«Преисподняя» - под таким названием вышел в российский прокат этот суровый и мрачный голландский вестерн.
Скажу сразу, я очень люблю вестерны, причём самые разные – от классики с Джоном Уэйном и спагетти с Клинтом Иствудом и вплоть до современных картин, выходящих, увы, зачастую сразу на видеоносителях, минуя экранный прокат. И последние годы подарили нам немало достойных образцов жанра – «Поезд на Юму» (довольно неплохой римейк старого чёрно-белого фильма «в 3:10 на Юму»), «Водопад ангела», «Настоящая доблесть» (пусть тоже римейк старой картины с Джоном Уэйном, но вполне себе великолепное самодостаточное кино), один только минувший год подарил нам замечательный «Строго на запад», сильный в своей первобытной простоте «Костяной томагавк» и неплохой римейк (тренд сейчас такой!) «Великолепной семёрки». Ну а ещё выходила неплохая довольно картина про то, как «Джейн берёт ружьё». Можно вспомнить и тоже весьма жёсткий вестерн с Мадсом Миккельсеном и Евой Грин… а блистательный просто «Выживший» с Леонардо ДиКапри! Про Тарантино говорить даже не хочу, он – «вещь сама в себе». Но к чему это всё? Я просто хочу показать что жанр вестерна, почитаемый многими за умершего, вполне успешно выкарабкался из могилы, отряхнул пыльник, надел помятый стетсон, почистил верные кольт с ремингтоном – и он снова в седле! И это прекрасно. Но иногда, увы, и на это поле приходят всякие проходимцы, шарлатаны и просто больные люди. Это я про «Миллион способов умереть на Диком Западе» и вот про нынешнее кино – про «Преисподнюю». Увы, но этот тянущийся практически два с половиной часа фильм – самая настоящая преисподняя для зрителя. Голландский режиссёр (а среди них встречаются очень интересные и талантливые люди, от Верховена до Йетса) не пошёл на поводу у голливудских продюеров и снял своё, авторское европейское кино. Упаковав в оболочку сурового и мрачного вестерна такие «актуальные», видимо, для себя темы, как насилие, педофилию, инцест, аборт, религиозный фанатизм, густо полив всё это как бы феминистским посылом. И ведь актёры (что Г.Пирс, что Фаннинг) играют отлично. И лесная природа Северной Америки снята отменно (правда, в «Выжившем» эта тема раскрыта всёж намного лучше). Беда в том, что концентрация чернушности в данном фильме просто зашкаливает. Причём возникает такое впечатление, что все эти кровь-кишки-насилие показаны в кадре чисто ради того чтобы их показать. Суровый мрачный мир голладнских поселенцев-протестантов. Пуритан по духу. А ведь именно пуритане, сперва гонимые, сами потом не раз становились жесточайшими гонителями. Но обличая, как, возможно, ему кажется религию, режиссёр показывает нам просто изувера, манипулирующего цитатами из Библии. Трагедия героини Фаннинг – это именно что трагедия самой этой героини, её семьи, её окружения – но едва ли стоит подводить под это базис о страшной участи женщины в ужасном патриархальном мире Дикого и не очень Запада. Потому что белые женщины там и тогда пользовались уважением (если они не работали в борделе, конечно же). Беда в том что фильм получился страшной и занудной тягомотиной. Когда кровь и навоз уже просто утомляют. Когда по факту режиссёр так и не смог сказать ничего нового – потому что демонические по духу проповедники-убийцы (в своей жестокости вполне способные соревноваться и с иными из инфернальных духов) встречались и в очень старых вестернах, скажем, тот же снятый про мормонов «Последний сентябрь», или вот «Мертвец» Джармуша, а тема женщины в салуне вполне раскрыта как «Непрощённым» Иствуда, так ещё и «Однажды на Диком Западе» Леоне (и в реальной истории хозяин салуна-салона беспредела в отношении своих работниц бы не допустил). Ну а истории про насилие и месть вообще излюбленная тема для вестерна как жанра. Так вот – я так и не смог понять, какова же была сверхзадача режиссёра? Что же он хотел сказать своим зрителям? Ради чего было прилито столько крови, ради чего пылал огонь? Те же «Непрощённый», «Мертвец» и «К югу от рая, к западу от ада» с «Соммерсби» уже касались практически всех поднятых голландцем острых тем.
И ведь все эти модные кунштюки, навроде выспренного названия глав и обратной хронологии части из них никак не подчёркивают особенность всей этой грустной истории. А изуверы и изуверские культы, увы, встречались в любой религии…
Что же слов про «воительницу»(с). Простите, но героиня – не амазонка. И не та же Джейн. Она берёт оружие только когда этого уже не избежать. И ладно бы это был бы ещё откровенно бодрый треш а ля вестерны от Квентина Тарантино. Там всё ясно и понятно, минимум исторических реалий, кровь, кишки, мозги по стенам. И всё это бодро и под хороший саундтрек. Здесь же – тягомотина невероятная, чернушность ради чернушности. А ещё – невероятная пресность узкопрофильного современного авторского кино. Но можно ли назвать такое вот кино вестерном? Разве что только по месту локации…
Этот фильм – суровое испытание для зрителя. Это подлинная преисподняя, смесь внешнего её (по Данте) круга с озером ледяным из самых его глубин. Это мир без Бога, почти без любви и уж точно без жалости. И если тот же «Выживший» дарил надежду, то «Преисподняя» не даёт ничего. Кроме потерянного времени.