дворянин на поедет в Сибирь или на Колыму, закончив обучение. Все они будут искать место в столице. А мне нужны специалисты по горнорудному делу, металлургии! Те, кто может найти золото или алмазы. Изготовить отличную саблю! Да много чего. Даже простой чиновничий аппарат, который будет заниматься управлением — нужен. И нужен новый, работоспособный!
         - Значит, если это первостатейная задача, смотрим третий ряд, не трогая все остальные. Если это рядовые рабочие, их обучат на месте в артели или на заводе, если же специалист, что с приборами умеет работать — отправлять смышленых в университет или в Берг коллегию. Они обучатся и потом домой вернутся.
       - Домой? Ну да, домой… И будут обучены, грамотны, понимать какую пользу они могут принести… Адам Васильевич, вы даже не понимаете, какую мысль мне подали! - Екатерина и сама не смогла бы объяснить, как у нее в голове вдруг собрался внезапно ответ на вопрос, над которым она не думала. Мелькало какое-то эфемерное облако и вызывало дискомфорт, но не более. А тут встало на свое место.
        Отправка Румянцева в Малороссию не выходила у нее из головы, оставалась какая-то недосказанность, нерешенность. Понятно, что Петр Александрович поставит или назначит своих людей на все посты, они будут выполнять указания и губерния заживет, как обычная область империи. Но пройдет какое-то время и ставленник Румянцева отправится домой, в другую губернию, словом, покинет пост. Возможно, после наведенного порядка или из-за нехватки кадров, но управлять опять начнут местные. Никто по происшествию времени не уследит за прошлым. А ведь есть такие должности, на которые нужно назначать, добром и по своему желанию дураков на них не найти. И что тогда? Опять начнется  мздоимство и все, что строилось пойдет прахом? К чему тогда все эти усилия? Нужны управленцы, Екатерина не смогла подобрать более правильного слова, именно чиновники среднего или младшего звена, кто будет правильно, не выходя из системы, заложенной во всем государстве, работать в соответствии с законами империи, но будет своим человеком! Своим, ибо родился и вырос на этой земле, знает обычаи и нравы, чтит «старину глубокую».  Эта «свойскость» будет и здесь в столице и там, куда он вернется.
          Внезапная идея билась и ширилась, Екатерина не стала дальше обдумывать, а просто записала в тетрадке «Администраторы в Малороссию». Почему из тех земель? Потому что там не посмеют не отдать в обучение детей, в отличии от других губерний. И пусть ее попробуют обвинить, что она берет заложников! Пле-вать! Да, заложники образования! А все недоброжелатели ее, когда годов через три-пять, первые выпускники вернутся домой и займут достойное место в губернии, увидят наглядно ценность и пользу образования, того что оно дает. Это им не аршином ткань мерить. Это получение статуса высокого чиновника Российской империи! Вот тогда уже родители сами и поведут детей, сначала в школы, а потом дальше. К тому же у них будет время подготовить учителей по всем предметам!
          «Нужно срочно написать еще один приказ Румянцеву, лето быстро закончиться. И вообще, пора бы уже объявить первое сентября началом учебного года!»
             Олсуфьев с интересом наблюдал за государыней, которая перестала задавать вопросы, а выписывала круги и квадраты, словно первый раз ходила по кабинету. Иногда она останавливалась и замирала, ножка в туфельке выглядывала из под подола и осторожно ставилась на пол. Екатерина делала шаг. Постепенно замирание на ровном месте увеличивалось. В эти мгновения на лице сменялась вся гамма чувств, потом синие глаза вспыхивали радостно, и она улыбалась, словно пазл сложила.
           - Адам Васильевич!
      Олсуфьев вздрогнул от неожиданности, потому что засмотревшись на государыню, потерял связь с реальностью.
          - Возьмите лист бумаги и записывайте. Нужно составить указ! И записку, нет, приказ…
           - Слушаюсь, Ваше Императорское величество!
        - Суть такова: приказываю Петру Александровичу Румянцеву с вниманием отнестись к детям… как дворяне по-малороссийски?
        - Нет у них такого понятия. Есть казаки, есть казацкие старшины, есть...был гетман.
        - Хм, то есть у них нет дворян?
   - Я бы сказал, что ранжирование не произведено, ибо не требовалось. А знать, в нашем понимании, это и есть казацкие старшины. С этим вопросом нужно будет разбираться, чтобы привести в соответствие с государственным табелем о рангах, Ваше Императорское величество.
          - То есть везде, на важных постах у них казацкие старшины?
- Получается так, - неуверенно произнес Олсуфьев и признался, - Простите меня, государыня, все касаемо наших губернских дел, я сведущ, а вот Малороссия…
- Что ж, нет вашей вины в этом незнании, вместе будем вникать. Важно, что не упустили на самотек. Знаете, напомните мне, когда прийдет князь Вяземский, сказать ему, чтобы предлагал манифестовым дворянам учебу, в некоторых случаях, после проверки документов, даже протежирование государыни при поступлении в университет, если человек реально будет желать учиться. Нельзя сбрасывать со счетов, что человек выложил за дворянство все, что у него было, взял в долг, а потому и не может себе позволить учебу. Долги то надо погасить, вот и откладывает на потом.

Отредактировано Margohechka (22-02-2022 21:11:05)

+5

100

Margohechka    "Оба  хотят говорить на одну тему? Они вместе просили аудиенцию или порознь? - уточнила Екатерина. Она знала, что оба проявляют Margohechka написал(а):

и жертвуют

большие сумму.

1. М.б. заменить один раз на: "что одна, что другой"?
2. Вероятно, СУММЫ? или СРЕДСТВА?

Отредактировано Череп (18-02-2022 10:47:30)

+1


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Конкурс соискателей » Императрица - 3. Эндшпиль: реванш или провал