Отзыв на роман Елены Яворской и Александра Воронкова "Отыгрыш"
Не люблю книги про «попаданцев». Особенно про «попаданцев» на Великую Отечественную Войну . Слишком уж опошлили и охалтурили эту достойную и перспективную тему множество писателей, подвизавшихся в теме так называемой «патриотической фантастики» за последние несколько лет. Поэтому, честно сказать, открыв для себя в первый раз «Отыгрыш», не ожидала открыть для себя что-то новое. Ну попаданец. Очередной. В страшный и кровавый 1941-й, прямо на оборону славного города Орел. И была в самом хорошем смысле сначала жестоко разочарована, потом очарована, а потом просто восхищена произведением. Очень уж нестандартное произведение написали Елена Яворская и Александр Воронков. По-хорошему нестандартное. Зацепила уже трагическая, так непохожая на остальные завязка романа - как разворачивалась и проходила оборона Орла на самом деле, о героических боях на подступах к городу и пронзительный рассказ о судьбах трёх девушек-жительниц Орла, каждая из которых не дождалась любимого, или близких, с фронтов самой кровавой в ХХ веке войны. Этот рассказ простой, переданный самыми обычными словами, глубоко тронул за душу. Три подружки… Сразу же вспомнилась судьба прабабушки, которая осталась вдовой и поднимала четверых детей… А сколько похожих историй было по всей стране в ту войну? Миллионы. Одна простая история, а в ней – судьба целого поколения…
Второе, что сразу же вдребезги разбило мое впечатление об «Отыгрыше», как о каноническом «попаданческом» романе – это фигура главного героя, Александра Годунова. Он живой. Не спецназовец, ломающий о колено танковые стволы и захватывающий в плен фон Брауна, Гудериана или Гитлера (нужное подчеркнуть), не всезнайка с ноутбуком, знающий наизусть план «Барбаросса» и записи из ЦАМО или немецких архивов. Простой отставной военный, ныне скромный учитель, холостяк, слегка неудачлив в жизни, и с коллегами общий язык не может найти. Такие, как он, живут в любом городке, возможно, даже в одном доме или на одной лестничной площадке с кем-то из читателей, которым, надеюсь, еще выпадет это счастье – прочесть «Отыгрыш» в первый раз от начала и до конца. Он живой человек – не картонный безликий персонаж,а прекрасно выписанная личность со своими недостатками и достоинствами. И когда главный герой непостижимым образом и неожиданно для себя проваливается в 1941-й, он реагирует как любой из нас – теряется и сначала совершенно не понимает, что надо делать. А потом поступает как человек, родившийся в СССР, как военный, служивший своей стране: берет на себя тяжелую, непосильную во многом ношу, как отцы и деды наших современников – пытается организовать оборону города, задержать гитлеровских захватчиков… На час, на сутки, на несколько дней… Выгрызая драгоценные мгновения, минуты, часы… Мобилизуя и изыскивая все возможные резервы, и спасая людей, меняя их судьбы. Судьбы православного священника, когда-то артиллерийского офицера, и его семьи, врачей из областной больницы, раненых из госпиталя, простого парня Вани и лётчицы Марины…. А с ними и судьбу Великой войны и целой страны. Один человек, оказавшись в нужное время в нужном месте, ценой неимоверных усилий, километров нервов и собственного здоровья он сделал всё, что мог и вот уже качнулись весы истории… Эта книга еще и о том, что на самом деле всё зависит от нас….
