Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Конкурс соискателей » Императрица - 3. Эндшпиль: реванш или провал


Императрица - 3. Эндшпиль: реванш или провал

Сообщений 11 страница 20 из 161

11

Margohechka написал(а):

Регентство и соправление

В Российской Империи был претендент регентства Бирона. Могли остаться нехорошие воспоминания.

+1

12

Margohechka написал(а):

Нужна помощь зала))

Регентство и соправление

Может ли Екатерина, сделав Павла Петровича соправителем как-то обезопасить себя, утихомирить потомственное дворянство?
Понимаю, что наследник мал, но... даст ли это хорошие плоды?

Рискну предположить, что наоборот. Тут же найдутся желающие травануть государыню ради регенства при малолетнем Павле.
Если Павел еще не объявлен соправителем, ситуация становится более неопределенной. При свержении/убийстве Екатерины появится возможность лишить престола и Павла, просто объявив его незаконнорожденным, и тогда вопрос власти становится открытым, и куда оно вырулит, предсказать сложнее, а значит, и решимости у потенциальных заговорщиков поубавится.

+1

13

Я правильно понимаю - соправление - это некий шаг для успокоения некоторых граждан?

+1

14

Margohechka написал(а):

Я правильно понимаю - соправление - это некий шаг для успокоения некоторых граждан?

Мне тоже так кажется.

Отредактировано Череп (27-01-2022 15:34:30)

+1

15

Раннее утро императрица решила посвятить изучению плана дальнейшего обучения Павла Петровича, который ей оставил старший Суворов. Решить-то решила, дана на столе не смогла его сразу найти. Пришлось перерыть ворох бумаг. И в процессе она обнаружила странный документ«О непоря́дках, кото́рые происхо́дят ны́не от злоупотребле́ния прав и обыкнове́ний, гра́мотами подтвержде́нных в Малоро́ссии».Его она видела впервые.

                        Странно, но Екатерина никак не могла вспомнить, когда и при каких обстоятельствах его получила. Где-то внутри ухнуло, как в предчувствии чего-то неприятного, но неизбежно-неминуемого. Что такое Малороссия, и где находится ей было известно.  А слова «непорядках» и «злоупотреблениях» вызвали стойкое желание отложить документ и не прикасаться к нему. Память прошлого настойчиво стучала и предупреждала ее: «Готовься!»

               «Катя, успокойся, чему быть, того не миновать! Читай и радуйся, что ты этот документ обнаружила! Раньше узнаешь, будет время правильно отреагировать!.. Мне ко всем проблемам еще вот только Малороссии и не хватает!.. Опять же, турки житья не дают, Воронцов за голову хватается — развал на этих землях. Как же я упустила? А было ли время вникнуть и «взять в работу»?! Да нет у меня времени! Пока разберешься в вопросе, кого-то назначишь, уже десять в очереди стоят. Прямо не государство, а сплошное минное поле. А я — единственный сапер на нем!» - и Екатерина занялась изучением документа.

        В нем подробнейшим образом описывалось состояние дел в так называемой Гетманщине,прочтя, Екатерина коротко сформулировала самое основное, но и его хватало, чтобы озвучить приговор:все управляется не по законам, а «силою старшин и обманом грамотных людей». Из-за этого число свободных землевладельцев, то есть не просто налогоплательщиков, но еще и военнообязанных неуклонно сокращается, а число зависимых, напротив, увеличилось. Старшинами и другими чиновными и богатыми людьми свободные казаки обращены, по сути, в крепостное состояние.

   Злоупотребления старшины беспредельны. Казаки отягощены непосильными местными податями и воинскими повинностями. Полный беспорядок царит и в межевании земельных участков, что является источником тяжб, драк. В большом ходу продажа мест, подкупы и другие вопиющие непотребства. Вот к чему, по мнению написавшего, привело самоуправление местной элиты, то есть гетмана и старшины.

           Екатерина со вздохом перечитала строки:

          «Таким образом, в плодородной Малороссии земледелец терпит голод, убогий помещик в большую бедность впадает, богатый усиливается, и государственная выгода час от часу уменьшается»

             « А казна не получает налогов! Я тут рвусь, каждая копейка на счету, у Шлаттера скоро голова поседеет, куда в первую очередь золото пустить, а оно вон как дело обстоит. Даже боязно услышать, сколько же должно быть это в числах! Налоги с целой области, огромного края… Да, мама не горюй!»

