Стр. 2
И ридикюль серебряный… Но так же не бывает!
Ридикю́ль (фр. réticule < лат. reticulum) — женская сумочка на длинном шёлковом шнуре, украшенная вышивкой; надевалась на руку.
Появилась в начале XIX века. В женских платьях карманов не было, поэтому и вошли в моду сумочки в виде корзиночки или мешочка; они получили название «ретикюль» (в переводе с латинского — «сетка», «плетёная сумка»), но в насмешку были прозваны «ридикюлями» (в переводе с французского «смешные»).
Это как? Выкованный из чистого серебра?
В принципе бывают вот такие: Серебряный ридикюль, Steve Madden см. тут, но в этом ничего удивительного нет, ткань такая современная. Такие вполне себе бывают и продаются по 3200 руб. с доставкой.
Может быть ридикюль был искусно вышит серебром.
Стр. 8
Командиром над ними поставлен князь Васильчиков , с моей легкой руки ставший штаб-ротмистром лейб-гвардии конно-гренадерского полка. Черная форма конных гренадеров напомнила мне незабвенные «Семнадцать мгновений весны» и артиста Тихонова. Жаль, не доживу до этого фильма. Да и не будет его здесь.
Когда молодой Васильчиков попал в мое поле зрения, первое что бросилось в глаза: очень уж парень честолюбив.
Насчёт звания, должности и возраста Васильчикова уже писалось, но так и не исправлено. В реале князь через полтора года примет под команду гусарский полк.
Стр. 16
В чем-чем, а в пристрастии к живописи будущий герцог Лауэнбург не был замечен самыми проницательными разведками мира.
Придиразм, но в данном контексте упоминание о будущем герцоге Лауэнбург будет лишним.
- Цесаревич (у Бисмарка впервые получилось выговорить русские "ц" и "ч" настолько чисто) Николай... русский наследник престола...
Звук "ц" для немца не проблема.
Стр. 17
Вышел тут дядька Крюков, да и говорит: Вы, Выше Амператорско Высочество, не смущайте казаков.
Наверное Ваше Амператорско Высочество
Стр. 28
Флигель «Поленница»
А в Большом Гатчинском дворце такой точно есть?
С одной стороны я, иной раз, жалею, что не могу решить какой-нибудь вопрос, просто угостив императора «балтийским коктейлем» , но всё имеет и светлую сторону – большинство моих проектов Александр теперь рассматривает зело внимательно. И даже дает дельные комментарии и поправки.
Уря!
Стр. 32
А ведь в Дании было необходимо задержаться на целый месяц: Николай Оттович со товарищи добывали в Королевском Датском флоте военные лоции Каттегата и Скагеррака и налаживали соответствующие связи. Кильский канал штука, конечно, хорошая, но все-таки… Мало ли что, может случиться…
Хм-м-м… Через проливы ходили с основания времён и лоции, а вот Кильский канал введут в эксплуатацию только в 1895 г.
Потом становится вроде бы полегче: и к Круппу удалось съездить, и в Рур, на угольные копи, и с Сименсом и Хальске пообщаться. Кое о чем даже и договорились. Крупп, к примеру, готов приступить к постройке завода у нас на Урале. Магнитку я ему, ясен день, не отдам, а вот в районе старых казенных заводов пусть порезвится. Там руда – гематит чистейший, так что сталь будет – мое почтение! И Сименс с Хальске готовы нам уже трамваи в крупных городах пускать. Для начала: Питер, Москва, Харьков, Нижний – потом: Одесса, Киев, Казань, Владивосток, Севастополь.
