На самом деле этот термин - моя небольшая экстраполяция идей С.Б Переслегина из статьи "Пёстрая лента в Гильбертовом пространстве", но автором себя не считаю, ибо всего лишь суммировал ряд идей.
Коллега, да в научном мире многие и того не сделали!
В ВИХРЕ ВРЕМЕН |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Литературная кухня » ПМСМ по поводу классификации литературных жанров
На самом деле этот термин - моя небольшая экстраполяция идей С.Б Переслегина из статьи "Пёстрая лента в Гильбертовом пространстве", но автором себя не считаю, ибо всего лишь суммировал ряд идей.
Коллега, да в научном мире многие и того не сделали!
то курю по Шварцшильду и Минковскому...
А современные достижения иппологии применяете?
Что же до hard and soft science fiction, то мы кажется опять пытаемся изобрести велосипед.
На Западе всё давно разложено по полочкам:
1) "Твёрдая" НФ - основана только на достижениях естественных и точных наук.
2) "Мягкая" НФ - привлекает данные или экстраполирует развитие наук не только естественных, но и гуманитарных - социологии, психологии, лингвистики, антропологии и т.д. (типичный пример - цикл Азимова "Основание")
Кстати, вообще интересен взгляд западных исследователей на классификацию фантлитературы: Здесь. Осторожно - язык врага!. АИ там отнесена к разновидности НФ.
1) НФ - твёрдая.
2) Фэнтези - магическая и историческая.
3) Социальная фантастика - утопия, антиутопия, постапокалипсис(?)
4) Вероятностно-историческая (АИ) - твёрдая и "попаданческая".
Вообще-то, постапокалипсис бывает как НФ, так и фэнтези
В принципе, утопии и антиутопии тоже можно вписать в разные миры...
Что же до hard and soft science fiction, то мы кажется опять пытаемся изобрести велосипед.
А и не надо!
Для той классификации, которую я предложил, совершенно несущественно, останется разделение между НФ и фэнтези таким, как это фактически принято сейчас, или нет
Кстати, вообще интересен взгляд западных исследователей на классификацию фантлитературы: Здесь. Осторожно - язык врага!. АИ там отнесена к разновидности НФ.
Так чисто по формальным признакам АИ и есть подмножество фантастики (вот только не обязательно именно НФ - есть книги, где АИ сделана с фэнтези)
К НФ, вероятно - твердой.
Галактика большая, и оччень не одна.
Этот мир может быть "нашим", просто другой уголок.
Может
Но в каком времени там происходит действие, определить невозможно
А вообще по Вашей схеме я пока предпочел бы взять паузу, так как там есть моменты, которые лично меня, например, сильно напрягают, но их нужно четко сформулировать
Ну и где здесь политическая фантастика?
А где она вообще есть?
Какая классификация включает такие изыски?
В рамках данной схемы не выделяется, но включается в таковую на общих основаниях. То есть она может быть везде.
Назовите конкретное произведение - ткну.
Кстати, классификации у меня еще нет.
Есть теоретическая база для составления классификации литературных произведений по этико-темпоральному хронотопу.
И все пока...
Отредактировано ВЭК (14-08-2010 08:19:01)
ВЭК
1. в схеме делается попытка (пмсм не слишком удачная) в 2 измерения уложить 3 характеристики: время, реалистичность мира и оценку мира по шкале хорошо/плохо
2. по каждой из этих характеристик оценка может быть не точкой, а как минимум диапазоном, причем этот диапазон может находиться по обе стороны от 0
3. понятие хорошо/плохо достаточно субъективно, даже некоторые варианты развития нашей цивилизации разными людьми будут оценены по-разному
4. чем более чужда нам какая-либо цивилизация, тем сложнее ее оценивать по шкале хорошо/плохо
5. также непонятно, как оценивать будущее, в котором наша цивилизация разобьется на несколько, совершенно не похожих друг на друга и по-разному оцениваемых по шкале хорошо/плохо
6. не хватает категории времени, несравнимого с нашим (когда неизвестно, в какое время по сравнению с нашим происходят действия в произведении, и это не является существенным для восприятия произведения)
7. понятие "мэйнстрим" хоть с какой-либо степенью обоснованности можно применять только для самого ближайшего будущего
8. для произведений, относящихся к чистой НФ, разброс по по шкале хорошо/плохо ничуть не меньше, чем для других
вообще, данная шкала должна быть полностью доступной для любых произведений
9. непонятно, как с точки зрения реалистичности оценивать произведение, в котором автор описывает метавселенную, в которую входит наша вселенная с известными физическими законами, а также какие-либо другие вселенные с отличающимися от наших законами
10. если будущее, которое описывается в старом НФ-произведении, так и не наступило, то от этого произведение не станет восприниматься ни как криптоистория, ни как альтернативная история - оно воспринимается как старая НФ
продолжение следует
А теперь вернемся к моей классификации
Такие жанры фантастики, как НФ, фэнтези, киберпанк, ориентальное фэнтези мы спокойно добавляем в список прилагательных
Если вспомним еще какие-либо поджанры фантастики, которые регламентируют только мир, но не действие, их тоже можно будет добавить в этот список
При этом границы между вышеперечисленными направлениями фантастики оставляем ровно в таком же виде, как это принято сейчас
Юмористическое фэнтези пока отложим, ввиду того, что это все-таки не есть "фэнтези с повышенным кол-вом юмора"
Космическая опера по этой классификации - пмсм научно-фантастическая драма
Постапокалипсис, утопия и антиутопия - это тоже классификации миров, в которых могут происходить разные действия, поэтому тоже добавляем их к списку прилагательных
При этом во-первых, апокалипсис может произойти (почти) в любом мире, а во-вторых, в результате апокалипсиса могут существенно меняться свойства самого мира (например, может появиться магия в немагическом мире, или совсем наоборот)
И также добавляем сюда сказку, границу между сказкой и фэнтези можно обсудить чуть позднее
В список существительных можно добавить ряд классических жанров, действие которых, в принципе, может происходить в любом мире - драму, трагедию, комедию и т.п.
