Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Литературная кухня » Рецензионная палата


Рецензионная палата

Сообщений 221 страница 230 из 264

221

Artof написал(а):

Позволю себе не согласиться.Вот уже 30 лет занимаюсь всякими безобразиями и на этот поприще встречал немало очень серьёзных "бойцыц" не потерявших ни фигуры, ни обаяния, и секс-аппила. Да, костяшки сбиты, да - "треугольник" не обратный, но это мелочи.Общался пару лет назад с Натальей Рогозиной и не могу сказать, что она - не женщина.

В приложении к моменту и ситуации - все ж таки о разных вещах мы говорим. Спорт, самооборона - несколько не то же самое, что вопрос выживания. Даже учеба под бдительным контролем тренера, а то и (если речь идет о воспитании бойца с ранних лет) - под заботливым приглядом департамента образования, - не то же самое, что натаскивание бойца в условиях, приближенных к реальным. Потому что, повторюсь, от этого завтра будет зависеть ее жизнь. Жизнь, а не отражение в зеркале. А если она еще и с какого-то перепугу дружинница (спасибо автору!) - так еще и жизни других людей. Ну и наконец - да не взяли бы ее в дружину, если бы она а) не могла бы противостоять вооруженному и тренированному мужчине или б) не обладала какими-то особыми способностями. На вариант б) у автора нет ни малейшего намека, вот я и рассматриваю более вероятный вариант а). И рисую для себя облик героини в соответствии с ним.

+5

222

Цинни написал(а):

Спорт, самооборона

Я говорю не только об этом, но и о победительницах конкурсов "Мисс Старший прапорщик", "Омонская красавица", "Чаровница-оперица"

0

223

ТруЪ-воительница:
http://cs406924.vk.me/v406924138/d48/SNZW7Laa1kc.jpg

+1

224

Artof написал(а):

Я говорю не только об этом, но и о победительницах конкурсов "Мисс Старший прапорщик", "Омонская красавица", "Чаровница-оперица"

Тёмыч, вы с Цинни все-таки на разных языках говорите. Но ее доводы я понимаю больше, чем твои.
Помянутые тобой "Мисс Прапорщицы" отбираются в эти конкурсы не из-за успехов в профессиональной деятельности, а из-за внешности.
Хотя даже всесоюзный конкурс "А ну-ка, девушки!", призванный отбирать "лучших по профессии", все равно отбирал лучших по профессии среди красавиц, а не среди мастериц.
PS Могу ошибаться, дело давнее, но по ящику упоминали, что Рогозину собственный муж побил, совсем никакой не спортсмен и не качок...

0

225

Карах написал(а):

Тёмыч, вы с Цинни все-таки на разных языках говорите. Но ее доводы я понимаю больше, чем твои.

Я бы мог поделиться личным опытом в этом вопросе, но, поскольку это будет не рецензия, то получится оффтопик

0

226

Цинни написал(а):

Итак, «конина»… то есть «рыжая сонятина» не оправдана ни ярким, нестандартным образом героини, ни убедительной проработкой мира, ни, надо понимать, идеей, ради которой стоило бы городить частокол… ну, разве только для того, чтобы неведомому вражине было что сносить в первой главе.

Вообще, если мне не изменяет память, "конина"/"зенина" от обычного романа отличается тем, что персонаж во времени не развивается, или - если "конина" хорошая - развивается медленно. Все.
А мир, образы, идеи - все это по-прежнему нужно.

+2

227

ВЭК написал(а):

Вообще, если мне не изменяет память, "конина"/"зенина" от обычного романа отличается тем, что персонаж во времени не развивается, или - если "конина" хорошая - развивается медленно. Все.А мир, образы, идеи - все это по-прежнему нужно.

Любое явление, думается мне, характеризуется совокупностью черт. Миры, работающие на создание образа Конана/Зены/Рыжей Сони и пр., имеют целый ряд общего (именно так, миры - в подчиненном отношении к ГГ), спутники главных героев - это несколько основных типажей, куда меньше, нежели даже в комедии дель арте, судьба героев выстраивается похожим образом. Ну и то, что характеры героев статичны (а в плохой "конине" - еще и схематичны), - тоже, разумеется, одна из основных черт.

