Сегодня наиболее популярны два варианта решения - ускоренная ассимиляция и отделение национальных окраин. Второй вариант реализовался в нашей РеИ, первый по моему не возможен - ассимилировать может только более сильная культурная традиции, а на рассматриваемый период русская традиция была нивелирована , а советская ещё не стала чем то цельным, самостоятельным, ненаднациональным. Здесь я намерен предложить рассмотреть третью альтернативу - "единство в многообразии" -национально-культурная автономия. Для себя я именую проект "Национальные Фонды".
Что бы снять напряжение и взаимные претензии республик в непропорциональном внутрисоюзном обмене, недоучете интересов народов одной республики в другой по моему нужно уйти от национально-территориального деления. Не сразу. Сначала укрупнив и усилив регионы (области) в республиках, предоставив республиканским министерствам возможность открывать свои представительства (прежде всего учебные) в других республиках. Мелким народам нужно максимально вернуть права на имя и национальную автономия, монолитные республики (прибалтийские, закавказские) - разделить внутри на области. Все это вести под флагом "ленинской национальной политики", "учета интересов всех народов СССР на всей его территории" и " ускорения процесса слияния всех народов СССР в единый Советский Народ"... На втором этапе республиканские органы упразднить - в ходе реализации установки на "приближение власти к людям" и " сокращения бюрократического аппарата", при этом сформировать Национальные Фонды - общесоюзные общественные организации занимающиеся поддержанием культурного развития соответствующих национальностей. Средства фондов формировать из налога (1-3%) с граждан указавших соответствующую национальность в паспорте. Дополнительные суммы в НФ народов признанных в СССР малочисленными в в общей сумме 1% от бюджета страны отчислять государству. В руководство этих фондов назначить видных деятелей науки и культуры, ветеранов партийной и советской работы, причем не только той национальности имя которой носит фонд (этнографы и историки не всегда изучают "свою" национальность", а деятели культуры получают звание "заслуженного" в "своей" республике"). В дальнейшем Состав руководства НФ будет ротироваться ВС СССР. Фонды будут отчитываться о расходовании своих средств и утверждать бюджет так же в Верховном Совете. При этом законом достаточно широко (но четко) расписать возможные расходы фондов. Как официальные русский язык и культура понятно будут пользоваться преференцией обязательности (что откроет Русскому Национальному фонду возможность поддержки рождаемости, восстановление культуных объектов (монастырей, церквей, усадеб...), фонды же других национальностей смогут поддерживать культуру (в.т.ч. СМИ) и образование на родном языке. В школах родители учеников смогут выбирать второй язык обучения. Университеты так же должны получить право определять языки обучения дополнительные к русскому, но такое обучение (как и обучение в школах) будет возможно при заключении договора с соответствующим НФ на финансирование (во Львове сможет скажем заключить Узбекский НФ, а в Павлодаре Украинский ). На содержание НФ можно предать и часть музеев, театров, библиотек, филармоний - собственно только в сфере искусства и народных промыслов предоставив им возможность дополнительного заработка. В период становления (1-2 года параллельного существования с нацреспубликами и 2-3 позже) целесообразно поддержать фонды солидными государственными субвенциями .
При этом региональные границы с исчезновением республиканских так же нужно перекроить -соединять в единые края субъекты ранее входившие в разные республики. При партийном контроле властная элита республик найдет себе утешение в более высоких должностях в новых Краях, а культурная в возможности зарабатывать и нести свою культуру по всему Союзу... При этом эти элиты будут отвлечены от конфессиональной составляющей национального единства, многие из них национальных активистов мобилизованы на преподавание родного языка в других регионах... С учетом создания Советского НФ и проведения массы межфондовых мероприятий для сплавления "единого в многообразии" советского народа будет крайне энергичная обстановка.
Претензии о неравномерности внутригосударственных обменов так же отойдут на второй план - регионы больше не будут национальными, и в регион в котором стране необходимы инвестиции можно будет привлекать специалистов в.т.ч. с поддержкой "национальных" фондов.
Все эти преобразования вполне тогда возможны и уложены в русло идеологии КПСС. Но есть у этой конструкции и препятствия - республики СССР -члены ООН, до начала в 90-х мирового кризиса капитализма (новой великой депрессии) придется сохранять в них бутафорские Правительства и Съезды Советов (избираемые на старом советском принципе, т.е. нижестоящими Советами).