А пятого мая, «Олег» привёл к эскадре захваченный в Лусонском проливе английский пароход «Ольдгамия», который, по документам, вёз керосин в банках из Америки в Гонконг. Досмотровая партия, кроме ящиков с керосином, обнаружила и стволы артиллерийских орудий на борту, так что транспорт можно было смело считать перевозящим военную контрабанду. И дорога его была теперь либо на дно, либо в Россию.
- Александр Сергеевич, - фон Эссен, как только узнал об этом, немедленно обратился к командиру, - ведь это идеальная мишень для тренировки…
- Я и не сомневался, что вы ко мне придёте по этому вопросу, Раймонд Фёдорович, - усмехнулся Зарин. – Ну, излагайте ваши соображения.
- Да всё просто: отправить на этот пароход несколько кочегаров под началом одного из инженер-механиков, лихого мичмана в качестве рулевого, Выставить на палубу мешки с углем из ям этой калоши для имитации экипажа на палубе и мостике. А уж мы отработаем по цели и из пулемётов, и стрелками, и бомбами. Веть опыта атаки вражеских кораблей с воздуха у нас нет – нужно хоть какие-то таблички составить в какой момент нужно груз на вражеские корабли сбрасывать… Потом осмотреть результаты. Ну и, после этого можно наши «зажигалки» испытать.
- А мичмана не жалко?
- Да мы ему железный ящик соорудим. Закрепит штурвал, подаст сигнал и пусть прячется. Не зацепит.
- Гладко стелете. Может и Рожественскому свою идею сами выскажете?
- Да меня он и слушать не станет, - смутился лейтенант.
- Да понятное дело. Мне на эту Голгофу идти… Ну ладно, молодые и задорные офицеры, а как вы предлагаете кочегаров заинтересовать, чтобы они согласились судно под бомбами вести?
- Ну так… Хоть и по червонцу на нос в качестве благодарности. Они ведь в месяц полтора целковых получают, чем не мотивация? Неужели для казны эскадры полсотни рублей станут проблемой?
- Ладно, Раймонд Фёдорович, хоть и очень не хочется, но сам понимаю, что надо. Попробую завтра напроситься на визит к командующему, но вы уж там, со своими коллегами тоже постарайтесь – вооружите меня всякими расчётами и тому подобным. И бумаги не жалейте, чтобы адмиралу от одного её количества некомфортно стало, чтобы поскорее захотел от меня отделаться.
***
Пять транспортов, «Граф Строганов», «Ксения», «Герман Лерхе», «Тамбов» и «Меркурий», уже отдали эскадре всё, что имелось полезного на их бортах, уголь, в первую очередь. Но Рожественский, отпуская их, строго-настрого запретил следовать в ближайший подходящий порт Сайгон – с них видели полёт «Беркута» и мало ли в каких портовых кабаках матросы могли об этом проболтаться. Судам было приказано находиться в море ещё неделю, после чего разрешалось зайти в любой порт, хоть в Сингапур, хоть в Коломбо, хоть в Калькутту.