Все мы взрослые люди, и отлично понимаем, что фильмы в Голливуде снимаются вовсе не ради сюжета. Кто-то заблуждается на тот счет, что «Турист» появился на свет божий ради истории про международный заговор?.. Ничего подобного - сюжет в «Туристе» нужен исключительно для того, чтобы свести вместе двух секс-символов и посмотреть, что из этого получится…
Старая «Истинная доблесть» родилась на свет как кинематографический эксперимент, который позволил 62-летнему Джону Уэйну выглядеть ровно на свой возраст, 22-летней Ким Дарби, наоборот, прикинуться старлеткой, а сценаристке Маргарет Робертс, побывавшая в 50-х в черных списках «голливудских комми» - сделать пару антидемократических выпадов (доброхоты, зная о крайне правых взглядах Уэйна, напомнили ему о «неблагонадежности» Робертс, но Уэйн послал их куда подальше - сценаристка, чье детство прошло в Колорадо и чей дед был шерифом на фронтире, отлично знала материал). На роль техасского рейнджера Ла Бефа претендовал какое-то время Элвис Пресли, а роль Мэтти Росс могли бы сыграть Салли Филд, Миа Фэрроу, Тьюсдейл Уэлд и Сандра Лок.
Съемки протекали в обстановке, близкой к боевой: Джон Уэйн чуть не подрался с Робертом Дюваллом и отозвался о работе Ким Дарби так, что пустил под откос всю ее дальнейшую карьеру («она была самой паршивой актрисой из тех, с кем я работал!»), режиссер Генри Хатуэй сетовал на то, что Глен Кэмпбелл в роли Ла Бефа совершенно деревянный, а главный герой был уже настолько не в форме, что верхом на коне появлялся лишь на крупных планах в то время, как во всех прочих сценах его дублировал каскадер Джим Берк.
Несмотря на то, что Уэйн получил за роль Рустера Когберна Оскара, критики остались его игрой недовольны, а сам актер, получив золоченую статуэтку, подошел в кулуарах к Ричарду Бертону (которого прокатили за роль в «Анне 1000 дней») и сказал ему, что он куда более достоин награды.
Несмотря на все эти треволнения, «Истинная доблесть» образца 1969 года имела коммерческий успех, а ныне и вовсе причислена к культовым кинопроизведениям. При том, что авторы экранизировали классический роман Чарльза Портиса не буквально, обошли некоторые наиболее острые моменты, чуть заслащавили финал, да и вообще - сняли фильм не про девочку, идущую к цели с именем господа на устах, а о судьбе человека, подозрительно похожего на Уэйна.
В отличие от старого фильма, который снимался как повод королю вестернов выступить в необычном амплуа, ремейк True Gift братьев Коэнов - с одной стороны, почти дословная экранизация романа Портиса, с другой - блистательная стилизация: неторопливая, но не скучная; мрачноватая, но не чернушная; ироничная, но не комикующая; умная, но без намека на высокомерие и принадлежность к арт-хаусу. Коэны смогли устранить те недостатки, что преследовали создателей версии 1969 года - в Джеффе Бриджесе мы видим живого человека, а не ожившую легенду, которому нет нужды лишний раз падать в грязь, чтобы мы поверили тому, что он стар и пьян; 14-летнюю Мэтти Росс играет 13-летняя Хейли Стейнфилд; финал удивительно элегичен, хотя назвать его хэппи-эндом не поворачивается язык; жутковатая американская глубинка второй половины 19 века выглядит копией с желтовато-коричневых даггеротипов; пуританская этика смотрится вовсе не верой в бога, а подспорьем в торговых делах.
В какой-нибудь другой картине отдельные сцены фильма были бы, наверное, смешны: Мэтти Росс, блистательно доказывающая местному адвокату, как он не прав, бесконечно рассказывающий о своих прошлых женах Бриджес или сцена казни преступников, где каждый приговоренный произносит речь, неотличимую - если закрыть глаза - от брюзжания посредственного педагога. Однако все эти сцены, дополняемое мрачными пейзажами зимнего Арканзаса, змеиными пещерами и суровыми (пусть косноязычными) парнями в пыльниках, превращаются в притчу о том, что справедливость - вовсе не строчка в прейскуранте господа бога, которую можно купить, отдав взамен левую руку, а обменный курс между добром и злом.
P.S. 1) из диалога между шерифом Когберном и рейнджером Ле Бефом следует, что во время войны оба воевали за южан: шериф в отряде Куантрилла, рейнджер - у Эдмунда Кирби-Смита; 2) время действия фильма можно приблизительно определить по тому обстоятельству, что один из бандитов вооружен ремингтоном 1875 г.; 3) в финале появляются совершенно реальные персонажи - Кол Янгер и Фрэнк Джеймс.
Отредактировано Альберт (13-02-2011 14:09:00)