Отредактировано Цинни (07-07-2013 20:48:20)

+3

228

Рецензия.

Авторы: Владимир Бабкин (Shorcan), Олег Заруднев. Произведение: «Михаил»

Как правило, аннотация к книге, даже авторская, мало что может сказать о тексте, так что добросовестно ее прочитывая, я, как правило, ни в коей степени на нее не ориентируюсь. Однако же в данном случае аннотация насторожила. С первого же абзаца. Цитирую: «Переломным моментом нашей общей истории XX века стал день 3 марта (по старому стилю) 1917 года, когда Михаил, брат отрекшегося от Престола в его пользу Николая II, был вынужден подписать написанный под диктовку листок об откладывании своего решения о принятии короны Российской Империи до созыва Учредительного Собрания. Что произошло дальше знают все - вот уж век у нас есть то, что есть». Итак, разбираем сказанное. Переломных моментов в нашей истории хватало и до, и после. Если бы авторы говорили об одном из переломных моментов… ну что ж, они, полагаю, искренне именно так и считают. Хотя какое такое чудо мог учинить для Государства Российского М.А. Романов, дабы вместе с ним воцарились в стране мир, процветание и благолепие, даже вообразить себе не могу. Ну что ж, АИ бывают разные. Одни ближе к реальной истории, другие – к фэнтези. Идем далее. Сугубо ИМХО: ясно, что человек зачастую поступает так или иначе под давлением обстоятельств. Однако ж без пяти минут Государь, который подписывает написанный под диктовку (обратите внимание: мысль о сугубой недобровольности деяния подчеркнута дважды) листок… а может, ну его, такого императора? Ибо где гарантия, что он и впоследствии не будет позволять руководить собою той или иной силе, основываясь на тех или иных соображениях. Ну и в довесок: а можно ли отречение представлять столь судьбоносным? Сколько Россия пережила государственных переворотов – и что? В данном же случае речь идет о революции. У революции, как у любого глобального события, есть предпосылки и причины, целый комплекс. И отречение одного человека – это всего лишь рядовой этап большого события. Ну и наконец, утверждение: «вот уж век у нас есть то, что есть» повергло меня в глубочайшее изумление. За этот почти что век даже границы государства поменялись, не говоря уж об экономике, политике, идеологии. Безответственно так словами-то бросаться, господа авторы.
Далее авторы уведомляют, что «в тело Михаила попадает наш современник, историк, писатель и любитель компьютерных стратегий». Историк? Отлично. Писатель? Да без проблем, разные у людей бывают хобби, вот только сомнительно, что сие приятное умение даст ему какие-то бонусы. Любитель стратегий? Опять же, человек волен на досуге заниматься чем угодно, что не нарушает интересов окружающих. Только бы не пытался использовать навыки виртуального стратега в реальной жизни. Ну вот не люблю я читать романы о волюнтаристах, слишком уж авторитарно-державническое у меня сознание.
«Историю, конечно, это не изменит», - говорят нам авторы. Так почему же тогда речь идет об АИ?
Пребывая в удивлении, не без любопытства приступила к чтению.
И поняла, что на этот раз отступлю от своей привычке затрагивать в рецензии разные аспекты создающегося произведения. И вовсе не потому, что историческая составляющая или характеры безупречны. А потому, что не так уж часто стиль бывает достоин отдельного разговора.
И при этом не выдерживать критики.
