Эшелон прибыл ночью.
Взвод стоял, откровенно зевая, перед вагоном и дожидался команды. Лейтенант Кондрашов ходил перед строем и нервничал. Хотелось двигаться куда-то или спать лечь. Хуже нет — встать в три часа ночи и ничего не делать. А скоро рассвет — хоть и август, но это север. Скоро светать будет. А они все стоят и стоят.
-Товарищ лейтенант! Разрешите обратится! - подал голос один из бойцов. - Куда приехали-то?
Если бы комвзвода знал бы сам — тогда бы непременно ответил.
Но он не знал, поэтому и ответил:
-Куда надо, туда и приехали, товарищ боец!
Сержант Пономарев подошел к лейтенанту и тихонечко сказал:
-Так может в вагоне пока посидим? Чего под дождем-то мокнуть? Вона, и гроза сверкает!
Лейтенант заколебался. И впрямь — чего стоять-то?
С другой стороны был приказ — выйти из вагонов и строится. Сомнения прервались мгновенно — после того как вагоны дернулись и поплыли мимо взвода обратно на восток.
-Не курить! - закричал лейтенант, увидев огонек самокрутки.
А вагоны набирали ход. Вот они замелькали мимо... Вот поезд исчез в темноте августовской ночи.
За спинами солдат открылись какие-то дымящиеся развалины. Мимо них по перрону бегали люди в военной форме, что-то где-то гудело, фырчало, лязгало.
-Стоим и ждем, - скомандовал лейтенант. И снова зашагал вдоль строя. Ожидание затягивалось.
Кондрашов ходил туда-сюда и считал шаги. Двадцать туда — двадцать сюда. Он шагал, стараясь не ступать на трещинки асфальта на узком перрончике. Но трещинок было много, а он боялся показаться смешным, поэтому все ступал и ступал на трещинки.
Наконец, к нему подбежал адьютант командира роты:
-Товарищ лейтенант! Товарищ старший лейтенант собирает командиров взводов!
-Пономарев! - крикнул лейтенант. - За старшего!
И побежал к месту сбора.
-Здорово, Леха! Как добрался! - засмеялся, увидев однокурсника лейтенант Москвичев.
-Здравствуй, - сдержанно поприветствовал командира первого взвода Кондрашов. По мнению Кондрашова — Москвичев уж очень фамильярно себя вел. А по мнению Москвичева Кондрашов уж очень был серьезен.
-Плохо добрался. Раненого сняли после бомбежки, - сказал Кондрашов.
-А у меня все отлично! Представляешь, я немца чуть не сбил! Стреляю в него и чувствую — попал! Ну, ты же знаешь, как я в училище стрелял! И он в сторону. Думаю сбил, а он...
-Трепло ты, Серега, - мрачно сказал лейтенант Павлов. И тоже Серега. Все трое — закончили ускоренные курсы и всем троим удачно свезло попасть не только в один полк, но даже и в одну роту. - Все бы тебе ржать.
Москвичев подкрутил усы аля Буденный и ответил:
-А чего грустить-то?
-Товарищи командиры! - прервал их вечное пикирование командир роты. - Внимаем сюда...
И начал инструктаж.
-Эшелоны дивизии прибывают на станцию Войбокало. Наша задача на сегодня — марш-бросок до деревни... Деревни Гайтолово. Там ожидаем нового приказа.
-Долго идти? - поинтересовался Москвичев.
-А ты за спину посмотри, - прервал комроты новый голос. Командиры оглянулись.
И только сейчас они увидели багровые всполохи по всему западному горизонту. Только сейчас лейтенант Алексей Кондрашов понял, что это не гроза. И только сейчас он услышал глухие звуки канонады.
Лейтенант сглотнул, вдруг ставшей сухою, слюну.
-Вот туда нам и идти. Объясните бойцам — куда мы идем и зачем идем. Я так думаю, они и сами понимают. Но напомнить — не лишнее. Я, конечно, соберу парторгов и комсоргов ячеек. По всем линиям необходимо работать. Но, товарищи командиры, вы тоже должны следить за моральным состоянием своих бойцов.
Комиссар батальона — старший политрук Рысенков — внимательно следил за лицами командиров взводов. А те молчали, не отрывая глаз от полыхающего горизонта.
Через полчаса батальон выступил навстречу этим всполохам.
Ленинградский ноктюрн
Сообщений 191 страница 200 из 367
Поделиться19114-07-2010 00:23:33
Поделиться19214-07-2010 00:29:49
Февраль 1942 если чо...
А не колышет. В учебки обмундирование шло из старых запасов...
Но дело даже не в этом. Подгонка формы по уставу - особенно в учебной части! - обязательна. На то она и учебка.
Поделиться19314-07-2010 11:26:59
Уважаемый Алексей, для начала - два замечания.
Я от нее отмахиваюсь, как черт от ладана.
Черт от ладана разве отмахивается? Он от него бежит.
Я надеваю рюкзак и мы идем по тропе.
Запятой не хватает - сложное предложение.
