Режьте осетра, мэтр, режьте.
Зарэзал...
А какое незабываемое зрелище представляло собой лицо Олега, когда я привел его на тщательно охраняемый склад и показал некие предметы, которые выглядели как толстостенные трубы большого диаметра.
- Это то, о чем я думаю? – обалдело спросил Олег.
- Именно, дружище! – самодовольно подтвердил я. – Орудийные стволы. Экспериментальная партия, на которой мы отрабатывали технологию производства. Большая часть, естественно, в брак ушла, но вот эти четыре штучки вполне нормальными вышли. Правда, это всего лишь болванки – нормальную нарезку мы пока не освоили. Но главное дело сделали – теперь Стальград вполне может выпускать стволы калибром от 254 до 356 миллиметров! И длиной от 45 до 52 калибров.
- Сколько-сколько? – аж задохнулся Олег. – 356 миллиметров – это же…
- Именно! – хихикнул я, уж очень занимательно сейчас выглядел Олег, - четырнадцать дюймов!
- А качество? – Олег попытался взять себя в руки.
- Обижаешь, начальник! – хмыкнул я. – Начальник литейного цеха Стальграда – сам «отец металлографии» Чернов!
- Чернов? – Олег наморщил лоб, вспоминая все связанное с этой фамилией. – Это который «точки Чернова» придумал?
- Он самый! – кивнул я. – Но стволы – это еще не все! Пойдем дальше!
Мы прошли в глубину склада, где я с законной гордостью продемонстрировал другу толстые стальные плиты, размером метр на метр, и довольно большой, 5 на 3 метров, фрагмент собранной из металлических плит стены. Стена имела отчетливо видимый профиль – была выгнута по длине и высоте.
- Мать моя, датчанка! Это же броня! – воскликнул Олег, зачем-то постучав по плитам костяшками пальцев и прислушавшись к звуку. – А толщина?
- 150 миллиметров! – гордо сказал я. И продолжил тоном опытного экскурсовода. – Броня катаная, хромоникелевая, гетерогенная! Жаль, что толщина и общие размеры пока небольшие. Так под большие надо огромедный прокатный стан строить. А теперь обрати внимание на эту стенку – на ней мы другую технологию отрабатывали. Вся эта конструкция представляет собой макет обшивки корабля. Собрана не просто впритык, плита к плите, а на шпонках, сечением в двойной ласточкин хвост. Для этого мы отливали плиты по точному шаблону, повторяющему профиль конкретной части борта корабля. Таким образом, броня подгоняется без малейших щелей и уступов, неизбежных при нынешней установке.