      Вывод из документа был неутешительным — ее следовало упразднить…

              «Господи, ну почему ты не закроешь рог изобилия неприятностей?! Я же поклялась, что более никаких реформ и манифестов! Мне еще упразднением Гетманщины заняться, так точно свергнут!.. Нет, пусть чуток полежит эта бумага, нужно все выяснить, а потом махать красной тряпкой и перевоплощаться в тореадора. Хватит экспериментов! Нужно слушаться умудренных правителей!»

                 Но какое-то внутреннее зудение не давало Екатерине заняться другими документами.Только начнет искать записи Суворова, как взгляд плывет и останавливается на пугающем ее сообщении. Ну что ты будешь делать?! Оно же и спать не даст!

           - Катерина! - позвала она Шаргородскую, решив, что первый шаг необходимо все же сделать, для собственного спокойствия.

             - Слушаю, Ваше Императорское величество!

           - Господин Олсуфьев уже пришел? Если да, пусть немедля идет ко мне.

            - Пришел, сейчас передам!

           Адам Васильевич буквально вбежал в комнату и обеспокоенно взглянул на государыню. Он уже привык: если кличут — что-то случилось, а значит бросай все и беги. Еще не проснулся — хоть головой стукнись об стену, разбуди себя, ибо срочно понадобится твоя память и знания, так что мозги должны быть всегда в бодром состоянии для ответа на любой вопрос.

          «Уф! Что ж случилось? Государыня одна, без Панина и Румянцева, Слава Богу, не война и не бунт. Благодарю тебя, Господи!»

        - Ваше Императорское величество, - поклонился и застыл в ожидании Олсуфьев, ему предложили присесть и протянули документ о Малороссии, который так взволновал государыню.

        - Не могу понять: как этот документ попал ко мне, кто его писал и с какой целью?

         - Он прошел не через меня, я все документы фиксирую: дата поступления, от кого, о чем, когда передал Вашему Императорскому величеству, Ваши указания, когда дан ответ представившему документ. Первый раз его вижу. А писал Теплов Григорий, мне его почерк знаком, да и тема доклада ему только и может принадлежать. Только он знает Малороссию так хорошо.Вы его знаете, он писал еще Устав Московского университета, служил одно время у Разумовского…

        - Я знаю, кто такой Теплов, - перебила Олсуфьева Екатерина, не выдержав и поморщив нос, оскорбленно поджав губы, - Именно он составлял текст отречения покойного Петра Федоровича!.. И господин Ломоносов постоянно жалуется на его интриги в Академии наук.

        - Вы гневаетесь на него, простите, Ваше Императорское величество, но совершеннейшим образом напрасно!Вот эта записка  подтверждение его честного служения вам, государыня Екатерина Алексеевна. Ведь они с Разумовским в дружеских отношениях! А здесь… Это же пожар, огонь, взрыв ста пушек, матушка-государыня. Теплов честно вам докладывает истинное положение дел в Малороссии, зная заранее, чем это грозит его другу, покровителю, родственнику, к-хм…Многие, если узнают, сочтут его поступок предательством по отношению к гетману Разумовскому. И никто, ручаюсь, кроме Теплова не знает Малороссии лучше: людей, что ее населяют, привычек, устоев, словом — всего истинного, что там может происходить!

          - Вот как, благодарю вас, Адам Васильевич, за информацию. Но… я пока не готова воспринимать и верить господину Теплову, помня те неприятные минуты прошлого года, он был в Ропшенском дворце!

          - Да, при всех заложенных добрых качествах и умениях, Григорий Теплов — интриган первостепенный!Но, поступает честно, сообщая вам об истинном положении дел. Простите, но повторюсь — никто лучше не может знать, что именно происходит в Малороссии.

         - И как я должна отнестись к этому документу, Адам Васильевич? Это просто записка или официальный донос на гетмана и как их там… «старшин»?

          - Судя по всему, необходимо расследование, это уже вотчина господина Шешковского, так как наша земля и наши подданные. Только он не побоится личности гетмана, да и всего его семейства.

             - Хорошо, вы свободны. Хочу подумать.

         - Будет ли мне позволено напомнить вам еще неприятнейшее происшествие, касательно Теплова? Уточнить, так сказать, - залился краской Олсуфьев, смущенно вспыхнув стыдливым румянцем.

            - Да, конечно! Говорите, мало ли о чем я могла запамятовать!

         - В бытность вашу великой княгиней был случайный роман у покойного Петра Федоровича, с родственницей Разумовского, Марфой Герасимовной, так вот,  она — жена Григория Теплова. Весь двор считал, что он сам приложил немало сил для знакомства супруги с великим князем.  Это при всем при том, что ученый Теплов — хороший ученый, только пользовать  надобно в ограниченных рамках его истинных знаний, а умения отсекать.