На самом деле по такому принципу можно рассматривать хоть частушки, хоть романсы - но мы пока этого делать не будем, так как такой задачи поставлено не было
Т.е. на данный момент получается такие списки:
прилагательные:
научно-фантастический
киберпанковый
фэнтезийный
ориентально-фэнтезийный
сказочный
альтисторический
криптоисторический
постапокалиптический
утопический
антиутопический
военный
социальный
политический
существительные:
приключения
боевик
детектив
триллер
эпос
драма
трагедия
комедия
дамский роман
хроника
И пока что еще в эту схему не вписан хоррор, просто потому, что я не знаю, какое лучше прилагательное для него выбрать
Отредактировано Mif (14-08-2010 10:59:33)
LeD
По большинству пунктов Вашего списка и спорить-то не о чем
Смысл же моего предложения состоит не в том, чтобы отказаться от понятий "фантастика", "альтернативная история" и т.п., а в том, чтобы сделать классификацию, в которой учитываются и мир, в котором происходят описываемые события, и действие (сюжет)
1. в схеме делается попытка (пмсм не слишком удачная) в 2 измерения уложить 3 характеристики: время, реалистичность мира и оценку мира по шкале хорошо/плохо
Только две характеристики, т.к. "хорошо/плохо" есть не что иное, как искажение реальности в нашем восприятии, а значит откладывается по оси реалистичности.
2. по каждой из этих характеристик оценка может быть не точкой, а как минимум диапазоном, причем этот диапазон может находиться по обе стороны от 0
Хорошо/плохо и есть границы диапазона допустимой обществом в целом реалистичности.
3. понятие хорошо/плохо достаточно субъективно, даже некоторые варианты развития нашей цивилизации разными людьми будут оценены по-разному
Именно это и говорит автор, вводя "хорошо/плохо".
4. чем более чужда нам какая-либо цивилизация, тем сложнее ее оценивать по шкале хорошо/плохо
Нет. Неоценимую цивилизацию мы не в состоянии воспринять, и не в состоянии писать о ней. Любая не человеческая цивилизация есть метафора нашей цивилизации. За исключением тех случаев, когда таковая цивилизация вообще не описывается, а вводится исключительно как внешняя действующая сила.
5. также непонятно, как оценивать будущее, в котором наша цивилизация разобьется на несколько, совершенно не похожих друг на друга и по-разному оцениваемых по шкале хорошо/плохо
Угу, есть неопределенность. Но, в целом, модель общества позволяющего цивилизации разбиться на несколько, может рассматриваться как предмет оценки.
6. не хватает категории времени, несравнимого с нашим (когда неизвестно, в какое время по сравнению с нашим происходят действия в произведении, и это не является существенным для восприятия произведения)
Есть, любое время соотносится или с прошлым, или будущим, или настоящим. Как вариант - равноудаленное будущее/прошлое.
7. понятие "мэйнстрим" хоть с какой-либо степенью обоснованности можно применять только для самого ближайшего будущего
Вы пытаетесь уточнить рамки этого ближайшего будущего? Автор сам говорит о ближайшем будущем.
8. для произведений, относящихся к чистой НФ, разброс по по шкале хорошо/плохо ничуть не меньше, чем для других
Ога. Но речь должна вестись не о шкале, а об уровне реалистичности. Вообще, я бы предложил автору ввести не плоскую модель графика, а объемную, где ось времени выступала бы вертикалью, реальность - плоскостью, т.к. отступление от истинной реальности возможно не только в виде "хорошо/плохо".
вообще, данная шкала должна быть полностью доступной для любых произведений
Она и доступна.
9. непонятно, как с точки зрения реалистичности оценивать произведение, в котором автор описывает метавселенную, в которую входит наша вселенная с известными физическими законами, а также какие-либо другие вселенные с отличающимися от наших законами
Как оценила Инквизиция Галелеевскую теорию гелеоцентричности? Очень просто, у современных ученых было спрошено: "Доказывается?". Те честно сказали: "Нет". После чего теория осталась только гипотезой. Т.е. на краю отклонения от реальности. Но если описание метавселенной подразумевает часто воздействие других вселенных на нашу, а следовательно вводит в текст нереалистичность, то... сами понимать должны.
10. если будущее, которое описывается в старом НФ-произведении, так и не наступило, то от этого произведение не станет восприниматься ни как криптоистория, ни как альтернативная история - оно воспринимается как старая НФ
А вот тут я согласен с автором. У меня тоже с жанрами не все гладко. Я старую НФ воспринимаю часто именно, как альтисторию.
Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Литературная кухня » ПМСМ по поводу классификации литературных жанров