Занятие 2.
Идея книги.
На мой взгляд, это самая важная вещь, без которой книга превращается в набор красивых, но бессмысленных фраз.
Собственно говоря, это СМЫСЛ произведения. Мессидж, если хотите. Послание миру и человечеству. Пафосно? Но это так и есть. Писатели — инженеры человеческих душ. С какой целью вы пишите книгу? Что вы хотите изменить в себе и в читателе этой книгой? И в какую сторону?
На этот вопрос, мы когда-то отвечали на уроках литературы:
-Какой смысл вложил Лев Николаевич Толстой в сцену прощания князя Андрея с дубом?
Несмотря на кажущуюся глупость вопроса — ну на самом деле, откуда я чего он там хотел вложить в этот проклятый дуб? - в школе мы учились понимать сами себя через этот смысл.
Гениальное произведение — это многоуровневое произведение. Многопроективное. Гениальность «Мастера и Маргариты» как раз в этом и состоит — каждый находит в ней то, что хочет видеть.
Однако, я не хочу написать гениальное произведение. Почему? Я хочу донести до читателя простые мысли. Простые и понятные. Чтобы потом критики не спорили, чего я там хотел сказать. А понимали.
Какие именно мысли? Ну давайте пройдемся по опубликованному мной.
1. Антианастасия.
Книга, которую я написал за две недели. Я спал по два-три часа в сутки, невероятно много курил, практически не выходил из дома — друзья мне иногда звонили и приносили пельмени. Собственно говоря, получилась достаточно сумбурная научно-популярная книжка.
Зачем я ее писал? А для того, что бы хоть как-то остановить очень мощное тогда сектантское движение Владимира Мегре «Звенящие кедры России». Безграмотное, исковеркавшее богословие, психологию, педагогику, экономику, физику учение религиозного бизнесмена уводило сотнями разочаровавшуюся в современной жизни людей в глубины дурмана.
Цель — противостояние сектам и помощь тем, кто еще не определился — кто же такие анастасийцы.
Удивился, когда она вышла. Да еще тиражом в 7 тысяч экземпляров.
И цели я добился.
2. «Мы погибнем вчера»
Книга, которую я вынашивал около 10 лет.
Честно говоря, я совершенно не понимал — зачем я ее пишу. В отличие от «Антинастьки». Там было все понятно. А тут-то зачем? Так бывает, что осознание смысла порой приходит в процессе действия. Однако, история о десяти поисковиках, попавших в сорок второй, бередила душу и не давала спать.
Лишь в конце, когда я ее дописал и отдал в печать, я понял — зачем я ее написал.
Первое. Напомнить читателю «легкой» литературы об ужасах, которые несли нам немцы в роковые-сороковые. Получилось это или нет — судить читателю.
Второе. Доказать, что несмотря на то, что наше поколение просрало страну — мы еще можем постоять за себя и за Родину. Мое поколение торговало сникерсами и погибало в Чечне.
Мне кажется, что этот смысл я донес все же. Иначе не приходили бы благодарственные письма от майоров, награжденных орденом Мужества.
3. «Десантура-1942»
А здесь было все просто. Меня уговорили написать эту книгу. Натурально — уговорили.
Впервые в жизни писать мне было больно. Очень больно. Я ее рожал в самом натуральном смысле этого слова. Меня ломало, крутило, трясло когда я ее писал. И если бы не жена, я бы так и не смог бы ее написать.
Что же я в нее пытался заложить, какую идеологическую мину?
Первое. Описание подвига. Страшнейшего подвига в нечеловеческих условиях, который совершили пацаны 18-19 лет. Подвига до сих пор неоцененного и не понятого историками ВОВ.
Второе. Попытка обелить подполковника Тарасова, которого считали едва ли не предателем. Да и я порой иногда склонялся к этой мысли.
Третье. Попытка напомнить, что войну выиграли все вместе. Единой страной, в которой своими чувствовали все национальности.
4. «Я живу на той войне»
Тут еще проще. Началось все с одного поста на форуме «В вихре времен». Просто хотел рассказать о цинизме чиновников на Девятое мая. Ну а потом понеслось. А так как я пишу то, что вижу, а что вижу, то и пишу — от меня за рассказы многие поисковики отвернулись. Ну кому приятно признаться в том, что его носки пахнут? А ведь они пахнут. Самое интересное, впрочем, это я знал еще до рассказов, то что человек считает стыдным — другие часто этого не замечают. Поисковики ругались — зачем ты рассказываешь, что мы там водку пьем? Кхм... Не понимаю, почему можно пить, но нельзя в этом признаться? Непоисковики вообще водку не заметили. Ну, как обычно, каждый видит то, что хочет видеть.
5. «Штрафбат-22»
Собственно говоря, книга еще недописана. Немного совсем осталось. О предистории рассказывать не буду, пока фон-Барон не разрешит. Сначала я ее воспринимал как чистую развлекалочку для себя. А в один прекрасный момент задумался. Нельзя писать просто так. Иначе книга рассыплется. Поэтому я для себя поставил следующие цели:
Первое. Рассказать о настоящем штрафном батальоне.
Второе. Показать нормального особиста-энкаведешника. Не гения злодейства. Но и не святого.
Третье. Рассказать об обществе победившей либерастии. Некоторые черты либералов я довожу до алогического абсурда. Это прием такой.
Четвертое. Донести до разума читателя настоящее православие. Православие воинов и героев. Православие архиепископа Луки Войно-Ясенецкого, адмирала Федора Ушакова и рядового Российской Армии Евгения Родионова
Уж как получится... Не знаю пока.
А теперь, уважаемые посетители мастер-класса. Расскажите — вы-то зачем пишите? Только честно!