Он наконец-то пришёл на наши экраны, лучший из племени вестернов за последние несколько лет (сравниться с этим фильмом Алехандро Иньяритту может разве что недавняя картина братьев Коэнов). Странное дело, с самых голливудских высот неоднократно звучали уже слова о смерти этого жанра, однако с завидной периодичностью выходят всё новые и новые картины в этом жанре. И «Выживший» в этом ряду — одна из сияющих вершин.
Это суровый и даже жестокий, но невероятно красивый и даже поэтичный северный вестерн. Это фильм о выживании. И мести. И если Вы любите и помните такие образцы жанра, как «Белое безмолвие», «Джеримая Джонсон», «Водопад ангела» и недавнюю «Схватку» (с Лиамом Нисоном), то «Выживший» подарит Вам немало приятных минут. Можно вспомнить ещё и первую часть эпического вестерна с Джоном Уэйном «Как был завоёван Запад». Ах да, а ещё это не просто вестерн, но и экзистенциальное в какой-то мере кино. Поэтому некоторые его моменты вполне допустимо будет сравнить с тем же «Мертвецом» Джармуша.
Немного истории. Вторая половина XVIII- первая четверть XIX вв. — время наивысшего расцвета трапперства на Среднем Западе. Леса, «помнящие» героев навроде куперовского Следопыта, окончательно покоряются белым человеком. Который затем идёт на север и запад, в погоне за драгоценной пушниной. Это продвижение означает фактически взаимную бандвойну с местными индейцами, на что накладывается старое соперничество американцев (бывших жителей британских 13 колоний) и французов из канадского Квебека. И герой Леонардо ДиКаприо — проводник-следопыт, один из этих американцев. Во время одного из походов за пушниной он подвергается нападению медведя и получает тяжёлые травмы. А потом его бросают на верную смерть товарищи по походу. Я не знаю, какие именно раны получил реальный прототип героя Леонардо. В любом случае, повреждения должны были быть весьма серьёзны. Но потом воля к жизни и, вероятно, зверской силы иммунитет помогли ему встать от смертного одра и потащиться через дикие леса к людям. Дабы выжить и отомстить.
Главное же в том, что Леонардо смог снова сыграть так, что смотришь — и веришь. Сыграть, что называется, на разрыв аорты. Дикий, злой, в грязи и крови, весь в снегу и ледяной воде, в прокопчённой дымом костров шкуре… Практически все хорошо сыграли в этом фильме, но всёж, по чести говоря, именно Леонардо старался здесь больше всех. И уже, в общем, не так уж и важно, получит ли он в этот раз своего «Оскара», главное, созданный им образ получился запоминающимся и неповторимым. Настоящий белый дикарь, но в то же самое время и настоящий человек. Да и христианин тоже.
Любопытно наблюдать его противостояние с героем Тома Харди. Два сильных и таких разных человека. Глубоко символичны видения, посещающие иногда этого измученного, пробирающегося через заснеженные горы и пустоши человека. Тут и образы близких, и ледяная вода, что может, подобно водам Ахерона, Стикса и Леты, как смыть всё и вылечить забвением любую боль, или же омыть мятешуюся душу человеческую. При этом крайне интересно наблюдать то, как легко и непринуждённо прошёл Иньяритту по самой кромке пропасти, умудрившись снять как вполне доступный для обычного массового зрителя приключенческий фильм про выживание, использовав фактически классическую для вестерна сюжетную канву, но как много различных пластов скрывает под собою эта такая простая на вид заснеженная гора…
Этот фильм очень суров, но красив и поэтичен. Чуть ли не целиком он снят в настоящих лесах и горах, при естественном освещении. А поэтому так красиво смотрятся на большом экране и эти горы, и заснеженные леса, и небо в самое разное время суток…
Суровые люди со старинными ружьями, ножами и томагавками в руках — против диких лесов и гор, населённых недружелюбным зверём и весьма свирепыми, но иногда и справедливыми (на свой лад, конечно же) краснокожими. Очень понравилось, как замечательно показали силу и стремительность внезапной атаки медведя. Страшный зверь.
И не так важно что Лео ел на съёмках сырую рыбу и мёрз в холодной воде. Главное — просто веришь. Таков был накал игры.
Резюме.
Монументальное, эпичное кино. Настоящее кино.
// В фильме есть анахронизм. Техасских рейнджеров в те времена ещё не было. ))
Отредактировано Пушок (16-01-2016 17:11:45)