         - Вы всегда искренни, Адам Васильевич! Благодарю вас! - государыня одарила Олсуфьева улыбкой, заканчивая разговор.

              Плохое настроение немного улучшилось, как всегда после общения с Олсуфьевым, которого Екатерина считала самым позитивным помощником. Она выпила кофе и стала изучать записи Суворова, как и планировала. Ведь теперь предстояло хорошо все взвесить и продумать, прежде чем начинать войну против гетмана, такого могущественного человека в империи. Записки оказались как раз под сведениями из Малороссии.

       Документ оказался подробным и обширным. Было много предложений, что необходимо изучать Павлу Петровичу, а самое главное и ценное — рекомендованы люди, которые, по мнению наставника имели должные знания и в их благонадежности не было сомнения.

          Екатерине пришлось даже покраснеть: она обнаружила, что подверженная резкому желанию отстранить Панина от наследника, также отнеслась и к некоторым преподавателям, весьма ограничив перечень изучаемых предметов. Стукнув себя по лбу, государыня откинулась на спинку кресла и признала свою недальновидность, даже более — непросвещенность. Ведь она лишила наследника изучения арифметики, не наняв хорошего преподавателя Семена Андреевича Порошина!

            В записи Суворов отмечал, что наследник любит игру в шахматы и шашки, в которые часто играл с учителем, а они помогают приводить мысли в порядок. Суворов отметил, что арифметику наследнику будут преподавать отлично, играть в нужные игры тоже, но императрице следует знать — Семен Порошин замечен разговорами о Мальтийском ордене, восхищается сутью рыцарства.

          Екатерина готова была внести учителя в список, кого намеревалась пригласить обучать Павла Петровича, но задумалась, ее что-то смущало в пояснения человека, которому она полностью доверяла.

           «Что плохого в рыцарях? Зачем Василий Иванович это приписал? Что я знаю о них? Только по нескольким фильмам из прошлого, да книг из школьной программы… Вот рыцарь Айвенго, он же хороший!» - Екатерина никак не могла определиться. Явно чувствовалось какое-то предупреждение, желание оградить, зачем тогда рекомендовалась сия персона? Из-за знаний и пользы"

       «Что необходимо наследнику? Правильно! Знания. Прямой угрозы наследнику этот человек не несет, а его увлечения и страсти к истории — его личное дело. Пусть учит!»
           Но никак не отпускало напряжение. Она вновь и вновь смотрела на записи и понимала, ей из прошлой жизни что-то известно, но что? И Екатерина стала вспоминать, свою жизнь, кропотливо, год за годом. Успела разозлиться, дойдя до школьных годов, но не успела - вспомнила! Была экскурсия от школы, им показывали дворец императора Павла...
"Ну да! Экскурсовод сказала, что он являлся ... главным в Мальтийском ордена... Ты смотри, какое влияние , оказывается было у этого учителя... И что плохого? Все мужчины имеют хобби, интересы, увлечения. Не вижу ничего плохого!2

                    Екатерина выписала на листке фамилию и имя учителя, чтобы статс-секретарь пригласил Порошина в следующем году, а до начала работы ей  представили план обучения. Основываясь на записях Суворова, Екатерина решила прямо в них делать пометки, где согласна, решив, что так будет быстрее. Она взглянула на часы, был почти полдень, а день обещал стать одним из перегруженных событиями. Первое вот-вот должно состояться — из Красного Села на пару суток приезжал наследник, который провел там почти месяц, знакомясь с жизнью армии под присмотром Румянцева. Вторым следовало посещение Академии Наук и университета, которым руководил Михайло Васильевич Ломоносов, ради чего и вызвали Павла Петровича.

      - Матушка!.. Ваше Императорское величество! - вбежал румяный и радостный наследник, - Вы велели, и я приехал! Надеюсь, мои каникулы не закончились?!

           - Вам так понравилось в армии?

      - Очень! Я хочу туда вернуться! Только возьму несколько книг из библиотеки! А для чего вы меня вызвали? Со мною все хорошо! Я здоров! А снова смотреть из окна или с балкона — это же скука смертная!

          - Мы с вами сегодня посетим Академию Наук, именно для этого я вас и пригласила вернуться в столицу. Пока едем, вы мне подробно все сами расскажите.

          - Значит я напрасно вам писал каждый вечер?

        - Почему вы так решили? Или вам не о чем поделиться секретно, что не доверить письму? Или нечего добавить?