«Как и в моей книге снег шел с самого утра». В книге шел снег… гм… Фраза, как я понимаю, от лица героя-писателя? Владеющего русским языком как иностранным? Или все проще: в книге рассказывалось о том, что с самого утра шел снег? В таком случае, герой имеет право обидеться на своих авторов, которые заставляют его говорить как иностранца или как школьника с т"вердой тройкой по русскому языку. Резко? В таком случае – извольте, только цитаты, без комментариев: «прохожие, покрытые снежинками», «Снежные бои в исполнении детворы на парковых дорожках», «А то еще всякие другие тараканы в голову набегут», «Свидетельство тому прямо передо мной. Можно протянуть руку и потрогать его гладкую поверхность. Свидетельство-то в общем обыкновенное. Зеркало называется», «в зеркале на меня смотрит ЛИЦО МИХАИЛА свет Александровича», «Но голова-то не болит, не тошнит и в целом организм вроде бодрый», «Даже пахнет только что написанным письмом», «знаю, что я (!) имел ввиду под каждой строкой», «В общем, будем считать тему доказанной», «А наш чудный Михаил изволил выехать 27 февраля в Питер. А вот выехать назад он уже не смог», «Да и вообще у меня сто лишних лет исторического опыта, включая система манипулирования массовым сознанием мне знакома куда лучше, чем моим нынешним современникам в 1917 году», «Даже скорость принятия решений через столетие будет куда быстрее», «В книге я, конечно, тему описывал»… М-дя, в книге тему описывать – оно, как правило, приятственней, нежели в реальности тему перетирать… Стоп! Я же обещала – без комментариев. Хотя с середины отрывка настойчиво крутилась  голове цитата из любимых с детства «Дней Турбиных». Шервинский (напряженно): «Я думаю… думАю… думоваю…» Гетман (нервически): «А, говорите по-русски!» В данном случае фраза гетмана – моя. Из предыдущего текста мы знаем (ГГ скромно упоминал), что на момент переноса он работал над третьей книгой. А коли уж ничтоже сумняшеся именовал себя писателем, то, надо понимать, предыдущие две были благополучно изданы. Отсюда вопрос: у ГГ были замечательные редактор и корректор, по дружбе проделавшие за него добрую треть, если не половину, работы? Или же он опубликовал книги за свой счет, с уведомлением-индульгенцией «Книга издана в авторской редакции»? Зря, ох, зря авторская фантазия не ограничила специализацию ГГ! Историк получился вполне натуральный. Знавала не одного и не двух, превозносивших роль личности в истории до небес и искреннее обижавшихся, когда об их исследованиях говорили, что они куда ближе к беллетристике, нежели к науке. А вот писатель… Ну, был бы хотя бы начинающий, пробующий свои силы литератор... Не уметь – не стыдно. А вот именоваться писателем и при этом нарушать элементарную сочетаемость слов. Тут уж надо выбирать.
Второй герой – офицер. И я бы как читатель, честное слово, не имела ничего против, если бы персонифицированное восприятие (хоть и от третьего лица, но, по контексту, видение не автора, а героя) было несколько проще. Иначе и до казуса недалеко. Такого, например: «уходящее в закат багровое вечернее солнце» (да не в закат оно уходит, не в закат, - солнце не человек, уйти в себя ему, мягко говоря, проблематично - а за горизонт!). Или: «массы снежных облаков, хлеставших по лицу режущим холодом и острыми мельчайшими льдинками» (метеорология, конечно, не мой конек, но облака со свойствами ветра – это слишком даже для меня). И т.д., и т.п. К нарушениям сочетаемости я уже начала привыкать. Новостью для меня оказались свидетельства странной любви авторов к оксюморонам, появившиеся во втором отрывке: было тихо, но завывал (звуковая характеристика!) ветер, дыхание героя было спокойным и хриплым одновременно… Ну а еще немножечко обидно за другого Михаила - за Михаила Васильевича Ломоносова, чье учение о «трех штилях» никак не отразилось на данном произведении: в пределах одного предложения сосуществуют возвышенные поэтизмы, канцеляризмы, просторечие. Быть может, мой читательский опыт ограничен, но вот не припоминаю я ни одного текста, где смешение стилей не создавало бы комического эффекта. Если такого рода эффект закладывается заранее и сознательно – автор молодец. Если возникает непроизвольно, то это смех сквозь слезы.
Авторы, решив создавать произведение в жанре альтернативной истории, взвалили на себя, подобно одному из героев, двойное бремя – историков и писателей. Я как читатель жду от историков непредвзятости, а от писателей – владения языком русской художественной литературы. Пока, увы и ах, не нашла ни того, ни другого.