Относительно военных отрывков - расписываюсь в полной несостоятельности их критиковать.
Дело в том, Алексей, что если современные отрывки были все же дневниковыми, то есть основанными на личном опыте и, следовательно, менее литературными, нежели публицистичными, то в военных отрывках в полной мере ощущается уже литературное мастерство - минималистичная изящность слога и даже, я бы сказал, прихотливость изложения. Тут прочесть один раз - мало, а потому свои соображения изложу чуть погодя.
Один момент, ничуть не претендующий на истинность в последней инстанции -
Вроде дышит, - ответил санинструктор взвода, щупая пульс на шее раненого.
Очень хорошо помню, как на уроке хирургии наша преподаватель, прошедшая всю войну хирургом, рассказывала разные интересные вещи о фронтовой медицине, и, среди прочего, упомянула, что во время войны пульс на шее, как правило, не проверяли - мешался воротник, ремешок каски, оружейные ремни: "Если были руки - искали пульс на руке". Тут уж за что купил, за то и продаю.
Поделиться19414-07-2010 11:35:04
Очень хорошо помню, как на уроке хирургии наша преподаватель, прошедшая всю войну хирургом, рассказывала разные интересные вещи о фронтовой медицине, и, среди прочего, упомянула, что во время войны пульс на шее, как правило, не проверяли - мешался воротник, ремешок каски, оружейные ремни: "Если были руки - искали пульс на руке". Тут уж за что купил, за то и продаю.
Спасибо, учту.
В целом по задумке. Первую часть нарочно писал в публицистическом стиле. В надрывном, в аляпистом несколько. Повествование от первого лица, плюс использование настоящего времени позволяет этого добиться.
Вторая часть - о действиях 2 ударной армии августа-сентября 1942 года в "мешке Мерецкова" - здесь обязательно нужна минималистичность.
Третья линия - о блокадном Ленинграде. Там сюжет будет очень прост. 15-летняя везет тело своей матери из центра города до Пискаревки.
Когда допишу - перемешаю отрывками.
Одна из целей книги - показать разницу между нашей реальностью и реальностью блокадного Ленинграда. Самое тяжелое время, невероятно тяжелое. Но люди светлее, чище чем мы. Поэтому и победили. И у них уверенность в жизни, в отличие от нас.
Поделиться19514-07-2010 11:44:07
Годзилко, люди такие же как и мы, Лешь. Только мир и себя в нем видели иначе.
Поделиться19614-07-2010 11:47:25
Только мир и себя в нем видели иначе.
Дык да. если уж пофилософтсвовать, то тогда и люди были для страны, и страна для людей. А сейчас... Даже затрудняюсь сформулировать. Чувство ненужности, бессмысленности. Не только у меня. Как будто мы и страна абсолютно в параллельных реальностях живем.
Поделиться19714-07-2010 11:51:33
Ну... Родина она с малого начинается. Со скамейки, с двора, с родителей, с детей и любимой женщины. С храма в который ходишь. А страна это вообще отдельный разговор.
Поделиться19814-07-2010 11:57:44
Родина она с малого начинается. Со скамейки, с двора, с родителей, с детей и любимой женщины. С храма в который ходишь.
Согласен, конечно.
Но вот когда в подъезде шприцы валяются, а наркополицейские разводят руками - наркотик легальный, варенный из легальных препаратов... Когда милиция разводит руками, проводя "профилактические беседы" и только... Когда ты выходишь из квартиры с битой в руках до магазина, выбирая - свобода или жизнь... (Это я так живу, если что) И создается ощущение того, что ты не нужен государству.
Поделиться19914-07-2010 12:07:45
когда в подъезде шприцы валяются
Насколько я понимаю в первую очередь от духовного и душевного голода все это.
И создается ощущение того, что ты не нужен государству.
Главное чтобы себе был нужен и близким. А государство: "Поднебесная собирается и распускается в свое время". Цитата не дословная.
Поделиться20014-07-2010 13:02:57
Одна из целей книги - показать разницу между нашей реальностью и реальностью блокадного Ленинграда.
Алексей, ведь в первой части пишешь о себе, когда ты в поиске, на захоронениях.
По моему, там - ты и твои друзья все ж таки намного ближе к погибшим за Родину, чем в те моменты, когда
Но вот когда в подъезде шприцы валяются, а наркополицейские разводят руками - наркотик легальный, варенный из легальных препаратов... Когда милиция разводит руками, проводя "профилактические беседы" и только... Когда ты выходишь из квартиры с битой в руках до магазина, выбирая - свобода или жизнь... (Это я так живу, если что) И создается ощущение того, что ты не нужен государству.
Мне кажется, что если бы показывал разницу между такой нашей жизнью и тяжелой, но целеустремленной жизнью наших предков - было бы заметней, какие мы есть и какие были они.
Ведь для большинства общества - и поисковики непонятное явление. Вот и получится, что сравнивать непонятное с непостижимым многим будет просто невозможно.
Но на все воля автора. Я же с нетерпением жду продолжения.