          - Нет, я все описал подробно!

               - Тогда я с радостью послушаю, что особенно вам понравилось, - Екатерина встала из-за стола и протянула руку наследнику, чтобы отправиться с ним в Академию Наук.

           - Ваше Императорское величество, разрешите доложить?! - вдруг вытянулся по струнке наследник, так и не сдвинувшийся с места.

           - О, Господи! - опешила Екатерина, теряясь в догадках, чтобы это значило, - Докладывайте, Павел Петрович...

         - Не пугайтесь, я сейчас как посыльный, - пояснил мальчик, подбежал к свертку, положенному слугой на диван, едва наследник вошел в комнату к матери, - Мне поручено генерал-фельдмаршалом графом Румянцевым передать вам этот… это… - запутался наследник, растерянно переступил с ноги на ногу и вообще замолчал. Он был расстроен, растерян и смущен. Его задумка продемонстрировать свою взрослость и ответственность провалилась. Слезы вот-вот готовы были брызнуть от досады на себя, на весь мир — такой конфуз!

           «Я не смог выполнить приказ!»

        Павлу Петровичу было невдомек, что граф Румянцев решил подыграть наследнику, что ничего страшного не произошло — поручение по факту выполнено.

        Екатерина сделала вид, что не заметила слезинок на ресницах Павла Петровича, что он забыл часть рапорта, которые явно заучивал наизусть. Нужно спасать положение:

       - А-а-а, благодарю вас, сударь! Это поломанная сабля, помните ваш выезд со мною на смотр?

         Наследник быстро переключился, успокоился и кивнул:

          - Так точно!… А зачем она вам, государыня?

          - Хочу ученым мужам продемонстрировать! Идемте, Павел Петрович!

         - Так без нас не начнут…

         - Ой-ля-ля! Любезный, там соберутся самые умные, самые нужные люди. Это профессора, это ученые. Негоже заставлять их ждать.

           - Почему? - насупился наследник, а Екатерина поняла, что срочно надо что-то делать.

           - Потому что у них намного меньше свободного времени. Каждый занимается со студентами, совершает опыты, много-много опытов. И чем скорее они смогут подтвердить или опровергнуть предположения, тем быстрее помогут нам, нашему государству.

          - Странная какая-то помощь… - пожал плечами мальчик, и тут же пояснил свои мысли: - Нельзя же ничего потрогать, увидеть…

          - Вот именно потому и нужно не занимать их время. Когда они сделают выводы, то ими воспользуются механики, строители, те, кто льет наше железо и делает пушки, сабли, - фантазия Екатерины иссякла.

          - То есть они помогут нашим мастерам создать Золинген?! - обрадовался наследник и замер в ожидании похвалы за догадливость.

           - Браво!   - похлопала в ладоши Екатерина, - Да, именно так!  -  а про себя подумала:

         «Это же ужасно! Мне что, каждый раз будут нужны армейско-солдатские примеры для объяснения?!»

***

           Академия Наук располагалось на Васильевском острове в бывшем двухэтажном дворце царицы Прасковьи Федоровны. Понимая, что наследник еще мал для присутствия на заседании и взрослые разговоры ученых, а, возможно, споры только оставят неприятное впечатление, Екатерина предупредила Ломоносова, чтобы выделили студента и устроили экскурсию Павлу Петровичу по Кунсткамере. Пусть увидит чудеса. Познавательно. Интересно. Полезно.

           «Нужно бы и мне посмотреть, но не сейчас...» - подавила в себе желание увидеть собрание экспонатов Екатерина, понимая, что не успеет — много вопросов назрело, а они важнее… собственного просвещения. Ничего, услышит рассказ наследника, ощутит его эмоции и постарается все представить.

         Здание дворца, внутреннее состояние вызвало у Екатерины расстройство, а наследник огорченно поджал губы, попытался что-то спросить, но передумал. Императорской Академии Наук уже давно требовался ремонт. Подумав и оценив, Екатерина улыбнулась — фраза, случайно возникшая в ее голове могла читаться двояко и полностью соответствовала реальности. В этот момент императрица даже не подумала о вздохах Шлаттера и казне — в ее представлении не так должен выглядеть храм науки, где работает великий ученый Ломоносов!

            Михайло Васильевич встречал императрицу у входа, до собрания оставалось время и он провел их по первому этажу рассказывая о всех кабинетах с такой подробностью, что наследник не выдержал:

          - Вы помните все, что где находится? А как вы запоминаете это?

       - Я, Ваше Императорское высочество, привык тренировать память.