+14

229

AbaKumada «Мятежник» (оригинал - Мятежник (5-я тетрадь) ).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Роман посвящен абсолютно реальным событиям периода 1919 г. Но автор, ведомая соображениями этического характера, замаскировала место действия и имена некоторых центральных персонажей, - и потому в своей рецензии я буду придерживаться терминологии, использованной в книге. Имеющий уши да услышит, имеющий голову да применит ее по назначению.

Вряд ли есть на этом свете занятие более неблагодарное, чем писать исторические романы. Одним читателям подавай острый сюжет и романтическую линию, другим - историческую достоверность и цитирование подлинных документов, третьим читать про реальные события скучно - им более по душе альтистория, а в финале все равно все передерутся, потому что не сойдутся во взглядах на трактовку. Не энтропия ли исторической беллетристики привела к тому, что читатель вынужден выбирать между профанациями Бушкова и инфантильным либерализмом Акунина?
А потому «Мятежник» - это такая личная Голгофа автора: надо обладать немалой смелостью и, пожалуй, даже твердолобости (в хорошем смысле этого слова), чтобы написать роман о Сожельском восстании 1919 года, о котором, по хорошему, слышали три человека на губернию. Даже я, все детство проведший в обнимку с «Энциклопедий Гражданской войны и интервенции в России» и слышавший даже про Вилочный мятеж, к своему позору, успешно это восстание проигнорировал.
Литература - это такой сутенер истории: неприкаянные исторические факты и события пылятся в архивах, пока не находится автор, способный причесать их, пригладить, вывести в свет и пристроить к делу. И, зачастую, значимость исторического события в массовом сознании определяется именно выбором темы и талантом автора - вряд ли Гражданская война в Сибири менее значима для истории, чем Гражданская война на Дону, но у нее не нашлось своего Шолохова.
В том и состоит феномен локальной истории - сколь бы какое событие не было мелким в масштабе мировой истории, при наличии ума и таланта ему можно предать эпическое звучание - как, наверное, можно расписать шекспировские страсти, наблюдая микробов в микроскопе: тут важен не размах, а сила таланта и воображения.
Ставить автора «Мятежника» на один пьедестал с Шолоховым, пожалуй, рановато, но нельзя не признать - у Сожельского восстания есть теперь собственный летописец. 
«Мятежник» - это беллетризированный итог многолетних изысканий в области региональной истории, попытка автора облачить в доступную для читателя форму огромный пласт исторической информации, включая нигде и никогда ранее не публиковавшиеся дневники, письма и архивные документы. Ну а там, где муза Клио впадает в беспамятство, автор осторожно строит собственные гипотезы, - впрочем, весьма основательно мотивированные.
В результате, автор создает некий собственный жанр, который можно назвать миксом Дюма с Шолоховым, можно - турбоисторизмом, можно - романом в режиме реального времени. Автор сознательно пренебрегает всеми маркетинговыми уловками: в тексте нет ни жанровых заманух, ни сенсаций (в том, разумеется, смысле, какой в них вкладывает СПИД-инфо), ни хотя бы бравурной патологии. Есть разве что незначительные мистически нотки - но это вполне простительно для романтической традиции. Не относим же мы к жанру фэнтези «Лиузу Сан-Феличе» на том основании, что главному герою является там призрак убитой матери?
Да и объем текста не располагает к чтению в общественном транспорте - что-то 2,377,000 авторских знаков (для сравнения - в «Виконте де Бражелоне» их примерно 3,400,000, в «Войне и мире» - 3,100,000, в «Тихом Доне» - 2,800,000).
На этом месте резонно поинтересоваться - а чего же в романе есть?
В романе есть подробно реконструированные события января-марта 1919 года, связанные с восстанием Тульской бригады в Сожеле, переплетающиеся с журналистским расследованием, проводимым в 2008 году протагонистом самого автора. Две сюжетные линии не просто дополняют друг друга, но и прихотливо взаимодействуют - иногда предсказывают будущие события, иногда объясняют, что и как произошло в прошлом, а иногда дают ответы на вопросы лишь сливаясь воедино.   