При всём при этом книга в плане обороны Орла совершенно не фантастична, в распоряжении Годунова лишь те ресурсы, которые были во фронтовом Орле на самом деле в реальной истории. И это придает особую цену подвигу самозваного командующего, принявшего на себя командование обороной города, солдат и офицеров РККА и простых горожан, которые чем могли, помогали в обороне родных деревень, городков и города Орла. И показывает читателям, каким образом Люди выиграли ту войну. Каких сил и лишений им это стоило. В романе также рассказано то, о чем нынче как-то не принято говорить о героизме участвовавших в обороне города сотрудников НКВД. Да-да, те самые «кроваффые чекисты», они тоже сражались и умирали на фронтах Великой Войны. Наравне со всеми. Поэтому их подвиг не должен быть забыт. Действие картины происходит в Орле и окрестностях, и место действия авторы прописывают очень подробно и живо. Читая, видишь сонные улочки Орла начала сороковых, чувствуешь дух истории в старинных Кромах, видишь небольшую деревеньку, с ее не желающими бросать нажитое хозяйство жителями… История обороны Орла и та, какой она была в реальной истории, и изменившаяся, воспроизведена скорпулезно и тщательно, а с ней перплелась и история всей страны…
И третье, что меня очаровало в «Отыгрыше»: авторы со знанием дела и очень правдоподобно описывают практически каждого персонажа своего произведения. Там нет проходных эпизодов и эпизодических персонажей, они все запоминаются, врезаются в память. И маленькая девочка, испачкавшая платье кровью, когда немцы вошли в город, и подросток Степа, которого судьба ненароком свела с Годуновым, да так, что эту встречу он запомнил навсегда, и потом пронес с собой через всю свою жизнь, и завхоз из отделения НКВД, горячо переживавший из-за корма для вверенной ему лошадки, и женщины и дети, вынужденные эвакуироваться из родных домов куда-то туда, в страшную неизвестность, и военные, исполняющие свой долг перед Родиной, и даже легендарный командарм Будённый – все выписаны так живо, что их воспринимаешь, как живых людей. И жизнь, и смерть в «Отыгрыше» не картонны и поэтому цепляют за душу. Иногда на книжных страницах кровь льется реками и океанами, и совершенно не трогают душу. А вот старика, присевшего на скамейку перед самой эвакуацией в любимом саду, и там и умершего, и последний бой БеПо «Красный Орел» я буду помнить очень-очень долго… Книжная смерть, да. Не совсем настоящая. Но от этого – не менее трагичная.
Отдельно стоит остановиться на образах противников-немцев. Ведь и книга начинается с письма немецкого солдата и в дальнейшем несколько фрагментов даётся именно глазами фашистов. В «Отыгрыше» фашисты отнюдь не бездушные твари, пришедшие на СССР во имя воплощения идей бесноватого фюрера. Душа у них есть… Только нечеловеческая, как и разум. Они, может и были когда-то людьми, но стали нелюдью. Потому что фашизм играет на примитивных чувствах человека и превращает его из человека в зверя. Персонажей, и положительных, и отрицательных, воспринимаешь остро, и при этом от книги невозможно оторваться, она держит, не отпускает и не забывается. И Годунов здесь отнюдь не привычный попаданец. Казалось бы, уже в финале произведения, что называется, «по его душу» приезжает командарм Буденный. Еще немного – и близко встреча с Вождем, промежуточный патрон и торжественное водружение командирской башенки на Т-34… Но нет. Вместо этого – бой на окраине Орла. Кровавый, за каждую пядь земли, до последней гранаты и патрона – и вот уже Годунов падает в окоп, чтобы быть спасенным местной крестьянкой, и потом продолжить сражение уже как командир партизанского отряда. А имя майора Годунова, командующего обороной Орла, ушло в историю и в золото мемориальной плиты, установленной в честь героев. Ведь за судьбами персонажей изменилась и судьба страны. Уже в финале произведения авторы, чтобы показать, каким образом решения, которые принял Годунов, отразились на ходе войны, авторы нашли очень нестандартное решение: фрагшмент романа представляет собой кусочек общения на военно-историческом форуме. Той, другой страны. И снова все участники перепалки в Сети абсолютно узнаваемы, их прототипы можно найти на любом подобном ресурсе, что придает завершающей части книги свое очарование…
Ну и в финале авторы как и положено сказали «И жили они долго и счастливо», приоткрыв читателям дальнейшие судьбы персонажей, которые изменил фактом своего «попадания в историю» скромный военный моряк и школьный учитель. Изменил в лучшую сторону, уменьшив срок кровавой войны и сохранив многие жизни и страну. Пройдя дорогой отцов и дедов и вытащив вместе с ними трудную, подчас непосильную ношу. Как и подобает настоящему Человеку.
В заключении надо бы наверное, сказать о недостатках, но я их как-то не нашла. Может быть, плохо смотрела. Поэтому с полным для себя основанием пишу в заключительных строках письма: спасибо уважаемым авторам за их долгий труд, подаривший нам читателям, «Отыгрыш» - незаурядную книгу. Нет, не о попаданце. О человеке, который сделал свой выбор. О людях, хороших и плохих, мерзавцах и героях, совершивших свой маленький и большой подвиг, о городе Орле и нашей истории — такой, какой она могла бы быть. В общем, о том, о чем и должна говорить настоящая литература, с большой буквы. Спасибо авторам за эту увлекательную, драматическую и очень нужную книгу.