Во время «таможенной войны» Германия поднимала ввозные пошлины на рожь и пшеницу, а Россия на немецкий уголь и железную руду. Какой смысл Круппу совершать такие телодвижения? У него в Руре всё хорошо. Зачем связываться с более дорогой разработкой русского угля и руды
Фирма "Сименс и Гальске" проникла в Россию в 1849 г. и специализировалась на строительстве телеграфных линий. Первым опытом фирмы были работы по устройству телеграфного сообщения между Петербургом и Кронштадтом в 1853 г. Причем впервые в мире линия от Ораниенбаума до Кронштадта была выполнена подводным кабелем. Затем последовал ряд заказов царского правительства. В течение 1854-1855 гг. данная немецкая компания соединила телеграфными линиями Москву с Киевом, Киев с Одессой, Ковно с прусской границей, Петербург с Ревелем (Таллинн), Гельсингфорсом (Хельсинки) и Або. Были заключены договоры о постройке и ремонтных работах кавказских телеграфных линий В результате в Тифлисе было открыто отделение петербургской фирмы "Сименс и Гальске", во главе которой сначала стоял Вальтр, а затем Отто Сименсы. К 1868 г. были сданы в эксплуатацию основные магистральные линии: Тифлисско-Коджарская, Тифлисско-Потийская, Тифлисско-Ставропольская, Тифлисско-Бакинская. Была установлена телеграфная связь Закавказья с Персией и Турцией…
В 1867 г. царское правительство не продлило контракт с фирмой, и последняя вынуждена была заняться частным бизнесом. Она начала вкладывать свой капитал в нефтяную и меднорудную промышленность. Гальске был категорически против участия компании в данной сфере, поэтому он предложил произвести отделение филиалов от берлинского предприятия. Была образована фирма "Братья Сименс", которая и развернула свою деятельность на Кавказе. Вальтер Сименс откупил нефтяные источники в Ширакской, Мирзанской и Эльдарской степях. Следует особо подчеркнуть, что это были первые в России месторождения, которые стали эксплуатироваться не примитивным способом, а с помощью буровых скважин, очистки и переработки нефти на заводах. Было построено два современно оборудованных нефтеперерабатывающих завода в Царских Колодцах и в Набамбреби. За весь период своей деятельности в данной отрасли фирма получила прибыль в размере не менее 3,8 млн. руб…
Компания начинает проникать и в меднорудную промышленность. Были построены Кедабекский и Калакентский заводы. На Политехнической выставке 1872 г. в Москве братья Сименс получили большие золотые медали за коллекцию нефти и ее продуктов. В 1896 г. на всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде компании вручили золотую медаль за продукцию ее медеплавильных заводов.
Третий этап деятельности фирмы "Сименс и Гальске" в России связан с электротехнической промышленностью и электроиндустрией. В Петербурге были открыты Электротехнический машиностроительный, кабельный и меднопрокатный заводы. Благодаря их продукции фирма была обеспечена необходимым для ее работы оборудованием. Вернер Сименс внес большой вклад в развитие городских электротехнических дорог (трамваев). "Сименс и Гальске" перевела на электрическую тягу конно-железные дороги Москвы, Житомира, Астрахани. Для перспективного развития своего бизнеса фирма учредила в России "Общество 1886 г.", которое в первые годы своего существования распространило свое влияние только на центральные кварталы Петербурга и Москвы12. "Сименс и Гальске" приняла так же участие в строительстве центральных городских электрических станций в Лодзи, Воронеже, Житомире, Самаре, Туле, Тифлисе и Баку. В 1885 г. на Третьей Электротехнической выставке в Петербурге фирма "Сименс и Гальске" была награждена медалью Русского технического общества за многолетнюю деятельность по распространению электрического освещения.
Стр. 32
Кой черт меня дернул отправиться на Сокольнический съезд?!
Наверное имеется в виду «Сокольский слёт», но он проходил в 1888 г. см. Сокольское движение на Вики. http://ru.wikipedia.org/wiki/Сокольское_движение
на Стяге http://www.stjag.ru/article.php?nid=29285
у сербов на СРПСКА.ру http://www.srpska.ru/article.php?nid=1291
Движение «Русский Сокол» сегодня http://www.russokol.com/
Стр. 33
Будущий граф Кофский Георг.
Георгий (1869—1957), граф Корфский
Хотя для дела важнее то, что он будущий командующий ВМС Греции.
Об остальных замечаниях к первой части уже писалось.
Баттенберг досрочно от реала отрешён от трона и несколько лет шляется по Европе. "Пищаль" у "лягушатника" всё равно магазинный штуцер, а не карабин и т.д. и т.п.