Посмотрел...
Снято - гениально (ну, наверное - я всеж не специалист)
Во всяком случае к концу фильма я уже поверил Лунгину, что Мамонов вполне себе Грозный (Хотя какой, к черту, из Мамонова Царь (Или глава мафии )? )
Наверное лучшая в этом смысле режиссерская работа последних лет.
Куда там всем остальным нынешним блокбастерным креатиффщикам (включая и Бекмамбетова... )
ПМСМ - фильм имеет все шансы войти в историю отчественного кинематографа.
Но вот по содержанию...
Нет - разумеется противостояние царя и митрополита показано просто с невиданной высоты убедительностью (говорю это потому, что поначалу мне смотреть было дико неинтересно: ну не моя тема, взялся просто из принципа, вторую часть вообще прокручивал... Но против всякой своей воли - втянулся и стал смотреть уже внимательно)
Но в целом... Центральная власть - безумна, народ - безграмотная толпа фанатиков, армия - несколько богатырей, совершенно не блещущих умом... и только, па-анимаешь, одна-разъединственная РПЦ в лице Олега Янковского способна являть на Руси истинную высоту интелектуального мужества...
Может быть слишком это язвительно или зло получается. Но - больше-то там никаких нормальных персонажей нет. Кроме Грозного и Филарета остальные - чистые марионетки. С которыми, как с жителями города Глупова можно хоть что делать: они на все привычные...
И еще - все время лезли мне в голову фильмы "Обыкновенное чудо" и "Тот самый Мюнхаузен" - из-за Янковского, видимо, но некоторый смысл в такой навязчиво всплывающей аналогии есть... Это - чудо в финале (а финалом однозначно нужно считать смерть митрополита и сопровождавшие ее обстоятельства). Митрополит Колычев, достигнув просветления такого уровня, что стал способен сбрасывать с себя кандалы и снимать наложением рук бельмо и предвидеть будущее, отправляется на смерть в точности с такой же уверенностью, как и Мюнхаузен в финале известной картины. Да и с горними высями он скорей взаимодействует как Волшебник из "Обыкновенного чуда"...
Я это к чему?
В общем: сказка это. Великолепная, не уступающая ничем фильмам Захарова современная сказка. И - между прочим! - с совершенно счастливым концом: Колычев побеждает, возносясь на небо с уверовавшими в него (Опять же можно "Дом, который построил Свифт" вспомнить), а царь остается во тьме со своими опричниками (С Домагаровым, ага... ... )
Этакая "оптимистическая трагедия" на новый лад...
Сильно.
Но мне как-то неинтересно. Может быть потому, что опоздало лет на двадцать...
Ну - вот примерно такие впечатления по просмотру.
Уважаемому Пушку - как всегда, поставлю плюсегов
Отредактировано П. Макаров (05-12-2009 11:31:18)