Ну а теперь серьезно.
Общие тезисы идеологической работы за рубежом.
Рассматриваем работу с наиболее широкими массами населения.
В качестве основного носителя образа и средства продакт-плейсмента рассматриваем кино, как наиболее эффективный в интересующий нас период носитель. Книги, телепередачи , затем, лет через 30-40, видео-компьютерные игры - все это плюс-минус так же.
Наша основная аудитория - не выше среднего класса.
Снизу отсекаем только абсолютно нищих людей, которые кино не интересуются и наши товары не покупают. Для них возможна вторичная трансляция (аналог - джинсы секонд-хенд)
Высшие классы также не трогаем - они значительно меньше подвержены рекламе, их обрабатываем совершенно иными средствами, более рациональными. Для них вторичный канал влияния - общественное мнение.
Поэтому образ русского - простой парень "от земли", чуть выше среднего. Зритель должен находиться от таких же парней "на расстоянии протянутой руки" - если чуть ниже - то иметь шанс подняться, если чуть выше - то вспоминать своих родителей или себя в молодости (все-таки в интересующий нас период интересующие нас страны имели в основном позитивную вертикальную мобильность). Можно и задрать планочку - но в этом случае герой обязательно должен начать свой путь с низов. Пример - единственный советский художественный фильм, получивший "Оскара" - "Москва слезам не верит".
Поэтому психология и образ жизни "типичного русского" не должны радикально отличаться от целевой аудитории. Допускаются лишь некоторые малозначимые экзотические черты (приведенный выше пример - оппозитный двигатель мотоцикла место V-образного). Радикальные отличия (колхозы, месткомы и пр) должны мягко уводиться на задний план. Соответственно, все специфически советские проблемы, типа вздрючки на партсобрании, должны быть безжалостно убраны, как бы ни возражал идеологический отдел ЦК КПСС. В смысле, все это может быть, но не должно непосредственно затрагивать героя - проходить, так сказать, по разряду экзотики, далеко в стороне. Очень важно - не должно быть отдельных "экспортных" версий фильма, эти же фильмы должны идти и на внутреннем рынке. При необходимости успокоить нервы парайбоссам - снимать отдельные фильмы, не предназначенные для выхода на зарубежный экран.
Немножко проясню. Если в фильме про войну есть комиссар или политрук - он не должен распинаться о преимуществах социализма, он должен говорить о понятном всем людям в мире вещах - о защите семьи и родины, например. Или о взаимопомощи (коллективистские ценности, в отличие от внутреннего виртуального мира советских идеологов присущи тем же немцам или американцам примерно в той же степени, что и нам)
Дополнительный бонус - ввесь негатив совсетской жизни не будет переноситься на кино, и будет меньше позывов компенсироать славословие чернухой на ту же тему.
Дело упрощает то, что в интересующей нас аудитории - странах европейской культуры, а также в воспринимающих эту культуру Ближнем востоке, Китае и пр) проблемы человека из рассматриваемых слоев, в общем-то одинаковы. Прожить от получки до получки (и чуть-чуть отложить на праздник или на старость), залить (вариант - закурить) горе, добиться справедливости. Причем я не делаю исключение и для Германии, Британии Японии - именно поэтому враги должны принадлежать к малочисленному и теряющему влияние либо маргинальному классу - типа аристократии, бывших эсэсовцев, криминальных боссов.
И соответственно, герой тоже не должен принадлежать к недосягаемым для подавляющего большинства аудитории классам. Даже если мы снимаем советскую версию "Правдивой лжи" или "Супермена" - герой обязательно должен иметь прикрытие в виде хорошо знакомой "нормальной" жизни, со всеми ее проблемами (См. например в "Правдивой лжи" проблему Шварца с дочкой).
Соответственно, все продвигаемые нами в рамках продакт-плейсмента вещи тоже должны быть удобны и доступны целевой аудитории. Т.е., если герой ест икру (которую, блин, надо продвигать, хотя лучше бы без нее) - он не должен рубать ее половником из кастрюли - он должен показывать - да, ребята, это дорого, но сегодня праздник, и я могу себе это позволить. Как, впрочем и вы - на свой праздник. Маленькую баночку, да. Но в основном рекламировать надо то, что можно купить в ближайшем супермаркете - скажем, странноватые, но удобные мешковатые штаны за пятьдесят центов (цена условная)
Вообще, задирать в рекламных целях уровень жизни "идеального русского" надо осторожно - чтобы не оторваться от аудитории. И опускать тоже нельзя, чтобы не "позориться перед явропами". Аналогично с качествами и способностями "идеального русского" в повседневной жизни" - можно потерять контакт с аудиторией, выражающийся словами "такой же парень, как я". Вот в кризисной ситуации - другое дело, каждый хочет верить и верит, что если чт - так он огого! Собственно, и "суперспособности" в обычной жизни я перенес на детей из-за этого. У детей больше порог достижимого, все твердо уверены, что в состоянии стать космонавтами, фотомоделями, супергероями и т.д. Да и взрослые в глубине души надеются, что дети пойдут дальше них.
"Идеальный русский" не должен слушать экзотическую музыку (отсюда "минус балалайка") - нормального европейца весьма своеобразная музыка индийских фильмов сильно напрягает. Китайцы и японцы выводы сделали - у них в экспорте идет нормальная европейская музыка с легким восточным колоритом. Кстати, очень надеюсь на Богословского - думаю, после "Черного кота", котроый, по тексту его поразил, он займется чем-то типа рока. Может, имеет смысл привезти его к американским пилотам и обкатать на них.
Собственно, можно тупо посмотреть учебники для рекламистов. Вряд ли Лисов их читал, но что-то он выболтал под гипнозом, и, думаю, это будет принято ко вниманию - учитывая практически решщенную проблему войны, следующая проблема СССР - именно на этом фронте.
Отредактировано SerBur (25-12-2008 22:50:45)