В романе есть огромное количество персонажей - я насчитал примерно 200 человек с диалогами, но их, наверняка, больше. Какие-то второстепенные герои удались лучше, какие-то - хуже, кто-то вообще ушел в туман, оставив про себя одни вопросы. Но автору, как минимум, удалось избежать хаоса, неизбывного, казалось бы, при таком многолюдии, да и те из героев, кто появляются на сцене хотя бы дважды, вполне себе узнаваемы. Это в минимуме. В максимуме есть такие не главнее персонажи, которые исполняют свои сольные партии во всем блеске - будь то местечковая звезда Сима Лейкина (квинтэссенция еврейских анекдотов) или доктор медицины Перенталь (инкарнация профессора Преображенского в литературного персонажа).
Разумеется, среди героев - множество реальных лиц. Большинство из которых обречены были бы на забвение, не достань их автор «Мятежника» из пыльных кладовых Большой Истории. Попытка же изложить события с точки зрения самого предводителя мятежа, В.В. Недозбруева, по своей отважной наивности и героическому идеализму сходна с мотивами самого главного героя, возглавившего восстание примерно из тех же соображений.
Впрочем, не только забытым героям истории нашлось место в романе - появляются в кадре и Свердлов, и Троцкий, и даже котиковый воротник ленинского пальто мелькает в одном из эпизодов.
Автор скрупулезно описывает события - так, будто хронометрирует течение жизни и пытается разглядеть: где, когда, из каких слов и поступков, из амбиций, обид, несбывшихся ожиданий, обманутых надежд и столкновения интересов вырастает Сожельский мятеж. Ее подход в чем-то сродни работе режиссера-документалиста: ухватить незначительные детали, показать события с неожиданного ракурса, оценить все точки зрения.
Автор вообще похвально взвешена по всем вопросам, связанным с идеологической оценкой событий. Она не делает тайны из своих личных пристрастий и явно недолюбливает большевиков, но при всем том предстатель уездного комитета партии Лев Каганов у нее - один из самых цельных и убедительных персонажей книги. Просты и примитивны в книге лишь палачи - каковыми они чаще всего и бывают в реальной жизни.
При этом, автор удивительным образом заставляет задуматься над тайнами истории, о которых мы и слыхом не слыхивали, пока не взялись за книгу - а как могло получиться, что восстание, в результате которого губернский город на пять дней оказался отобран у большевиков, было, фактически, забыто, а глава восставших до сей поры значится в справочной литературе под чужими инициалами?   
Поиск ответов на все эти вопросы - главный нерв книги. Процесс реконструкции реальности из разрозненных отрывков, ассоциаций, совпадений и предположений постепенно завораживает. Читая текст, слышишь, как память прорастает сквозь толщу времени.
Я ненавижу суесловие в стиле «книга гениальна!», «шедевральна!», «новая классика!», «читать всем!». Потому что уверен - шедевры часто бывают образцами для подражания, но крайне редко - объектами искренней симпатии. Они слишком холодны, величественны и необъятны, чтобы запасть к нам в душу. В любви всегда есть толика жалости и сострадания - ну а какого беса сострадать «Подсолнухам» Ван Гога?
А в «Мятежнике» можно обнаружить великое множество недостатков - и объем чрезмерен, и некоторые сюжетные линии уходят в никуда, количество выкуренных героями папирос исчисляется тысячами, а объем выпитого кофе - декалитрами, мимическая активность некоторых персонажей озадачивает, ровно как и любовь автора к слову «исподволь» или словосочетанию «сердце пропустило удар». Но все эти недостатки несущественны и легко исправимы. Гораздо важнее, что помимо чисто интеллектуального удовольствия от усвоения знаний, ранее тебе неведомых, помимо долгого повествования, рассказанного ровным тоном и с хорошей дикцией, помимо увлекательного экскурса по городам и весям, по окончании чтения вдруг осознаешь всю правоту изречения, кажется, И.А. Бунина о том, что «трагедия Гражданской войны состоит в том, что каждый воевал за свою правду, забыв, что у России всегда была одна правда - на всех».

+5

230

Господа литературные зубры! А можно отдать кому-то из Вас на рецензирование свой труд?
Заранее признателен

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Литературная кухня » Рецензионная палата