            - Вот бы мне так, а как этому научиться?

            - Если государыня позволит, я вам отдельно преподам урок.

           - Позволю-позволю, уважаемый Михайло Васильевич! Может быть, вы кого назначите в сопровождение Павлу Петровичу, а мы обсудим ваши насущные проблемы. Да и мне хотелось бы высказать свои пожелания.

           - Слушаюсь, матушка-государыня! - Ломоносов быстро отдал распоряжение, вокруг наследника тут же образовалась целая свита из свободных студентов и слушателей, которую немного оттеснила охрана. Но Павел Петрович заинтересованно отнесся к повышенному вниманию и настолько торопливо сыпал вопросы, что часть, из очевидно нерадивых студентов, предпочла затеряться. Остальные бодро отвечали, и наследник казался счастливым от всеобщего внимания.

Отредактировано Margohechka (22-02-2022 17:13:18)

+5

16

Margohechka написал(а):

.Его на видела впервые.

Опечатка?

+1

17

Margohechka написал(а):

«Что плохого в рыцарях? Зачем Василий Иванович это приписал? Что я знаю о них? Только по нескольким фильмам из прошлого, да книг из школьной программы… Вот рыцарь Айвенго, он же хороший!» - Екатерина никак не могла определиться. Явно чувствовалось какое-то предупреждение, желание оградить, зачем тогда рекомендовалась сия персона? Из-за знаний и пользы.

       «Что необходимо наследнику? Правильно! Знания. Прямой угрозы наследнику этот человек не несет, а его увлечения и страсти к истории — его личное дело. Пусть учит!»

Непонятненько... Неужели нельзя ни у кого спросить про мальтийских рыцарей? И ещё, это же азбука первичнейшая - католики против православных, противостояние, ну не может она не знать, и в нашем времени наверняка слышала, и уже в том времени не слышать не могла. Ну прямо не верится, что настолько плохо всё с этой Катей.

0

18

Игорь К. написал(а):

Непонятненько... Неужели нельзя ни у кого спросить про мальтийских рыцарей? И ещё, это же азбука первичнейшая - католики против православных, противостояние, ну не может она не знать, и в нашем времени наверняка слышала, и уже в том времени не слышать не могла. Ну прямо не верится, что настолько плохо всё с этой Катей.

)) Вам знакома фраза "Рыцарь на белом коне, принц на белом коне"? Это из той серии. Ну не помнят современные школьники, кроме Тевтонского ордена, которому Александр Невский накостылял, названия
других орденов. А девочки тем более. Катя - нормальная, обычная деФочка! Она готовилась поступать в медицинский, какка-така история?! Посмотрите вокруг - школьникам некогда дыхнуть, голова забита
строго подготовкой к экзаменам.
При моем знании и увлечении в школьные годы историей, меня спроси об орденах, не ответила. Потому что интерес был строго один - АЦТЕКИ, индейцы.
Бюджет тратился ого-го, но только на Мезоамерику. Остальных книг в семейной библиотеке хватало с головой.
А еще должна была знать наизусть ответы на экзаменационные вопросы во всех классах.
А тут увлечение медициной...
И потом, Екатерина будет еще беседовать с учителем, интересоваться.
Этого героя я специально ввела - не хочу придумывать - историки приписывают именно ему просвещение наследника насчет убийства отца)), что потом испортило отношения реального Павла с матерью.

+1

19

Margohechka написал(а):

Ну не помнят современные школьники, кроме Тевтонского ордена, которому Александр Невский накостылял, названия
других орденов. А девочки тем более. Катя - нормальная, обычная деФочка! Она готовилась поступать в медицинский, какка-така история?!

Тот факт, что Павел I был приором Мальтийского ордена, относится к числу общеизвестных. Культурная девочка Катя, даже если почему-то не запомнила сей факт из школьной программы, с вероятностью 90% была на экскурсии и своими глазами видела Приоратский дворец Павла.

Margohechka написал(а):

что потом испортило отношения реального Павла с матерью.

Вот этого Катя, действительно, вполне могла и не знать/не помнить.
Так что, логику героини вижу иначе: "Так... Мальтийский орден... Экскурсия, Приоратский дворец Павла! Точно! Павел I станет приором Мальтийского ордена! Так вот откуда "ноги растут"... Ну, так и пусть, здесь не буду мешать истории."

+1

20

Спасибо)) Как выход.
Но нигде я ранее не упоминала, что она посещала какие-то экскурсии...
Не будет ли это роялем?

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Конкурс соискателей » Императрица - 3. Эндшпиль: реванш или провал